Wagner bel canto - концерт Рене Папе в Москве 9 марта 2016 года

4
Средняя: 4 (1 голос)

9 марта 2016 года - "«WAGNER BEL CANTO»". Московская консерватория (Большой зал)

Сцены, арии и увертюры из опер Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», «Тангейзер» , «Валькирия», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тристан и Изольда»

Вокал - Рене Папе (бас)
ГАСО им. Евгения Светланова
Дирижёр – Йонас Альбер

Первым номером шла увертюра к третьему акту "Лоэнгрина". Сыграли бодренько, задорно, и я уже было порадовался, что и дальше будет так же. Правда, финал какой-то непонятный воткнули, ну да боги им судьи. Но...
Следующим номером объявили романс "К вечерней звезде". На сцену бодрым шагом вышел Рене Папе, взмах дирижерской палочки - и-и-и ззааааиииггграаалллиии... Бедный солист еле-еле вытягивал этот жутко медленный темп, изо всех сил пытаясь экономить дыхание. А оркестр играл мало того что жутко медленно, но и очень-очень тихо.
Допели. Крики "браво", аплодисменты...
"Увертюра к опере "Тристан и Изольда", и монолог короля Марка". Тишина. Взмах. Вступают скрипки. Темп - как у Фуртвенглера. Но вот все остальное - как-то плоско, безжизненно, на одной громкости. Впрочем, увертюра на общем фоне неплохо смотрелась, а вот монолог Марка получился совсем занудным. Хотя Рене старался. Очень тщательно выпевал сложную партию. Но оркестр играл, не обращая внимания на певца, тупо по нотам, даже не пытаясь встроить его голос в свой тесный плотный звук... Тишина, аплодисменты, свет, антракт.
Второе отделение началось с открытия съезда НСДАП, то есть с увертюры к "Мейстерзингерам". Начали бодро, но потом, когда бравурное вступление закончилось, началась куча-мала. Нет, все играли в такт. Но при этом глушили и "налезали" друг на друга, создавая впечатление "сумбура вместо музыки", и продолжалось это до финала увертюры, повторяющего вступление, в котором они снова воссоединились в оркестр, чтобы доиграть начатое. Потом снова вышел Папе, и начал петь монолог Ганса Закса, уже не обращая внимания на играющий что-то свое оркестр, иногда проваливаясь под музыку, иногда выплывая на поверхность.
"Лоэнгрин", увертюра к первому акту!" - объявляет ведущая. Ну, думаю, сейчас СЫГРАЮТ! Ага, сыграли... На одной громкости, в одном темпе, заглушая друг друга, как на первой репетиции...
Ну и "на сладкое" - финал "Валькирии" - прощание Вотана и заклинание огня. Все таки Папе - великий певец! Зачем он связался с этим оркестром? Они же Вагнера никогда не играли! И почему играли с этим дирижером? Когда они его впервые увидели? Утром? Или прямо на концерте?
В общем и целом, я не понял, что было. В Большом зале Консерватории я сегодня был впервые, сидел в середине 2-го амфитеатра. Акустика мне показалась достаточно "гулкой", слегка похожей на храм. Может, в этом все дело? Может, поэтому оркестр мне показался "размазанным" и "нечетким"? Приятель был сегодня со мной, не опероман, но мариинское "Кольцо" отслушал живьем целиком и с огромным удовольствием. Он сказал так: "Четкости игры нет, размазанно как-то".
На бис Папе спел "Фауста" Гуно, и "Дубинушка ухнем".
Спасибо тебе, Рене! И прости за такого Вагнера. В следующий раз к Гергиеву лучше приезжай, он хотя бы Вагнера знает и любит, в отличие от московских попсовиков-затейников.

Оценка

4

Оценка: солист - отлично, оркестр - неуд, в среднем - четыре с минусом

Немного о правилах и совсем чуть-чуть по теме ))

О правилах касается всех, а здесь пишу, потому что Вы, уважаемый kineskop, у нас по факту главный "Билетный Активариус", что прекрасно и замечательно, но с этим концертом Вы выступили в другой теме не совсем прекрасно. Предлагать на сайте билеты на профильные мероприятия - тем более с прекрасной скидкой )) - это замечательно. Не замечательно после устройства билетов стирать свой пост целиком и ставить вместо него нечто неинформативное. Это случайность, что я заметила Вашего кракозябра быстро и оперативно его ликвидировала - правила для модератора таковы, что на сайт нужно заходить раз в сутки, никто никого не отслеживает тут ежечасно. Поэтому правильно в такой ситуации оставлять заголовок своего поста (возможно, убрав из него уже не актуальную экспрессию), а в самом посте кратко писать, что билет уже продан, или проблема решена, если речь о чём-то другом срочном - короче, что угодно, но чтобы это было понятно любому читателю без лишних недоумений и размышлений. Делы, точки и прочий уход в астрал понятны далеко не всем ))

Про рецензию на концерт - ГАСО действительно оркестр очень "дирижёрозависимый". Юровский их, видимо, хочет приучить к другому, но пока получается с переменным успехом. Иногда здорово, однако бывает и так, как Вы описали. И это ещё с Вагнером, а однажды они с заезжим маэстро, например, развезли Второй концерт Рахманинова. К счастью, Гаврилюк тогда сыграл великолепно, реально под запись, и общее впечатление испорчено не было, но удивлению моему, конечно, не было предела... Грешить в такой ситуации на акустику не стоит, в БЗК она лучшая в этом городе. Звук там совсем не гулкий, просто очень объёмный, игру оркестра он передаёт в лучшем виде. И, что самое замечательное, слышно хорошо с любого места, так что отсиживать попу на жёстком и впритирку в середине амфитеатра не обязательно ))

Deja vu, deja entendu...

В общем, программа - точное повторение прошлогоднего концерта Папе в Доме музыки с единственным изменением: вместо "Парсифаля" и Гурнеманца - "Тристан" и Марк.

Интервью

Кстати, перед этим концертом было интересное интервью -
http://www.colta.ru/articles/music_classic/10384

Какая прелесть

Сразу видно - классный мужик этот Рене Папе.

и певец - тоже классный

Классный. И вокалист - от Бога. Но в этот раз не повезло. Задушенно как-то звучало. Оркестр, конечно, тоже сыграл свою роль, но и певец не был, как обычно, на высоте.

Те же самые

Те же самые попсовики-затейники отлично сыграли увертюру к Мейстерзингерам на недавнем концерте (весна 2017, пишу через год после визита Папе, т.к. сайт этот обнаружила недавно), посвященном 7-й симфонии Малера. концерт был из цикла "Истории с оркестром", кажется так назывался абонемент. Идея в том, чтобы повторить несколько великих концертов, реально бывших в прошлом. В 1909 г. концертом с такой же программой (увертюра к Мейстерзингерам и 7-я Малера) в Амстердаме дирижировал сам Густав Малер. Концерт в КЗЧ был отличным, включая очень интересную, но сильно затянувшуюся лекцию (на 2 часа!) маэстро Юровского. 1-е лекционное отделение завершала увертюра Вагнера в исп. Госоркестра. Так сыграли, что - ну просто все присутствующие очутились в том самом Нюрнберге, на том самом состязании певцов, на том самом городском празднике. Так ярко, солнечно, по-народному задорно все это прозвучало. Кто не верит, может послушать на сайте филармонии, там этот концерт есть. Самый конец 1-го отделения.http://meloman.ru/videos/
На концерте Рене Папе дирижер явно не справлялся с материалом. Судя по всему, и репетиций не было. Но не в этом суть. Такой дирижер. Не чувствует музыку Вагнера. Акустика в БЗК считается одной из лучших в Москве, может для Вагнера не очень подходит, музыканты говорят, лучше звучит в КЗЧ. Не знаю, вполне возможно и так. У нас Вагнера так редко играют - не Питер, однако. Поэтому выводы об акустике делать сложно. А Рене действительно пел занудно в этот вечер. Монолог Марка в его же исполнении через полгода совершенно восхитительно прозвучал в кинотрансляции Мета. Там, конечно, подправить могли, но все же...Ну не его день был 9 марта. Он настолько не звучал, что у меня было подозрение, что он простудился, погода у нас была подходящая. Но нет, просто так уж пел. Жаль, конечно. В записях его Вагнер звучит отлично.

Лыко в строку

У Юровского есть хорошая запись "Мастеров" с Глайндборнского фестиваля. Звонкая, летучая, совсем не пафосная, но, конечно, оркестр там его английский. На лекцию нынешнюю с ГАСО не смогла себя заставить пойти, каюсь - именно потому что предчувствовала, что лекционная часть "несколько затянется" )) Хотя 7-ая Малера в этом исполнении интересовала.

По поводу акустики - да, у маэстро есть такой бзик, и возможно, не у него одного. Но реально в КЗЧ всего мест 100, с которых одинаково хорошо и с нужным балансом слышно и оркестр, и солистов - и ещё что-то видно. На третьем амфитеатре там тоже слышно нормально, но не видно уже ничего. А в БЗК звук изумительно насыщенный и ровный везде - поэтому лучший. И мне, например, не кажется, что там что-то гудит и зависает ни на Вагнере, ни на Штраусе, ни на ком другом. Но я вообще объём люблю, а кто-то любит современную звукозаписывающую чёткость, так что всё это в любом случае вкусовщина.

Вагнер в БЗК: звучит-не звучит

Да, Вагнер в тот раз у него звучал много убедительнее, чем Малер. Думаю, оркестр подустал сидеть и иллюстрировать лекцию. (Да и мы все подустали). Поэтому Малер после антракта был не лучшим (медь почему-то фальшивила нещадно, и даже так нежно описанный маэстро хорн-тенор) да и у скрипок не было обычного полета), но зато Вагнер всех вознаградил. Люди даже заулыбались - так было светло и празднично! Наверное не удивились бы, если бы вдруг посыпались фейерверки.
В КЗЧ - да, чем выше, тем лучше слышно. Ну или по центру 1-го амфитеатра. А с БЗК полностью согласна - лучший звук - и в любой зоне. Я тоже там все люблю слушать. Никакого гула не замечала никогда. Но Вагнера там еще не приходилось слушать, кроме Папе. Нет, вспомнила, все же приходилось - был концерт Лопеса-Кобоса, с кем играл, не помню, кажется тоже с Госоркестром, гениально играл вступление к Лоэнгрину! Звучало все. И все ярко и отчетливо. Особенно вагнеровские скрипки - обожаю их хрустальный звук!