Анонсы сезона 2019 - 2020

Раньше обычного завожу в этом году тему, и причиной тому дела московские. Какими-то не совсем ясными подводными течениями Вагнер прописался у нас в предстоящем сезоне преимущественно в филармоническом репертуаре. Причём не только симфоническими сборниками и звёздными наездами, но и полноценными операми в концертных исполнениях, входящими в абонементы даже не обязательно оперные. А с абонементами дела обстоят год от года удивительнее. То ли публика наша так продвинулась к искусству, что ей сколько ни дай, всё мало, то ли спекулянты стали умны не по рангу - факт, что продажи открываются всё раньше, и половины абонементов стандартного симфонического формата к середине апреля вот уже нет. Это не значит, что ближе к делу билетов на отдельные концерты не будет, эту квоту никто не отменял. Но если кому желательны именно абонементы, стартовать нужно быстро и местами даже очень. Мероприятий, где Вагнер составляет меньше половины, не привожу - только "полновес". Подробнее программы можно посмотреть на сайте Филармонии.

В рамках Абонемента № 10 "Мастера оперной сцены", КЗЧ
1. 1 октября 2019
МАТТИАС ГЁРНЕ
Национальный филармонический оркестр России, дирижёр Манфред Хонек
В программе: ВАГНЕР Монолог Голландца, Монолог Короля Марка, Прощание Вотана

В рамках Абонемента № 16 "Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова", КЗЧ
30 октября 2019
"ЗОЛОТО РЕЙНА"

Дирижёр Владимир Юровский
Солисты: Йохан Ройтер, Анна Ларссон, Сергей Лейферкус, Леонид Бомштейн, Александра Кадурина, Александра Дурсенева, Любовь Петрова, Борис Стаценко, Борис Рудак, Всеволод Гривнов, Алексей Тихомиров, Николай Казанский, Надежда Гулицкая, Ксения Антонова

В рамках Абонемента № 18 "Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан", КЗЧ
10 марта 2020
"ЛУТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ"

Дирижёр Александр Сладковский
Солисты: Евгений Никитин, Дмитрий Скориков, Наталья Мурадымова, Артём Сафронов, Евгения Сегенюк, Кирилл Матвеев

В рамках Абонемента № 30 "Геликон-опера представляет", КЗЧ
24 сентября 2019
"ЗАПРЕТ ЛЮБВИ"

Солисты, хор и оркестр театра, дирижёр будет объявлен дополнительно
(Смысл мероприятия не совсем понятен - возможно, старая постановка не вписалась в новый зал, или в рамках какого-то пиара)

В рамках Абонемента № 35 "Симфонические шлягеры", КЗЧ
8 апреля 2020
"РОВЕСНИКИ - АНТАГОНИСТЫ"

Государственная академическая симфоническая капелла России
Дирижёр Валерий Полянский
Солисты будут объявлены дополнительно
В программе: ВАГНЕР Симфонические фрагменты из опер; ВЕРДИ Увертюры, арии, дуэты, хоровые сцены из опер

____________

Далее добавляем информацию комментами по всем локациям по мере поступления

"Летучий Голландец" в Екатеринбурге

1 октября 2019, во вторник, в 18:30
28 ноября 2019, в четверг, в 18:30
25 января 2020, в субботу, в 18:30
25 февраля 2020, во вторник, в 18:30

Солисты на 1 октября: Юрий Девин, Владислав Попов, Елена Павлова. Но остальные спектакли можно будет посмотреть за две недели на сайте ЕГАТОБ (uralopera).

Питер

ТАНГЕЙЗЕР
Мариинский театр, Концертный зал
9 октября 2019, 19:00 (Михаил Векуа, Ирина Чурилова, Анна Маркарова, Павел Янковский, Владимир Феляуэр, дирижёр Кристоф Штёкер)
7 ноября 2019, 18:30 (состав будет объявлен позднее)
18 января 2020, 18:30 (Михаил Векуа, Ирина Чурилова, Татьяна Павловская, Владислав Куприянов)

ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА
Мариинский-2
5 ноября 2019, 18:30 (Михаил Векуа, Михаил Петренко, Елена Поповская, Юлия Маточкина, дирижёр Валерий Гергиев)

ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ
Михайловский театр
22 октября 2019, 19:00 (Александр Кузнецов, Александр Безруков, Мария Литке, Михаил Агафонов, дирижёр Андрей Петренко)
Мариинский-2
12 ноября 2019, 19:00 (Вадим Кравец, Алёна Диянова, Станислав Трофимов, Сергей Скороходов)

ЛОЭНГРИН
Мариинский-2
28 февраля 2020, 18:30 (Михаил Векуа, Татьяна Павловская, Евгений Никитин, Ольга Савова)

ПАРСИФАЛЬ
Мариинский театр, историческая сцена
10 февраля 2020, 18:30 (Михаил Векуа, Вадим Кравец, Юрий Воробьёв, Евгений Никитин, Михаил Петренко, Елена Панкратова, дирижёр Валерий Гергиев)
4 апреля 2020, 17:00 (Михаил Векуа, Алексей Марков, Юрий Воробьёв, Евгений Никитин, дирижёр Валерий Гергиев)
11 мая 2020, 17:00 (Сергей Семишкур, Алексей Марков, Юрий Воробьёв, Вадим Кравец, Юлия Маточкина)

ЗОЛОТО РЕЙНА
Мариинский-2
24 марта 2020, 19:00 (Юрий Воробьёв, Михаил Векуа, Роман Бурденко, Анна Кикнадзе, дирижёр Валерий Гергиев)

ВАЛЬКИРИЯ
Мариинский-2
25 марта 2020, 18:00 (Михаил Векуа, Евгений Никитин, Елена Стихина, Татьяна Павловская, дирижёр Валерий Гергиев)

ЗИГФРИД
Мариинский-2
11 апреля 2020, 18:00 (Михаил Векуа, Андрей Попов, Роман Бурденко, Елена Стихина, дирижёр Валерий Гергиев)

ГИБЕЛЬ БОГОВ
Мариинский-2
12 апреля 2020, 17:00 (Михаил Векуа, Михаил Петренко, Млада Худолей, Елена Стихина, дирижёр Валерий Гергиев)

остается только завидовать! (радоваться за питерцев)

Какая шикарная афиша! Просто не наглядеться. Но у нас тоже кое-что - Гергиев (какой же молодец!) везет к нам Тангейзера. Кто поет, пока не понятно, но сам факт!!! Очень жду, тем более после триумфального Байрейта.

Уточнение

Последнее прилагательное, конечно, удивительное - личная оценка может быть любой, о вкусах не спорят, но вот чего точно не было, так это триумфа. В этом году, похоже, все три летних стула из-под маэстро Гергиева ускакали. По поводу питерского "Тангейзера" мнения видевших разошлись касательно оркестра, но сошлись касательно солистов: многого ждать от этих людей не стоит.

Однако в городе, где "Тангейзера" не было уже много десятилетий, всё это, может быть, не так уж и важно. А вот давать в анонсах более точную информацию о датах важно - рассчитываю на продолжение.

PS - кстати - питерцам:
Ребята, я целый месяц ждала, пока кто-нибудь из вас сделает эту самую шикарную питерскую афишу. Мне кажется, так правильнее, когда люди сами пишут о своём. Вы все так дружно разочаровались в своём маэстро? Или каждый завёл свой блог про Вагнера и мы теперь конкуренты? Вот вроде чего-чего, а местного патриотизма питерцы не лишены - и однако...

Тангейзер в Москве

Тангейзер будет в Зарядье 1 ноября. Оркестр Мариинского театра, Гергиев. Странно слышать о разошедшихся оценках байрейтского Тангейзера. Его ведь транслировали. Видно и слышно было, как встречали Гергиева. Только одна газета Ди Цайт и была недовольна. Свидетели вроде тоже были единогласны. Оркестр понравился. А недавно в гостях у Юлиана Макарова председатель культурного общества Германия-Россия, не помню фамилии, рассказывая о последнем Байрейте, уточнил, что Гергиева встретили восторженно, а число репетиций было оговорено в договоре и маэстро точно ему следовал. На этом фоне странны претензии газеты.

Не думаю, что это повод для разбора,

и не думаю, что здесь нужно давать энное количество ссылок на немецкую прессу и местных блогеров, отнюдь не восторженных. Положительные отзывы тоже встречались, но по моим ощущениям, их было меньше - возможно, потому что я тоже смотрела трансляцию и восторгов по поводу музыкального руководства не испытала, предшествующий байройтский "Тангейзер" при всех неровностях произвёл существенно большее музыкальное впечатление. Так же не усмотрела и восторженной встречи - для долгожданной премьеры это было хорошо, вежливо, и не более того. Вообще не хочется тащить эту историю дальше - просто не надо выдавать желаемое за действительное, а мнение гергиевской партии - за общее. Высказывать своё - ради бога, сколь угодно восторженное. Но никакого триумфа не было - провала, впрочем, тоже, на премьере никто не терял никого безнадёжно, и вообще при такой интересной постановке было бы странно говорить о провале.

С одной стороны, я понимаю Гергиева - так устроен процесс, что теперь на оправдание средненького байройтского дебюта подключается тяжёлая артиллерия в виде, в том числе, официальных инстанций. Но, с другой стороны, всё это совершенно не нужно - огромных заслуг маэстро в Мариинском театре не отменят никакие его выездные спорности и даже провалы. И, в отличие от многих критиков, я не думаю, что финансовый фактор сильно значим в гастрольной активности маэстро. Это принципиальный выбор - полагаю, с холодной головой и с пониманием, что количества не в ущерб качеству не бывает. Просто, когда это гастроли внутри, в городах, где уровень оркестра Мариинского театра априори будет достаточно высок независимо от спорностей, усталостей и недорепетированностей - это один разговор и действительно культурно-просветительская миссия. А в европейских музыкальных центрах (к которым Москва, надеюсь, всё-таки относится) нужно быть готовым к тому, что такой номер на бегу может и не пройти, - что, собственно, и произошло в очередной раз и будет периодически происходить дальше, если политика останется принципиально прежней.

Гергиев в мировых музыкальных центрах

Послушаем-посмотрим. А по поводу мировых музыкальных центров - только недавно было еще одно триумфальное выступление с Мариинским Парсифалем - в Париже. Зал парижской филармонии. Записи не было, но ролик с овациями впечатлил. В Москве, к сожалению, не смогла послушать Парсифаля весной. Нет здесь рецензий?
Абсолютно точно, что деньги не играют большой роли. Относительную - да, играют: надо же платить коллективу! :)

"Летучий Голландец" в кино

В кино-сезоне Мет традиционно представляет вагнеровскую оперу. На сей раз - "Летучего Голландца" с великолепными Брином Терфелем, Францем-Йозефом Зелигом и Аней Кампе в главных партиях, и с питерским "агентом влияния" Сергеем Скороходовым в партии Эрика. Чьим, собственно говоря, агентом? Нетрудно догадаться - всё его же, музыкального руководителя постановки Валерия Гергиева. Это совсем не дебют маэстро в Мет, сцена хорошо ему знакома, и будем надеяться, что с этим "Голландцем" всё тоже будет хорошо. Ставили спектакль режиссёр Франсуа Жирар и художник по свету Дэвид Финн - чтобы было понятно, это та команда, которая сделала несколько лет назад на этой сцене "Парсифаля", восхитившего всех своей красотой.

Прямая трансляция будет в субботу, 14 марта, в 19.55. Это не совсем премьера, четвёртый спектакль в премьерной серии, что, наверное, и к лучшему - кураж на месте, а премьерные шероховатости уже уберутся. В апреле будет ещё два повтора этой трансляции в отдельных кинотеатрах. Полностью список площадок можно посмотреть на сайте проекта. Обратите внимание, что постановка без антракта, два с половиной часа сплошняком.

Солисты и постановщики:

Голландец - Брин Терфель
Сента - Аня Кампе
Даланд - Франц-Йозеф Зелиг
Эрик - Сергей Скороходов
Мари - Михоко Фуджимура
Рулевой - Давид Портилло

Дирижёр - Валерий Гергиев
Режиссёр - Франсуа Жирар
Художник - Джон Макфарлэн
Свет - Дэвид Финн
Костюмы - Мориц Юнге
Хореограф - Кэролайн Чоа

Ответ Ларисе:
На сайте есть рецензия на "Парсифаля" непосредственно питерского, на гастрольного нет.

Новая Опера

ЛОЭНГРИН
28 ноября, 19.00
Дирижёр: Ян-Латам Кёниг
Солисты: Виталий Ефанов, Михаил Губский, Ольга Терентьева, Анджей Белецкий, Анастасия Бибичева, Сергей Артамонов

ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА
14 декабря, 18.00
Дирижёр: Ян-Латам Кёниг
Солисты: Михаил Губский, Ольга Терентьева, Маргарита Некрасова, Виталий Ефанов, Артём Гарнов

Круговорот Голландцев в природе

Любопытство моё, конечно, вздохнуло, но в целом я совсем не расстроилась, когда 3 недели назад получила сообщение о замене в концертном "Летучем Голландце" Сладковского с ГСОРТ. В конце концов, Никитина ещё будет время послушать, а вот Домену скоро на пенсию, и вагнерианец он ничуть не меньшего масштаба. Имхо, Вотан ему, конечно, больше подходит, но это уже так, болтовня за конституцию, а исполнение в результате было отличным с минимальными поправками на возраст.

И вот, когда, напротив, предполагалось осматривать и ослушивать поправки на возраст у горячо любимого Брина Терфеля в кинотрансляции из Мет 14 марта, имеем ещё одно сообщение о замене. Терфель получил травму и вместо него исполнять Голландца будет - Евгений Никитин! И опять никаких расстройств, прямо как будто всё так и должно быть. В конце концов, Терфеля недавно видели в концерте, где он не столько пел, сколько излучал сияние и "давал мужика" - расходились все абсолютно счастливые, ну петь-то мало ли кто может, а такого большого артиста и большого человека ещё поискать. Но вытащить Голландца на одной впетости и артистическом классе было бы, конечно, посложнее. А Никитин-то сейчас в самой голландской форме, то есть опять ничего, кроме неудовлетворённого любопытства, мы с этой заменой не проигрываем.

Итак, в субботу - ждём-с. В 19.55 начало, напоминаю на всякий случай.

Отмена трансляции

Отменена трансляция "Летучего Голландца" из Мет, которая должна была состояться сегодня вечером. Из-за коронавируса руководство Метрополитен оперы отменило все спектакли до 31 марта. Не слежу за их статистикой, поэтому в части вируса no comments. Но как отмена спектакля для зрителей связана с отменой трансляции, лично мне неясно. Абсолютно фиолетово, какой будет зал на трансляции, полный или пустой. Переформатировать начало с занавесом и вступление ведущего сразу после занавеса ничего не стоит. И вместо возврата билетов могли бы предложить трансляцию на сайте всем желающим. Жирный минус Мет опере! Подвели там, где могли бы этого не делать.

Что и как будет дальше с этим "Голландцем", непонятно. При этом анонсированный на 5 апреля повтор в кинотеатрах так и остался открытым на сайте проекта. Можно покупать билеты :)) Естественно, никому не рекомендуется это делать. Вероятность того, что трансляция спектакля пройдёт до этого дня, очень мала.

Мы сегодня дома

Везде уже все живое поотменяли, но, к счастью, где была традиция интернет-трансляций, она не отменилась, а, напротив, расцвела пышным цветом на общем присевшем в лужу фоне. В частности, это касается Венской оперы, где как раз в конце марта идёт очередной цикл "Кольца" (в записи). "Золото Рейна" и "Валькирия" уже прошли, но остались ещё "Зигфрид" и "Гибель богов". Очень приличные составы, и есть бесплатный период, за который можно посмотреть 3 представления. В принципе, там и месячная подписка недорогая, если иметь в виду пользоваться более или менее регулярно. Подробнее здесь и здесь.