«Лоэнгрин» в БТ

3
Средняя: 3 (2 голосов)

(Дирижёр-постановщик Эван Роджистер, режиссёр Франсуа Жирар, сценограф Тим Йип, главный хормейстер Валерий Борисов, художники по свету и проекциям Дэвид Финн и Питер Флаэрти, режиссёр по пластике Максим Петров, оркестр и хор Большого Театра)

Начало темы с этим «Лоэнгрином» в Анонсах на ГС. Здесь речь конкретно о спектакле 25 февраля 2022 года, в котором солировали Гюнтер Гройссбек (Генрих Птицелов), Бренден Ганнел (Лоэнгрин), Йоханни ван Острум (Эльза), Томас Майер (Фридрих), Мария Лобанова (Ортруда), Дерек Велтон (Глашатай). Про другие составы нужно писать здесь же, перечислив в своём комментарии значимых солистов (не обязательно всех, хотя бы тех, кто понравился).

Итак, главным на этом спектакле был оркестр. Понятия не имела прежде, кто такой Эван Роджистер и почему его сюда позвали на Вагнера, а теперь скажу, что это было мудрое решение – возможно, вообще лучшее во всей постановке. Перед третьим актом дирижёр сообщил нам, что они с оркестром шли к получившемуся результату два года – и не напрасно! Результат порадовал и красотой, и цельностью, и нюансированностью. Яркое, динамичное и безупречное по отношению к солистам прочтение без перекосов во внешние эффекты – все молодцы, всем спасибо.

«Лоэнгрин» – самая народно-хоровая опера Вагнера, хор-рассказчик и нравописатель в ней очень важен. В данной постановке этот компонент не произвёл большого впечатления. В первом акте было вообще никак, в двух последующих уже как-то, но ни с Байройтом, ни с Берлином, ни с Мет это сравнивать не стоит – в БТ хор спел в меру громко, в меру точно, однако в целом вполне кондово, без особых музыкальных идей и нюансов. Постановочная концепция для хора была интересна в плане костюмов, разворачивающихся по ходу представления разными цветами, но в плане движения это было так же застойно и скучновато, как и собственно пение. Наверное, не стоило ждать ничего другого от театра, где Вагнера не пели уже 15 лет, но всегда же надеешься на «а вдруг» – так вот никакого «вдруг» не произошло, просто не опозорились и слава богу, как говорится.

Из солистов никто не выделялся каким-то супер уровнем, хотя в целом спели хорошо.
Лоэнгрин Брендена Ганнела скорее понравился – достаточно устойчиво и выразительно всё у него прозвучало. Только это не та выразительность, которая трогает до глубины души у Колло, Боты или раннего Фогта – нет пока у интересного американца ни той яркости, ни контрастности, просто очень приличное исполнение Вагнера, хорошо вписавшееся в постановку. К финалу слегка подустал, но не критично, а лучшим был, наверное, дуэт с Эльзой.
Йоханни ван Острум распевалась через пень-колоду весь первый акт, зато во втором и в третьем звучала нежно и ясно, заменять её никем уже не хотелось. В сочетании с внешностью – классичная лирическая Эльза в классичной постановке. Не совсем вагнеровский вокал, чистое хрустальное сопрано, от меццо там ничего нет – но голос необычный и любопытный, я бы её ещё послушала.
Томас Майер спел и сыграл Фридриха очень душевно и не кондово, правда, был чуть слабее большинства партнёров по мощи – не знаю почему, к его недавно виденному Йоканаану такого вопроса не возникало, возможно, просто день нынче был не совсем его.
Гюнтер Гройссбек был, напротив, весьма мощен, но не слишком глубок и душевен – впрочем, для соответствия постановке наличного королевского арсенала хватило.
Мария Лобанова – ну это, конечно, натурально наша, русская «злодейская школа». То есть всё очень здорово, с размахом, только совсем не по-немецки. Хотя… а может, так и надо? Ортруда же не германка, она из тех ещё, древних родов…
Дерек Велтон – без вопросов, хороший Глашатай, всё сделал по правилам, ничего не испортил.

Ну и про постановку наконец – то, что обычно занимает половину рецензии, а здесь не потянет и на треть. Потому что сказать про неё особенно нечего – идейно классично, визуально красиво, но в основном статично и скучно. Сцена почти пустая, основной элемент – большая овальная «дыра мироздания» сверху. Оттуда приходит Лоэнгрин, там действие подсвечивается разноцветными ползущими проекциями – абстрактными, вполне доходчивыми, но настолько медлительными, что с музыкой они совершенно не сочетаются. Как вещи в себе – свет, проекции, костюмы – всё вроде неплохо, но общая концепция настолько заторможена и консервативна, что как бы и говорить не о чем.

Лоэнгрин подчёркнуто магичен и надчеловечен, в чёрно-белом, ходит внушительно и медленно, Фридриха побеждает взмахом руки без меча. Разве что в третьем акте пару раз обнимает Эльзу по-людски, то есть как бы хочет очеловечиться, но это быстро проходит. Эльза – заинька в белом (точнее, слегка сероватом на фоне Лоэнгрина). Она настолько средневеково-правильная, что это даже подрывает сочувствие к ней. Вот ни на одном «Лоэнгрине» со мной такого не было, а тут вдруг подумалось: ведь в споре с Ортрудой Эльза ведёт себя зашкварно. Ни в традиционных родовых сообществах, ни в современных демократических такое не приветствуется – это чисто консервативно-христианская иерархическая дрянь, чтобы женщина в ссору или в драку с другой женщиной втянула мужчину, то бишь «главного». «Защити меня от неё, о мой спаситель!..» О какой чести и гордости после этого можно вести речь?.. Обычно это как-то на эмоциях проскакивают, ну типа, сорвалось, не подумала, не серьёзно это – а тут это не фигура речи, всё на полном серьёзе. И лично мне такой серьёз совершенно не нравится – не хочу я проповеди тупой архаики ни в жизни, ни на сцене, ни вообще нигде.

Отчасти, конечно, дело в том, что в местной жизни дремучих проповедей давно катастрофический перебор, уже вон до великого всемирного противостояния за мужские задницы главный по крестам договорился... Но друзья, это не только здесь, на той стороне – а это Мет в данном случае – половина тоже за Трампа голосовала, если кто забыл. Просто безответственно при таком раскладе делать такие традиционалистские постановки, подыгрывающие самому убогому среднему обывателю. То, что сразу понятно среднему обывателю, называется не искусство, а китч. Наверное, какой-то процент таких постановок имеет право на жизнь в одном из ведущих театров страны, но для этого незачем было так напрягаться и тратить столько денег. Вот это уж точно дурацкая концепция – что китч тоже можно сделать с кучерявыми проекциями в чёрной дыре и задорого. Словом, постановка Жирара разочаровала, и больше я на его «творения» ходить не хочу.

PS: Хотела, как обычно, поставить картинку для визуального представления, но БТ выложил их в галерее так, что как изображения они не качаются. И хрен с вами, дорогие чиновнички-погоннички, сидите охраняйте свои сокровища, скрепы и империи, это ж ваше любимое занятие, старайтесь, пока в тренде…

Оценка

4

Четыре балла (на самом деле с натяжкой, но радость от долгожданной встречи всё-таки перевесила). В плюс – оркестр и частично солисты, в минус – постановка и хор.

Другой состав

2

Смотрел этого «Лоэнгрина» с другим составом. К сожалению, занести тот спектакль в список удач Большого театра нельзя. В памяти осталось удивительно мало, хотя я готовился и ждал премьеры. Момент тогда случился действительно тяжелый, возможно на это нужно делать скидки. Но необходимости профессионализма для артистов моменты не отменяют...

Согласен, что оркестр был красив и слажен, но все это звучало как-то слишком по-школьному правильно. Согласен, что солистов маэстро Роджистер сопровождал хорошо, но ничего нового про вагнеровскую партитуру сказано не было. Такое исполнение подходит для первого знакомства с оперой, а когда ты слышишь её в пятый раз, красивой правильности уже недостаточно… Из солистов полностью хорошее впечатление оставил только Мартин Гантнер в роли Фридриха. Вроде бы не было существенных претензий к исполнителям партий Ортруды (Хатуна Микаберидзе) и Глашатая (Дерек Велтон). Трое главных солистов, к сожалению, вокально разочаровали, хотя внешне неплохо подходили к своим героям. Хор не понравился совсем, на редкость кондовое исполнение действительно самой хоровой оперы Вагнера. Постановка тоже разочаровала – банальная трактовка, тягомотная подача, избитые мизансцены. Работа художников по свету и проекциям, пожалуй, единственное, что не вызвало вопросов и осталось в памяти спустя четыре месяца после спектакля. Но космическое измерение, приданное художниками вагнеровскому сюжету, неудач постановки не перекрыло и осталась красивой вещью в себе, мало связанной с действием на сцене и манерой игры оркестра. По целостному итогу тотальное произведение искусства не удалось. Если этот «Лоэнгрин» будет возобновлён, хотелось бы надеяться, что хотя бы часть недостатков будет исправлена…