2013: подведение итогов и новогодний фантастический опрос

С Новым 2014 годом!

Во-первых, дорогие друзья, всех с наступающим Новым Годом и Рождественскими праздниками! Погода прекрасная, программы, в том числе музыкальные, предлагаются совершенно разнообразные – отдыхаем, радуемся, просвещаемся, танцуем и поём! Всем здоровья, счастья, любви, чудесных открытий и впечатлений!

Надо сказать – и это уже «во-вторых» – завершающийся юбилейный год снабдил нас изрядным количеством новых впечатлений. И хочется надеяться, что дружный вагнеровский забег наших театров, весьма удачно стартовав, продолжится. Ибо все, кто хотел, убедились, что ставить Вагнера у нас можно и нужно. В последнем опросе о премьерах уходящего года присутствовала даже серьёзная московская интрига – «Тристан» или «Тангейзер»? «Тангейзер» театра им. Станиславского выиграл с небольшим перевесом, и это представляется логичным. При близком общем качестве спектакль станиславцев более динамичен и энергетически насыщен, в нём чувствуется больше энтузиазма и именно командной работы. И это оказалось в итоге важнее отсутствия ярких иностранных звёзд. Можно ли считать выигрышем превосходство в один голос саратовского «Риенци» над екатеринбургским «Голландцем» – честно говоря, не знаю. Низкая активность вагнерианцев обоих городов огорчила и сама по себе, и ответа на вопрос, чего в действительности хочется людям – эпатажности в новых традициях или абстрактности в проверенной манере – не дала. А чисто музыкальное качество обеих постановок оказалось, опять-таки, настолько близким, что по этому параметру не выиграл, наверное, никто.

С Питером – отдельная история. «Летучий Голландец» в Михайловском театре подавляющее большинство зрителей разочаловал. И это всё, что можно сказать про нынешние предпочтения питерских вагнерианцев – что, собственно говоря, очевидно даже по количеству принявших участие в опросе. Обычно доля голосующих из Санкт-Петербурга у нас составляет 45-50% – в этот раз они просто не проголосовали, не желая поддерживать не понравившуюся постановку, а до Москвы и Саратова доехали, понятно, не многие. Хотя михайловский «Голландец» всё-таки набрал 7 честных голосов, что немало, учитывая разгромную критику постановки. И лично меня очень обрадовали голоса, поданные за московскую геликоновскую вагнериану. Ибо это, дорогие друзья, ничто иное как наш ближайший резерв – ещё не вагнерианцы, но уже заинтересовавшиеся! И, даст бог, их, как и нас, театры в наступающем году своим вниманием не оставят.

И наконец – о нашем традиционном «несерьёзном» новогоднем опросе. На этот раз мы решили сделать его не юмористическим, а фантастическим. Мы предлагаем вам подумать и помечтать о том, какое из произведений нашей русской литературы, вышедшее в России при жизни Вагнера, могло вдохновить композитора-философа на создание собственного либретто и написание оперы. Основной фантастической тут является предпосылка, что Рихард Вагнер, задвинув свой патриотизм (или как его ни назови), вдруг увлёкся бы русской литературой. К тому же при жизни композитора на немецкий из нашего опросного списка были переведены только «Демон», «Вий» и «Тарас Бульба». Таким образом, предпосылка о том, что Вагнер имел возможность даже просто прочитать наши национальные шедевры, тоже фантастична. Тем не менее, предлагается отбросить всякий прагматизм и, руководствуясь «не буквой, но духом», решить для себя, что показалось бы ближе немецкому гению из нашей великой и могучей. Ответ «ничего» отсутствует, потому то это неинтересно, а вот предложения с другими вариантами произведений принимаются. Для этого свой вариант надо высказать в комментариях – и, если он получит одобрение любого зарегистрированного пользователя либо администратора сайта, мы его тут же включим в опрос. Единственное, с таким предложением лучше поторопиться – включение в список даже самого «вагнериански-правильного» произведения в последнюю неделю голосования не даст ему собрать адекватного количества сторонников. Опрос будет проходить до конца января – думайте, фантазируйте, предлагайте и комментируйте!

Опрос и анонсы на январь

Спасибо! Тоже присоединяюсь к новогодним поздравлениям и пожеланиям - всем света и радости в наступившем году, и терпения для их достижения - не лошадиного, этого не надо :), но хоть какого-никакого. И администрации сайта - отдельное спасибо за всё, и в частности за этот оригинальный опрос. На самом деле объять эту мысль целиком у меня, наверное, не получилось, и действовала я поначалу чисто методом исключения. Имеющиеся оперы "Садко", "Демон" и "Война и мир" меня вполне устраивают и вагнеровских стараний тут вроде как уже не нужно. Также честно признаюсь, что ни "Былины и Даниле Ловчанине", ни "Князя Серебряного" я не читала, поэтому опер по ним мне не нужно тоже. Из остальных по-разному вагнеровскими показались 3 сюжета: "Вий", "Очарованный странник" и "Братья Карамазовы". Но по Достоевскому, по-моему, вообще очень трудно сделать оперу: семь главных абсолютно самобытных героев - задача сложная для любого гения, и для Вагнера в том числе. К тому же там конец совсем не вагнеровский - злодеи наказаны тихо, а вот незлодеи громко и публично, и совершенно не понятно, куда ещё кого из них занесёт. Отчасти похожим образом: сюжет "Вия", конечно, сказочно красив, но морали как таковой там нет, её пришлось бы добавлять из какой-то другой истории. С этим Вагнер безусловно справился бы, и музыку на сюжет фантастических ночных бдений Хомы Брута безусловно только ему и писать. Но вот нет у меня почему-то уверенности, что в итоге история эта не вырулила бы в слишком клерикальную сторону. То есть для раннего Вагнера - да, это подходящий первоисточник, но для позднего - наверное, лучше не надо :)

А вот повести об Иване Северьяныче, поданной Лесковым просто как история жизни без всяких высоких слов и героизмов, вагнеровская аффектация и героизация, по-моему, как раз не помешали бы ни в каком варианте. Ведь это же только рассказчик в простоте своей там не понимает, насколько он на самом деле крут и насколько высок его полёт - а мы-то, читатели, понимаем. И, судя по "Парсифалю", сохранить это противоречие и добавить туда новых ярких оттенков Вагнеру было бы вполне по плечу. Не знаю, возможно, тут сыграло ещё свою роль то, что опера, написанная по "Очарованному страннику" Щедриным, лично мне показалась не слишком выразительной - в общем, я проголосовала за "Странника".

Ещё, поскольку новый год уже начался, но у всех законные каникулы и нужная тема ещё не создана, добавляю инфу о январских событиях по Москве здесь:
12 января - вагнеровский концерт в БЗК в 14.00. (время детское, но программа недетская - увертюры к "Мейстерзингерам", "Тристану", "Парсифалю" и т.д, а также "Смерть Изольды" и песни на стихи М. Везендонк в исполнении Евгении Сегенюк)
26 января - "Тангейзер" в театре Станиславского (в гл. партии Майкл Путч, Элизабет - Анна Нечаева)

Как это Вы хорошо сказали про

Как это Вы хорошо сказали про законные каникулы )) . Тем не менее, соответствующая тема создана, и Ваши анонсы я туда перенесла.
Три названных Вами сюжета-фаворита, кстати, почти совпадают с моим собственным "фаворитическим" списком, только я бы добавила туда четвёртым ещё "Кавказского пленника". Хотя распределение среди фаворитов у меня другое и проголосовала я не за "Очарованного странника" - вот тут мне как раз кажется, что при всём очаровании главного героя большинство других персонажей повести могли показаться Вагнеру не очень интересными, и выбор со многими "абсолютно самобытными" героями или "фантастически красивым" сюжетом был бы более логичен.

А у меня - другой список

А у меня - другой список (хотя тоже "от противного"). Больше всего меня искренне удивляет лидерство "Садко" - вот уж какой сюжет мне кажется самым невагнеровским. Так же, как и "Вий", впрочем - как-то вот не чувствую я в них нужной масштабности, даже в потенциале. Данила Ловчанин и "Кавказский пленник", на мой вкус, тоже слишком камерные сюжеты, для Вагнера. "Очарованный странник" и "Братья Карамазовы", возможно, приглянулись бы совсем позднему Вагнеру - а "Князь Серебряный", "Война и мир" и "Тарас Бульба" - напротив, самому раннему, с интересом к проблемам личности и власти, личности в истории, и в таком духе. (Кстати, говорят, "Князь Серебряный" нынче в школьной программе, так что стоит и Софье его почитать на всякий случай :-) ). А "Демон" мне кажется чем-то удивительно похожим на "Голландца" - и тоже явно был бы во вкусе молодого Вагнера. Я очень люблю существующую оперу Рубинштейна - но, право, искренне жаль, что и Вагнеру в свое время этот сюжет не попался - ух, какой бы был Демон! Мой голос - за "Демона"

Тут все по ходу "партийными

Тут все по ходу "партийными списками" голосуют, но у меня как-то по старинке получилось, и голос мой - за "одномандатника" "Вия". Не согласен я с Вами, уважаемый MmeeGrre - глубины и масштабности там поболее большинства списка будет. Даже один простой вопрос "должен был Хома смотреть или не должен" уж всяко посерьёзнее лермонтовского или лесковского будет. А уж насчёт "Садко" - это прям-таки удивительно, почему народ так к Римскому-нашему-Корсакову отнёсся, ведь по музыкальным заимствованиям у Вагнера он один из чемпионов - и чего ещё, казалось бы? Сюжет-то там действительно, мягко говоря, не вагнеровский, тут Вы сто пудов правы. Видно, хочется людям сказочности, именно такой антураж с вагнеровскими оркестровками ассоциируется. Поэтому тех, кто за Толстых (обоих) проголосовал, я, честно говоря, ещё меньше понимаю - ни мистики тебе, ни романтики, ни антуража, ни драматизма характерного - один сплошной реализм. Но люди чуют там вагнеровское - может, где-то чего-то и вправду есть.... Но "Вия" очень хотелось бы и - тоже "от противного" - не представляю себе, кто ещё мог бы его написать!

Сказочная мистика против русских драматических страстей

117 человек поучаствовало в нашем фантастическом опросе - всем спасибо! И не нашлось среди представленных в ответах такого жанра русской литературы, за который хоть кто-нибудь не проголосовал бы. С весомыми 22% голосов выиграл лермонтовский трагично-романтический "Демон". Как справедливо заметил уважаемый MmeeGrre, этот сюжет по сути весьма напоминает "Летучего Голландца" - и Вагнеру он наверняка понравился бы. Возникает единственный вопрос: а так ли уж интересно было делать второго "Голландца"?

Второе место с 19% голосов занял фантастический красавец "Вий". Не все согласились, что Вагнеру пришлась бы по душе эта мистическая история без ярко выраженной морали. Но не могу не поддержать уважаемых Dochnein и Софью: а кому же ещё такую феерическую мистерию и писать? Сначала я, кстати, сомневалась в правомерности такого выбора и сама-то за другое произведение проголосовала. Но тут - надо же было такому случиться - увидела трейлер выходящего на днях фильма по "Вию". Не понравилось многое, однако практически первое, что возмутило, это абсолютно убогий, стандартизированный музыкальный ряд типического ужастика категории "В". В конце концов по "Демону" уже есть вполне приличная опера, а вот чудесный "Вий" так и остался без достойного музыкального выражения ((

Третье место с 15% голосов получил сказочный "Садко". Наверное, эта вещь в вагнеровском варианте получилась бы и яркой, и, может быть, где-то даже философской. Хотя изначально душевная баллада о подводном путешествия русского Улисса ни к каким особо глубоким размышлениям не располагает.

Дальше чарующие фантазии и героические романтизмы практически заканчиваются - и начинаются наши трагические и местами даже мистические русские реализмы. По 11% набрали наиболее драматичные и психологичные из списка "Братья Карамазовы" и "Тарас Бульба". Вот честно, не уверена, что Вагнер рискнул бы взять один из этих сложных сюжетов за основу для своей оперы, но как читатель, думаю, он оценил бы их наверняка... Хотя, может, и зря я так про Вагнера - ведь чего-чего, а расчётливости и трусости даже в самых диких и грандиозных творческих начинаниях за ним не водилось, это уж точно! В общем, похоже, получается так, что просто не оказалось рядом с великим композитором в нужный момент авторитетного человека, который указал бы ему на наше великое поле непаханое - а то, глядишь, и сладилось бы чего...

Ну про сплошной реализм, это

Ну про сплошной реализм, это Вы загнули...

Вот мы уже и так, и эдак

Вот мы уже и так, и эдак пробовали с ответами и комментами, но по-любому получается с какой-то точки зрения криво и неудобно. В результате всё-таки остановились на том, что всё будет идти просто по времени подряд, без привязки ответа к определённому комменту. Поэтому, пожалуйста, если Вы кому-то конкретному отвечаете, как-то обозначайте это. А то вот я прочитала Ваш коммент, уважаемый serpt, и не знаю, то ли мне на него отвечать, то ли предыдущему комментатору, уважаемому Dochnein.

Вроде бы про сплошной-то реализм я как раз ничего не загибала.... Хотя ситуация со Львом Николаевичем в этом опросе действительно удивила меня тоже более всего остального. То есть если смотреть с формальной точки зрения, эпичность вроде должна бы его с Вагнером как-то роднить. Но лично для меня Р.В. Вагнер и Л.Н. Толстой антиподы полные и абсолютные - по общей направленности и жизни, и творчества, и философии, и вообще всего-всего. Мы, кстати, когда обсуждали, какие произведения включать, про Толстого проспорили раза в 3 дольше всех остальных. Потому что без него опрос по русской литературе, понятно, невозможен. Однако подобрать для этого опроса его произведение, которое показалось бы приемлемым всего-то двум администраторам, оказалось очень сложно )) Раза с пятого только, уже буквально плюнули и решили, пусть будет "Война и мир", ибо там так много сюжетных линий, что можно две трети из них задвинуть, а из оставшихся навертеть что-нибудь такое, что и на вагнеровское восприятие мира тоже вполне ложилось бы - ну хотя бы для 1-2 % "наворачивателей" и "переосмыслителей". Но их оказалось больше, и очень досадно, что никто из этих людей не высказал своих явно нестадартных соображений по ходу обсуждения.