"Валькирия", Баден-Баден, июль 2016

0

О впечатлениях годичной давности, тем не менее, не ставших за это время тусклыми.

Валькирию на знаменитый курорт привез Валерий Гергиев. Он собрал гениальный состав певцов во главе с Йонасом Кауфманном и Эвой Марией Вестбрук. Про оркестр писать не приходится - играла Мариинка. На такую Валькирию можно было полететь хоть на край света. Жаль, что мы - не валькирии, и добираться туда пришлось довольно долго и нудно: правда, зато посмотрели дивные пейзажи. Но это все мелочи по сравнению с тем чудом, которое нас ожидало. Первое чудо - вот невезуха! - состояло в том, что Кауфманн петь отказался. Было это связано с состоянием здоровья, или с проходившим в это время чемпионатом мира по футболу (полуфинал, или там финал)- осталось за кадром. Заменивший его чуть ли не в день концертного исполнения австралиец Стюарт Скелтон, был на высоте. Говорят, его сняли с трапа самолета и привезли в Баден. Если это так, то он большой молодец: пел просто отлично (потом убедилась в его вагнеровских талантах еще и на кинотрансляции Тристана из Мета: большой, довольно неуклюжий, но как пел!!!). Ну о Вестбрук говорить не приходится - все красиво, тонко, декламация просто безупречна. Надо сказать, петь она стала в последнее время как-то на мой вкус лучше: раньше не особенно нравились пронзительные, резкие, где-то даже истерические верхушки. Они явно стали мягче. Ну и внешне она как-то подтянулась и похорошела. Сценическое движение тоже стало естественнее. Браво-бис.
Маэстро сразу заиграл так, что стало ясно: это "тот самый" Вагнер. Ярко, мощно пели духовые. Серебрились где-то в запредельном небе струнные. Гергиевские ударники - вообще отдельный разговор. Как гром небесный.
Баден-баденский Фестшпильхаус, где происходило действо, редкий пример отличной акустики современного здания. Звучит все. Не могу не вспомнить о Мариинке-2, где слушали в то же лето Лоэнгрина. Сравнение было не явно в нашу пользу. Даже как-то жаль было Маэстро и тот же самый! (а может не тот же? говорят, их теперь много) оркестр.
В общем, пара главных героев с самого начала обещала многое. Хундинг-Михаил Петренко спел, как обычно. Звучало может и не мощно, но основательно и довольно красиво. Роль небольшая, и он ее не провалил. Валькирия - Херлициус - не понравилась совсем. По сцене металось какое-то существо с подростковой пластикой, непонятно во что одетое, что-то выкрикивающее в зал. Эти скачки очень мешали, концертный костюм - тоже. Может, я что-то не понимаю в этой певице, но никак не нравится. Вспоминается в этой роли Вальтруда Майер, ну и конечно, Дебора Войт. Зато как же хороша была Екатерина Губанова! вот - наше вагнеровское все. У Фрики пения не так много, но как это красиво, естественно и удивительно ясно звучало! Тембр красоты необыкновенной, ну и в отличие от ранее виденных певиц, Губанова очень мила и обольстительна на сцене. Веришь ее обиде на Вотана: ну как ты мог изменить такой Женщине? Настолько убедительно она все это пропела, что ясно стало, что Вотан не сможет с ней не согласиться.
Вотан-Папе разочаровал. Как-то мне с ним не везет. В записях его обожаю, все роскошно, все вагнеровские герои - живые. Но вот в концертном зале... Сначала в Москве, на концерте в БЗК, вообще подумалось, что он простудился. Даже не дослушали его, ушли со сцены заклинания огня, настолько нудны были его монологи. Потом тут, в Бадене - тоже не звучал. Вот такой любимый Вагнер, такой супер-певец, такой немецкий язык - и нет, никакого впечатления. Даже не могу понять, в чем тут дело. Ну по поводу концерта, здесь, на сайте тоже прочитала схожее впечатление. А Валькирия? Глухо, тускло, никакой красоты и чувства. А жаль было. Партия-то самая большая в опере. И надежд было много...
Но общее впечатление было сильным. И конечно, это - Гергиев виноват. Вагнер у него суровый, конечно, но при этом не "злодейский", а очень красивый и мощный. Оркестру и валькириям - БРАВО!

А давайте пофантазируем

Кого бы хотелось видеть-слышать в такой "Валькирии" для полного счастья? Скелтон, Вестбрук, Петренко, Губанова - без вопросов, их не обсуждаем. Обсуждаем кандидатов в Вотаны и Брунгильды. Я таки рассчитываю дожить до момента, когда Петер Маттеи споёт Вотана в "Золоте Рейна", однако "Валькирия" - это другая история и другой Вотан. Не факт, что такое исполнение вообще состоится, а вот Михаэль Фолле, по-моему, Вотана целиком спеть всё-таки должен, тем более что "Золото" у него в активе уже есть. Не возьмусь судить о сугубых вокальных тонкостях, но вообще ему эта партия очень подходит - имхо, больше, чем Папе. С Брунгильдами нет таких однозначных идей, кроме уже имеющихся Штемме и Теорин - конечно, замечательных и бесподобных каждая по-своему, но, объективно говоря, уже достигших своей высшей точки и едва ли собирающихся с Гергиевым в Баден-Баден. Впечатлила меня Ариадна Мелани Динер - при её собственном желании, мне кажется, намечается тут прямой выход на Изольду. Но именно на Изольду, не на Брунгильду, а другого чего-то аналогично яркого и многообещающего не припоминается в последнее время...

кто вписался бы к Гергиеву как Вотан и Брунгильда

Отличная идея! Тем более, что те, имевшиеся в наличности, не мешали конечно, но и не помогали никак. Просто с ними было скучно. Маттеи - по-моему подошел бы, хоть и излишне благороден. Внешне он не Вотан. В концертном исполнении сойдет, конечно же. Кто знает... Ариадна-Динер была достаточно убедительна, но Брунгильда - это другая история. Там очень сложный характер, противоречивый, как мне кажется, донельзя. С одной стороны - женщина-воительница, имеющая свою точку зрения (посмела же она не согласится с родным отцом и богом!), с другой стороны - нежная и чувствительная, безмерно любящая своего отца и сводного брата тоже. Поэтому интонационно партия дико сложная. О технической стороне уж не говорю, это все же не Ариадна. Персонажи эти настолько уникальны в опере и многомерны, что не знаешь, кого и предложить. Фолле - да, хорош. Но я его плохо представляю в гергиевском варианте. Возможно, Евгений Никитин. Его плотный фактурный бас вписался бы. Хорош был бы Брин Терфель, он вообще хорош, независимо от того, что поет. Вот у кого интонация!!! Стемме - просто замечательная Брунгильда. Она бы в эту компанию тоже сгодилась.

Соглашамсы и несоглашамсы с цитатами

Маттеи - по-моему подошел бы, хоть и излишне благороден.
Это Вы, наверное, его Дон Жуана не видели )) Маттеи, имхо, не только блестящий певец, но и блестящий артист везде, где есть что играть.

Внешне он не Вотан.
А кто же тогда Вотан? С ответом "Фолле" спорить не стану, но остальные вызывают ещё больше вопросов.

Возможно, Евгений Никитин. Его плотный фактурный бас вписался бы.
Это новость. Опять же имхо, он и не бас в принципе, и в этой партии звучит плотным фактурным баритоном, никак не басом. Пока это вообще просто довольно абстрактное красивое пение, где и вживания в образ, и периодического басового порыкивания как раз не хватает . Единственное, чем эта кандидатура уже сейчас однозначно хороша - Гергиев, возможно, действительно мог бы именно для своего прекрасного питомца попридержать в некоторых местах оркестр, дав солисту попеть вместо перманентного сражения с этим самым оркестром.

Фолле - да, хорош. Но я его плохо представляю в гергиевском варианте.
А вот это, кстати, да. См абзац выше - запихивать Фолле в эту драку и правда не оптимальный для него вариант.

Хорош был бы Брин Терфель, он вообще хорош, независимо от того, что поет.
С этим можно было бы согласиться с небольшим уточнением. Терфель был не просто хорош как Вотан, он был великолепен. Но было это 7-15 лет назад, когда он был именно тем, кем Вам сейчас не видится Маттеи - потрясающе проникновенным и достоверным молодым отцом молодой дочери - вагнеровским артистом и певцом на пике вокальной формы. Уже на пятилетней давности метовском "Кольце" это немножко не так - буквально на какие-то доли процента, но всё же. На темы "пробить оркестр Гергиева" и "сделать образ" Терфель, конечно, и сейчас вошёл в призовую тройку по любому гамбургскому счёту. Однако по сравнению с тем, как это было раньше - когда за его фигурой вообще не имело значения, оркестр, не оркестр, Гергиев, не Гергиев - боюсь, могло бы выйти уже не совсем так (ещё раз подчёркиваю, только по сравнению с ним же самим, не с кем-то другим).

Стемме - просто замечательная Брунгильда. Она бы в эту компанию тоже сгодилась.
Ещё бы! Вопрос только в её отношении к компании )) На самом деле с Брунгильдой именно в "Валькирии" я готова и на нестандартные эксперименты. Вот скажи мне: "Хартерос будет петь Брунгильду!" - я отвечу "Ой, как клёво и интересно!" Однако при существенном дополнении: "С Гергиевым!" - засомневаюсь: "Ой, а может, лучше с кем-нибудь другим?" )) Ибо, да - в компанию к Валерию Абисаловичу экспериментальные Брунгильды как-то не очень вписываются, ему лучше идут классические Брунгильды Брунгильдовны, а с ними всегда напряг. Выхода не вижу, честно говоря - все анонсировавшиеся выступления Стемме с ним в этом качестве, по-моему, так и остались нереализованными заманухами.

Вальтрауд Майер, насколько мне известно, никогда Брунгильду не пела (если ошибаюсь, поясните, где и когда это было). Да, были прецеденты, что Брунгильду пели меццо, но это и вообще не лучшая идея, и ей-то эта партия, имхо, совсем не подходит. Сейчас Брунгильду вроде бы начала петь Аня Кампе - не слышала, что у неё получилось, но думаю, вариант перспективный - даже с суровым гергиевским оркестром.

Что касается противоречивого характера героини - однозначно не соглашусь. Это есть в "Гибели богов", но не в "Валькирии", где молодость, молодость и ещё раз молодость! Ровно такая, какой она и должна быть - открытая, чувствительная, выступающая, протестующая, не понимающая ещё никаких "с одной стороны - с другой стороны", беззащитная по недостатку опыта перед сложными формулировками, но в глубине души абсолютно уверенная в себе. Женщина-воительница - не про неё, так разве что с конформистского дивана-седана-тренажёра может показаться, но оттуда вообще многое в смещённой перспективе видится. Ну или ещё из многолетне-обжитого академического кабинета, бывает там иногда такое профессиональное западание памяти ))

и да, и нет

Маттеи только что благополучно провалил Онегина в Мете. Да, постановка неудачная, да, с трансляцией были проблемы, да, дирижер не справлялся с партитурой. Но это все не объясняет, почему Онегин был так по-школьному скучен. Онегин - там очень даже есть, что играть и что петь.
Терфель - ну да, годы идут, но поет все же на пятерку с плюсом.
Гергиев дает попеть не только своим питомцам, а всем, стоящим на сцене. Иногда даже чересчур. В прошлом году в Лоэнгрине в Мариинке мне сильно не хватало оркестра. Можно, конечно, списать на специфику Мариинки-2, где мало что хорошо звучит. Но все же. Так хотелось достать оркестр из ямы...
Майер - где именно не помню, но вроде пела. Хотя вполне могу ошибаться. Может, это была не Брунгильда, а Кундри. Что касается Ани Кампе, то она именно с Гергиевым и КауФманном записала диск Валькирии, кажется в 2011-м.
Со всем остальным можно согласиться, а можно еще подумать.

Что именно и где

Майер - где именно не помню, но вроде пела. Хотя вполне могу ошибаться. Может, это была не Брунгильда, а Кундри. Что касается Ани Кампе, то она именно с Гергиевым и КауФманном записала диск Валькирии, кажется в 2011-м.

Нет, ещё раз: Вальтрауд Майер Брунгильду не пела. Пела Зиглинду неоднократно и успешно, в том числе здесь в концерте. А Кундри - да, это её коронка, меццо эту партию вообще делают, как правило, лучше чистых сопрано. Майер же со своим артистизмом и фонетической изысканностью в ней реально блистала - в Берлине, в Вене, в Байройте и, кстати, в Баден-Бадене с ленхофовской постановкой.
Аня Кампе до последнего времени тоже Брунгильду не пела, а пела Зиглинду - в том числе на записи у Гергиева (Брунгильду там записывала Стемме, но уже с промо-туром вышли проблемы, не выступила она здесь с Гергиевым, хотя люди за билеты деньги заплатили). Сейчас Кампе добралась до Брунгильды - в Зальцбурге, например, её спела, с чем её и себя и поздравляем.

Вообще, товарищи (это не персонально, ко всем относится) - давайте как-то поответственнее с конкретикой, чтобы не давать пищи острословам анти-гуманитариям )) Если есть сложность нагуглить список с чьими-то партиями, желательно просто сразу аккуратно выражаться в недостоверных ситуациях. И, во всяком случае, поднять кастинг конкретной записи (в данном случае, гергиевской "Валькирии") сложностью быть не может и никакой путаницы тут быть не должно. Здесь не мой личный блог. а в первую очередь образовательный ресурс с большой, заслужившей доверие базой. Статьи, рецензии и комменты могут быть сколь угодно оценочными и провокативными, но фактологическую, легко проверяемую сторону они под удар ставить не должны.

С Маттеи в метовском "Онегине" - уже не знаю, кому и верить. Сама, к сожалению, оба раза не смогла пойти на эту трансляцию. Мнения по сабжу потом услышала чуть ли не противоположные. С одной стороны, сказали, финал был великолепен, с другой - всё было плохо и никак. Вы, уважаемая Larisa, добавляете голос к последнему, статистика на Вашей стороне. Я, поскольку "пастернака-не-читала", воздержусь в надежде всё-таки составить ещё собственное мнение. Насколько могу судить по другим ролям, у Петера Маттеи в плане актёрской игры всё же лучше получаются актуализации, чем классические прочтения. Также вполне допускаю, что он не чувствует русский так же хорошо, как немецкий. В вокальные его проблемы в этой партии мне трудно поверить, но если, как Вы говорите, кругом там был некоторый бардак и шатание, вполне возможно, что в этой постановке он выступил действительно не соответственно моим вагнерианским супер-ожиданиям.