Гектор Берлиоз. "Троянцы"

Гектор Берлиоз. Троянцы.
Санкт-Петербург, Мариинский театр, новая сцена
22 октября 2014 года.

Автор музыки и либретто – Гектор Берлиоз
по мотивам «Энеиды» Вергилия.
Режиссер и художник-постановщик – Яннис Коккос

Исполнители

Дирижер – Валерий Гергиев
Эней – Сергей Семишкур
Хореб – Владислав Сулимский
Пантей – Олег Сычев
Нарбал – Эдуард Цанга
Асканий – Людмила Дудинова
Кассандра – Млада Худолей
Дидона – Екатерина Семенчук
Анна – Екатерина Крапивина
Приам – Тимур Абдикеев

Решение пойти на эту оперу у меня возникло спонтанно. Очень уж активно это произведение рекламируется в кругах, близких к Мариинке. Автор либретто – Гектор Берлиоз, по мотивам «Энеиды» Вергилия. Опера состоит из двух частей – «Падение Трои» и «Троянцы в Карфагене». Во многих театрах эти две части ставятся в два вечера, но не таков наш Маэстро Всея Руси Валерий Абисалович Гергиев. Что его оркестру стоит отыграть пять с лишним часов подряд, если они «Тристана и Изольду» играют вместо утренней разминки? Ему бы суровой Челябинской оперой руководить…
К сожалению, зрители в Питере явно не из Челябинска, и хотя билетов в продаже не было уже за неделю до постановки, во втором антракте в гардеробе стояла длинная очередь, а до финальных аккордов дожило где-то две трети зрителей. Я мужественно досидел до конца.

Идя на это произведение, я совершил две главные ошибки: первая – эту оперу я слушал впервые, хотя обычно, прежде чем идти в театр, стараюсь ознакомиться с темой по записям. Точно так же год назад я без подготовки слушал в «Новой опере» «Тристана и Изольду», и вышел из театра в некотором недоумении (и что они в ЭТОМ нашли?). Ну и вторая ошибка – перед большими операми нужно хорошо выспаться, чтобы в сон не тянуло…

Оркестр шикарен, как всегда, когда Гергиев за пультом (исключение слышал лишь однажды – на финальной постановке «Звезд белых ночей» 2014 года, тогда видимо погода и усталость сказались). Исполнители – на высоте. Отдельно хочу выделить исполнителей главных ролей: Млада Худолей в роли Кассандры, Екатерина Семенчук – Дидона, и Сергей Семишкур – Эней. Хор – про Мариинский хор сказано уже очень много, хор там всегда шикарен, даже когда Лариса Гоголевская Брунгильду поет...

По постановке. Сценография выполнена в минималистском стиле, декораций почти нет. Роль декораций выполняли видеоинсталляции на заднем плане сцены. Очень красивой режиссерской находкой явилось огромное наклонное полупрозрачное зеркало над всей сценой. Все происходящее на сцене можно наблюдать одновременно и спереди, и сверху. За исключением некоторых спорных моментов, типа взвода автоматчиков в финале первой части, призванных изображать захвативших Трою греков, режиссер не испортил музыку своим излишним присутствием, что в наше время к сожалению редкость. Общая концепция мне напомнила «Парсифаля» в постановке Метрополитен-оперы 2012 года – тот же минимализм, та же статичность, но все гармонично, красиво, и главное - в тему.

Приехав домой, сразу скачал несколько записей «Троянцев», и уже третий день слушаю везде – в машине, на работе, дома… Музыка – захватывает и не отпускает, прямо как у Вагнера. Есть у «Троянцев» Берлиоза что-то общее с «Гибелью Богов», «Тристаном», «Парсифалем»… Не покидает ощущение, что эту оперу должен был написать Вагнер. И некоторым диссонансом звучит то, что поют не по-немецки, а по-французски – как-то не ассоциируется этот язык с такой монументальной «глыбой», какой-то он легкомысленный. Особенно в начале третьего акта – прямо французский шансон в исполнении Дидоны…
А еще невольно хочется назвать Берлиоза достойным продолжателем вагнеровских традиций, по выбору темы – боги и герои, по монументальности произведения… И тут вдруг оказывается, что "Троянцы" написаны в 1859 году, когда у Вагнера уже были поставлены «Голландец», «Лоэнгрин» и «Тангейзер», а «Тристан и Изольда» и первые две части "Кольца Нибелунга" были написаны, но их еще никто их не слышал. Видимо, время такое было…
Короче, рекомендую всем ознакомиться с этим произведением. На трекере лежит запись 2004 года в режиссуре Янниса Коккоса, DVD-rip, практически то же самое, что идет в Мариинском театре
А если захочется послушать живьем – в афише Мариинского театра эта опера анонсирована на 1 апреля 2015 года. Билеты уже в продаже на сайте. http://tickets.mariinsky.ru/ru/performance/7665/
Я уже купил себе - пойду послушаю еще раз. Чего и вам желаю.

Музыка – захватывает и не

Музыка – захватывает и не отпускает, прямо как у Вагнера. Есть у «Троянцев» Берлиоза что-то общее с «Гибелью Богов», «Тристаном», «Парсифалем»… Не покидает ощущение, что эту оперу должен был написать Вагнер. И некоторым диссонансом звучит то, что поют не по-немецки, а по-французски – как-то не ассоциируется этот язык с такой монументальной «глыбой», какой-то он легкомысленный. Особенно в начале третьего акта – прямо французский шансон в исполнении Дидоны…

А еще невольно хочется назвать Берлиоза достойным продолжателем вагнеровских традиций, по выбору темы – боги и герои, по монументальности произведения… И тут вдруг оказывается, что "Троянцы" написаны в 1859 году, когда у Вагнера уже были поставлены «Голландец», «Лоэнгрин» и «Тангейзер», а «Тристан и Изольда» и первые две части "Кольца Нибелунга" были написаны, но их еще никто их не слышал. Видимо, время такое было…

Во-первых, Берлиоз был старше Вагнера на десять лет, первое его выдающееся произведение, программная "Фантастическая симфония", было написано и исполнено, когда Вагнеру было 17 лет! Да, так получилось впоследствии, что он в качестве дирижёра и музыкального критика стал пропагандировать творчество Вагнера и Листа - просто потому что способен был понять их музыку. Но если уж искать самому Гектору Берлиозу каких-то предшественников, то это Бетховен и Глюк, да и то с большими оговорками - но уж точно не Вагнер )) Даже пресловутую лейтмотивную технику Берлиоз стал использовать задолго до Вагнера.

Я чрезвычайно рада за Вас, уважаемый kineskop, что Вы нашли себе музыку по душе помимо Вагнера, Чайковского и Мусоргского. Сама я, признаться, видела "Трянцев" лишь единожды, в каком-то метрополитеновском варианте - хорошем, и вещь мне во многом понравилась. Но главное, что не понравилось, была именно её монументальность, проистекающая отчасти из самой темы богов и героев, а отчасти из общего музыкального характера - несколько не берлиозовского, на мой взгляд, и несколько подражательного. Только не Вагнеру, нет, а скорее общепринятой тогда французской оперной традиции. В ранних своих произведениях Гектор Берлиоз был от этого весьма далёк - и, очевидно, именно поэтому оставался у себя на родине практически непонятым. Притом это был самый настоящий француз, у которого, если "Гарольд в Италии", то там 80% Италии и только 20% Гарольда - но при том, как это сделано, это чудесно и замечательно! И если "Осуждение Фауста", то из Гёте там взята только любовная линия, да и та переделана - а в результате прекрасная опера, именно по-французски яркая и мелодическая, и истинно по-берлиозовски оркестрованная (хотя в симфонических вещах у него оркестровки вообще эффектнее, чем в оперных - и это тоже совсем не по-вагнеровски )).

Сами по себе гармонические ходы и оркестровые тембральные фишки Берлиоза к Вагнеру никакого отношения не имеют. (Кстати, вот сейчас подумала - у Малера что-то явно берлиозовское есть, наряду с вагнеровским, и очень замечательно у него это сплавилось...) Но возвращаясь к теме - я вот искренне считаю, что в монументально-эпическую драму Гектору Берлиозу ударяться всё-таки не стоило. Вся эта мифологическая героика - совсем не его. И зачем она ему приспичила?.."Троянцы" - хорошая опера, но ни "Кольцом", ни "Аидой" она, по-моему, не может стать даже при самом суперском дирижёрском прочтении, хотя женские партии там красивые, и хоры тоже... Прямо не знаю, что Вам там такого наиграл Гергиев, хотя у него сейчас вроде расцвет как раз французского периода...

А насчёт французского языка - рассуждая логически, оперу по сюжету Вергилия следовало бы вообще писать на итальянском. Во всяком случае, точно не на немецком )) А французский - имхо - эффектней и того, и другого - ну просто объективно, на слух. Я, кстати, французского не знаю, так что в данном случае агитирую исключительно из любви к чистому искусству ))

Но с чем не спорю совершенно - питерцам повезло. "Троянцев" у нас всё-таки крайне редко ставят, и в этом смысле Гергиеву большой респект, не меньший, чем за "Кольцо". Ещё очень интересно, во что за 10 лет превратился голос Худолей - раньше она мне очень нравилась... Если сюда привезут кусок питерского Берлиоза - на "Маску" или ещё как-нибудь - постараюсь сходить.

Expression et catastrophe


Les Troyens Берлиоза в Штаатсопере Гамбург

Кент Нагано, Кэтрин Наглестад, Елена Жидкова, Марчело Жордани, Картал Карагедик, Катя Пивек, Петри Линдрооз, Довлет Нургелдыев, Бруно Варгас

Выразительный и потрясающий вечер. 3¾ часа экспрессии, чувства, звука,
невероятно слаженно звучащий хор, эффектная драматургия, прелестные голоса держались вместе Нагано, в упоении музыки и ритма.

Как и Вагнер, Берлиоз был романтиком и создал поэтический мир выявляя и показывая тёмные силы, чтобы снова примирить человека с природой. Время богов закончилось, их тени являются вытесненной виной. Вагнер и Берлиоз считали чистую историю непригодной как предмет искусства. Вагнер спускался к долитературному мифу, Берлиоз обращался к зарубежной литературе.
Оба отвергали французскую Grand Оpera, которая использовала исторический материал, чтобы одолеть публику эффектами и сентиментальными катаклизмами.

Но Берлиоз обвиняет Вагнера, в том, что музыка у него служит только тексту и мысли, сам он требует выражение и экспрессию, хочет, как и Верди, найти мотив для каждой сцены, для каждого психологического момента. У него простые гармонии в рамках традиционной оперы по номерам.

Нагано показал богатство мелодий и ритмов этого концепта и создал связи музыкальными средствами. Развитие и вариации мелодий творили многообразные тембры и выражения, экспрессию и страсть. Певцы были удивительные: Кэтрин Наглестад (Кассандра) первоклассная, но Елена Жидкова - наивысшая точка вечера к всеобщему восторгу публики.

Опера была сильно сокращена, лишена массовых сцен, танцев, но в первых двух актах доминировали огромные хоры. Драма быстро
ведёт к катастрофе двух женщин, которые пытаются интегрироваться в мир мужской власти, обладая фантазией и политической проницательностью и не желая поступаться своими чувствами и любовными связями. Эней просто циник, ему достаточно 1,5 сек. чтобы принять решения покинуть Дидону.

Инсценировка удивительно актуальна: кровь, война, изгнание и бегство.
Дидона: „Людей, блуждающих как и мы семь лет назад, мы охотно гостеприимно примем“. Две женщины являются памятью мира о страданиях человечества.

Так мы увидели Grand Opera непридуманных чувств, испытали огромное потрясение, и публика была в восторге, хотя рецензии на премьеру в прошлом году были очень сдержаны, я бы даже сказал мелкие и придирчивые. Но зрители, очевидно, с ними не согласны, и, может быть, первая работа Нагано станет началом прекрасной дружбы с Гамбургом.

Думаю, что и Вагнера бы впетчатлил музыкальный язык конкурента - оба никогда в жизни не слышали исполнение этой оперы как было задумано композитором. Скандал Тангейзера в Париже охладил спрос на эксперименты и лишил Берлиоза любого шанса постановки там Троянцев.

Берлиоз думал не раз как „в один прекрасный вечер заминировать Theatre Italien и вместе со всем населением Россини взорвать его“.
Возможно об этом мечтал и Вагнер.