Вагнер-гала. Сцены из оперы "Тристан и Изольда". Концертный зал Мариинки

4
Средняя: 4 (1 голос)
 и Изольда общий вид.jpg
 Мелтон 3.jpg
jpg.

Тристан - Михаил Векуа
Изольда - Хайди Мелтон
Брангена - Юлия Маточкина
Марк - Михаил Петренко
Курвенал - Эдем Умеров
Мелот - Александр Тимченко
Рулевой - Дмитрий Воропаев
Дирижер - Валерий Гергиев

На сей раз гергиевские "Белые ночи" ознаменовались тройным ударом по Вагнеру - тройкой концертов серии "Вагнер-гала", из которых прошедший 8 июня был первым. Появление его в афише я восприняла как подарок судьбы - ибо в силу обстоятельств непреодолимой силы не смогла попасть в минувшем июне на трехдневную концертную запись "Тристана" (июнь 2017). Зато теперь предлагались фрагменты оперы с практически тем же составом.
"Сцены" оказались весьма монументальными: 1 действие сыграли практически полностью, 2-е - тоже, опустив пререкания Изольды и Брангены и сразу начав с любовного дуэта. Включили и появление короля Марка с его длинными ламентациями и, сильно сократив Тристанову "декларацию о намерениях" отправиться в далекую ночную страну, прихватив с собой Изольду, закончили, как положено, схваткой Мелота и Тристана. А вот из 3 действия был сыгран только Liebestod. По ходу концерта возникло такое чувство, что у Гергиева был план сыграть и последний акт как минимум наполовину, объявив перед ним второй антракт, но по причине почти тотального бегства аудитории он отказался от этой идеи. Прсле поединка Тристана и Мелота и окончания 2 действия все немногочисленные оставшиеся зрители поаплодировали исполнителям, затем Гергиев сделал какой-то жест рукой, очевидно призывая аудиторию потерпеть еще немного - и прозвучал Liebestod. Тогда начались уже финальные аплодисменты и выходы на поклоны. Бегство публики неудивительно: концерт начался, как обычно,с получасовым опозданием -- в 20.30, закончился в 24.00. Не все готовы ехать домой на такси, к тому же это Петербург, там еще и мосты разводят.
Что касается исполнения - оркестр был прекрасен: тонкая нюансировка, точность интонаций, отличный баланс струнных и духовых. Но главное, он звучал одухотворенно, полётно - счастливое сочетание техники и вдохновения. Зато иностранная гостья совсем не порадовала: очень неровный вокал, много откровенного крика на верхах, чередование красивых, насыщенных нот, в основном в нижнем диапазоне, с резкими или тусклыми в середине. Тристан был вполне кондиционен, но не на пике формы - звучал скучновато, не хватало темперамента. Кажется, концертный формат не слишком годится для Векуа, он по-настоящему раскрывается там, где надо и петь, и играть, причем больше ему походят роли жизнелюбов-весельчаков,вроде Логе или Зигфрида, а не депрессивный нытик Тристан. Очень симпатично выступил Петренко, главное - не скучно и не занудно, что обычно бывает проблемой с долгими жалобами Марка. Но настоящей звездой вечера, по-моему, была Юлия Маточкина: она как раз из тех Бранген, что "пониже", как предпочитает уважаемая Sletelena (и я с ней солидарна), голос звучный и с богатыми обертонами, сильный и мягкий тембр, минимальное вибрато, словом, красота. В общем, между тройкой и четверкой, на четыре с минусом, пожалуй.И очень интересно, как будет проходить следующий Вагнер-гала, где начало заявлено в 21? Продлится до утра, наверное? Впрочем, может, так и задумано - на что еще белая ночь, как не Вагнера играть и слушать?

Оценка - 4-

4

Оценка - 4-

Есть ощущение, что кое-кто закушался

Питерских граждан, по ходу, так избаловали такими Вагнерами, эдакими Вагнерами, разэдакими Вагнерами, что никакими новостями, форматами и изворотами дирижёрско-режиссёрской мысли их уже не расшевелить. Даже про их родное питерское уже пишут у нас столичные варяги, не говоря про датское, балканское и прочее. Не беря даже полноразмерные материалы, ни одного коммента из северной столицы в обозримой перспективе не наблюдается. И хотелось бы как-то разобраться для определения дальнейшего направления движения: эта невская вагнерианская забурелость - она окончательная или всё-таки ещё нет? :)

Ну, Вагнера можно слушать в

Ну, Вагнера можно слушать в любое время суток. Хотя, если мосты разводят, то да - проблемка. Надо это учитывать. Повсеместно, если что Вагнера играют, особенно целиком, то начало переносят на более раннее время. У нас в Большом Софийские спектакли вообще начинались в 17.00. И правильно - народ не устает, оперу дослушивает до конца, уходят единицы. С Вагнера вообще уйти трудно, если только под угрозой не попасть в этот вечер домой...В Новой опере тоже пораньше начинают.
Маточкина очень хороша, просто очень. У нас здесь она буквально вытащила "женскую часть" Пиковой, напрочь перепев Чурилову. Ну и в Золоте была неповторима. Ну если оркестр - прекрасен, то опера сделана. Если кто еще и поет хорошо - то это уже бонус.