Байройт 2015

Будет у нас всё-таки трансляция "Тристана и Изольды" в субботу 25 июля в 16.30 по Москве. Этой премьерой Кристиана Тилеманна и Катарины Вагнер открывается нынешний фестиваль, и нам её представят, как обычно,.DW и радио "Орфей" (99,2 FM). Формат сохранится со всеми разговорами, комментариями и интервью. Плюс ещё полтора часа до начала представления будут что-то обсуждать - может быть, просвещать слушателей об "истоках и путях становления", а может быть, расскажут что-то об именитых гостях фестиваля. Почему все спектакли начинаются так рано (в 16.00 по Берлину), непонятно - во всяком случае, этот будет в субботу, так что его смогут послушать, наверное, все желающие.

Солировать в этом "Тристане" будут Стивен Гулд, Эвелин Херлициус и Георг Цеппенфельд. По мужчинам вопросов нет, такой кастинг внушает самые радужные надежды. Эвелин Херлициус люблю, но для меня она всегда была певицей штраусовской, а не вагнеровской. По правде сказать, я даже не знала до этого дня, что в 2002-2004 годах она пела в Байройте Брунгильду - без феноменального успеха, но критики там было, понятно, на порядок меньше, чем в адрес Фостер. Прослушанный по нынешнему случаю Либестод Херлициус произвёл неоднозначное впечатление. Со Штемме это сравнивать, конечно, нельзя - в партии Изольды с небесной Ниной сейчас вообще некого сравнивать. Это, естественно, не значит, что все остальные Изольды должны стушеваться и замолчать в тряпочку, просто мне кажется, что помимо заметно жёстких верхов и некоторого недобора вагнеровской драматичности, ещё и выразительно-плавный вокал Гулда некоторые спорности прекрасной Эвелин как Изольды может подчеркнуть. И даже если Катарине Вагнер удалось выстроить постановку именно под этих исполнителей, мы-то этого не увидим.

Впрочем, мало ли кто как пел три года назад, многое ведь объективно можно было изменить в лучшую сторону. В конце концов Тилеманн же будет у нас дирижировать, а это всегда блеск ослепительный и великолепие непредсказуемости: где и кому из солистов маэстро оркестр мягким ковриком подстелит, а где устроит симфонический звездопад и камнепад - и пойте себе, как хотите. По совместно-рабочему признаку свои-то они ему оба, и Тристан, и Изольда, но дирижёрский темперамент, знаете ли, штука тонкая... А всё-таки дух захватывает от мысли, какого Тилеманн и Гулд могли бы сделать "Тристана" - ну то есть в идеальном случае, если всё сойдётся и срастётся.

К слову, если кто знает, поясните мне небольшой административный момент. Ведь вроде "Кольцом" дирижирует Петренко и Тилеманн из главных дирижёров как бы ушёл, а его им, однако же, называют. В чём фишка? Порядок сменился с неформального на формально-назначательный или такая устная титуляция, наоборот, означает неформальное признание выдающихся заслуг Тилеманна перед фестивалем?..

Всем удачного виртуального тура в Байройт! (и тем более невиртуального, кто уже собрадся и на низком старте ))

Персональное дополнение

Вести трансляцию, как обычно, будут прекрасные и разные в своём вагнерианстве Анастасия Буцко и Роман Берченко, представляющие "Дойче Велле" и "Орфей" соответственно.

Чаянная радость

По классическому закону западла днём возникло срочное дело, и вожделенного байройтского "Тристана" я послушала, только начиная с первого антракта - кстати сказать, в этот раз почти все услышанные комментарии были интересными и информативными. Никто не захлёбывался ни превознесениями всесторонней гениальности Мастера, ни возмущениями в адрес постановки. Имели место быть некоторые технические проблемы, происхождения которых я, прощёлкав начало, не поняла - впрочем, ничего критичного для прямой трансляции не случилось, и большую часть оперы звук был очень живой и красивый. Музыкально услышанное на 90% совпало с ожиданиями, то есть в целом это было замечательно, но с отдельными мелкими недостатками.

Оркестр и его маэстро, Кристиан Тилеманн, буквально превзошли сами себя. Великолепная вагнеровская партитура была сыграна не только эмоционально, насыщенно и сиятельно-ярко, но и необыкновенно драматично. Не философски-трагично в высших слоях атмосферы, как у Фуртвенглера, и не в приземлённой эмоциональной суете, как у Бёма, а где-то посередине. Там, где герои отрываются уже от земли, чтобы стать идеями, но ещё не настолько, чтобы перестать быть людьми - страстными, странными, одновременно магнетически притягивающими и предупреждающе отстраняющими слушателя. Никаких чрезвычайно быстрых темпов или подчёркнуто искусной их смены я не заметила, всё было абсолютно гармонично выстроено в музыкальную и сюжетную линию. Притом впечатлили и отдельные современно акцентированные моменты оркестрового многоголосья, которых оказалось довольно много. Раньше я у Тилеманна такой тяги к оригинальным построениям не замечала и готова была совершенно удовлетвориться его всегдашним роскошным звуковым ковром-самолётом - проделывающим фигуры высшего пилотажа с изысканным блеском, но всё-таки на некотором расстоянии от земли. В этом "Тристане" был явлен пилотаж уже почти феноменальный. Большую часть времени хотелось просто разделиться надвое, чтобы и с музыкальной драмой слиться, и чудесами оркестра как такового насладиться.

Не понравилось мне во всей этой красоте три момента - недостаточно, на мой вкус, выразительные вступления обоих актов и финал. Причём насчёт начала третьего акта готова согласиться, что концептуально-то это было как раз правильно, просто я ожидала другого. С избыточно натуралистичной стилизацией ожидания Изольды согласиться не могу. Так тоже было красиво и живописно, и возможно, так нужно было для постановки, но для меня это вещь в себе. По каким бы причинам её чудесно-мелодичная текуче-джазовая основная линия не приводилась к более прямолинейному виду, для меня это будет типичное "не то". Что же касается Либестода, тут Тилеманн не виноват, он хотел, как лучше - максимально перестраховаться и подстроиться по Херлициус, которая имела проблемы и даже не участвовала в генеральном прогоне, - однако лучше не получилось, да, наверное, и не могло получиться в таких обстоятельствах. Там на самом деле никто ничего совсем-то не слил, вышло всего лишь чуть хуже общего уровня спектакля, но это, конечно, досадно.

Эвелин Херлициус определённо готовилась к своему Либестоду и предприняла героические усилия спеть его, как должно. Однако хватило их всего на несколько строчек, после чего стало ясно, что лучше не надо - главное, просто допеть, пусть и с тем же резковатым истерическим призвуком, с каким была спета вся партия. Случись ей эдакая неприятность с другими оркестром и партнёром, оно бы вообще сошло за норму - такая нервная напряжённая героиня вполне имеет право на жизнь и в драматическом, и в вокальном смысле, ведь с силой звука у Эвелин особых проблем не было. Но конкретно в этом спектакле её монотонно-резкая Изольда оказалась, конечно, не очень в кассу. Хотя нельзя сказать, что она его сильно испортила - та же И. Майер в записи с Колло была куда менее убедительна по голосу, да и визуально, думаю, тоже.

Стивен Гулд не разочаровал - действительно в целом очень сильное, оригинальное и продуманное исполнение продемонстрировал уже, можно сказать, звёздный американец. Раза три Тилеманн в понятной дирижёрской радости от восхитительной партитуры всё-таки слегка загнал мощный голос своего солиста за оркестр. Зато в медленных пассажах, в которых Гулд божественно хорош, оркестровый звук был точнейшим образом подстроен под него и обтекал этот голос идеально. Собственно, с этим героическим тенором, сделавшим очень человеческого Тристана, вообще всё получилось - особенно третий акт, где они с Тилеманном что-то сумасшедшее устроили. Вот это действительно называется "нагнетать", в такой прогрессии и диспозиции этого, кажется, никто ещё не делал - кульминационное выступление Тристана прозвучало там просто запредельно, как настоящий бой человека с мирозданием. Тристан во всей силе своей воли, страсти и отчаяния рвётся вперёд, а музыка, эта оркестровая глыба, наваливается на него - и давит, осуждает, не пускает. Может, по постановке следовало понимать так, что это обсчество, но сыграно было круче.

Георгу Цеппенфельду тоже пять баллов за Марка. Единственное - ну вот никак не вязался у меня его молодой, благородный, рафинированный вокал с тем образом, который выходил по краткому описанию постановки. Тут с ним уже однажды была такая история в "Лоэнгрине", когда на его персонаже восприятие аудио и видео у некоторых наших уважаемых пользователей кардинально разошлось. Теперь вот и я к ним присоединяюсь )) Вроде режиссёр не обязан об этом думать, если артист хорошо играет. Однако если ты не только режиссёр, но и босс фестиваля и какую-нибудь запись ещё, наверное, собираешься выпускать, то, может, стоило бы и подумать... ну самую малую толику...

Очень понравился Раймунд Нольте в роли Мелота - по звуку у него, кстати, тоже совсем не ходульно-отрицательный, а живой, понятный и человеческий герой получился. Это вызывает даже некоторое недоумение, почему люди с такими яркими свежими голосами поют десятиминутные партии - по ходу в некоторых театрах подзабыли, что на дворе у нас вокальный кризис ))

В общем, если в ближайшие годы соберусь в Байройт, то хочу, конечно, только на этого "Тристана". Обычно не люблю тёмных по колориту постановок независимо от прочих достоинств или недостатков, но при таких серьёзных и редких музыкальных плюсах постановка - вопрос второй, если не третий. Да может, она совсем и не плоха - в принципе, в описанной ведущими трансляции жизненной драме, поставленной Катариной Вагнер, некий глубокий посыл можно было и сохранить. Так что если через год или два у кого случайно заваляется билет на "Тристана" в Байройт за 190 евро, то не затрудняйтесь ни с какими объявлениями на сайте, можете сразу писать по адресу в Контактах ))

Тристан и Изольда, Байройт-2015

Запись появилась на рутрекере.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5058307
Скачал, сижу, смотрю.

Аудиозаписи из Байройта

Записи сделаны одним из активистов РуТрекера по радиотрансляции со спутников. Формат АС3, пять каналов аудио, 48 кГц, 16 бит, 448 кбит в секунду. Качество вполне приемлемое. На каждый файл приведены по две альтернативные ссылки, качать можно с любой. Летучий Голландец: https://cloud.mail.ru/public/JFx1tp2KDWQX/Wagner_Der_Fliegende_Hollander_Bayreuther_Festspiele_31072015.ac3 https://yadi.sk/d/CtwMxlt7fomud Лоэнгрин: https://cloud.mail.ru/public/5gzTjHxWU8DR/Wagner_Lohengrin_Bayreuther_Festspiele_26072015.ac3 https://yadi.sk/d/CtwMxlt7fomud Тристан и Изольда https://yadi.sk/d/CtwMxlt7fomud https://cloud.mail.ru/public/5FA1MxfcaD2V/Wagner_Tristan_und_Isolde_Bayreuther_Festspiele_25072015%20%281%29.ac3 Зигфрид https://yadi.sk/d/JkYPmUuoiR56N https://cloud.mail.ru/public/5GVhdiqcHWCY/Wagner_Siegfried_Bayreuther_Festspiele_30072015.ac3 Гибель Богов https://yadi.sk/d/igdu6kRbiUwNe https://cloud.mail.ru/public/5KgrWt5uAKv2/Wagner_Gotterdammerung_Bayreuther_Festspiele_01082015.ac3 Ознакомительные варианты остальных опер есть на http://operalia-verdi.blogspot.ru/. Источник:
МОДЕРАЦИЯ

Извините, уважаемый kineskop,

Извините, уважаемый kineskop, но я вынуждена была поправить Ваш предыдущий пост. Ссылки дезактивированы, реклама руТрекера убрана. Я не ханжа и понимаю, что ситуации бывают разные, но надо всё-таки знать меру. Одно дело поделиться ссылкой в процессе обсуждения некоего события или там, где речь идёт о старой записи - это вполне можно допустить. Однако кидать здесь целый воз ссылок на левак, причём включая как записи, имеющие уже официальный выпуск, так и премьеру ещё даже не закончившегося фестиваля - это слишком. Вообще прошу всех впредь по возможности воздерживаться от такого рода публикаций. Что и как слушать - личное дело каждого, бесплатными прослушками и качалками хотя бы иногда пользуются, наверное, все. Но, наверное, лучше отдавать себе отчёт, что это издержки, гордиться тут нечем и вводить это в норму на сайте не стоит.

Кстати - это я снова обращаюсь к Вам лично )) - Вы так и не поделились своими впечатлениями собственно от спектакля. А между тем уважаемый abbegaliani уже написал на него весьма любопытную рецензию...

re. Тристан и Изольда, Байройт-2015

Вы так и не поделились своими впечатлениями собственно от спектакля
К сожалению, пока не посмотрел, удалось только послушать.
Что же касаемо отношения к различного рода трекерам и прочим проявлениям пиратства - тут я придерживаюсь прямо противоположной позиции. Но вынужден подчиниться.