«Парсифаль» Хенгельброка - аутентичное Барокко

5
Средняя: 5 (1 голос)

Томас Хенгельброк - дирижёр интересный и яркий, но специализирующийся на музыке, которая по своей эстетике Вагнеру, можно сказать, противоположна: Барокко. С другой стороны, интерес этого дирижёра к старинной музыке придаёт его подходу к музыке такую черту, как стремление к аутентичности, и это может давать интересные результаты даже при исполнении музыки, которая по своей природе является прогрессивной, а не традиционалистской. Именно так случилось, когда он взялся за вагнеровского "Парсифаля".

На эту запись я вышел, читая один из некрологов, посвящённых Пьеру Булезу. От исполнения, которое великий француз, по мнению автора некролога, предвосхитил, я ожидал продолжения булезовской линии дирижирования, но реальность превзошла мои ожидания: "Парсифаль" Хенгельброка имеет своё неповторимое лицо, с Булезом его роднят только ускоренные, по сравнению с традиционными, темпы. Где-то Хельгенброк дирижирует быстрее, где-то медленнее, чем Булез, в целом у него опера примерно на 5 минут короче, чем у Булеза, в выборе темпов больше параллелей с интерпретацией Герберта Кегеля, только, в отличие от последнего, выбор темпов выглядит более цельным и продуманным, а само исполнение, соответственно - более ровным и целостным. Более того, в интерпретации Хенгельброка в звучании оперы мне открылась масса радующих слух нюансов, которые в других исполнениях не были акцентированы, и я не обратил на них внимания. Например, на последнем аккорде первого акта Хенгельброк сделал сфорцандо, которое придало музыкальной конструкции большую основательность. В сцене страданий Амфортаса присутствует благородная печаль, но при этом без скуки и затянутости, то идеальное исполнение этого эпизода, которое я долго и безуспешно искал. В финале прозрачно-нежное звучание детского хора создаёт ассоциации с херувимчиками. В целом, подобные нюансы создавали ощущение, что, похоже, именно это Вагнер имел в виду, когда писал партитуру оперы. Ещё одна особенность данной записи - это то, что пажей в первом акте там поют именно мальчики, а не женщины, и воспринимается это совершенно иначе, образ мужского братства в Монсальвате становится гораздо более целостным и колоритным.

По-видимому, выбор быстрых темпов для исполнения оперы был продиктован тем, что сам Вагнер при жизни не любил растянутые исполнения его произведений. Кроме того, инструменты в этой записи настроены не на 440 герц, как это принято сейчас, а на 438, как это было принято при жизни Вагнера. Для имитации звучания колоколов Хенгельброк использовал тайские и явские гонги, звучит очень колоритно и "старинно". Обычные оркестровые инструменты по своей конструкции в этой записи также соответствовали той, которая использовалась при жизни Вагнера. Не только настройка, но и звучание этих инструментов несколько отличается от современного, и всё это позволяет ощутить, что слышали при исполнения "Парсифаля" современники Вагнера. Любопытно, что я выяснил это уже после прослушивания записи, которая произвела на меня впечатление наиболее точного воспроизведения авторского замысла чисто своим звучанием.

Выбор солистов довольно своеобразный. Симон О'Нейлл, исполняющий партию Парсифаля, имеет очень резкий тембр голоса, отдалённо напоминающий Викерса, я бы сказал, что это, скорее, характерный тенор, а не героический. Его драматичная ария во втором акте производит впечатление истерики. Мне даже показалось, что он слегка картавит, если тут есть носители немецкого языка, пусть подтвердят или опровергнут мою догадку. В общем, в таком прочтении Парсифаль - это прежде всего reine Tor, а уже потом спаситель Спасителя. Под стать ему и Гурнеманц - тоже довольно резкий голос, хотя и бас, привычной густоты нет и в помине (в этом он близок к голосу Ульрика Кольда, опять же, в записи Кегеля). Зато Амфортас и Титурель там - мужественные и басовитые. Сложно объяснить замысел Хенгельброка логически, но чисто эстетически чувствуется, что он есть, это не просто так. Наконец, в этой записи совершенно изумительная Кундри в исполнении Ангелы Деноке. Мне никогда не нравилась её ария Ich sah das Kind, пока я не услышал её в этом исполнении, на мой взгляд, только в этой записи чувствуется, как она вписана в музыкальное развитие акта в целом. Мягкий и подвижный голос, в котором периодически "включаются" звонкие, "мальчишеские" нотки, оттеняющие голоса мальчиков-пажей в первом акте.

Итого

5

Ничего подобного я раньше не слышал. Нельзя назвать эту запись самой безупречной, всё-таки резкие голоса исполнителей партий Парсифаля и Гурнеманца не позволяют раскрыть весь потенциал партитуры. С другой стороны, ощущение того, что именно чего-то подобного хотел сам Вагнер, создаваемое этой записью, дорогого стоит. Вряд ли эта запись понравится любителям традиционно-медленных темпов при исполнении последней вагнеровской оперы. Насладиться мужественным звучанием героического тенора наподобие Виндгассена или Кинга она тоже не даст. Хенгельброк позволяет нам услышать в "Парсифале" то, что обычно пропускают, не обращая внимания. Это не самый безупречный "Парсифаль", но из всего, что я слышал - самый сильный.