Статьи и книги о Вагнере

О Рихарде Вагнере написаны тысячи книг на всех европейских языках. Даже на русском написаны несколько десятков - притом в России о главном оперном романтике писалось меньше, чем на Западе, особенно в его англосаксонской части. Газетные и журнальные публикации, посвящённые отдельным вопросам и отдельным постановкам вагнеровских опер, вряд ли вообще можно посчитать и собрать хотя бы в рамках одного региона с претензией на столичность. Такой цели и не ставилось. Разделяя авторов географически и по времени, в "пассивном сборе" на сайте можно выделить один тематический подраздел, в "активном" - ещё три.

Первоначально с bayreut.ru нам достался архив, содержавший преимущественно книги и статьи авторов советского периода. Читать многие из них можно без ущерба для "чувства ума", просто мысленно вычёркивая фразы, содержащие словосочетания "роль пролетариата", "победа класса", "буржуазное общество" и другие подобного рода. Важно понимать, что сами по себе эти словосочетания отнюдь не бессмысленны и могут употребляться в нормальном значении. Но не советскими авторами, для которых впечатывание этих штампов было обязательным, как и непременные абзацы, прославлявшие официальную идеологию. Влияние самой идеологии в сочинениях различно. В некоторых оно минимально и почти не выходит за рамки банального охранительного позитивчика; читать другие требует силы воли - по аналогии с "кур в ощип" в них попадает "вагнер в фанфар". Из авторов 20-х годов пропагандистские лозунги вылетают легко, от чистого сердца даже там, где вставлены невпопад. Лосев и Ильенков в шестидесятые обходятся практически без коммунистических трещоток. У последних есть даже небезынтересные мысли, хотя в целом советские толстотомные вагнерианцы весьма однообразны и предсказуемы. Сиюминутные журналистские тексты поживее, но их полезнее читать не столько как размышления о Вагнере, сколько как свидетельства эпохи самих авторов. Помимо единообразной идеологии, советский канон ЖЗЛ чуждался ещё и изображения всякого сильного - в особенности, сексуального - чувства. Словом, куда ни кинь, всюду упирался советский автор в какой-нибудь не располагающий ни к правде, ни к творчеству клин. Почитать эти труды в любом случае любопытно, но ориентироваться только на эти статьи при любых целях не стоит.

Также архив содержал несколько русских дореволюционных текстов. Эта тема была дополнена и расширена. Материалы из неё интересны в первую очередь тем, что Вагнер в них так или иначе увязывается со значимыми течениями и деятелями русского музыкального искусства. Среди статей имеются заслуживающие внимания сочинения театральных и музыкальных профессионалов. Хотя особой философской, психологической или художественной проработкой эти тексты в мировом вагнерианском рейтинге тоже похвастаться не могут, для нас, живущих здесь, их чтение весьма осмысленно. Тема, безусловно, будет продолжена, как и публикация "вагнерианских хроник" зарубежных авторов. В этом подразделе на сайте уже присутствуют самые красивые (Ницше, Манн, Галль), но ещё не все даже самые известные, и тем более не все самые интересные - так что здесь у нашего собрания, можно сказать, самые ясные перспективы.

Менее ясны перспективы с материалами современных российских авторов. Проблема в данном случае не только в их несистематизированности, но и в наследственной с советских времён вторичности большей части этих текстов. Это не какая-то специфически наша неприятность, она везде одинакова - просто у нас процент повторяльщиков затёртых стандартов немного больше, чем в той же Европе, а участие в каких-либо электронных БД немного меньше. Тем не менее, и в этой теме мы рассчитываем продвигаться дальше - не в последнюю очередь, с помощью наших любимых активных пользователей.

Статьи в текущем доступе расположены приблизительно в хронологическом порядке.
Также можно отобрать материалы по следующим категориям: