Тристан и Изольда, концертное исполнение 14-16 июня 2017 г, КЗ МТ

4
Средняя: 4 (1 голос)

Концертное исполнение "Тристана" в концертном зале Мариинки в рамках очередного фестиваля "Звезды белых ночей". Состав вполне звездный, дирижер - маэстро Гергиев, Изольду, Марка и Брангену пели приглашенные звезды Хайли Мелтон, Рене Папе и Екатерина Губанова, Курвенала - своя звезда Евгений Никитин, Тристана исполнял Михаил Векуа, который пока не звезда, но быстро растет.

Маэстро применил новое маркетинговое решение - выдал "Тристана" по акту в день. Хотя Слетелена и писала, что по московским меркам цена выросла не втрое, но по нашим именно втрое :-(, так что я реально знаю людей, которые пропустили это мероприятие из-за жабы. Но, должна признать, идея имеет и плюсы - лично я впервые слышала "вживую" "Тристана", в котором собственно Тристан выходит на третий акт бодрым и свежим :-). И, что греха таить, это же можно сказать и о слушателях - во всяком случае, я в этот раз услышала в третьем акте много нового, на что раньше не обращала внимания :-). Кроме того, фирменные гергиевские опоздания на 30-40 минут делают даже один полуторачасовой акт вполне достаточным для наполнения вечера :-)). А уж про разрушение гезамта при концертном исполнении и вовсе говорить нечего. Хотя, конечно, мысль, что эту методику попытаются развивать, вызывает некоторое беспокойство, да.

Возвращаясь собственно к исполнению - очень и очень неплохо. Хотя и не так чтобы падать в обморок. Возможно, это как раз минус разрезанного формата, который не дал хорошему впечатлению вырасти до оглушительного, как было, например, в концертном Тристане с видеоинсталляциями несколько лет назад. Но хорошо, ничего не скажу. Никитин и Губанова выступили предсказуемо качественно, Папе в очередной раз поразил меня харизмой, буквально заставляя весь зал затаить дыхание на всем объеме своих довольно занудных арий. Михаил Векуа очень порадовал - на мой вкус, просто не к чему придраться. Хайли Мелтон, наверное, меццо - уж очень хороши нижние ноты, прямо насквозь пробирают. А вот верх мне не понравился, какой-то "пустоватый" звук, на мой слух - чисто, громко, но как-то недокрашено, что ли - в общем, Изольда меня за душу не взяла, хотя конкретно придраться опять же не к чему. В целом - достойное впечатление.

Кстати, возможно, ещё один минус такого хитрого повышения цены - чем дороже билеты, тем статуснее мероприятие, и тем больше там "левой" публики - в этот раз все три дня находились придурки, не выключившие телефоны :-(

Твердая четверка

4

Твердая четверка

Три дня Изольды

Был я там. Что могу сказать - отлично все прошло! Хотя было бы удивительно при таком составе, в таком режиме - и запороть концерт.
Спорной показалась расстановка солистов - позади оркестра, а за их спинами - хор. При такой расстановке оркестр временами, ожидаемо "перекрывал" солистов.
Впрочем, первый день мне показался несколько вялым. Громче всех выделялись Дмитрий Воропаев в роли Матроса, и Евгений Никитин. Остальные на фоне оркестра временами терялись. Возможно, в другой части зала это воспринималось по-иному, но в середине партера - именно так. Маэстро был в ударе, дирижировал очень живо, оркестр тоже не спал, и все бы прекрасно, если бы в действо не вмешивались пронзительные звонки не выключенных телефонов, один из которых был столь долог и пронзителен, что замолк только после невидимой молнии, которую метнул взглядом САМ, обернувшись на непрошенную трель. Действо меж тем продолжалось со все большим эмоциональным накалом, и достигло пика после приема магического зелья, главные герои вроде распелись, и прибытие пред светлы очи короля Марка было сыграно на пике эмоционального накала. Аплодисменты, поклоны. Первый день завершился.
Продолжу позже...

Любопытно,

здесь уже не в первый раз пишут о таком решении в гергиевских концертных исполнениях Вагнера - оркестр + хор солистов. Это идеологический концепт или акустический эксперимент?

Три дня Изольды - продолжение

Второй день прошел несколько менее сумбурно, и более отточенно и осмысленно. Очень неплохо, с эмоциональным накалом, прозвучал диалог Тристана и Изольды, вполне на уровне вклинивалась и Брангена, переместившаяся на время любовной сцены на первый амфитеатр позади сцены.
А потом пришел король Марк! Честно, после московского концерта двухлетней давности я уже не ожидал от Рене Папе чего-то особенного. Но он СПЕЛ! Спел так, как я, пожалуй, еще ни разу живьем не слышал. До мурашек по коже! Но и тут без телефона не обошлось, причем в самый напряженный момент монолога Марка... Забавно выглядела роль Курвенала - несколько слов в течение 30 секунд :) В целом, оркестр был на высоте, даже получше, чем в первый день.
А вот героем третьего дня ожидаемо стал Тристан - Михаил Векуа. Монолог был исполнен на высочайшем уровне! Чего, к сожалению, нельзя было сказать об Изольде. Финал мне показался каким-то смазанным и вымученным, Изольда, к сожалению, "не шмогла" (С).
Оценивая мероприятие в целом, соглашусь с предыдущей оценкой - четверка. На общем фоне среднего уровня мариинских спектаклей последней пары лет - очень неплохо, но бывало и лучше. К сожалению.

Все это мероприятие было ни чем иным, как записью оперы для очередного релиза лейбла "MARIINSKY"

Ну и оглашу полный состав участников, согласно программке:

Хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер - Валерий Гергиев

Тристан - Михаил Векуа
Изольда - Хайди Мелтон
Брангена - Екатерина Губанова
Король Марк - Рене Папе
Курвенал - Евгений Никитин
Мелот - Александр Тимченко
Матрос - Дмитрий Воропаев
Рулевой - Александр Никитин
Пастух - Дмитрий Воропаев

Соло в оркестре:

Виктор Ухалин (английский рожок)
Илья Ильин (английский рожок)
Александр Афанасьев (валторна)
Владислав Кузнецов (валторна)
Юрий Акимкин (валторна)
Пётр Родин (валторна)

Десять из десяти!

Аплодисменты и заранские благодарности от сайта и от меня лично - всем, кто будет вот так правильно писать об оркестрах (во всяком случае, наших российских), указывая солистов. Уже давно моё демократическое чувство восставало против несколько излишней, по-моему, дирижёрской персонификации в сложившемся стандарте оценки инструментального чего бы то ни было - и ура, кто-то пошёл ещё дальше. Я бы не додумалась декларировать в "Тристане" четыре валторны, уж скорее флейту, фагот и пару виолончелей (последние, может, и не соло, а справедливость требует), но, с другой стороны, почему бы и не валторны, им тоже реально есть что играть в тристановой красотище.

Главной проблемой мариинского оркестра, особенно заметной в сложном симфоническом репертуаре, мне обычно казалось именно отсутствие высококлассных солистов. Причём это ко всем группам относилось. Театральному оркестру оно как бы и не очень-то надо, но у них же более серьёзные претензии, а значит - надо. Рада, если на этой записи им удалось своим претензиям соответствовать. "Тристан" - одна из немногих классических опер, требующих выразительных соло действительно не меньше, чем произведения чисто симфонические.