Байройт 2018

Нового "Лоэнгрина" представит в этом году 25 июля команда под руководством музыкального директора фестиваля Кристиана Тилеманна на открытии ежегодной вагнеровской месячной мистерии. Солировать будут новички в Байройте, но не на мировом оперном Олимпе - Пётр Бечала и Аня Хартерос. Партию Генриха Птицелова исполнит Георг Цеппенфельд, Ортруды - Вальтрауд Майер, Фридриха фон Тельрамунда - Томаш Конечны. Режиссёр постановки - также байройтский дебютант, израильтянин Юваль Шарон. Судя по единственной виденной картинке, сделал он что-то современно-политизированное, но судить по единственной картинке нельзя, так что это всего лишь осторожное предположение.

Музыкально судить, казалось бы, вообще не о чем. Аня Хартерос - лучшая Эльза, певшая где-либо за последние десять лет; Георг Цеппенфельд сделал блестящего Короля в прошлом байройтском "Лоэнгрине" и не только в нём; Вальтрауд Майер - легенда, которой достаточно играть Ортруду, просто декламируя текст в своей неподражаемой манере. Однако практически все местные издания, сколько-то касавшиеся байройтской премьеры, дружно вздыхающим хором обсудили отказ Роберто Аланьи от байройтского дебюта в партии Лоэнгрина. Не выучил слова. О чём вздыхать? Когда счастливо заменен исполнитель с, безусловно, выдающейся голосиной - на исполнителя не с голосиной, но с голосом тоже выдающимся, и к тому же умеющего играть и учить слова на чужом языке? О том, что Пётр Бечала раскручен в России меньше Роберто Аланьи? Но он-то здесь ни при чём. Вздыхать стоило бы о местной культурной заторможенности и любви упорно молиться на одни и те же имена - вместо того чтобы поддерживать зрительский консерватизм. Пусть это вкусовщина, что лично мне интереснее услышать в партии Лоэнгрина лирически изысканного Бечалу, но есть же и объективная реальность. Бечала и чуть моложе, и артистичнее, и больше на взлёте - и если справится со свалившимся авралом хотя бы в половину своего уровня в коронных партиях, то вздыхающие сейчас через год будут размазывать сопли, пришёптывая: "Ну прямо второй Собинов (Козловский - и далее по списку)" Получиться, конечно, может всяко, в том числе и посредственно - с любым исполнителем. Но вообще руководителям фестиваля просто повезло. Два зайца в одном флаконе - одна звезда дала им повод лишний раз попиариться, другая будет у них петь. К устроителям вопросов нет, они отработали оба "голевых момента" канонически правильно. Непонятно только, почему все так послушно повелись на предложенный переход в светские новости, сконцентрировались при этом на негативе и совсем не попытались представить, а что теперь будет с оперой, которую вроде бы все мы как раз и ждём.

Что касается позитивно и конкретно реализованного взаимопиара с супер героями вчерашних дней, то на фестивале ожидается более любопытное в этом смысле событие. В этом году не дают "Кольцо нибелунга", дают только "Валькирию" - и дирижировать ею будет Пласидо Доминго. Опыты по капельдинерской части предпринимались экс главным тенором планеты и раньше - но Вагнер! С одной стороны, с некоторой вероятностью верится, что этот великий человек способен разобраться в партитуре "Валькирии" и даже внести в исполнение что-то своё, чего ему, быть может, как певцу всегда не хватало. С другой стороны, байройтский оркестр вполне может отыграть её и без какого-то специального музыкального руководства, - слава богу, пять лет подряд до этого накатывали, - а вставшему за пульт Зигмунду оставить взаимодействие с певцами. Что, конечно, тоже немало и тоже нужно. Однако - если говорить начистоту - больше фестивалю и Доминго, чем продвинутым зрителям, слышавшим уже разных "Валькирий" и привередливо ждущим от главной вагнеровской сцены новых симфонических откровений.

Впрочем, кто сказал, что в зале Фестшпильхауса таких большинство?.. Остальные же понесут весть о феноменальном преображении Зигмунда-героя в Вотана-творца именно так и туда, куда должны понести по мысли организаторов фестиваля. Я искренне восхищаюсь Катариной Вагнер и её командой. Люди сделали очень много для переформатирования байротского предприятия в современный многофункциональный проект и продолжают экспериментировать. Собственно, сам факт потомственного замирения с Доминго и Майер уже заслуживает внимания и хотя бы улыбки благодарности всякого интересующегося темой. Вопрос опять только один: имеет ли всё это отношение к музыке? И ответ на него могут дать только уши, которые на эту завлекательную "Валькирию" попадут.

Возвращаясь к премьерному "Лоэнгрину" - в жанре кинотрансляций фестиваль ещё не совсем освоился. В этом году, как и в прошлом, увидеть их смогут лишь жители десятка немецких городов. Мы же, как и год назад, сможем услышать на Радио "Орфей" запись байротского "Лоэнгрина" на следующий день, 26 июля - и на сей раз в нормальные и удобные 21.00. Как обычно, это совместный проект с "Дойче Велле", комментировать который будут его бессменные ведущие Анастасия Буцко и Роман Берченко. Вариант № 2 - послушать трансляцию на "BR-CLASSIK" непосредственно 25 июля в 17.00.

Ура Байройту, позор Орфею

Музыкально в целом всё было здорово. Если кто-нибудь напишет рецензию (на что я очень надеюсь), сделаю там более подробный коммент, а здесь хочу сказать о другом. Я не могла прослушать всю баварскую трансляцию и надеялась догнаться первым актом по Орфею в обещанной им записи трансляции на следующий день - и сначала даже не поняла, что происходит. Но со второй вырезки дошло. Причём как с идеей я с ней в принципе согласилась - нет никакой драматической необходимости звать Лоэнгрина два раза, а хоровую молитву в принципе можно было бы вставить в первый призыв... Но дальше начался уже полный беспредел. Откромсали красивый кусок перед боем. Во втором акте из диалога Фридриха и Ортруды вырезали 60% Фридриха и 80% Ортруды. Вальтрауд Майер её пела - в последний раз, наверное, под запись. Не, там можно, конечно, подрезать минуты полторы, как и в последующем дуэте Ортруды с Эльзой, но не большую же часть! И дальше всё в том же духе. Да, в запаре я сама не обратила внимания, что на трансляцию отведено всего 2.20, и возможно, о сокращённом формате предупреждали в начале передачи. Но написано это нигде не было. И в чём смысл такой жёсткой нарезки, понять не возможно. Чайковский и Моцарт проплатили передачу в эфире отдельных частей своих симфоний именно с 23.00 до 24.00 26 июля? Фестивалей уровня Байройтского всего штук 10 в мире, вы взялись передать трансляцию его открытия - и обгрызли её реально на треть. О провисшем смысле оперы я уже не говорю, хотя многие слушатели такой программы знают немецкий. Я говорю об отсутствии разумного объяснения этому мероприятию типа "купил билет и не поехал".

Но главное даже не сам факт сокращений, а как это было сделано - безобразно! С дырками - причём разной длины; без единого решения, сводить на минимум старты и концы частей или нет; с жёстким металлическим призвуком на вокале в течение всего второго акта, которого на баварской трансляции, естественно, не было. Аккуратно склеили 2 раза - за весь спектакль! На это был целый день! Я в далёкой юности, извините, кассеты лучше склеивала. По моим наивным представлениям звукорежиссёр на классической музыкальной радиостанции должен иметь хотя бы среднее музыкальное образование, чтобы в случае чего заглянуть в ноты. И какое-то понятие о современных программах редактирования записей он тоже должен иметь. И что-то мне подсказывает, что если бы редакторы спросили хотя бы ту же Анастасию Буцко, она бы указала места для склейки точнее - и, тем более, такую консультацию мог дать любой дирижёр или музыкант, достаточно любящий и игравший Вагнера. Как на базовой для классической музыки радиостанции может быть такой пролёт по всем фронтам?

Конечно, пробить всё равно пробило - Вагнер, энергическая концепция, отличные исполнители - но здешние ретрансляторы очень расстроили, очень.

В своём основном посте я второпях упустила и ещё одну вещь, как выяснилось, важную. Визуал спектакля в этот раз обеспечивал больше не режиссёр, подхвативший в силу политических обстоятельств концепцию и наполовину готовую постановку у другого режиссёра, а художники - Нео Раух и Роза Лой. Не знаю, насколько по их картинам можно представить сценографию, то есть так ли уж она хороша - сказали, что можно, и хороша, и всем понравилась. Вот прям чудо случилось, похоже, на этом фестивале - и скандалов сколько хочешь, и результат прекрасный во всех отношениях. Нойенфельсовские крысюки тоже были хороши, но концепция не понравилась классицистам, и по солистам там в среднем было на балл ниже. А тут - ура! - всё в этом новом "Лоэнгрине" получилось один к одному - по крайней мере, так сказали уважаемые люди. Я в данном случае подтверждаю только за музыкальную часть, а в остальном просто цитирую.

Дирижер Доминго

Пласидо Доминго уже успешно обкатал "Валькирию" за дирижерским пультом в Мариинке 7 июля с.г. Так что это преображение Зигмунда для нас не такая уж сногсшибательная новость.

Постмодернизм


МОДЕРАЦИЯ. ЭТОТ И ОТВЕТНЫЕ КОММЕНТАРИИ ПЕРЕМЕЩЕНЫ В РАЗДЕЛ "РЕЦЕНЗИИ"