Байройт 2017

Сегодня, 25 июля, стартует очередной вагнеровский фестиваль. Премьерой этого года станут "Нюрнбергские майстерзингеры" в постановке Барри Коски под музыкальным руководством Филиппа Йордана. Состав солистов впечатляет. Михаэль Фолле, Клаус Флориан Фогт, Анне Шваневильмс и Йоханнес Мартин Кренцле выступят в главных партиях в этой новой байройтской продукции, что обещает сделать её замечательной несмотря на возможные накладки и недоразумения. Послушать премьерный спектакль можно на BR-KLASSIK или традиционно - со всеми комментариями и эксклюзивами по-русски - на радио Орфей, представляющем нам эту премьеру в традиционной кооперации с Дойче Велле. Баварское Радио даёт прямую трансляцию сегодня в 17.00, Орфей - записанную завтра, 26 июля, тоже в 17.00.

По горячему

В трансляции БР послушала второй и третий акт. Общие впечатления: от второго акта - всеобщий разброд и шатание (кроме последней сцены, где минус на минус таки дал в итоге плюс). От третьего акта - положительные. Классическое лирическое сопровождение солистов всегда казалось мне тем, что прописал Филиппу Йордану доктор. Нагнетание драмы - не его. Во втором акте была предпринята именно такая попытка - концепция из неё не образовалась, а люди в результате часто кричали, а не пели. Вообще скажу честно: жду возвращения на фестиваль Нелсонса - за исключением его и собственно босса Тилеманна никто другой в Байройте, на мой вкус, в последние годы ничего выдающегося по части мюзик-директорства не продемонстрировал. Возможно, кому-то кажется, что лучше поддерживать пристойный общий уровень, а не плодить себе конкурентов, однако это мнение по ряду причин неверно. На Нелсонсе, конечно, свет клином не сошёлся - можно и кого-то другого из музыкально-ярких персоналий, просто он кадр в Байройте проверенный, потому и пришёлся тут к слову.

Из солистов в этих "Мастерах" однозначно порадовали двое - Фолле и Цеппенфельд (сторож). Что Фолле - лучший Закс сейчас (а для кого-то, может быть, и не только сейчас), все знают, тут новости нет, это было просто ещё раз убедительно доказано. Не сомневаюсь, что и на режиссёрскую концепцию его выступление легло прекрасно, Вагнер отлично вписывается в личностные характеристики и актёрский драматизм этого великолепного исполнителя. В некоторых местах, как мне показалось, было спето намеренно мягко, а в иных, напротив, намеренно капризно как раз для этой дополнительной привязки. Фогт и Кренцле не порадовали как-то особо, но и не огорчили. Фогт мне больше нравится вокально в постановке Катарины Вагнер, сейчас он уже такой заматеревший Вальтер - что, впрочем, на концепцию с "молодым, но уже не юным Вагнером №2" опять-таки наверняка легло хорошо и сместило образ как раз в нужную сторону. Кренцле впечатлил тонкостью исполнения в длинных сольных отрывках, в остальном звучал несколько торопливо и смазанно - к сожалению, потому что в этом, наверное, не его вина. Шваневильмс, признаюсь, некоторое время назад была моей любимой штраусовской певицей, затем у неё случился кризис, который, по-видимому, ещё не совсем преодолён. Плюс это вообще спорный вопрос, всех ли сопрано можно легко и без потери качества тасовать между Вагнером и Штраусом. Одним словом, третий акт в её исполнении устроил, второй - нет: довольно бессмысленно и хрипо-истерично всё звучало, как-то совсем далеко от моего представления о Козиме, хотя, может, видеоряд это как-то компенсировал. Даниэль Беле - определённо неплохой Давид, про остальных не скажу ни плохого, ни хорошего, всё средне.

Идея о введении в вагнеровские постановки Самого с компанией витает в воздухе давно. Насколько грамотно и гармонично её реализовал Барри Коски, можно судить, только посмотрев постановку. Возможно, кто-нибудь из видевших спектакль на сцене или в кино, напишет на него рецензию, это было бы интересно. Понравилась спокойная откровенность баварских журналистов, напрямую обсуждавших, что "Мастеров" впервые поставил еврейский режиссёр, который высказался по теме тоже вполне удачно. Такой разговор, пожалуй, даже необходимо было предпринять, поскольку случай уж очень подходящий. Мало кто тут представляет, что такое австралийская режиссёрская школа и существует ли таковая вообще. То есть непонятка, неминуемая с еврейскими корнями у европейцев и американцев - когда национальность одна, а профессиональный бэк-граунд другой - здесь отсутствует. А значит, всё можно обсудить по-простому, без излишних для занятой публики деталей - что как раз и требуется, чтобы наконец вытащить эту тему из трясины "кухонного антисемитизма".

Тут же к вопросу о фестивальной кухне - не могу удержаться от ещё одного лёгкого недоумения. Широкие фотки и выпадающие меню на сайте, безусловно, очень милы и актуальны, только почему при этом ликвидировались все ссылки на биографии ведущих постановщиков и исполнителей? Как представитель простого вагнерианского народа скажу, что не подписывалась гуглить за каждого персонажа по отдельности - и это ещё я, человек, которому большинство фамилий знакомо и гуглить по ним не требуется. Замечательно, что наконец-то вписан весь оркестр, но демократия не отменяет наличия солистов и руководителей, которых будет кратко анонсировать любой ресурс, упоминающий фестиваль - или не будет, если фестиваль такой информации не предоставит. Хотелось бы надеяться, что это недоразумение будет исправлено - к вящей славе Байройтского фестиваля!

По ходу трансляции возникли ещё некоторые мысли не по поводу данной конкретной постановки, а по поводу "Мастеров" вообще - всё-таки аудио-формат запускает мыслительный процесс в некотором отношении лучше, чем видео. Но об этом постараюсь написать отдельный коммент.

По вчерашнему

Лично мне не очень понравились описания постановки - имхо, это как раз и называется "разброд и шатания" в режиссерской голове. Начали за здравие, чистая комедия, театр в театре, "Вагнер в Вагнере", но дальше зачем было приплетать сюда тяжести политики двадцатого века? Почему нужно нагружать меня, зрителя, своими еврейскими или, наоборот, немецки-виноватыми заморочками? "Майстерзингеры" и так единственная комическая опера у Вагнера! Давайте еще ее загрузим по самое не могу... Я готова принять любые выдумки по части фантастики и буффонады, но категорически против обсуждения общественных проблем в комической опере, написанной совсем не про них.

По исполнителям я в основном согласна с уважаемой Sletelenoy. Михаэль Фолле для меня Закс, по меньшей мере, не хуже Ханса Хоттера - во всех виденных-слышанных постановках, и здесь в том числе. Он и Кренцле вытащили эту фестивальную постановку на уровень лучших по текущему гамбургскому счету. Такого в Байройте, объективно говоря, давно не было. Йоханес Мартин Кренцле к тому же сделал это несмотря на свою тяжелую болезнь, за что ему тройной респект.

Остальные солисты, скажем так, не испортили прекрасную работу этих двоих. Фогт прозвучал несколько бледнее, чем я ожидала. Но никаких ляпов не было, все было спето симпатично и правильно - видимо, просто уже начинает сказываться отсутствие полноценной "вагнеровской" постановки голоса. Шваневильмс на самом деле никогда не была вагнеровской исполнительницей мирового уровня. Штраусовской - да, была, но достаточно послушать хотя бы ее Везендонк Лидер, чтобы убедиться, что Вагнера она поет на хорошем провинциальном уровне и не более того. Вдобавок наложились проблемы в верхнем регистре... в общем, хорошо, что обошлось без срывов и явных провалов, для нее сейчас это максимально возможный результат. Мне понравилась Мемкюль в качестве Магдалены и ансамбли в первом и втором актах. В качестве "сопроводителя солистов" дирижер Йордан был действительно хорош, но ничего оркестрового после его исполнения в голове не отложилось. От вагнеровского дирижера ждешь, конечно, другого.

Про сайт фестиваля я тоже присоединяюсь к недоумениям. И выскажу свои еще про время трансляций. С прямыми это можно понять. Но начинать записанную трансляцию на следующий день в те же пять часов, причем для России, где большинство работает до шести-семи - это необъяснимое решение, имхо. Лично ко мне это не относится, но я не удивлюсь, если в России вообще не было людей, которые смогли послушать этих "Майстерзингеров" целиком :)

Упс...

Не нашла конкретного диагноза, но и неважно - даже передать не могу, до какой степени ненавижу всю эту миелобластную и лимфобластную дрянь. Когда думаю, что в то время, как она существует, кто-то выделяет деньги на ракеты - хочется стрелять. В выделяющих из автомата.

Все слова о том, что у Йоханнеса Мартина Кренцле что-то было не совсем так в этой постановке, естественно, забираю назад с покаянием. И очень-очень желаю, чтобы ему повезло.