Берлинское "Кольцо" 2024

4
Средняя: 4 (2 голосов)

Оркестр и хор Берлинской государственной оперы Унтер ден Линден, дирижер Кристиан Тилеманн, режиссер Дмитрий Черняков, художник по костюмам Елена Зайцева, художник по свету Глеб Фильштинский
Михаэль Фолле (Вотан, Странник), Роландо Вийясон (Логе), Йоханнес Мартин Крэнцле (Альберих), Клаудиа Манке (Фрика), Лаури Васар (Доннер, Гунтер), Анна Кишшудит (Эрда), Мика Карес (Фазольт, Хундинг, Хаген), Аня Кампе (Брунгильда), Роберт Уотсон (Зигмунд), Вида Микневичюте (Зиглинда), Андреас Шагер (Зигфрид), Стефан Рюгамер (Миме), Мэнди Фридрих (Гутруна)

Черняков в своем репертуаре - мыльная семейная опера в гостиничных декорациях. Ничего примечательного, кроме оригинального E.S.C.H.E. А вот музыкальная часть действительно хороша. Фолле, Кренцле, Шагер, Карес, Манке, Микневичюте, Кишшудит - великолепны. Разве что Кампе несколько спорна была порой в сопранистом кричании, но финал хорошо провела и она. Оркестр выше всяких похвал, только заслуга это больше Баренбойма, а не Тилеманна, а сейчас этой постановкой вообще уже Жордан дирижирует. Пересматривать на видео точно не стал бы, кроме "Золота Рейна" и "Гибели богов", они немного получше и Чернякову удались.

Берлинское Кольцо

4

Согласна с оценкой автора процентов на 70. После "Золота Рейна" я ожидала от дальнейших частей большего философского размаха. Было очень досадно, что великолепная идея с E.S.C.H.E. (Экспериментальный Научный Центр Эволюции Человека) реально отработана процентов на 30. То есть эволюция более или менее состоялась, но практически не раскрылась тема Центра - европейцам, может, по фигу, но мы-то тут обитаем в таком центродавлении, что кажется абсолютной необходимостью проговаривать его всеми возможными способами, пока этот центр не вывалится полностью проговоренной тухлятиной из головы. А тут вроде свой человек - и всё мимо. Как так?.. Однако же как фильм-опера чисто в "черняковском репертуаре" запись вполне удалась (а это именно фильм, не трансляция). Грамотная съёмка, прекрасная игра почти всех главных героев с отличными и крупными, и средними планами, масса интересных фишек почти во всех частях цикла. Для меня выломилась из общего ряда, пожалуй, только "Валькирия" с совершенно дурацким мельтешением Зигмунда в первом акте и, наоборот, дурацкой статичностью валькирий в третьем (хотя личиками они играли хорошо).

Вообще же, по крайней мере четверо главных героев тетралогии - Вотан, Альберих, Брунгильда, Зигфрид - интересные, развивающиеся и законченные образы, из которых я бы ещё очень отдельно выделила Зигфрида. Режиссёр любопытным образом отказался вымолаживать этого персонажа: из "реального пацана" тот быстро становится "нормальным мужиком" и дальше проживает уже эту ипостась - весьма убедительно. Я, надо сказать, всегда была настроена к "светлейшему герою" более чем критически, и говнеца в режиссёрских его прочтениях мне обычно много не бывает, но тут, скажу честно, иногда ловила себя на мысли, что хотела бы для этого типа другую причёску, всё же чуть более стильную и "героическую" - образа "нормального мужика" это, имхо, не испортило бы, а некоторый даже по моим меркам перехлёст критического натурализма убрало бы. С другой стороны, мыльности-то такая стильность, может, даже добавила бы, так что, может, и не надо ничего менять... К слову, с Альберихом Черняков тоже обставил все сугубо своеобразно и здорово во всех частях. Единственно, в "Гибели богов" и полудохло-старообразного персонажа, и почти полностью обнажённого для этого певца было, может быть, даже излишне жалко :) - хотя это, конечно, один и из самых натуралистичных, и из самых смелых, и из самых незабываемых образов берлинского "Кольца нибелунга".

Очень понравилось, как решён финал тетралогии. Некоторые считают нечестным приёмом такую пояснительную текстовую отсебятину (текст ползёт по экрану, когда Брунгильда уже ничего не поёт, а просто уходит), но я с этим не согласна - вопрос в качестве текста, а текст был зачётный, поднимающий действо на нужную высоту без ненужного романтического пафоса. По целостному же итогу это не лучшая и не худшая актуализация "Кольца" - местами тонкая и оригинальная, местами с действительно излишним "мыльным" налётом. Но я, например, знаю людей, которые и вообще так воспринимают вагнеровскую тетралогию - как чувствительную семейную историю. Да, они не вагнерианцы, просто любители оперы, и глубокие философские смыслы им даром не сдались. Однако это не значит, что они не имеют права получить качественный продукт на свой вкус, а качественная проработка материала у Дмитрия Чернякова и его команды - опять же, в целом - присутствует.

Что интересно, пару-тройку сцен - например, часть семейных обсуждений Гибихунгов с Хагеном - я восприняла вовсе не как актуальность, а, напротив, как банальность. Просто ничего нового в характерах и расстановке персонажей, буквально все это так ставят - и именно после таких постановок, как берлинская, понимаешь, что абсолютно не имеет значения, в каких костюмах и интерьерах герои таким образом объясняются. Эти моменты были как бы да, реально скучноваты (для меня, зануды, видевшей дюжину всяких "Колец"). Но, повторюсь, таких моментов в этой продукции не так уж много, поменьше, чем в среднестатистическом "Кольце нибелунга".

Что касается музыкальной составляющей спектакля - она и правда очень хороша. Из новых лиц великолепны были Вида Микневичюте (Зиглинда) и Мика Карес, чудесно сделавший и Фазольта, и Хундинга, и Хагена. Для меня этот человек со своей фактурной внешностью и разнообразной злодейско-интриганской голосовой мощью стал реально большим открытием и радостью. Йоханнес Мартин Крэнцле предсказуемо впечатлил на всех этапах бытованиях Альбериха. Андреас Шагер в настолько потрясающей и певческой, и физической форме в этой постановке, что любых слов тут будет мало. Михаэль Фолле явил тоже во всех ипостасях примечательного Вотана. Правда, вот тут я бы сказала, что пик вокальной формы уже остался чуть позади, и слушать это исполнение без видео, пожалуй, не стала бы - но с замечательно попадающей в образ внешностью Фолле и замечательной же актёрской проработкой роли всё очень гармонично, видео рекомендую смело. Клаудиа Манке - идеальная для такой постановки Фрика. Да и практически все выложились по максимуму - Лаури Васар поёт как может, зато играет чрезвычайно прикольно, и Аню Кампе мне как-то не хочется пропесочивать, она же только недавно из лирических вагнерианок переквалифицировалась, и, имхо, потенциал тут есть. Особо я бы ещё отметила исполнительниц партий второго плана - русалки, валькирии, норны - во многом именно их высокий класс придал этой записи необычный шик. К сожалению, в анонсах THEATRE HD фамилий этих людей нет, а я протупила и не сфоткала их с экрана, поэтому не могу назвать поимённо. Но в любом случае спасибо им - и, конечно, восхитительному оркестру Берлинской оперы, и готовившему в основном эту премьеру (но, увы, заболевшему) маэстро Даниэлю Баренбойму, и прекрасно продирижировавшему в итоге маэстро Кристиану Тилеманну - мне кое-где темпы показались излишне медленными, других претензий нет. Ну и всем причастным к постановке и записи - тоже большущее спасибо.

Резюме: в целом всё на твёрдую четвёрку с музыкальным плюсом. Посмотреть один раз это в любом случае стоит.

Дописываю, как просили

4

Один раз можно и посмотреть, спору нет. Но моя оценка все-таки четыре с постановочным минусом. А про русалок-валькирий согласен, хороши были. Я бы еще Лесную Птицу отметил, и даже то, что с ней и Черняков хорошо придумал, запомнилось.