Вагнер «Золото Рейна», Ла Скала 2010

4.25
Средняя: 4.3 (4 голосов)
"Золото Рейна", Ла Скала 2010, Альберих -  Й.-М. Кренцле

Я так понял, это редакционная политика – кто о каком-то «Кольце» писать начал, хоть с середины, тому и заканчивать …:-) Ну ладно, мне вообще-то итало-германское «Золото Рейна» понравилось – и явно побольше «Валькирии», если говорить о чисто постановочной части. Здесь господа Кассье и Баньоли напортачили значительно меньше, а интересного придумали значительно больше. Во-первых было много интересного балета, там где он выступал массово и являл собой не только заполнение сцены, но и мысль. Сопровождение отдельными балетными персонажами Вотана, Фрики, Логе и т.д. понравилось меньше, хотя возможно, тут всё дело в простецких чёрных костюмах на полуголых телах танцоров, не передававших никакой мысли и смотревшихся не в кассу. Впрочем, в целом к хореографии Черкау и антверпенским танцорам претензий нет.

Со светом, машинерией и инсталляциями тоже было много классных придумок. Лично меня больше всего впечатлила перемена декораций по ходу спуска Вотана и Логе в Нибельхайм, великолепно поддержанная и оркестром и светом, но было и много других любопытных моментов, особенно в конце. Некоторый перекос в темноту, чтобы зрителю поломать глаза, имел место быть и в сцене с русалками, и после удаления Эрды, но ненадолго и, опять же, значительно меньше, чем в «Валькирии», хотя, может, и побольше, чем в «Зигфриде». Единственное же, что показалось безусловно лишним, это вода на сцене практически по ходу всего действия. В начале и в конце её значение было понятно, но всё остальное время я искренне недоумевал, глядя на неглубокие прямоугольные водные ванночки повсюду, которые зачем-то использовали балетные танцоры и тщательно обходили поющие персонажи. И шарик – Господи ты боже мой! – так вот откуда он взялся в «Валькирии»! Но здесь он строго мерцал синим на тоненькой ножке в правом верхнем углу, обозначая, что там вам не тут, и в глаза не лез.

Баренбойм выступил отлично, и в этой части тетралогии тоже (как и в «Зигфриде», но в отличии от «Валькиии») заставив итальянцев играть по-чикагски во всех сильных симфонических фрагментах, что отлично контрастировало с тонкой проработкой остального материала и мягким сопровождением певцов. Клянусь богом, это было здорово!

Что касается собственно солистов, порадовали практически все за исключением Рене Папе. Уж казалось бы, кто-кто, а он-то должен был… но просто какая-то катастрофическая непруха с Вотанами в этом цикле! Приболел он, что ли, в это время? Не скажу, конечно, что он испортил постановку – это не так, но всё-таки разочаровал. Зато Йоханнес Мартин Кренцле (Альберих), Вольфганг Аблингер-Сперраке (Миме), Штефан Рюгамер (Логе), Квангхул Юн (Фазольт) и Дорис Зоффель (Фрика) исполнили свои партии прекрасно. В общем, если бы не Папе, эту запись можно было бы и на аудио слушать.

Вот прямо не знаю, что

4

Вот прямо не знаю, что поставить: «прилично» или всё же «отлично»? Постановка в целом ровно на уровне «Зигфрида», то есть на четвёрку с плюсом… Может, вам десятибальную систему ввести, а?.. Ладно, нельзя постоянно пятёрки ставить, поставлю за это «Золото» четвёрку в надежде, что кто-нибудь приплюсует :-)

На меня в своё время эта

4

На меня в своё время эта постановка произвела неплохое впечатление, хотя и не на пять звёзд. Со светом и инсталляциями было то так, то сяк; помню, что не понравилось начало, особенно попытки инсталляционных крупных планов в сцене с русалками, зато очень понравилось «теневое» решение с великанами и Фрейей (и очень понравилась исполнительница этой партии, Анна Самуил). Балета было действительно слишком много, как и воды.

Но претензии к Рене Папе мне непонятны. Совершенно точно, с чисто вокальной точки зрения он лучший Вотан в баренбоймовском цикле и вообще один из лучших на протяжении последних десяти лет. Другое дело, что режиссёрская концепция этого образа, если брать две первых оперы «Кольца», не выдерживает никакой критики, потому что её элементарно нет. Все остальные – люди как люди, но у Вотана каждый раз какой-то новый невнятный костюмчик, и каждый раз он играет какого-то нового непонятно кого. Конкретно в «Золоте Рейна» - вроде уже не аристократа, но ещё и не дельца эпохи перехода от позднего феодализма к развитому капитализму – образ совершенно дурацкий и затёртый. Но голос Папе при этом остаётся на уровне, просто как это петь и какие эмоции пытаться передать, не знает ни он, ни режиссёр. В результате получается, что второй по значимости персонаж оперы – ни рыба, ни мясо с ровным спокойным классическим вокалом, но вина Папе в этом случае, по-моему, минимальна – режиссёрам платят не за то, чтобы певцы продумывали образы за них. То, что у Ги Кассье к «Зигфриду» уже наконец что-то сложилось в голове на эту тему (хоть и с явно худшим певцом), внушает оптимизм. Ещё больший оптимизм внушает то, что в «Гибели богов» Вотана уже не предусмотрено, а со всеми остальными персонажами режиссёр вроде бы разобрался. Так что, ждём-с…

Смотрела я эту постановку два

5

Смотрела я эту постановку два раза, впечатления были немножко разные – и, надо сказать, по второму разу значительно лучшие. Во-первых, потому, что в первый раз Папе для меня как-то тоже немножко потерялся, но потом я убедилась, что на самом деле ни впечатляющему Альбериху Кренцле, ни кому бы то ни было другому он нисколько не проигрывает ни вокально, ни в каком другом смысле. Собственно, Вагнер своего Вотана и писал именно как интеллигента на распутье, что мы и видим по ходу оперы в исполнении Папе (слово «интеллигент» тут, конечно, имеет специфическое социальное толкование, сейчас мы употребляем его в другом, более высокодуховном смысле, а Вотана мыслим, наоборот, в более расширительном человеческом контексте). В сущности, Папе всё делает правильно – единственное, и он и Зоффель чуть-чуть сдали в самом конце, но эти несколько усталых старческих нот – мелочь, на которую можно и не обращать внимания.

Кренцле, как я уже сказала, злодейски блистал от начала и до конца, что, впрочем, было ожидаемо. А вот когда Логе поёт не чистый комический, а вполне себе серьёзный тенор, я всегда немного нервничаю. Однако Рюгамер выступил классно, прозвучав одновременно и стильно, и красиво. Собственно, состав-то вообще очень приличный. Никакими были только Доннер, Фафнер, и ещё мне не понравилась одна из русалок-сопрано, немножко трескучий у неё голос, но в целом весьма достойный ансамбль. И Баренбойм с окестром в данном случае тоже отработали на твёрдые пять баллов, которые я и поставлю – это было какое-то прямо показательное выступление на тему «Пианиссимо, фортиссимо и точное переплетение лейтмотивов в операх Вагнера», такую оркестровую изощрённость не часто услышишь.

Насчёт постановки – да, есть ряд претензий в переходных сценах к балету – надо было делать либо внятнее, либо не делать вовсе, сосредоточившись на световых акцентах. Но как раз балетное сопровождение отдельных персонажей по ходу оперы мне, в отличие от уважаемого Dochnein, показалось весьма ясным и интересным, не говоря уже о массово-балетных конструкциях вроде шлема, дракона, кресел для персонажей и т.д. – лично я такие вещи очень люблю, и сдаётся мне, что и Вагнер против таких «оживительных» инсценировок отнюдь не возражал бы. «Ванночки с водой» в сценах с участием богов меня тоже нервировали, но не эстетически, а с чисто практической точки зрения – смотря оперу в первый раз, я всё время боялась, что кто-нибудь из танцоров поскользнётся )) В принципе, конечно, можно было обойтись без этого лишнего смыслового эффекта «просачивания», но когда Логе в конце, под гром оркестра, залихватским канканом прошлёпал по этой воде в темноту, все «мелководные» претензии у меня как-то совершенно простились и позабылись.

То есть, какие-то минусы у этой постановки, разумеется, есть. То, как Рене Папе выглядит, действительно не очень коррелирует с тем, что он поёт, сцену порой заполняют маловнятные персонажи, не все инсталляции одинаково удались – но, на мой взгляд, это всё-таки небольшие минусы в этой в целом удачной и оригинальной постановке, не претендующей, к слову сказать, ни на какую концептуальность, а только на высокий исполнительский уровень и хороший итальянский вкус.

А я вот не рискну поставить

А я вот не рискну поставить оценку как раз потому, что смотрела только один раз и давно, на прямой трансляции с премьеры. Осталось в памяти только разочарование, хотя уже даже не помню, отчего именно.
Надо ещё раз посмотреть - может, у меня во второй раз тоже лучше пойдет :-)

Это "Золото Рейна" - на мой

4

Это "Золото Рейна" - на мой вкус, не лучшая, но и не худшая часть баренбоймовского "Кольца" ( пока в трёх операх - но хочется надеяться, то "Гибель богов" окажется лучшей из всех ;-) Что касается пресловутого балета - его был явный перебор, про непонятку с Вотаном и костюмами тоже согласен, вода лично мне не мешала и "эффект просачивания" лишним также не показался - наоборот, не дал потеряться взаимосвязи сцен. Картинка в целом на уровне "Валькирии" и лучше, чем в "Зигфриде" со скучно-серым последним актом. Из певцов реально блеснули двое - исполнители партий Альбериха и Логе. Но и остальные не провалились, разве что Эрда спела слабовато, да и сама сцена с ней получилась глуповатой, хоть и с большой претензией. Но в общем и в целом - очень прилично.