Вагнеровские исполнители

Вот уже полвека говорят о том, что вагнеровским певцам грозит полное исчезновение, что петь Вагнера разучились, а Вагнера всё ставят. И те, кто ещё недавно не вписывался в вагнеровский исполнительский канон, завоёвывают в нём своё место, демонстрируя безграничные возможности, на самом представляемые музыкантам великой музыкой. У неё есть всем известные особенности. Помимо всего прочего, исполнение Вагнера требует от вокалистов и дирижера недюжинной физической выносливости. Простоять у пульта четыре с половиной часа или спеть дуэт Зигмунда и Зиглинды или Тристана и Изольды минут этак на сорок дано не всем, даже блистательным обладателям больших голосов. Плюс, драматически образы Вагнера сильно отличаются от образов, скажем, Чайковского или Верди. Очевидно, лучший способ понять, что такое пресловутый вагнеровский вокал, это всё-таки послушать записи - начиная хотя бы с последней трети двадцатого века, когда звукозапись уже вышла на приемлемый для современных ушей уровень. Но кого слушать?

Вообще это непростой и постоянно дискутируемый вопрос: кого считать "вагнеровским певцом", а кого нет. Если считать таковыми всех, кто пел Вагнера - никакого списка не хватит. А если - певцов исполнявших преимущественно Вагнера - хватит пальцев рук. Мы придерживаемся взгляда, согласно которому к вагнеровским певцам следует относить тех, у кого с Вагнером связаны крупные творческие успехи, при этом его оперы могут занимать в репертуаре исполнителя относительно небольшое место.

В Википедии есть обширный список вагнеровских вокалистов на английском, начиная со времён, когда звукозаписи в нынешнем понимании ещё не было. Однако в актуальной части список слегка "прихрамывает" на правую ногу, то есть имеет понятное смещение в сторону англоязычных исполнителей и певцов, много выступавших в Мет и КГ. К тому же это выборка только по певцам, а аналога по дирижёрам, например, нет, в то время как для целей вагнерианского поиска это было бы удобнее.

На нашем сайте помещено описание собрания русских исполнителей Вагнера из Российского государственного архива звукозаписи, начиная с 1903 года. Дискография составлена к.и.н. А.Н. Филипповым. Большинство этих исполнителей ни в какие зарубежные обзоры не включались (в основном из-за того, что по тогдашней "неаутентичной установке" пели они преимущественно по-русски). Не менее интересны и воспоминания Ксении Ершовой-Кривошеиной о родоначальниках русской традиции исполнения Вагнера.

Касательно же актуальной на данный момент немецкоязычной установки - в 2012 году на сайте стартовал проект "ВЫБИРАЕМ ЛУЧШИХ ВАГНЕРОВСКИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ". Была проведена серия открытых опросов среди пользователей, по результатам которой были написаны статьи о вокалистах, занявших первые-вторые места в своих категориях (сопрано, меццо, тенор, баритон, бас и бас-баритон). С этими материалами, а также с подробностями прохождения проекта можно ознакомиться в разделе "Лучшие вагнеровские исполнители". Там же в подразделе Другие певцы и певицы можно добавить свой материал и обсудить исполнителей, в краткий список "Лучших по результатам опросов" не попавших. Статьи о победителях также можно дополнять и комментировать.

В 2013 году в рамках того же проекта "Выбираем лучших вагнеровских исполнителей" проводились опросы о вагнеровских дирижёрах, а затем в 2019 году - вновь о солистах, но уже с привязкой к конкретным операм. Обо всём этом можно прочитать подробнее на странице проекта.