Произведения искусства будущего

0
Ваша оценка: Ничего

Код участника 2

Посвящается Людвигу Фейербаху
c благодарностью и уважением

(1850)


Посвящение

Никому кроме Вас, уважаемый господин, я не могу посвятить эту работу, ибо с ней я возвращаю Вам Вашу же собственность. Но так как это собственность уже не Ваша, а художника, я должен пребывать в нерешительности относительно положения, в котором оказался по отношению к Вам: согласны ли Вы милостиво принять от рук людей искусства то, что вы как человек философии им пожертвовали. Но мое стремление и глубокое внутреннее обязательство выразить Вам благодарность за оказанную сердечную поддержку перевешивают мои сомнения.
Не тщеславие, но насущная необходимость заставили меня – на короткое время – стать писателем. В ранней юности я создавал стихотворения и пьесы, одна из этих пьес потребовала от меня написать музыку: чтобы научиться этому искусству, я стал музыкантом. Позже я писал оперы, в которых положил на музыку свои драматические произведения. Музыканты-профессионалы, к которым я принадлежу по своему положению, говорили со мной о поэтическом таланте, поэты-профессионалы признавали мои музыкальные способности. В публике мне часто удавалось вызвать оживление, критики-профессионалы всегда разносили мои произведения. Так что я и мои противоречия дали мне много пищи для размышлений, и когда я думал вслух, я восстановил против себя всех тех филистеров, которые готовы были представить себе художника лишь глупцом, но никак не мыслящим человеком. Друзья часто призывали меня опубликовать мои мысли об искусстве и о том, чего я в нем хочу добиться, я же предпочел явить свою волю лишь через дела искусства. И так как мне удалось это не полностью, пришлось признать, что не отдельная личность, а лишь общество в целом способно бесспорно создать ясные, истинные явления искусства. Понять это и не потерять надежду означает: восстать с земли против нашего искусства и жизненных условий. Так как я нашел в себе достаточно мужества для подобного восстания, я решился на то, чтобы стать писателем, к чему меня уже однажды принудила жизненная необходимость. Литераторы-профессионалы, которые теперь после порыва последней бури снова наполняют воздух блаженным дуновением, считают возмутительным, когда наполняющий оперную сцену музыкант обращается к их ремеслу. Не могли бы они дать мне попытку сотрудничать как с представителями искусства не с ними, а с думающими художниками, с коими они не имеют абсолютно ничего общего.
Не могли бы также Вы, уважаемый господин, не обижаться на меня за то, что я с помощью этого посвящения связываю Ваше имя с этой работой, которая именно впечатлениям от написанного Вами обязана своим существованием, хотя Ваши взгляды на то, как идеи эти должны быть применены, вероятно, совсем не соответствуют моим. Тем не менее Вам, как мне кажется, небезразлично будет узнать через этот документ, как Ваши мысли повлияли на одного художника, и как он – как художник – с искренним рвением попытался пересказать их другим художниками – и только им. Отнесите за счет этого рвения, которого Вы, надеюсь, не осудите, не только то, что Вам понравится, но и то, что Вам не понравится в этой работе.

Р и х а р д В а г н е р