(2 голосов) Оркестр и хор Берлинской государственной оперы Унтер ден Линден, дирижер Кристиан Тилеманн, режиссер Дмитрий Черняков, художник по костюмам Елена Зайцева, художник по свету Глеб Фильштинский Черняков в своем репертуаре - мыльная семейная опера в гостиничных декорациях. Ничего примечательного, кроме оригинального E.S.C.H.E. А вот музыкальная часть действительно хороша. Фолле, Кренцле, Шагер, Карес, Манке, Микневичюте, Кишшудит - великолепны. Разве что Кампе несколько спорна была порой в сопранистом кричании, но финал хорошо провела и она. Оркестр выше всяких похвал, только заслуга это больше Баренбойма, а не Тилеманна, а сейчас этой постановкой вообще уже Жордан дирижирует. Пересматривать на видео точно не стал бы, кроме "Золота Рейна" и "Гибели богов", они немного получше и Чернякову удались.
|
|||
Берлинское Кольцо
Согласна с оценкой автора процентов на 70. После "Золота Рейна" я ожидала от дальнейших частей большего философского размаха. Было очень досадно, что великолепная идея с E.S.C.H.E. (Экспериментальный Научный Центр Эволюции Человека) реально отработана процентов на 30. То есть эволюция более или менее состоялась, но практически не раскрылась тема Центра - европейцам, может, по фигу, но мы-то тут обитаем в таком центродавлении, что кажется абсолютной необходимостью проговаривать его всеми возможными способами, пока этот центр не вывалится полностью проговоренной тухлятиной из головы. А тут вроде свой человек - и всё мимо. Как так?.. Однако же как фильм-опера чисто в "черняковском репертуаре" запись вполне удалась (а это именно фильм, не трансляция). Грамотная съёмка, прекрасная игра почти всех главных героев с отличными и крупными, и средними планами, масса интересных фишек почти во всех частях цикла. Для меня выломилась из общего ряда, пожалуй, только "Валькирия" с совершенно дурацким мельтешением Зигмунда в первом акте и, наоборот, дурацкой статичностью валькирий в третьем (хотя личиками они играли хорошо).
Вообще же, по крайней мере четверо главных героев тетралогии - Вотан, Альберих, Брунгильда, Зигфрид - интересные, развивающиеся и законченные образы, из которых я бы ещё очень отдельно выделила Зигфрида. Режиссёр любопытным образом отказался вымолаживать этого персонажа: из "реального пацана" тот быстро становится "нормальным мужиком" и дальше проживает уже эту ипостась - весьма убедительно. Я, надо сказать, всегда была настроена к "светлейшему герою" более чем критически, и говнеца в режиссёрских его прочтениях мне обычно много не бывает, но тут, скажу честно, иногда ловила себя на мысли, что хотела бы для этого типа другую причёску, всё же чуть более стильную и "героическую" - образа "нормального мужика" это, имхо, не испортило бы, а некоторый даже по моим меркам перехлёст критического натурализма убрало бы. С другой стороны, мыльности-то такая стильность, может, даже добавила бы, так что, может, и не надо ничего менять... К слову, с Альберихом Черняков тоже обставил все сугубо своеобразно и здорово во всех частях. Единственно, в "Гибели богов" и полудохло-старообразного персонажа, и почти полностью обнажённого для этого певца было, может быть, даже излишне жалко :) - хотя это, конечно, один и из самых натуралистичных, и из самых смелых, и из самых незабываемых образов берлинского "Кольца нибелунга".
Очень понравилось, как решён финал тетралогии. Некоторые считают нечестным приёмом такую пояснительную текстовую отсебятину (текст ползёт по экрану, когда Брунгильда уже ничего не поёт, а просто уходит), но я с этим не согласна - вопрос в качестве текста, а текст был зачётный, поднимающий действо на нужную высоту без ненужного романтического пафоса. По целостному же итогу это не лучшая и не худшая актуализация "Кольца" - местами тонкая и оригинальная, местами с действительно излишним "мыльным" налётом. Но я, например, знаю людей, которые и вообще так воспринимают вагнеровскую тетралогию - как чувствительную семейную историю. Да, они не вагнерианцы, просто любители оперы, и глубокие философские смыслы им даром не сдались. Однако это не значит, что они не имеют права получить качественный продукт на свой вкус, а качественная проработка материала у Дмитрия Чернякова и его команды - опять же, в целом - присутствует.
Что интересно, пару-тройку сцен - например, часть семейных обсуждений Гибихунгов с Хагеном - я восприняла вовсе не как актуальность, а, напротив, как банальность. Просто ничего нового в характерах и расстановке персонажей, буквально все это так ставят - и именно после таких постановок, как берлинская, понимаешь, что абсолютно не имеет значения, в каких костюмах и интерьерах герои таким образом объясняются. Эти моменты были как бы да, реально скучноваты (для меня, зануды, видевшей дюжину всяких "Колец"). Но, повторюсь, таких моментов в этой продукции не так уж много, поменьше, чем в среднестатистическом "Кольце нибелунга".
Что касается музыкальной составляющей спектакля - она и правда очень хороша. Из новых лиц великолепны были Вида Микневичюте (Зиглинда) и Мика Карес, чудесно сделавший и Фазольта, и Хундинга, и Хагена. Для меня этот человек со своей фактурной внешностью и разнообразной злодейско-интриганской голосовой мощью стал реально большим открытием и радостью. Йоханнес Мартин Крэнцле предсказуемо впечатлил на всех этапах бытованиях Альбериха. Андреас Шагер в настолько потрясающей и певческой, и физической форме в этой постановке, что любых слов тут будет мало. Михаэль Фолле явил тоже во всех ипостасях примечательного Вотана. Правда, вот тут я бы сказала, что пик вокальной формы уже остался чуть позади, и слушать это исполнение без видео, пожалуй, не стала бы - но с замечательно попадающей в образ внешностью Фолле и замечательной же актёрской проработкой роли всё очень гармонично, видео рекомендую смело. Клаудиа Манке - идеальная для такой постановки Фрика. Да и практически все выложились по максимуму - Лаури Васар поёт как может, зато играет чрезвычайно прикольно, и Аню Кампе мне как-то не хочется пропесочивать, она же только недавно из лирических вагнерианок переквалифицировалась, и, имхо, потенциал тут есть. Особо я бы ещё отметила исполнительниц партий второго плана - русалки, валькирии, норны - во многом именно их высокий класс придал этой записи необычный шик. К сожалению, в анонсах THEATRE HD фамилий этих людей нет, а я протупила и не сфоткала их с экрана, поэтому не могу назвать поимённо. Но в любом случае спасибо им - и, конечно, восхитительному оркестру Берлинской оперы, и готовившему в основном эту премьеру (но, увы, заболевшему) маэстро Даниэлю Баренбойму, и прекрасно продирижировавшему в итоге маэстро Кристиану Тилеманну - мне кое-где темпы показались излишне медленными, других претензий нет. Ну и всем причастным к постановке и записи - тоже большущее спасибо.
Резюме: в целом всё на твёрдую четвёрку с музыкальным плюсом. Посмотреть один раз это в любом случае стоит.
Дописываю, как просили
Один раз можно и посмотреть, спору нет. Но моя оценка все-таки четыре с постановочным минусом. А про русалок-валькирий согласен, хороши были. Я бы еще Лесную Птицу отметил, и даже то, что с ней и Черняков хорошо придумал, запомнилось.