"Летучий Голландец", ГСОРТ п/у Сладковкого, март 2020

4
Средняя: 4 (2 голосов)

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан
Дирижёр Александр Сладковский
Солисты: Альберт Домен, Дмитрий Скориков, Наталья Мурадымова, Артём Сафронов, Евгения Сегенюк, Кирилл Матвеев
Академический Большой хор "Мастера хорового пения"

Это было концертное исполнение 10.03.2020 в КЗЧ, но за день до него, 09.03.2020, ровно тот же состав представил тот же проект в Казани. Возможно, с какими-то минимальными различиями, и возможно, это не финал - чего и желаем участникам.

В целом было позитивно, динамично и местами даже очень высококлассно. Высокий класс относился, во многом, к игре ГСОРТ с Александром Сладковским. Не скажу, что понравилось всё. Опера в этом концертном варианте как бы расслоилась на три составляющих: стандартно-итальянскую, абстрактно-немецкую и уже по-настоящему вагнеровскую. Они в любом случае есть, но когда присутствует объединяющая картинка, смычка проходит как-то глаже, ведь сам по себе ритм чередования этих частей у Вагнера бодрый. Тут картинки не было, и хотя всё было отыграно супер слаженно и сбалансировано, на стандартно-оперных частях мне всё-таки не хватало каких-то акцентов, привязывающих их к вагнеровским новаторским заходам - каких-то тонких и быстрых смен ритмов и темпов, наверное, ну то есть ещё более тонких и быстрых, чем те, что были.

Мне кажется, Сладковский отлично чувствует соль этой истории, ту, что касается Голландца и Сенты. А вот со второстепенными персонажами сложилось не со всеми. Однозначно здорово получилось с Евгенией Сегенюк (Мари), хорошо с Кириллом Матвеевым (Рулевым), с Даландом уже похуже. Дмитрий Скориков вокально явил на самом деле интересного Даланда - весьма достойного капитана ровно до момента, когда речь заходит о богатстве Голландца, на котором у ловца женихов сносит крышу до полной комичности. Обычно эту партию поют немного погуще басы, и комичность у них получается какая-то упорная и злобная. А тут нет, продемонстрированные браслеты и кольца прям свили из злато-озабоченного норвежца бантик - если бы кроме продемонстрированного у Голландца в трюмах оказалась труха вековая, это было бы даже логично, именно для такого Даланда, превратившегося в лоха с напрочь выключенными мозгами, которого можно и даже нужно кинуть. Но эта вокальная комичность не была толком поддержана ни оркестром, ни мало-мальским движением самого Скорикова. Да, мы несколько избаловались концертными представлениями последних лет с активными передвижениями солистов по сцене и всякими световыми эффектами, но это уже есть, и ожиданий наших уже не отменить. Нужно шевелиться, нужно ходить, нужно взаимодействовать с партнёрами - и когда кто-то в концертах начнёт накидывать на себя некоторое подобие костюмов, это тоже нужно будет делать, просто пока до этого не дошло.

В ещё большей мере просел образ Эрика в исполнении Артёма Сафронова. Он спел хорошо и даже очаровательно, только это был не охотник Эрик, упрямо настаивающий на своих правах, а некий Ленский, непонятно откуда взявшийся в норвежских фьордах. И оркестр тоже играл ему совершенно абстрактного оперного Ленского - что было, возможно, даже приятно людям, привыкшим к другому репертуару и впервые слушавшим вагнеровского "Голландца", однако никак не тянуло на какую-то трактовку для тех, кто слушал не впервые. Потому что это не трактовка, а неоправданный прогиб в одной произвольно взятой части истории и вывод её из общего контекста. Конечно, лучше хорошему певцу хорошо спеть Ленского вместо Эрика, чем плохому плохо спеть Эрика. Но, имхо, оркестром можно было бы немного поправить ситуацию с солистом - без устройства соревнования с ним по громкости! - просто добавив где-то контрастов и жёсткости. Тут могут быть, естественно, разные мнения, но лично мне этот проход по грани китча не показался удачным компромиссом.

Возвращаясь к оркестру и главным героям. Морская и собственно голландская части истории были проведены оркестром и музыкальным руководителем бескомпромиссно и по-настоящему захватывающе. Притом без какой-то показательной мощи, этого не было, а была абсолютная точность и гармония в оркестре, и в результате абсолютное попадание в вагнеровский романтизм. Оркестр живописал противостояние двух героев всему и всем завораживающе ярко, без всяких скидок, сложив в единую картину тоже не совсем канонические образы, созданные солистами.

Голландец Альберта Домена лишён инфернальности и боевой гордыни, это скорее философ и психолог, которому как будто интереснее про других, чем про себя. Прущий обычно из Голландцев эгоизм как-то обошёл его стороной - да, он устал, но ему реально интересно провести опыт с Даландом, и Сента интересна ему сама по себе. Он не к избавлению от проклятья стремится как будто, а к какому-то новому символу веры в людей. (Натурально возникает вопрос к сатане: что за двойные стандарты? Почему немецкому Фаусту нормальный договор, а голландскому такой кабальный? Несправедливо!..) Все эти эффекты достигаются на классе большого вагнеровского певца, уже ничего практически не форсирующего, но сохранившего благородный лиризм и все оттенки в верхней части партии.

Сента Натальи Мурадымовой тоже лишена всякой неуверенности и порывистости. Певица вообще сейчас в прекрасной вокальной форме, однако голос существенно потяжелел по сравнению с Элизабет несколько лет назад. Быстрые "ohne Rast, ohne Ruh'" в балладе были не слишком внятно проговорены, а не пропеты - возможно, ей и дальше стоит петь что-то вагнеровское, но, имхо, всё-таки не Сенту. Или, возможно, и вовсе не стоит - при звуках этого большого ясного голоса возникло сразу несколько ассоциаций с русскими операми, некоторое количество итальянских, а из немецких... ну вот Ариадна у меня проскочила, и больше ничего... Хотя многое прозвучало красиво и выразительно, я так и не поняла до конца, что до меня хотели донести. "Мятущаяся душа" и "мятущийся дух" это всё-таки разные вещи, и души там было сколько угодно, только у Вагнера-то не про это. Впрочем, тут, как уже было сказано, многое добавил оркестр, в итоге какой-никакой образ похода на свободу сложился.

Самым же неоднозначным моментом этого "Голландца" оказался хор. Вещь безусловно хоровая, момент принципиальный, "состязание" норвежцев и голландцев в третьем акте - один из крутейших эпизодов, если не самый крутой в опере вообще. В этом исполнении их хоровая дуэль стала одновременно лучшей и худшей сценой оперы. Как удалось добиться такого эффекта? Хоры изначально были неравны. К женскому нет вопросов - слаженный, бойкий, звонкий, даже несколько слов было понятно - начало второго акта они буквально отсверкали. А с мужским хором явно была проблема. Не знаю, почему так вышло, но он оказался численно поменьше женского, с порога звучал дохловато и местами не совсем спето. И вот этот-то хор в ключевой сцене пел и за норвжцев, и за голландцев сразу. Без разделения, то есть стоя на одном месте, все дружно и подряд. Ребята напряглись, как могли, сделали, что могли, однако результат получился всё равно крайне посредственный - каша и полное пропадание состязательного момента. Притом оркестр играл в этой сцене фантастически. Сладковский вообще довольно часто брал быстрые темпы, и хорошо это летело - и тут тоже было быстро, но все адские силы морских глубин протанцевали в этом симфоническом танце. Эта сцена, конечно, написана так блистательно, что совершенно её слить невозможно, однако тут было правда что-то особенное. Магия! Ради неё одной стоило сходить на этот концерт. И - на её фоне невнятный норвежско-голландский раздрай...

Вот как это можно оценить? Я не знаю. Имхо, нужно было разрулить как-то по-другому. Я бы всё-таки частично разделила хоры и наплевала бы на устои. В конце концов, написано "до", "до" и поём, а то, что местами в другой октаве - ну так ли уж это криминально? Это же концертное исполнение, они же всё равно стояли там рядом, не сходя с места, девочки - ну почему бы тем, кто может петь пониже, было не поддержать своих мальчиков за норвежцев? И почему бы трём солистам было не выйти в каких-нибудь шляпах на балкон и не поддержать чуток за голландцев? Ну неужели прям в падлу? Там хор-то, господи - это же не "Набукко" два раза подряд... Да, это совсем не скрепно, но и сливать всё в одну кучу отцы и деды тоже не завещали. И так, и так эксперимент, а получиться могло повеселей.

На самом деле почти все предшествующие критики не оттого, что что-то прямо сильно не понравилось, а оттого что совершенство было, кажется, близко, но к великой досаде почему-то не зацепилось. В целом, повторюсь, это было достойное выступление. А прогресс оркестра и маэстро оно продемонстрировало просто выдающийся. И да, Сладковский отлично работает с певцами. Но желать ему ухода в оперу я не стану. В первом концерте этого же абонемента они играли Пятую Малера, мою любимую, с которой мне очень непросто угодить. Причем я шла на тот концерт со сформированной уверенностью, что мимо лирики вообще и Адажиетто, в частности, будет неминуемый пролёт - дай бог, чтобы всё остальное нормально сложилось. И первых минуты три, помню, что-то там критически раздумывала, а потом... Это было чудо - просто чудо, без всяких "но". Нужно ли от этого уходить - к Вагнеру или куда-то ещё? Не уверена.

Ещё немного о "Голландце" напоследок. Давалась опера в два акта: первый, потом антракт, потом второй и третий без перерыва. И возможно, это как раз оптимальная разбивка. Без антрактов вообще - высидеть тяжеловато, с двумя - выходит длинновато и всё же снижает накал. А так по ощущению получилось очень удачно. Подруга моя, прежде "Голландца" не слышавшая, по окончании даровала Вагнеру вечное прощение, сказав: "Какая короткая опера - хотелось бы ещё минут сорок".

Оценка

4

Четыре балла по итогу. Но это хорошие четыре балла, с плюсом.

Плюсов, мне кажется,

4

Плюсов, мне кажется, не за что ставить, просто твердые четыре балла. У всех содистов были хорошие голоса, но кроме Домена, Скорикова и Сегенюк, совсем к партиям не подходящие. Что-то играли и того меньше - Домен и Сегенюк. Остальные стояли, уткнувшись в ноты, или даже не уткнувшись, но все равно стояли, твёрдо и совсем не артистично. Больше всего в этой истории меня грело, что услышал Домена вживую - уж думал, не судьба, но повезло. Хорошо, что такой "позитивный" оказвлся его Голландец, самовлюбленные истерики на самом деле достали и на самом деле больше выбились бы из этого ансамбля. Что касается Мурадымовой - это было красиво и даже достаточно уверенно для второго раза, и за пять лет, что не слышал, голос она прокачала впечатляюще. Но звучало всё это совсем не по-Вагнеровски и не по-немецки вообще - хотя, справедливости ради, лучше, чем Эльза у Нетребко :)

Согласен насчет оркестра - за счёт точности и яркости он был убедителен в целом и очень убедителен в отдельных частях, но на какую-то оригинальную общую трактовку прочтение Сладковского не тянуло (и, наверное, не претендовало). И насчет женского хора согласен - отличные девочки получились, живые и веселые. С мужским хором - да, он был слабее. А вывести на сцену два мужских хора в концертной версии сложно. Стоило ли делить и без того слабый хор на две части в перекличке - спорный вопрос. Хорошая идея о поддепжке голландцев солистами с балкона, и мне кажется, ничего зашкварного для концертного варианта в этом нет. А вот с девочками, пусть даже контральто, за норвежцев - опять спорно. Чисто по логике, если Ленскому можно за Трике, то почему части норвежских девочек не попеть со своими парнями - ну предположим, они ушли не все... Может, и можно в принципе поставить так задачу, но это как бы сразу демонстрирует, что просто неправильно выбран хор для данного случая - то есть то же самое, что мы и так получили на выходе, хотя прозвучать могло чуть посильнее и более необычно... Меня тоже огорчил хор в этой шикарной вагнеровской перекличке, но однозначно хорошего решения тут, наверное, нет. Насколько я понимаю, для Сладковского и оркестра РТ это было первое исполнение Вагнера в таком формате. Логично, что сильно рисковать и подставляться перед всеми ортодоксами они не стали.

В целом дебют произвёл впечатление. Наверное. даже лучшее, чем ожидалось в части оркестра. Но от хора и Мурадымовой я все же ждал какого-то большего соответствия формату. Большого разочарования не было, но и восторга тоже, получилось просто хорошо.