Мессиан. Штраус. Вагнер. -- Концертный зал Мариинского театра 18 января 2017 г.

5
Средняя: 5 (1 голос)

Первое отделение:
Оливье Мессиан. «Вознесение», четыре симфонические медитации
Рихард Штраус. «Саломея», финальная сцена

Второе отделение:
Рихард Вагнер. «Тристан и Изольда», третье действие

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Эва-Мария Вестбрук
Юлия Маточкина
Михаил Векуа
Евгений Никитин
Юрий Воробьёв
Дмитрий Воропаев
Александр Никитин
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев

Интересное построение программы -- движение вспять от модернизма к пре-модернизму / позднему романтизу и к Вагнеру - позволяло увидеть ход европейского музыкального развития в "обратной перспективе". Из Мессиана, впрочем, была выбрана вещь ранняя, еще с классическим составом оркестра, без синтезаторов и прочих "двадцативечных" нововведений и до радикального сериализма. Прозвучало воздушно-прозрачно, на одном дыхании, как и положено Мессиану 30-х годов, экологично и умеренно-додекафонично.
Нидерландское сопрано Эва-Мария Вестбрук (которую все помнят в прошлогодей трансляции метовского "Тангейзера" - Елизавета), относительно недавно утвердившаяся на оперном Олимпе, поразила экспрессией и сценической игрой. Это был просто потрясающий моноспектакль, и он так поглощал внимание, что даже собственно вокальное исполнение (отличное - сильный насыщенный голос, мощная подача, богатая нюансировка) отступило на второй план.

После перерыва приступили к Вагнеру. Было очень интересно, как выступит Михаил Векуа, один из лучших теноров труппы (если не самый лучший), который, вроде бы, не был задействован в мариинской постановке оперы. И кажется, все было на должном уровне -- и мощь звука, и драматизм, и энергетика, и то, что называется stamina (выносливость-стабильность). Единственное, на что можно было посетовать -- не хватало нюансов, разнообразия и гибкости интонации, порой возникало ощущение, что артист относится к партии как к вокальному упражнению, которое надо выполнить на "отлично". Интересно было услышать живьем метрополитеновского Курвенала-Никитина. Буквально несколько фраз досталось Брангене-Юлии Маточкиной, но они прозвучали очень красиво. Марк-Воробьев как-то не очень запомнился, может, потому, что уже близился Liebestod, и все внимание было поглощено "разминавшейся" в этот момент на сцене Вестбрук: она уже была в образе и магнетически притягивала внимание зала. В ее версии финальная сцена Изольды прозвучала очень светло и жизнеутверждающе, даже ликующе-торжествующе, такого оптимистичного либестода, пожалуй, не припомню.

И это было, наверное, очень своевременно. В этот самый день в театре утром и днем прошли прощание и похороны солиста Эдуарда Цанги, 37-летнего бас-баритона, умершего 14 января от внезапного обширного инфаркта. Однако концерт, несмотря на такой трудный и трагический для музыкантов день, прошел прекрасно, и песнь Изольды слушалась на сей раз как торжество жизни над смертью.

Оценка - отлично

5

Оценка -- отлично, особенно учитывая обстоятельства концерта.