"Летучий Голландец", ГСОРТ п/у Сладковкого, март 2020

4
Средняя: 4 (2 голосов)

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан
Дирижёр Александр Сладковский
Солисты: Альберт Домен, Дмитрий Скориков, Наталья Мурадымова, Артём Сафронов, Евгения Сегенюк, Кирилл Матвеев
Академический Большой хор "Мастера хорового пения"

Это было концертное исполнение 10.03.2020 в КЗЧ, но за день до него, 09.03.2020, ровно тот же состав представил тот же проект в Казани. Возможно, с какими-то минимальными различиями, и возможно, это не финал - чего и желаем участникам.

В целом было позитивно, динамично и местами даже очень высококлассно. Высокий класс относился, во многом, к игре ГСОРТ с Александром Сладковским. Не скажу, что понравилось всё. Опера в этом концертном варианте как бы расслоилась на три составляющих: стандартно-итальянскую, абстрактно-немецкую и уже по-настоящему вагнеровскую. Они в любом случае есть, но когда присутствует объединяющая картинка, смычка проходит как-то глаже, ведь сам по себе ритм чередования этих частей у Вагнера бодрый. Тут картинки не было, и хотя всё было отыграно супер слаженно и сбалансировано, на стандартно-оперных частях мне всё-таки не хватало каких-то акцентов, привязывающих их к вагнеровским новаторским заходам - каких-то тонких и быстрых смен ритмов и темпов, наверное, ну то есть ещё более тонких и быстрых, чем те, что были.

Мне кажется, Сладковский отлично чувствует соль этой истории, ту, что касается Голландца и Сенты. А вот со второстепенными персонажами сложилось не со всеми. Однозначно здорово получилось с Евгенией Сегенюк (Мари), хорошо с Кириллом Матвеевым (Рулевым), с Даландом уже похуже. Дмитрий Скориков вокально явил на самом деле интересного Даланда - весьма достойного капитана ровно до момента, когда речь заходит о богатстве Голландца, на котором у ловца женихов сносит крышу до полной комичности. Обычно эту партию поют немного погуще басы, и комичность у них получается какая-то упорная и злобная. А тут нет, продемонстрированные браслеты и кольца прям свили из злато-озабоченного норвежца бантик - если бы кроме продемонстрированного у Голландца в трюмах оказалась труха вековая, это было бы даже логично, именно для такого Даланда, превратившегося в лоха с напрочь выключенными мозгами, которого можно и даже нужно кинуть. Но эта вокальная комичность не была толком поддержана ни оркестром, ни мало-мальским движением самого Скорикова. Да, мы несколько избаловались концертными представлениями последних лет с активными передвижениями солистов по сцене и всякими световыми эффектами, но это уже есть, и ожиданий наших уже не отменить. Нужно шевелиться, нужно ходить, нужно взаимодействовать с партнёрами - и когда кто-то в концертах начнёт накидывать на себя некоторое подобие костюмов, это тоже нужно будет делать, просто пока до этого не дошло.

В ещё большей мере просел образ Эрика в исполнении Артёма Сафронова. Он спел хорошо и даже очаровательно, только это был не охотник Эрик, упрямо настаивающий на своих правах, а некий Ленский, непонятно откуда взявшийся в норвежских фьордах. И оркестр тоже играл ему совершенно абстрактного оперного Ленского - что было, возможно, даже приятно людям, привыкшим к другому репертуару и впервые слушавшим вагнеровского "Голландца", однако никак не тянуло на какую-то трактовку для тех, кто слушал не впервые. Потому что это не трактовка, а неоправданный прогиб в одной произвольно взятой части истории и вывод её из общего контекста. Конечно, лучше хорошему певцу хорошо спеть Ленского вместо Эрика, чем плохому плохо спеть Эрика. Но, имхо, оркестром можно было бы немного поправить ситуацию с солистом - без устройства соревнования с ним по громкости! - просто добавив где-то контрастов и жёсткости. Тут могут быть, естественно, разные мнения, но лично мне этот проход по грани китча не показался удачным компромиссом.

Возвращаясь к оркестру и главным героям. Морская и собственно голландская части истории были проведены оркестром и музыкальным руководителем бескомпромиссно и по-настоящему захватывающе. Притом без какой-то показательной мощи, этого не было, а была абсолютная точность и гармония в оркестре, и в результате абсолютное попадание в вагнеровский романтизм. Оркестр живописал противостояние двух героев всему и всем завораживающе ярко, без всяких скидок, сложив в единую картину тоже не совсем канонические образы, созданные солистами.

Голландец Альберта Домена лишён инфернальности и боевой гордыни, это скорее философ и психолог, которому как будто интереснее про других, чем про себя. Прущий обычно из Голландцев эгоизм как-то обошёл его стороной - да, он устал, но ему реально интересно провести опыт с Даландом, и Сента интересна ему сама по себе. Он не к избавлению от проклятья стремится как будто, а к какому-то новому символу веры в людей. (Натурально возникает вопрос к сатане: что за двойные стандарты? Почему немецкому Фаусту нормальный договор, а голландскому такой кабальный? Несправедливо!..) Все эти эффекты достигаются на классе большого вагнеровского певца, уже ничего практически не форсирующего, но сохранившего благородный лиризм и все оттенки в верхней части партии.

Сента Натальи Мурадымовой тоже лишена всякой неуверенности и порывистости. Певица вообще сейчас в прекрасной вокальной форме, однако голос существенно потяжелел по сравнению с Элизабет несколько лет назад. Быстрые "ohne Rast, ohne Ruh'" в балладе были не слишком внятно проговорены, а не пропеты - возможно, ей и дальше стоит петь что-то вагнеровское, но, имхо, всё-таки не Сенту. Или, возможно, и вовсе не стоит - при звуках этого большого ясного голоса возникло сразу несколько ассоциаций с русскими операми, некоторое количество итальянских, а из немецких... ну вот Ариадна у меня проскочила, и больше ничего... Хотя многое прозвучало красиво и выразительно, я так и не поняла до конца, что до меня хотели донести. "Мятущаяся душа" и "мятущийся дух" это всё-таки разные вещи, и души там было сколько угодно, только у Вагнера-то не про это. Впрочем, тут, как уже было сказано, многое добавил оркестр, в итоге какой-никакой образ похода на свободу сложился.

Самым же неоднозначным моментом этого "Голландца" оказался хор. Вещь безусловно хоровая, момент принципиальный, "состязание" норвежцев и голландцев в третьем акте - один из крутейших эпизодов, если не самый крутой в опере вообще. В этом исполнении их хоровая дуэль стала одновременно лучшей и худшей сценой оперы. Как удалось добиться такого эффекта? Хоры изначально были неравны. К женскому нет вопросов - слаженный, бойкий, звонкий, даже несколько слов было понятно - начало второго акта они буквально отсверкали. А с мужским хором явно была проблема. Не знаю, почему так вышло, но он оказался численно поменьше женского, с порога звучал дохловато и местами не совсем спето. И вот этот-то хор в ключевой сцене пел и за норвжцев, и за голландцев сразу. Без разделения, то есть стоя на одном месте, все дружно и подряд. Ребята напряглись, как могли, сделали, что могли, однако результат получился всё равно крайне посредственный - каша и полное пропадание состязательного момента. Притом оркестр играл в этой сцене фантастически. Сладковский вообще довольно часто брал быстрые темпы, и хорошо это летело - и тут тоже было быстро, но все адские силы морских глубин протанцевали в этом симфоническом танце. Эта сцена, конечно, написана так блистательно, что совершенно её слить невозможно, однако тут было правда что-то особенное. Магия! Ради неё одной стоило сходить на этот концерт. И - на её фоне невнятный норвежско-голландский раздрай...

Вот как это можно оценить? Я не знаю. Имхо, нужно было разрулить как-то по-другому. Я бы всё-таки частично разделила хоры и наплевала бы на устои. В конце концов, написано "до", "до" и поём, а то, что местами в другой октаве - ну так ли уж это криминально? Это же концертное исполнение, они же всё равно стояли там рядом, не сходя с места, девочки - ну почему бы тем, кто может петь пониже, было не поддержать своих мальчиков за норвежцев? И почему бы трём солистам было не выйти в каких-нибудь шляпах на балкон и не поддержать чуток за голландцев? Ну неужели прям в падлу? Там хор-то, господи - это же не "Набукко" два раза подряд... Да, это совсем не скрепно, но и сливать всё в одну кучу отцы и деды тоже не завещали. И так, и так эксперимент, а получиться могло повеселей.

На самом деле почти все предшествующие критики не оттого, что что-то прямо сильно не понравилось, а оттого что совершенство было, кажется, близко, но к великой досаде почему-то не зацепилось. В целом, повторюсь, это было достойное выступление. А прогресс оркестра и маэстро оно продемонстрировало просто выдающийся. И да, Сладковский отлично работает с певцами. Но желать ему ухода в оперу я не стану. В первом концерте этого же абонемента они играли Пятую Малера, мою любимую, с которой мне очень непросто угодить. Причем я шла на тот концерт со сформированной уверенностью, что мимо лирики вообще и Адажиетто, в частности, будет неминуемый пролёт - дай бог, чтобы всё остальное нормально сложилось. И первых минуты три, помню, что-то там критически раздумывала, а потом... Это было чудо - просто чудо, без всяких "но". Нужно ли от этого уходить - к Вагнеру или куда-то ещё? Не уверена.

Ещё немного о "Голландце" напоследок. Давалась опера в два акта: первый, потом антракт, потом второй и третий без перерыва. И возможно, это как раз оптимальная разбивка. Без антрактов вообще - высидеть тяжеловато, с двумя - выходит длинновато и всё же снижает накал. А так по ощущению получилось очень удачно. Подруга моя, прежде "Голландца" не слышавшая, по окончании даровала Вагнеру вечное прощение, сказав: "Какая короткая опера - хотелось бы ещё минут сорок".

Оценка

4

Четыре балла по итогу. Но это хорошие четыре балла, с плюсом.

Плюсов, мне кажется,

4

Плюсов, мне кажется, не за что ставить, просто твердые четыре балла. У всех содистов были хорошие голоса, но кроме Домена, Скорикова и Сегенюк, совсем к партиям не подходящие. Что-то играли и того меньше - Домен и Сегенюк. Остальные стояли, уткнувшись в ноты, или даже не уткнувшись, но все равно стояли, твёрдо и совсем не артистично. Больше всего в этой истории меня грело, что услышал Домена вживую - уж думал, не судьба, но повезло. Хорошо, что такой "позитивный" оказвлся его Голландец, самовлюбленные истерики на самом деле достали и на самом деле больше выбились бы из этого ансамбля. Что касается Мурадымовой - это было красиво и даже достаточно уверенно для второго раза, и за пять лет, что не слышал, голос она прокачала впечатляюще. Но звучало всё это совсем не по-Вагнеровски и не по-немецки вообще - хотя, справедливости ради, лучше, чем Эльза у Нетребко :)

Согласен насчет оркестра - за счёт точности и яркости он был убедителен в целом и очень убедителен в отдельных частях, но на какую-то оригинальную общую трактовку прочтение Сладковского не тянуло (и, наверное, не претендовало). И насчет женского хора согласен - отличные девочки получились, живые и веселые. С мужским хором - да, он был слабее. А вывести на сцену два мужских хора в концертной версии сложно. Стоило ли делить и без того слабый хор на две части в перекличке - спорный вопрос. Хорошая идея о поддепжке голландцев солистами с балкона, и мне кажется, ничего зашкварного для концертного варианта в этом нет. А вот с девочками, пусть даже контральто, за норвежцев - опять спорно. Чисто по логике, если Ленскому можно за Трике, то почему части норвежских девочек не попеть со своими парнями - ну предположим, они ушли не все... Может, и можно в принципе поставить так задачу, но это как бы сразу демонстрирует, что просто неправильно выбран хор для данного случая - то есть то же самое, что мы и так получили на выходе, хотя прозвучать могло чуть посильнее и более необычно... Меня тоже огорчил хор в этой шикарной вагнеровской перекличке, но однозначно хорошего решения тут, наверное, нет. Насколько я понимаю, для Сладковского и оркестра РТ это было первое исполнение Вагнера в таком формате. Логично, что сильно рисковать и подставляться перед всеми ортодоксами они не стали.

В целом дебют произвёл впечатление. Наверное. даже лучшее, чем ожидалось в части оркестра. Но от хора и Мурадымовой я все же ждал какого-то большего соответствия формату. Большого разочарования не было, но и восторга тоже, получилось просто хорошо.

Я естественно не слышал

но осуждаю (шутка). Не могу, в общем, не сказать, что те концерты нац. Оркестра Татарстана п/у Сладковского, на которых я был, это, пожалуй, мои самые сильные впечатления от классической музыки "живьём". Рекомендую.

ГСОРТ и Сладковский

Не первый год уже беру абоны на них. Многое действительно впечатляет, хотя не скажу, что всё. Например, прошлогодними моими чемпионами в одиннадцатой Шостаковича стали не они, а неожиданно Новосиб с Зандерлингом - это было очень ясно и очень круто, в то время как казанцы отыграли просто хорошо (про один известный московский оркестр, имхо, попросту сливший эту симфонию, ничего говорить не буду, за исключением удивления от того, сколько "брав" им прокричали). Из последнего у казанцев - здорово отыграли "Дон Жуана" Штрауса и семь "Семь последних песен" Малера с Шагимуратовой. В последнем номере она, в первую очередь, была хороша, конечно, но и оркестр с руководителем тоже отработали на отлично. Вот конец романтизма и постромантизм - это прямо их, Сладковский в этом репертуаре продвинулся чрезвычайно, с остальным всё же не так однозначно.

Что не понравилось на всех последних концертах, так это визуал. Всех оркестрантов упаковали в униформу - что мужчин, что женщин. Я категорический противник таких заходов. Даже при том, что платья у фемин сами по себе красивые, это оскорбительно. Хочу видеть индивидуальности, а не отформованную массу! Не обязательно прям как у Персимфанса, кто в чём хочет, но хотя бы в рамках обязательного чёрного дайте людям свободу!.. В общем, крайне неприятен был этот момент, и слишком хорошо он вписался в катастрофические изменения политической и общественной ситуации, нараставшие в геометрической прогрессии как раз с начала прошлого года. Не знаю, как отнеслись к этому нововведению сами музыканты - возможно, кого-то даже обрадовало, сняло лишнюю головную боль. Но я как зритель была очень недовольна и не свыклась с этим положением до сих пор.