Восстание из пепла

В апрельской афише Мариинского театра внезапно обнаружился "Лоэнгрин"! 18 апреля в рамках XIII Московского (!) Пасхального фестиваля с обещанным Гергиевым и 27 апреля с неизвестным пока составом. Несмотря на то, что фестиваль числится Московским, оба спектакля пройдут на Новой сцене Мариинки.

Самое любопытное, что это не премьера, а восстановление спектакля 1999 года (режиссер Константин Плужников, о котором я в таком качестве до сих пор не слышала). Эта постановка, по слухам, пала в свое время жертвой знаменитого пожара 2003 года в декорационных мастерских Мариинки - пожара, которому мы обязаны построенным на руинах вышеупомянутых мастерских роскошным Концертным залом. Я ту постановку не видела, так что буду смотреть "с нуля". Правда, в рецензиях 1999 года режиссуру поругивали (вернее, констатировали отсутствие таковой :-)) - это, конечно, минус. Зато, судя по картинке на сайте, можно не опасаться Лоэнгрина в деловом костюме и при галстуке, сплошные рыцари-доспехи. Это, на мой вкус - плюс :-). Впрочем, не зря же прошло 10 лет, могло и в режиссуре за это время что-нибудь интересное созреть. Послушаем-посмотрим!

Чем дальше в лес, тем толще...

Чем дальше в лес, тем толще... э... интрига. Поначалу на премьерного "Лоэнгрина" был заявлен стандартный (для мариинского Лоэнгрина) состав Скороходов, Ястребова, Умеров, Гоголевская. А сейчас - за два дня до спектакля, на минуточку - на сайте появилось "Партии готовят..." с длинным списком. Маэстро Гергиев верен себе и привычке менять коней в последнюю секунду :-)

С опозданием (и покаянием

С опозданием (и покаянием :-)) отчитываюсь о премьере "Лоэнгрина" 18 апреля 2014 года.

Никакой интриги не получилось: состав был ровно тот, который обещали изначально. Скороходов - наш почти что "штатный" Лоэнгрин - исполнил партию очень неплохо, хотя к концу каждого акта чувствовалась в его голосе легкая усталость. Эльза в исполнении Ястребовой была очень мила, однако не только выглядела, но и звучала очень робко. Эдем Умеров (Тельрамунд) распелся только ко второму акту, где вместе с Гоголевской они таки выдали самый эмоциональный дуэт этой постановки, создав необходимый драматический накал. Некоторую интригу предъявил только маэстро Гергиев, "урезав" увертюру в необычайно быстром темпе - вместо обычной лирической безмятежности в тихих местах увертюра прозвучала очень тревожно и нервно.

Постановка - просто рафинированно "классическая": статичные мизансцены, мечи, доспехи и прочее средневековье в полный рост. Правда, с изобразительной точки зрения стиль довольно модерновый, напоминающий "штрихованные" мультики без четких контуров и цветов: абстрактно-обобщенно-готическое нечто в архитектуре и абстрактно-старинные одежды в сливающейся серо-буро-бежевой гамме. С точки зрения же чисто режиссерской - ровно ничего сверх музыки и либретто. Но и ничто не мешает, это плюс. Разве что лебедь получился на редкость отталкивающий :-).

В целом - не откровение, но вполне себе добротный спектакль - как раз то, что нужно неофитам для первоначального знакомства с Вагнером.

Лоэнгрин 18 мая в Мариинке-2, 17-00

---del---

Комментарий от Sletelena:
Это надо так понимать, что билет, который здесь предлагался, был успешно продан. Но вообще-то лучше было прямо об этом написать, а то уж очень увесистое "del" у Вас получилось )) А ещё лучше было бы поделиться своими впечатлениями от спектакля... но это, конечно, можно и не здесь.


Лоэнгрин Гергиева

Единственная более-менее осмысленная трактовка Гергиева, которую можно слушать на фоне признанных Мэтров даже 2 половины 20 века.
Парсифаль Гергиева ничего, кроме недоумения у меня не вызывает, ни качеством записи, ни дирижерской трактовкой, ни пониманием замысла.
Хочется понять, в связи с чем фамилия Гергиева фигурирует в голосованиях, вместо многих, о ком приятно было-бы вспомнить. Тот-же самый Голованов в их числе, если уж так хотелось вспомнить композиторов с экс СССР. И даже Кирилл Петренко, на мой взглд был-бы гораздо более уместен. А если вспомнить таких дирижеров как Кнаппертсбуш, Мук, Элмендорф, Абендрот, Кайлберт, Краус, Заваллиш и многие, я подчеркиваю, другие, я-бы ему не стал выделять места даже в третьей десятке. Единственный его плюс - возможность послушать вживую в Мариинке. Простите, ничего по настоящему выдающегося и запоминающегося в его трактовках для себя я не нашел.

Насчёт гергиевских трактовок

Насчёт гергиевских трактовок Вагнера вряд ли смогу Вам ответить (ау! питерцы, кому молчим - чего ждём? это чей вообще любимый дирижёр?) Сама я слышала у Гергиева целиком и с его солистами только "Валькирию", особого впечатления она действительно не произвела - может, не повезло, но, так или иначе, на другие оперы питерской вагнерианы уже не тянуло. Однако многие вагнерианцы северной столицы (и "к ним примкнувшие") имеют явно другие впечатления и другие мнения. И навряд ли большинство из них совсем ничего иного не слышало, просто на общем среднем фоне симфоническое проведение Гергиева всё-таки выделяется, плюс живой звук - вот всё это и нашло выражение в результатах опроса.

Кирилл Петренко на момент голосования никак не мог быть там представлен (у Гергиева-то вагнеровская запись к тому моменту была, и "Кольцо" вовсю шло и гастролировало и т.д.) Вообще критерии попадания в прошедшие. опросы отражены на странице "Дирижёры". И большая часть тех, кого Вы перечислили, туда попали.
Мы были бы только "за", если бы разговор о дирижёрах, их исполнениях и записях был продолжен, но для этого нужна активность таких знающих пользователей, как Вы. Пишите рецензии, материалы в исполнительский раздел и т.д. - всё это будет по крайней мере с интересом прочитано, а, скорее всего, и обсуждено, и поддержано, и оспорено )) Но, самое главное, кем-то то, о чём Вы напишите, будет ПРОСЛУШАНО. А от одного упоминания Абендрота и Крауса люди толпами никуда не срываются, проверено ))

Лоэнгрин, Мариинский театр, Новая сцена, 18 мая 2014 года

На этот раз маэстро Гергиев не почтил нас своим присутствием. Оркестром дирижировал Михаил Синькевич.
С самого первого такта увертюры возникло ощущение легкой "размазанности", несобранности. Потом вроде "картинка" начала выстраиваться, но позже, по ходу представления, ощущение расплывчатости иногда снова возникало и пропадало несколько раз. Может виной тому мелкие, почти незаметные ошибки в духовых, или несоответствие темпов отдельных моментов в сравнении с ожидаемыми - не знаю. Первый акт показался каким-то слабоватым и затянуто-натянутым - может Тельрамунд как следует не распелся, или глашатай был не совсем внушительным. Эльза - безусловно хороша, придраться не к чему. Лоэнгрин Парсифалевич тоже не плох.
Сцена битвы откровенно не понравилась. Понятно, что владение мечом не входит в круг обязанностей оперных певцов, но все же пару приемов могли бы выучить и показать, или в конце концов на роль Лоэнгрина позвали бы Зигмунда или Зигфрида из "Кольца". Особенно смутил финал битвы - Тельрамунд выставляет над собой в двух руках меч, Лоэнгрин лениво бьет по мечу поперек (в этот момент меч Тельрамунда должен сломаться, но почему-то этого не происходит) - и объявляет о своей победе! Выглядело это как скучный договорной матч, в котором результат известен заранее, и оба участника опять-таки заранее с этим результатом согласны.
Дуэт Ортруды и Тельрамунда во втором акте - просто образцово-показательный. В целом второй акт, включая свадебную церемонию с "включениями" Ортруды и Тельрамунда в известных местах, получился очень цельным и динамичным.
Третий акт сделан очень красиво и без пошлости - очень понравился, что называется, ни убавить ни прибавить. Впечатление испортил только какой-то смазанный финал, но в этом "заслуга" исключительно
оркестра. Я не музыкальный критик, но все же чувствую, что финал этой оперы должен звучать несколько по-другому.
По остальным моментам. Костюмы - шикарно сделаны. Декорации - шикарные, в абстрактном стиле а-ля "замок Нойшванштайн". Свет - выше всяких похвал. Эти три момента в Мариинке всегда были на очень высоком уровне, особенно свет и видеоинсталляции мне понравились в "Кольце" этой весной. Что бы там ни говорили, но технически спектакли Мариинского театра всегда безупречны.
А вот с оркестровым исполнением в этот раз было как-то не очень. Может, у Гергиева лучше получается? По крайней мере, на всех операх Вагнера, которые мне довелось услышать именно в исполнении Гергиева, вопросов по исполнению у меня не было, ни в "Летучем Голландце", ни в "Зигфриде", ни в "Гибели Богов". Неужели один и тот же оркестр одно и то же произведение с промежутком в считанные дни может играть под руководством разных дирижеров столь по-разному?
И еще момент, каждый раз вызывающий недоумение: русские субтитры. Субтитры почти постоянно запаздывают, иногда вылезают раньше чем надо, а некоторые моменты просто теряются. Текст их в этот раз в целом соответствовал русской версии "Лоэнгрина" записи 1949 года дирижера Самуила Самосуда, за исключением отдельных творчески переработанных моментов. Несовпадение и пропуск субтитров - проблема почему-то во всех театрах: и в Новой опере, и в Станиславского, и в Метопере, и в Мариинке. Не понятно, почему этой "мелочи" нельзя уделить чуть побольше внимания.

Билет

Это надо так понимать, что билет, который здесь предлагался, был успешно продан
Билет не был продан - здесь похоже участники не склонны к походам в театр :))
Поэтому пришлось совратить на прослушивание оперы человека, весьма от этого жанра далекого. И что удивительно - он не сказал, что ему не понравилось. Может быть, со временем одним любителем оперы, начавшим свою театральную карьеру с Вагнера, станет больше. Кстати, он сильно удивился, когда узнал, что классические оперы пишут и ставят и в наши дни.
лучше было бы поделиться своими впечатлениями от спектакля
Уже сделано. А то потом забудется :)

Про разное

здесь похоже участники не склонны к походам в театр :))
Скорее здешние участники не склонны к быстрой перемене планов )) И это очень объяснимо: человек заходит на сайт, предположим, раз в неделю, видит билет на завтра - и что он должен сделать, кроме озадаченного почёсывания в затылке?.. Вообще по вопросу продажи билетов Вы у нас фактически первопроходец. Я, честно говоря, не припоминаю, чтобы такое активно практиковалось даже на старом сайте. Записи - да, продавались, менялись, но билеты... Так что это, считай, с нуля - и всё в Ваших руках! )) Возможно, при должной настойчивости Вам таки удастся продавить эту тему, сделать её стандартной, люди привыкнут и начнут реагировать бодрее.

Спасибо за интересный коммент про "Лоэнгрина"! Хотя, вообще-то говоря, у меня уже "мышь отсохла грызть" одно и то же )( Вот Вы, уважаемый kineskop, вместе с уважаемой Монстерой написали по факту рецензию и развёрнутый комментарий на эту постановку и - поместили их в новостные заметки. Какой смысл? Заметка эта уйдёт с Главной уже осенью, между тем спектакль будет идти, люди будут им интересоваться, но искать поиском половине из них в голову не придёт, да и находится поиском слишком много разного... Словом, рука бойца колоть совсем устала - а "творческий бардак" и ныне там... ))

Кстати, в июньском "Тангейзере" солировать будет Майкл Путч. Скорее всего, это планово, ибо в некоторых других спектаклях театра Микицкий в июне заявлен, так что речь, наверное - тьфу, тьфу, тьфу - не о "пост-тангейзеровском" возвращении к баяну.

По месту размещения отзывов

написали по факту рецензию и развёрнутый комментарий на эту постановку и - поместили их в новостные заметки. Какой смысл?
Теперь буду знать. Но может все же уважаемый(ая) Модератор перенесет эти два отзыва туда, где им и полагается быть - в рецензии? А то
Заметка эта уйдёт с Главной уже осенью, между тем спектакль будет идти, люди будут им интересоваться, но искать поиском половине из них в голову не придёт...

Нет, не буду я вас туда

Нет, не буду я вас туда переносить - вот выйдет из отпуска уважаемая Monstera и, надеюсь, продублирует и себя и Вас куда надо сама. Просто я могу сделать исходную рецензию только под своим ником, пустив вас обоих комментами, а это в данном случае неправильно, я же этой постановки даже не видела. Кстати, оценочку после переноса в Рецензии, пожалуйста, не забудьте поставить - я Вам буду чрезвычайно признательна ))

И еще раз о Мариинском Лоэнгрине