(2 голосов) Оркестр и хор Берлинской Государственной Оперы, дирижёр Даниэль Баренбойм, постановка и сценография Дмитрия Чернякова, художник по костюмам Елена Зайцева, художник по свету Глеб Фильштинский. Это у нас очередной фильм-опера из-под берлинских лип, и я очень рада, что сходила на него, хотя не могу сказать, что постановка понравилась целиком. В первом акте там как-то вообще не ясно, зачем все эти люди одеты в современные костюмы, зачем банальные фишки с современной шикарной яхтой и с выпивкой, когда разыгрывается вполне классическая история. Единственное, что однозначно в кассу, это несколько любопытных мыслительных проекций Тристана и экран, где кормчий демонстрируется на руле, когда Изольда с Брангеной о нём разговаривают. Притом с Тристаном сразу задаётся интрига, он несколько странный с самого начала и довольно нестандартно реагирует на все предъявы — что-то у него есть потаённое, что отличает его от ходульного образа успешного франта и политикана, которого он вроде бы в основном и играет. В конце акта тоже неясно, что, собственно, выпивают Тристан с Изольдой, что у них начинается прямо истерика смеха с катанием по полу — имхо, это какой-то совсем не любовный напиток, может, просто расслабляющий из лёгких, чтобы не попасть ненароком под пропаганду тяжёлых :) Второй акт начинается со светского раута в эффектном модернистом зале. Тристан активно тусуется, не обращая никакого внимания на Изольду — прекрасно выглядящую в тёмно-зелёном платье, но вообще и никому здесь не интересную. По итогу раута местное общество решает ехать на охоту, все сваливают. Изольда остаётся с Брангеной, следует стандартный диалог про Мелота и тушение света. Большую люстру Изольда таки тушит — и тут является Тристан. В том самом костюме с галстуком-бабочкой, в котором он тусил — и является эта бабочка с шампанским, с бокалами, с закусками… Этот Тристан выглядит и ведёт себя так опереточно, и это так хорошо ложится на музыку встречи, на весь этот кошачий концерт под трубный вой оркестра, — что я, честно говоря, просто не знаю, была ли эта сцена вообще кем-то когда-то поставлена настолько музыкально соответственно. Тут, наверное, многие скрепно заспорят, но я, опять-таки честно, не знаю ни одного исполнения, где эта сцена по серьёзу бы выпевалась не облегчёнными, а большими вагнеровскими голосами, и выглядела бы настолько адекватно. Вполне допускаю, что с этой блестящей переосмыслительной задумки и началась вся черняковская концепция. Так или иначе далее Тристан и Изольда выходят на свой большой любовно-концептуальный дуэт. Лидером в теоретических построениях тут явно выступает Тристан, на часть построений у него даже написан загодя стих. Изольда как бы пытается въехать в эти его теории и выглядит, прямо скажем, глуповатой обывательницей, которую вещун Тристан подбивает на самоубийство. То есть нам предлагается забыть, что тему эту завела вообще-то сама Изольда в первом акте, и что никаких внятных мотиваций для самоубийства у этого успешного, уверенного в себе и даже циничного Тристана, вообще-то говоря, прежде не было. Всё это, конечно, полная чушь в духе общественной полезности отрабатывающая горяченькую тему неких сообществ самоубийц с некими вещунами во главе, которые вот так вот и сманивают некие неокрепшие души (Изольда такой «неокрепшей душой», опять-таки, по определению являться не может). Ну то есть чушь, чушь, и ещё раз чушь, в которой упорно нивелируется вся ценность построения собственного мира на двоих, где жизнь и смерть не имеют значения, и реальная отвага очень непросто дающегося именно взрослым людям решения нивелируется тоже, и, соответственно, смелость последующего рывка Тристана навстречу предателю Мелоту нивелируется вовсе. Поставлено всё это, надо сказать, с изрядной долей убедительности для людей, которые вообще не в теме, то есть для большинства. Марк в сцене возвращения "клуба верных друзей" и обращения к Тристану убедителен в любом случае — за исключением финала акта, когда достойный босс на фоне упавшего Тристана грубо уводит с собой Изольду (это, во-первых, не соответствует предшествующему поведению Марка, а во-вторых, было совсем недавно реализовано другим режиссёром в несколько более подходящей к такому поведению постановке). В третьем акте нам быстро и доходчиво объясняют, что Тристан просто спятил. Вот он лежит беспамятный и недвижный в своём отчем доме, где всё устроено в любимом черняковском стиле, отсылкой к началу двадцатого века. Никакой реальной раны у Тристана после сшибки с Мелотом нет, но состояние больного крайне тяжёлое, Курвенал устраивает ему «старый напев» непосредственно тут же, за шторкой, и вообще всячески подыгрывает своему таки очнувшемуся с напева герою. Призраки отца и матери Тристана ходят тут же, с ним рядом, и это придумано неплохо, но оператор, к сожалению, отдаёт им слишком много места в кадре в ущерб самому Тристану. Это действительно очень досадно, ибо Тристан великолепен. Вот здесь всё поставлено на редкость интересно и нетупо. Проясняющая всю предшествующую дичь установка «чел просто сумасшедший» дана очень ясно, но картинка при этом говорит другое. Я много раз видела Андреаса Шагера в разных ролях, и никогда мне не приходило в голову, что, помимо всяческих достоинств и достижений, он может быть чертовски красив — а в третьем акте этого «Тристана» это именно так. После всех странностей, дурных понтов, хитростей и опереточностей первых двух актов, в третьем офигенно красивый человек поёт офигенного Тристана, спасая этой красотой постановку, мир и всё, что в нём стоит спасать. Курвенал не видит никакого корабля с Изольдой, указывает играть весёлый мотив, опять-таки, только подыгрывая дошедшему до крайней точки безумства Тристану. Верный товарищ только делает вид, что бежит встречать Изольду. Тем не менее Изольда оказывается в комнате, что удивляет и самого вернувшегося Курвенала. Тристан успевает умереть у возлюбленной на руках, как положено, дальше там постоянно выключающийся свет, темнота, неразбериха, драка, всё тоже как положено и довольно обычно. Изменена — и довольно прикольно — лишь роль Брангены в происходящем. Финал Изольды над Тристаном заканчивается весьма изящной отсылкой к родителям Тристана. В общем, всё-таки двое героев поступили правильно, кинув всех и уйдя в свой собственный мир, который остальным всё равно не понять. Музыкально — практически всё здорово. Оркестр с Баренбоймом, естественно, на пять, всё точно, нюансировано, разнообразно, и некоторая, поддерживающая постановочную часть, загадочность, кстати, присутствует. Хор, сколько его там есть, тоже отличный. Шагер — выше всяких похвал в этой записи, и музыкально, и артистически. Его партия! Даже не ожидала, честно говоря, что будет так круто, вот это хотелось бы послушать и вживую. Кампе — на пять с небольшим минусом, ну просто потому что были ещё Флагстад, Нильссен и Стемме. Больше запало всё же из первого и второго акта, чем Liebestod, хотя и он получился без заметных напрягов. Миллинг, пожалуй, чуть больше убеждает королевской фактурностью, чем собственно голосом, притом и чисто по голосоведению провалов нет, просто опять же были супер Марки повыразительнее. Губанова — хороша, как всегда, яркая, выразительная Брангена, в образе и вокально и драматически. Даниэль — неплохой Курвенал, простоватый, верный, деятельный, в третьем акте во всех отношениях поинтереснее, чем в первом. Я не смотрела черняковского «Тристана» в Мариинском (не из-за постановки Чернякова). Поэтому не могу сказать, насколько в берлинском много или мало самоповторов. Чисто визуально декорации довольно красивые, хорошая колористика и отработка костюмов, никаких вопросов к свету и проекциям, движение поставлено даже очень хорошо, за исключением пары излишеств в первом акте. Конкретно резанул именно глаз один момент — это ж у нас фильм-опера, а не трансляция, и когда Тристан умер, должно быть, что он умер. Есть куча способов добиться этого эффекта — закрыть Тристана пальто Изольды, которое она всё равно потом снимает, или выстроить кадр так, чтобы бурно дышащий после всех метаний и пений живот артиста туда не попадал, или поставить какой-то небольшой закрывающий предмет — и ещё десяток вариантов. Но ни один из них не был реализован. Ну кто так строит, ёлы-палы? Понимаю, что это вопрос не совсем к Чернякову, он ставил спектакль, где зритель не видит ближних планов, но ведь знал же, что будут снимать, мог бы подумать... Вообще постановка, конечно, провокативная и несколько неровная, как всякая провокативная постановка. Однако музыкальная проработка, тем не менее, сплавляет её в нечто большое и цельное. И сравниваю я этого «Тристана» из всех виденных, как ни странно, только с одним, девятилетней давности в Мет. Там были во многом противоположные плюсы и минусы, но та постановка тоже запомнилась рядом эффектных моментов, дала покайфовать и заставила думать. Пока не знаю, какой из двух спектаклей поставила бы выше, надо, чтобы берлинский отлежался в голове.
|
|||


Оценка
Пожалуй, я всё-таки поставлю за это пять, Шагер и Баренбойм с оркестром рулят. Ну и да, у меня любимый акт «Тристана» третий, остальное я за него режиссёру всегда прощу.
Прогресс налицо,
конечно, по сравнению с Мариинской постановкой. Самоповторов, на самом деле, много у Чернякова, но в этой берлинской постановке они все же сложились в какую-то более-менее внятную концепцию, нет раздражающего мельтешения на сцене, нет тысячи бессмысленных и противно отвлекающих деталей в антураже, свет и проекции по делу. Даже вагнеровский месседж вроде начал доходить до режиссера как-то лучше, хотя самоубийц Дима по-прежнему боится и это заметно. В целом за такую режиссуру уже можно ставить тройку с плюсом, а не двойку с минусом.
Что касается исполнения, темпы Баренбойма лично мне иногда казались излишне и одинаково замедленными. Всё сыграно очень под певцов, оркестровых кульминаций кое-где не хватало. Не то чтобы их совсем не было, но местами они были, кажется, намеренно затенены, подстроены под современную приземленную трактовку режиссера. Спели в целом все на четверку с плюсом, Шагер - местами на пять. У него ведущая роль в этой черняковской истории, и играет он её всю отлично, в самом деле интригующий персонаж и это интересно смотреть, хотя сама идея "во всем виноват Тристан" мне, честно говоря, тоже не очень нравится. Кампе провела партию лучше, чем лично я ожидал, но явно устала к концу, и было бы лучше если бы её чаще показывали средними планами, так она намного лучше смотрится, чем на натужных ближних. Начало дуэта во втором акте, названное ув. Слетеленой "кошачьим концертом под вой оркестра" действительно было поставлено и звучало прикольно, также понравился финал. Вообще несмотря на претензии я бы сказал, что в данном составе эта постановка довольно ровная во всех отношениях, строго на четверку. И за счет этой ровности у постановки Мет она, на мой взгляд, все же выигрывает. Хотя, насколько помню, постановочная часть там была чуть почеловечнее, притом что фишек было не меньше, чем у Чернякова.