Петля нибелунга

Jan Brachmann - Der Loop des Nibelungen
Frankfurter Allgemeine Zeitung, 24.07.2020

Несмотря на то, что в этом году Байройтский Фестиваль не состоится, организаторы многое запланировали. Репортаж с места событий.

Если бы не пандемия, сегодня вечером в Байройте зрители увидели бы нечто совершенно новое. За день до открытия Тиллеман планировал дирижировать Федеральным молодёжным оркестром (Bundesjugendorchester), и это не была бы музыка Вагнера. В программу была включена 13-я симфония Шостаковича, положенная на стихи Евгения Евтушенко, посвящённая жертвам Холокоста в Бабьем Яру в Киеве, где в 1941 году от рук немецкого вермахта, СС и украинских националистов погибло 34 тыс. евреев, цыган и других советских граждан.

"Байройтский дискурс" под управлением Марии Луизы Майнтс в этом году в связи с 75-летием окончания второй мировой войны, должен был затронуть особую тему: Холокост. Антисемитизм, как известно, принадлежал к воззрениям Вагнера.

План концерта был разработан Катариной Вагнер, Ангелой Меркель, Клаусом фон Дохнани (экс-мэра Гамбурга) и поэтессой Уллой Хан и знаменует изменения в Байройте: на фестивале исполняют музыку других композиторов. Фамильные архивы открываются для независимых экспертов. Антисемитизм Вагнера и связь Байройта и Виланда Вагнера с национал-социализмом становятся темой дискуссии. Катарина Вагнер, однако, потребовала "отнестись с уважением к семье Вагнера и её достижениям, но без приукрашиваний".

В 2016 году Фестиваль перешёл под управление Катарины Вагнер и Хольгера фон Берга как управляющего "байройтским ООО". С тех пор финансовая ситуация стабилизировалась, сотрудники стали получать зарплату согласно тарифам. Так же в художественной части дела пошли в гору: Лизе Давидсен, Пётр Бечала и Йоханнес Мартин Кренцле радовали требовательную публику превосходным исполнением.

Постановки Барри Коски и Тобиаса Кратцера, художников с международными именами Нео Рауха и Розы Лой - стали большим успехом. Намеренье было: больше искусства, меньше пафоса. То есть - противопоставить красной дорожке с селебрити художественные достижения. Некоторые зрители брали напрокат детей, чтобы попасть на детские спектакли, над которыми раньше посмеивались - теперь они желали насладиться захватывающим, интеллектуальным представлением.

Сегодня Байройтский фестиваль переживает трудные времена. Убытки от пандемии составили 15 млн. евро. Получено сообщение о серьёзной болезни Катарины Вагнер, управляющий фон Берг покинет свой пост в будущем году. Однако именно сейчас должны быть приняты важные решения. Финансовая ситуация благодаря государственным дотациям, до 2022 года останется стабильной, если в будущем году фестиваль состоится. Но как это должно выглядеть, если согласно сегодняшним правилам в этот зал допускается не более 329 зрителей?

Если вокруг каждого зрителя оставить свободные места - зал заполнится на 40% (329 из 900 человек). Это так же бессмысленно, как если бы фестиваль сам себя финансировал на 60%. Кроме того, зал не оснащён кондиционером, так как старинное здание является памятником архитектуры и проводить технические работы очень сложно. Для защиты артистов на сцене и оркестрантов нет вообще никакого решения. Если в 2021 году все ограничения в связи с Covid-19 останутся в силе, например, "Майстерзингеров" Коски придется отменить. Может, есть смысл перенести Кольцо, запланированное на 2022 год на 2021? Там хотя бы не нужен хор в первых трёх частях. Но смогут ли принять участие все певцы? Уложится ли в такой график режиссер Валентин Шварц? Будет ли востребованный во всем мире дирижёр Петари Инкинен свободен? Все эти решения не в компетенции управляющих.

На самом деле один важный вопрос уже в течение нескольких лет остаётся нерешенным: будет ли здание ремонтироваться? Сумма капитального ремонта оценивается в несколько сот миллионов евро. Государство не имеет права выделить такую сумму на здание, находящееся в собственности семьи Вагнеров.

В этой истории есть много сторон, представляющих свои интересы, но всем понятно, что Фестиваль самое яркое событие культурной жизни Германии, притягивающее зрителей со всего мира. Поэтому династию Вагнеров невозможно представить вне контекста Фестиваля.

Но есть и хорошие новости из Байройта: здоровье Катарины Вагнер
улучшается, она надеется осенью вернуться к работе. Кроме того, это лето в Байройте не останется без чарующих звуков. 25 июля состоится концерт на Вилле Ванфрид под управлением Тиллемана с участием сопрано Камиллы Нилунд и тенора Клауса Флориана Фогта. Bayrischer Rundfunk и 3 Sat планируют виртуальный фестиваль. Deutsche Grammophon на сайте "DG Stage - The Classical Concert Hall" предлагает к просмотру с 25 июля по 29 августа шестнадцать оперных вечеров по цене 4,90 евро за один спектакль.

Серии "Байройтский дискурс" будут транслироваться по радио, в дискуссиях примут участие Баренбойм, Андрас Шифф, Барри Коски и другие.

В опустевшем здании Festspielhaus датский композитор и артист Симон Стеен-Андерсен снимает фильм под названием "Петля Нибелунга". Его "машина цепной реакции" будет получается очень весёлой - увидеть её можно будет 29 июля на Bayrische Rundfunk.
В наши непростые времена, наверное, это знак, что усилия и старания Катарины Вагнер, Марии Луизы Майнтс и Хольгера фон Берга не пройдут даром, и дальше всё пойдёт своим чередом.