Сезон 2023 – 2024

Поскольку в питерских «Мастерах» оказалось как-то не о чем говорить, основное вагнеровское событие у нас в 2023 году – пермско-московский «Летучий Голландец». Премьерная серия в Пермском театре оперы и балета прошла в апреле, в октябре постановка доберётся до московской Новой Оперы.

Спектакли в Москве:
6 октября, 19.00
8 октября 18.00
10 октября 19.00
12 октября 19.00
15 марта 19.00
17 марта 18.00
19 марта 19.00

Спектакли в Перми:
29 ноября 19.00
30 ноября 19.00

В составах на данный момент указан только маэстро Филипп Чижевский. Для своей вагнеровской истории он взял первую редакцию оперы, где действие происходило, к слову, в Шотландии, а не в Норвегии. Таким образом предполагалось показать в большей степени зарождение вагнеровского стиля из всевозможных предшественников – что, судя по отзывам с пермской премьеры, удалось. По тем же отзывам удалось и изящно совместить необычные музыкальные акценты с ревизионистским режиссёрским прочтением.

В пресс-релизе Новая Опера именует постановку «Летучим Голландцем» Богомолова – Чижевского, вынося режиссёра вперёд. Не знаю, насколько это осмысленно, учитывая, что в последние годы Константин Богомолов экспериментирует исключительно в одобренных государством экспериментаторских загонах. Его проклятый Голландец – осуждённый на пожизненное маньяк-убийца, сбегающий с зоны. Изначально это интересная идея – проассоциировать «проклятие» с «пожизненным». Однако не ясно, почему мысль свернула на маньяка. Тем более что проклятие было за гордыню и непочтение к высшим силам; тем более что в оперном – по-любому символистском – представлении куда естественнее говорить о ярких красивых неоднозначных людях, а не об однозначно тупых, жестоких и хитрых маньяках. Уцепиться тут за формальную реальность типа «он же натуральный убийца женщин», имхо, какой-то простоватый заход. И дальше всё примерно в том же духе, хотя вроде есть и любопытное, и эффектные смычки реальностей – в общем, надо смотреть, по пересказам-то много чего можно насудить. И в октябре у москвичей наконец будет такая возможность, посмотреть.

Спектакль 2 часа 20 минут без антракта. Судя по фотографиям, основной колорит постановки жёсткий чёрно-красно-белый, хотя есть и более весёлые сцены – например, женский хор в народных костюмах с зелёненьким и с зелёными же веничками. Художник-постановщик – Лариса Ломакина, художник по свету – Иван Виноградов. Также в постановочном списке присутствуют художник по видео Алан Мандельштам и моушн-дизайнер Михаил Мясников, чьей задачей, видимо, было объяснить богомоловский сюжет сопроводительными текстиками. Простора для интерпретаций в «революционной» постановке нам, похоже, оставили немного: ровно в текущем тренде все должны понять всё одинаково.

До московской премьерной серии месяц, поэтому выражаю тут ещё раз обращённое куда-то горе пожелание, чтобы нас избавили от неуместного музыкального сопровождения на поклонах. Это и дёшево пафосно, и безвкусно, и мимо – включить Алёну Апину сразу после оперы. Этот момент с дружной гадливостью описывали даже те зрители пермской премьеры, которым постановка в целом показалась интересной. В зале на опере, конечно, всегда есть процентов десять-двадцать случайных людей. Но остальным восьмидесяти процентам вы Апиной ничего не скажете ни про них, ни вообще «за жисть» – только за себя и свою необъяснимую любовь к этой певице. Также не сложно сообразить, что в ближайшее время Вагнер даже у в меру продвинутого обывателя будет вызывать некоторое инстинктивное желание держаться подальше. Устраивать в таких условиях дополнительные неприятности людям на и без того спорной постановке, мягко говоря, некстати – можно и мимо кассы пролететь, совсем не по-голландски.

Остальные анонсированные события в комментарии ниже, следующие анонсы добавляйте также комментариями.

Другие анонсы сезона

МОСКВА

ЛОЭНГРИН
Новая опера
1 ноября 19.00
Алексей Антонов, Ольга Терентьева, Михаил Губский, Анджей Белецкий, Анастасия Бибичева, Михаил Первушин, дирижер Василий Валитов.
3 ноября 19.00
Виталий Ефанов, Марина Нерабеева, Михаил Губский, Андрей Борисенко, Марина Ефанова, Дмитрий Орлов, дирижер Василий Валитов.

БЕТХОВЕН – ВАГНЕР – ГАЛА
ММДМ
12 ноября 19.00
Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Филипп Копачевский (фортепиано), дирижер Вальтер Борини.
Программа:
1 отделение
Л. ван Бетховен
Симфония № 5, I часть Allegro con brio
«Лунная соната», I часть, обработка для фортепиано с оркестром
«К Элизе», обработка для фортепиано с оркестром
Концерт № 5 для фортепиано с оркестром, III часть (финал)
Симфония № 7, II часть Allegretto
«Ода к радости», финальный хор из Симфонии № 9
2 отделение
Р. Вагнер
Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»
«Заклинание огня» из оперы «Валькирия»
«Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда»
Вступление к 3 акту оперы «Лоэнгрин»
Свадебный хор из оперы «Лоэнгрин»
«Хор Пилигримов» из оперы «Тангейзер»
«Полет валькирий» из оперы «Валькирия»

БРУКНЕР+
Новая Опера
8 декабря 19.00
Оркестр, хор и солисты театра, дирижер Ян Латам-Кёниг.
Программа:
А. Брукнер. Te Deum для солистов, смешанного хора, оркестра и органа
Р. Вагнер. Вступления к операм

ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА
Новая Опера
17 декабря 18.00
Дирижер Василий Валитов, состав солистов будет объявлен позже.
25 мая 18.00
Дирижер Ян Латам-Кёниг, состав солистов будет объявлен позже.

ПИТЕР

НЮРНБЕРГСКИЕ МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ
Мариинский – 2
15 сентября 18.00
Вадим Кравец, Ирина Чурилова, Михаил Векуа, Андрей Зорин, Ярослав Петряник, Анна Кикнадзе, Евгений Никитин, Глеб Перязев, дирижер Валерий Гергиев
27 сентября 18.00
Дирижер Валерий Гергиев, состав солистов будет объявлен позже.

В Мариинском горизонт планирования так и остался месячным, дальше наверняка будут какие-то дополнения.

ЕКАТЕРИНБУРГ

ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ
Урал Опера Балет
5 октября 18.30
Дирижёр и состав солистов будут объявлены позже.

"Кольцо" в THEATRE HD

"Кольцо нибелунга" из Берлинской государственной оперы Унтер ден Линден. В постановке Дмитрия Чернякова на рейнском дворе конец 20 века - Экспериментальный научный центр эволюции человека, сериальный психологический триллер, антиутопический ретрофутуризм. Впечатляющие составы и вообще музыкальная часть, постановка спорная, как всякая актуализация, но многих тоже впечатлила.

Постановщики:
Дирижер Кристиан Тилеманн, режиссер Дмитрий Черняков, художник по костюмам Елена Зайцева, художник по свету Глеб Фильштинский

Солисты:

"Золото Рейна"
Михаэль Фолле (Вотан), Роландо Вийясон (Логе), Йоханнес Мартин Крэнцле (Альберих), Клаудиа Манке (Фрика), Лаури Васар (Доннер), Анна Кишшудит (Эрда), Мика Карес (Фазольт), Аннетт Фрич (Фрея)

"Валькирия"
Михаэль Фолле (Вотан), Аня Кампе (Брунгильда), Роберт Уотсон (Зигмунд), Вида Микневичюте (Зиглинда), Клаудиа Манке (Фрика), Мика Карес (Хундинг)

"Зигфрид"

Андреас Шагер (Зигфрид), Аня Кампе (Брунгильда), Стефан Рюгамер (Миме), Михаэль Фолле (Странник), Йоханнес Мартин Крэнцле (Альберих), Анна Кишшудит (Эрда)

"Гибель богов"

Андреас Шагер (Зигфрид), Аня Кампе (Брунгильда), Мика Карес (Хаген), Йоханнес Мартин Крэнцле (Альберих), Лаури Васар (Гунтер), Мэнди Фридрих (Гутруна)

Показы:
"Золото Рейна" - 9 марта, 15.00
"Валькирия" - 8 и 23 марта, 15.00
"Зигфрид" - 17 марта, 15.00 и 31 марта, 17.00
"Гибель богов" - 30 марта, 15.00

Подробности и список площадок на сайте проекта.

Берлинское "Кольцо"


МОДЕРАЦИЯ. КОММЕНТАРИЙ ПЕРЕМЕЩЁН В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОГО ПОСТА В БОЛЕЕ ПОДХОДЯЩИЙ РАЗДЕЛ


А кто-то вспомнил про День Рождения...

Эти кто-то - главный дирижёр Московского государственного симфонического оркестра и руководитель проекта «Творческий вызов для молодых оперных певцов OperaCall» Иван Рудин и режиссёр-постановщик Дмитрий Отяковский. Рудин по совместительству является с 2022 года также гендиректором "Зарядья", где и предлагается 22-23 мая посмотреть "Летучего Голландца" в исполнении вышеуказанного оркестра и Академического Большого хора «Мастера хорового пения» Радио «Орфей». Состав солистов на данный момент выглядит так:
Сента – дополнительно
Голландец – Владимир Байков
Даланд – дополнительно
Эрик – Хачатур Бадалян
Мари – Екатерина Курбанова
Рулевой – Василий Фузейников

В общем, типичный "кот в мешке", собранный из разнофактурных элементов - от малоизвестных московской публике немолодых граждан, которым из-за "патриотизма" головного мозга негде стало петь Вагнера за границей, до столь же малоизвестных тут, действительно молодых московских и питерских певцов. Хорошо известен из этого списка только Хачатур Бадалян, не первое десятилетие радующий нас своей лирически-теноровой вагнерианой в Новой Опере.

С некоторых пор в "Зарядье" даётся всё больше именно спектаклей (особенно для детей) с разной степени банальности постановками и разной степени вторичности музыкальными решениями. Есть надежда, что в данной постановке "Голландца" всё будет всё же не по-детски - руководит местный Сам-Самыч, и оркестр у него, наверное, уже готов играть вагнеровский материал. Режиссёрская концепция тоже анонсирована интересная: Голландец - капитан подводной лодки, а Даланд совершает экстренную посадку в шторм на самолёте. Первый факт - не то чтобы точное, но весьма эффектное попадание в актуальный формат семилетних боевых дежурств с редкими выходами на сушу, и такая ловкость режиссёрского мозга, конечно, сразу интригует. То есть присутствуют-таки основания верить, что кот из зарядного мешка вылезет, по меньшей мере, крайне любопытный. Цены на билеты при этом вполне демократично растянуты в интервал от 800 до 5000 рублей.

____________
Здесь же поясню уважаемому Fremder(у) по поводу переноса его комментария (с некоторыми своими формальными дополнениями). В принципе, комментарий мог остаться и здесь, благо он небольшой. Но, во-первых, по сути ему всё-таки лучше быть не в "Анонсах", во-вторых, я решила ответить на него более развёрнуто, и, в-третьих, у нас тут когда-то была идея завести формат мини-рецензий - и ваш текстик прямо идеально этому формату соответствует. Если напишете там в "Рецензиях" ещё коммент с оценкой, будет вообще здорово.