Новогоднее марлезонское

Новый Год 2018
Дорогие друзья! С Новым Годом! Всем удачи в здоровье, развития в любви, универсальности в успехах и взаимности в деньгах! По вагнеровской теме на нашей 1/6 части суши в прошедшем году происходило преимущественно укрепление питерских позиций путём усиления составов, стратификации музыкального руководства и активного гастролирования. Хотелось бы пожелать не питерцам хотя бы того же, если уж с новыми постановками не складывается. Впрочем, в первой столице обещают и новое, так что ждём - и желаем таких же приятных новостей всем нашим вагнеровским форпостам, а также театрам, ещё не примкнувшим и только примеривающимся к теме.

Новогодняя игра на сайте в этот раз не будет связана с актуальной ситуацией вокруг Вагнера или какого-либо другого персонажа. Играть будем в балет. Творец теории гезамткунстверка, как известно, относился к этому искусству весьма высокомерно. И это объяснимо - балета в нынешнем понимании просто не существовало в то время. Почти всё, что мы сейчас считаем балетной классикой, было написано уже после Вагнера. В середине же 19 века балеты ставились, в основном, на очень второразрядную, если не сказать - третьеразрядную музыку. Отчасти этим же принципиальным изменением музыкального компонента (но не только) объясняется и качественный скачок в смысловом - поистине гезамтовом - наполнении постановок, который пережил этот вид искусства в начале 20-го века. Причём, в отличие от оперы, с подозрением косящейся последние полвека на современные произведения, балет и поныне остаётся искусством живым и открытым новым веяниям.

В нашей игре мы будем ориентироваться на современное нам, а не Вагнеру состояние балета, и попробуем с этой поправкой смоделировать ситуацию совершенно гипотетическую. А именно, что Рихард Вагнер:
а) подобно истории Парижской постановки "Тангейзера", был поставлен перед необходимостью написать балетные вставки к своим операм;
б) согласился и сделал это в соответствии с парижскими требованиями, поставив балет в начало второго действия оперы.

На вопрос "Какую из этих "принудительных" балетных вставок вы бы предпочли?" предлагаются совершенно разные ответы - предполагающие развитие имеющихся лейтмотивов или введение новых, шутливые и абсолютно серьёзные, имеющие в виду балет как классический, так и самый современный по средствам выражения. В общем, это очередное "всем сестрам по серьгам", в котором не нужно концентрироваться на своих непониманиях. А нужно, напротив, по возможности аргументировать и живописать то, что "легло на душу".

Новогодний опрос продлится до 2 февраля, после чего будет возобновлён очередной из блока о личных ассоциациях с вагнеровскими героями. Надеюсь на традиционно активное и интересное новогоднее обсуждение. Дополнений в текущий список вноситься не будет, но собственные идеи участников, как обычно, приветствуются, наряду с обсуждением имеющихся пунктов. Фантазируем, пишем, голосуем!

А почему пропущено "Золото

А почему пропущено "Золото Рейна"? Не могу поверить, что администрация самого свободного вагнеровского сайта ударилась в махровый формализм и исключила эту оперу из-за формального отсутствия 2-го акта :) Наверно, дело в том, что Вагнер, можно сказать, уже сам написал в этой опере "балет на качелях" с русалками в первой сцене. Но и во второй сцене "Строительство Валгаллы" или "Танец добродетелей Фрики" могли бы прийтись кстати.

Поскольку их нет, выбираю "Танец бывших жен Голландца". Не столько по приколу на самом деле - над "Танцем утра, дня, вечера и ночи" я смеялся дольше :) А в "Голландце" понравился скорее полет фантазии. Тут я, наверно, как и большинство, не придумал бы ничего лучше, чем развить в балет тему женского хора. Но предварить ее по контрасту чем-то принципиально иным, еще более инфернальным, чем сам Голландец - это круто.

Выбираю Фафнера.

Выбираю Фафнера. Очень интересно было бы посмотреть на драконьи па. Всякие там па де баск и па де пуасон. Или это было бы па де де с Зигги? А может, даже па д'ансамбль с бродящими вокруг да около Альбе, Вотаном, Миме и летающей птичкой?

А мне Фафнер виделся в более

А мне Фафнер виделся в более модернистом стиле, как несколько танцоров в одном драконе. Если раскладывать на па, то получается па де хвост следом за па де де лап, как-то так :)

Тогда уж па де катр

Тогда уж па де катр, если лап!

Имелись в виду передние

Имелись в виду передние (они же верхние) лапы. Про задние, честно говоря, не думалось в качестве достаточно выразительного арт-объекта. Но, наверно, вы правы, четыре равноценные лапы для балета лучше.

Па де "хвост формализма в атаке"

случилось действительно у администрации при составлении этого опроса :), и "Золото Рейна" не было включено именно по этой причине. Если бы мне пришёл в голову какой-нибудь такой любопытный "Танец добродетелей Фрикки", я бы ещё подумала - но нет, не пришёл. Интересно было бы, кстати, услышать от автора варианта или кого-то, столь же добромыслящего, каких же это именно добродетелей танец... :)

Так известно, каких -

Так известно, каких - семейных :) Верности, рационального мышления, глупостей прощения, мягкости обращения, вперед-не-выпирания, за карьеру мужнюю старания. И отдельным выходом - материнской заботы о детях, между прочим, соперницы. Тут Вагнер, конечно, переборщил, у живых женщин такого не бывает, но как идеал - почему бы нет.

Ну почему же,

вполне бывает. У раскритикованной Вами Лу, например, было именно так. Вообще, сдаётся мне, список добродетелей не совсем про Фрикку, и не совсем про Вагнера... :) Впрочем, это искупается оригинальностью творческого замысла - одно па-де-де Рационального Мышления с Глупостей Прощением чего стоит! :)

За позитив!

Я голосую за народные гуляния в "Лоэнгрине". Большинство предложенных ответов предполагает или развитие имеющихся мрачноватых тем (Фафнер, Клингзор), или даже введение новых (Голландские жены, Сон Хагена). А на фоне нашей сероватой европейской зимы хочется чего-то яркого и радостного. Позитивным настроем не плохи также Показательные бои героев Вальгаллы, но они, на мой взгляд, ухудшили бы композицию оперы. Последующее появление валькирий в третьем акте выглядело бы после этого просто повторением. А радостные народные гуляния в "Лоэнгрине" наоборот композицию улучшили бы и более изящно ввели бы тему обиды Ортруды за старых богов.

Вполне законный критерий,

однако не совсем согласна с обосновательной частью. Лично мне Сон Хагена не слышится мрачным - трагедия в нём, конечно, есть, но в целом он звучал бы, наверное, как хор-перекличка из "Тристана", абстрактно и безоценочно. А про Фафнера вообще подумалось - ведь, собственно говоря, он дракон, а значит, и возвращаться с водопоя не обязательно должен был пешком - он мог лететь! Всей своей большой слабоуправляемой тушкой - и это могло бы быть даже местами смешно :)