(1 голос) Михаэль Фолле, Йохан Бота, Аннет Даш, Йоханнес Мартин Кренцле, Ханс-Петер Кёниг Пол Эпплби, Карен Кэгил Абсолютно классическая постановка с одним несущественным пояснением – это не комическая опера. Всё богато, правильно, традиционные декорации, костюмы, все хорошо поют и почти все убедительно играют, но всё это НЕ СМЕШНО. Повезло мне с парой последних «Мастеров», смешные они были, прикольные, цепляющие, и подумалось, что так и должно быть. Но, видимо, это ошибка. Должно быть, как было всегда – исторично оформлено, чуть иронично, в меру психологично и патетично иногда даже сверх меры. Таковы и есть возобновлённые метрополитеновские «Майстерзингеры» – опера большого стиля из народной жизни с понятными и привычными штампами. Возможно, 20 лет назад, когда делалась эта постановка, она была с огоньком и не скучной. Сейчас огонёк утрачен (в том числе, в прямом смысле – спектакль сопровождает весьма простецкий свет). Однако для многих классичности и масштабности более чем достаточно, и было бы лучше, если бы описание спектакля сделал кто-то из поклонников этого стиля. Я же просто не вижу смысла пересказывать синопсис с добавлением прилагательных, самым употребительным из которых будет «деревянный», как оно и положено в реалистичной постановке из народной жизни. Кстати, эта картинка с концом второго акта, ставшая фактически визитной карточкой ньюйоркских «Майстерзингеров», откровенно комплиментарна. На трансляции таких живописных планов был минимум, а сама драка была очень невнятной. Ни музыку, ни слова никто визуализировать не пытался, 90% людей в кадре просто переминались с ноги на ногу. То же самое касается практически всех массовых сцен. Подмастерья доставали Давида без всякого задора и передвигались, независимо от скорости, неритмичной разреженной толпой. В последней сцене при отличных отдельных хорах, на состязание не было ни намёка. Даже танцевали все, как на уроке танцев – лишь Давид своими встреваниями немножко бередил общую механическую благопристойность. В сущности, единственной понравившейся мне сценой было заседание мастеров во время экзамена Вальтера. Вот там Закс с Бекмессером допекали друг друга с чувством (хотя Бекмессеру можно было бы и ещё добавить нюансов). Здорово дополняли заседательную тему остальные мастера, особенно Котнер с Погнером, и вся эта команда расхаживала, вертелась, совещалась, эмоционировала, а не просто Бекмессер бегал между ними – в итоге получилась действительно очень ярко, ритмично, театрально и в то же время достоверно. От хорошего, которого мало, сразу перейду к очень хорошему - к солистам, а состав в этом спектакле и правда собрался выдающийся. Совсем не касаться постановки, конечно, не получится, но постараюсь свести эту часть к минимуму )) Ханс-Петер Кёниг – мой давний любимец, признаюсь, но столь же честно признаюсь, что ничего подобного не ожидала. Партия Погнера никогда не казалась мне заслуживающей внимания – похоже, я просто ни разу не слышала, чтобы её кто-то пел, а не басил. И вот вдруг услышала. Удивлению не было предела: тут же всю дорогу было какое-то гудение-бурчание, откуда взялись эти нежные красивые ноты?.. Почудилось даже, что у Кёнига тембр как-то приподнялся, хотя так не бывает, наверное, в его возрасте. То, что его Погнер сразу стал чрезвычайно привлекательным и глубоким персонажем, это понятно – у него и Хундинг душой-человеком получается, что уж говорить о Погнере. На первой же строфе его мягкой певучей речи на собрании становится также понятно, что Мастер подобного склада в принципе не может быть коммерсантом. В этом смысле его намерение показательно избавиться от лишних денег в чью-нибудь пользу выглядит нормальным побуждением мечтательного романтика. На самом деле хорошо, что Кёниг Альбериха не поёт, это был бы вообще полный переворот устоев… Словом, Фолле царил, Кёниг парил, и обычным «Майстерзингерам» уже этой пары вполне хватило бы для «зачёта»; но некоторым не оповещённым о кризисе театрам этого мало. Йохан Бота – самый заслуженный вагнерианец в этом составе, хотя и не самый старший. Вальтера фон Штольцинга он пел и записывал много раз и со своим математическим подходом к карьере имеет шанс ещё лет десять продолжать в том же духе. На сцене это рыцарь отсутствующего образа, но такого вокала для Вальтера – да простят меня почитатели этой партии – даже слишком много. Платиновый блеск и сдержанный аристократический драматизм нынешнего голоса Боты не то чтобы совсем не подходят влюблённому рыцарю, однако требуют какого-то специального объяснения. Простоватые манеры и косыночка Евы и собственные мыслительные наморщивания рыцаря в стиле «не могу не тупить» в данном случае анти-объяснения. К счастью, делать гримасы лица и туловища подолгу габаритного тенора не заставили. Поотшатывался с зубовным скрежетом от церкви (чёрт?), рубанул пустоту во втором акте (ну да, на этих ступеньках все какой-то крезой заболевали, никто здоровым не ушёл). В остальном больше просто пел, а три его майстерзанга – это совершенство, освобождающее от необходимости смотреть на картинку. В последнем, как мне показалось, даже включил дадаиста, на 80% переключившись со смысла на чистую фонетику (некоторые считают, это то же самое, что плохо разбираться в тексте изначально, но мне так не кажется, я люблю эту фишку, в том числе на нашем родном языке). Йоханнес Мартин Кренцле – был хорош, хотя, на мой взгляд, не блеснул со своим Бекмессером в полную силу. Помимо усреднения этой режиссурой самобытной «триллерной» характерности Кренцле, противников здесь в старой традиции ещё и музыкально противопоставили друг другу чуть ли не по максимуму. Многие темы Башмачника-Поэта были красиво замедлены, а темы Канцеляриста-Нибелунга, наоборот, суетливо ускорены. Мне показалось, что в таком варианте Кренцле прозвучал в быстрых местах с некоторым недобором по глубине и выразительности относительно своего же собственного перфектного уровня. Сам персонаж тоже мог быть посмешнее, а не настолько упрощённым комедийным глупцом с претензиям. С другой стороны, когда от этого образа пытались отойти, получалось, к сожалению, не лучше – невнятно, несогласованно, да и не особо эстетично. К примеру, отчаянный разброс бумаг в третьем акте у Закса приводит в недоумение уже в процессе, и дальше оно только усиливается. Потому что, во-первых, так не ведут себя трусы (а нам же весь второй акт доказывали, что Бекмессер ещё и трус); а во-вторых, так вообще ведут себя только маленькие дети, ищущие внимания и сочувствия. И как после этого нужно рассматривать последующую сцену.с Заксом – как циничную подставу умником несчастного запутавшегося ребёнка?.. Вопросы по поводу режиссуры, естественно, не к Кренцле, просто здесь со всех сторон сложилось так, что его Нью-Бекмессер какого-то особенного восторга у меня не вызвал. Отчасти из-за завышенных ожиданий, конечно – ну, по крайней мере, дальше я ни от кого звёзд с неба не ждала. Аннет Даш – спела мягче, чем обычно, наступательный дуэт с Заксом из второго акта провела вообще отлично. Выглядела хорошо, играла в рамках заданной темы тоже хорошо – часто даже более комично, чем некоторые загруженные своими проблемами партнёры. Хор метрополитеновский был великолепен, начиная с чудесного церковного многоголосья и заканчивая духоподъёмным финалом. Только во время драки мне и хор не понравился в том числе, а в остальном он звучал превосходно. Про оркестр я уже высказалась отчасти по темпам в связи с солистами. Однако было и несколько чисто симфонических сильных замедлений, и под вступление к третьему акту я, честно говоря, чуть не заснула. В театре заснула бы точно, на трансляции картинка спасла )) Смысл столь затянутых пассажей не ясен, из общей стройной и динамичной конструкции оперы они вываливались, как пережжённые кирпичи . Почти под всех солистов Ливайн отстроил оркестр восхитительно, а под Фолле и Боту – восхитительно в квадрате. В некоторых местах там буквально перестаёшь дышать от грациозности волнообразных переплетений инструментов и голоса –- не только в кульминациях, а иногда даже как-то вдруг. Совершенно по особенному были сыграны хоральные и вообще стилизованные под старину места. Удивительно аутентично и в то же время насыщенно они прозвучали. На самом деле свой баланс был найден Ливайном почти для всех тем оперы, каждая из них как будто действительно завела свой «мастерский тон». Ева и Вальтер – духи «Тристана» и «Валькирии», родившиеся заново и стремительно выплывающие на утреннее солнце. Закс, перебарывающий себя в многоголосом крике птичье-скрипичных душ. Бюргер-мастерская тема, помпезности которой я всегда боюсь, но у Ливайна не было помпезности, лишь чистота и блеск тысяч шпилей в тысяче городов. Все темы звучали так своеобычно, что иррациональное ощущение игры разных оркестров, сидящих рядом, настойчиво возвращалось в каждом акте. Это правда поразительно – при перетянутых длиннотах, при том что комико-саркастическая линия не удалась, остальные получились так, что хочется объявить работу Ливайна и ОМО шедевром. Выйдя после просмотра, я сказала себе, что ни в жизнь это занудство пересматривать не буду. Через день подумала – ну да, постановка никакая, но в качестве необязательного дополнения почти к пяти часам фантастической музыки – почему нет?.. Сейчас я уже переслушиваю эту музыку – пока в голове, что отложилось – но норой в горе, где поселились эти «Мастера», уже озаботилась и меточку поставила, так что переслушаю обязательно...
|
|||
Оценка, коммент, вопрос
Любопытно, что будет дальше с этой трансляцией. Было бы довольно оригинально записать одну и ту же постановку дважды. Хотя новый состав этого заслуживает, так что, возможно, запись с этими «Мастерами» появится – ну или, на крайняк, пойдёт на телевидение. Так или иначе, постановка пока существует не только в виде трансляции, её возобновили совсем недавно, и пару-тройку лет она выдержит по-любому. Знаю, что многим спектакль в трансляции очень понравился, причём именно в плане режиссуры – если захочется высказаться или поспорить, лучше делайте это здесь, дорогие друзья. Там, где вы размещаете свои комменты сейчас, им не совсем место ))
А я ставлю этой постановке 4 балла с расшифровкой «5» за аудио и «3» за видео. Рекомендую понятно кому - кто "Мастеров" видел немного или готов пережить скучную картинку за звук, в большей части оперы близкий к идеальному..
И сразу вопрос уважаемой Olge по поводу её комментария: а разве Ева и Магдалена не о разных царях говорят? Я просто не знаю, кто был покровителем мастеров…