"Кольцо" Патриса Шеро (DVD, Байройт, 1981, DG)

3
Средняя: 3 (1 голос)

В сравнительном запале решил пересмотреть "Кольцо" Шеро (видел 2 года назад и кусками; теперь подряд и "без перерыва на обед"). Я не буду оценивать вокальные работы, лишь в общем замечу, что более или менее всё в рамках, а что-то, как всегда в Байройте, по качеству и яркости просто зашкаливает. Прежде всего, это Сальминен в роли Хундинга (в дополнение к тому, что Сальминен сам по себе просто форева) и Брюнхильда Гвинет Джоунс (одна из лучших по всем параметрам исполнительница этой роли!). Многовато совершенно неубедительного Юнга в роли Зигфрида (дурацкая пластика, нехватка актерского мастерства, но все еще достойный, а в "Гибели" таки буквально захватывающий вокал). Вотан упаднический, но - сострадательный: Вотана жалко в этой постановке, как ни в какой другой (включая моего любимого Фалька Штрукманна в добайройтской версии Купфера). Альберихи-Мимихи - опять же в рамках концепции хороши, но стрессового восторга не вызывают. Фрикка в исполнении Ханны Шварц правильная и не слишком звонкая (даже в рамках допустимых для резкой выразительности форте визга я не услышал, что всегда приятно, когда речь идет об исполнении этой партии в обеих частях цикла). Хаген несколько мужланистый у Хюбнера, местами - критически выпадает из стилистики образа (где-то прямо Фальстаф, а не Хаген; Фафнером он был более удачным). Эрда стильная, но не певучая какая-то (что-то там с межрегистровыми переходами не то). Ну и Гунтер-пенсионер (Франц Мацура) не оттуда совсем.

Логе (Хайнц Цедник)

Работа оркестра и Булеза - где-то на подступах к совершенному качеству, особенно моя любимая динамичность, категорически важная в Вагнере. То, что слышал в течение последних двух лет в Вене, резкой динамической выразительностью не отличалось: по гармонии - всё на высшем уровне, - но по "объемности", придаваемой дыханию именно вагнеровских полотен продуманным и внятным чередованием пиано и форте (а Ливайн в эти перепады еще и паузы умопомрачительные вставляет!), венцы, конечно, более механистичны. Отчасти и поэтому очень в Байройт хочется: живьем услышать, так ли оно всё неподражаемо, как в записи "выведено". Сложность объективной оценки качества звучания заключается еще и в том, что запись, если ничего не путаю, совсем не live :( Это чувствуется и это грустно. Может быть, какие-то куски там есть и "живые", но я не заметил. В общем, звук хорош, интонации - что надо, выразительность просто космическая, и даже скептически настроенным приверженцам Караяна или Ливайна, не говоря уж о Шолти, - наслаждение гарантировано. А какая там медь!.. А струнные! Иногда просто изумляешься неожиданности и естественности каких-то ярких интонационных переливов и акцентов (сцену "привода" Брюнхильды в "Дэммерунге" взять, например: кантилена на речи Гунтера то разгорается, то гаснет, потом вспыхивает и проваливается в басы! - ни у кого такого больше не слышал). А какая дискретная - почти стаккатная - пульсация возникает там, где остальные тянут, размазывая. Словом, есть, конечно, критики и у этой интерпретации, но, на мой вкус, она самая выделанная по выразительности.

Несмотря на то, что все четыре части у Шеро не получились одинаково удачными ("Валькирия" почти гениальна, "Гибель" где-то в том же ряду, скорее любопытный, чем безоговорочный "Райнгольд" и никакой "Зигфрид") , общий видеоряд постановки отличается исключительным эстетизмом: нарядность здесь, хоть и вызывает местами мюзикхольные аллюзии, но логична и не "китчует", а реминисценция знаменитой картины Бёкля в качестве основной декорации (сценография Рихарда Педуцци) - одна из безусловных находок (огроменное спасибо за разыскания неподражаемой Анне-Maultasch!). Отдельно стоит отметить свет: он просто безупречен, особенно для того времени! Качество выделки декораций, начиная с листочков-лепесточков и заканчивая валунами и картонными слитками золота, - превосходное! Дыму, пожалуй, многовато, но - тогда он только в моду вошел, и без него, конечно, спектакль - не спектакль. Хотелось бы больше живого огня "в кадре", но, думаю, с точки зрения безопасности байройтского здания, это желание просто кощунственно.

Костюмы (главный по нарядам - Жак Шмидт) - отдельная симфония в каждой части. В "Золоте" мы видим противопоставление мира купцов и дельцов (Альберих, Логе, Миме - в конторских костюмах и в нарядах торговцев) миру небожителей (блестящие, переливающиеся камзолы в стиле XVIII в. и платья в стиле второй половины XIX в.). Контрапункты женских костюмов к мужским - тема отдельной диссертации по постановочной стилистике всего цикла (надеюсь, такая работа уже имеет место быть). В Валькирии мы видим "потрепанный" наряд Вотана (набродился типа) и аскетичные - почти монашеские! - наряды валькирий (девушки при исполнении + мужчин не знают = самая послушническая тематика). В "Зигфриде" уже всё скучновато, и Вотан там именно Странник (и без камзола уже, и без блеска, и без кутузовской повязки). В "Гибели" меня смущает только эстрадный балахон Брюнхильды, а в остальном удивительное противопоставление Зигфрида, которого мы видим в крестьянской одежде начала XIX в., Гибихунгам, одетым в современные костюмы, особо оттеняемые пролетарскими нарядами хора, легко локализуемыми в пределах границы XIX - XX вв.

Ну и о главном - о Шеро.

Отличительной особенностью постановочной концепции является до мельчайших деталей разработанные диалогические взаимодействия героев (именно по этой причине смотреть это "Кольцо" безумно увлекательно, в отличие от прямолинейной размашистости Купферовского цикла). Эта особенность прицельно воздействует на концентрацию внимания на проговариваемых смыслах: жестикуляция подвижна настолько, насколько это вообще допустимо в приличном театре, то есть очень ярка и выразительна, а мимика - ну, я не нашел там ни одного лица, которое не выдержало бы крупного плана, - то есть мимика героев также выверена и продумана, и именно эту составляющую я бы назвал наиважнейшим достоинством этой режиссерской работы Шеро.

По мизансценам и "сказочным" решениям ситуация чуть менее безупречна, но тут уже мера допустимого у каждого своя.

"Золото Рейна".

Шеро решает показать глубину рейна посредством изображения плотины: то есть, по всем параметрам, мы на дне реки (сама она - с другой стороны плотины и как бы нависает над нами). Русалки, разумеется, в блястявых "кринолинах лёгкого поведения", золота, разумеется, - тонны (там не только кольцо сковать, там весь Газпром скупить можно!)... Колечко Вотан отрубает с Альбериха вместе с пальчиком (Хольтен в Копенгагене, как мы знаем, пошел дальше - у него Вотан отпиливает нибелунгу руку по локоть), а мерзопакостность Логе, изображенного чистым Гобсеком, никак не тянет на "огненность" (ну тварь такая дрожащая, как на картинках рисуют - в жизни такого не встречал, к счастью). Великаны в два человеческих роста (кто там себе на шею Сальминена посадил, даже вообразить опасаюсь; Хюбнер вроде бы полегче, но тоже не натаскаешься так). В Валгаллу – дворец в стиле классицизма – Вотан тащит всех насильно, и это очень сильно, ибо предопределяет ответ на один из важнейших вопросов к финалу: чего это боги сидят с Вотаном в окружении воинов и валькирий – и по домам не расходятся? А вот некуда им идти-то, получается. Либо тут сгореть с «царем-батюшкой», либо – одно из двух, причем второго – просто нет. Нет по сути. Вотан их лишил возможности выбора, лишил их воли. Это очень здорово сделано у Шеро именно в «Золоте» (хотя плюшевая лягушка и игрушечный крокодил вместо дракона меня в очередной раз улыбнули).

«Валькирия».

Самая сильная в постановочном смысле часть тетралогии целиком и полностью построена на диалогических мизансценах. Зигмунд в исполнении Хофманна здесь в паре с Зиглинде Жаннин Альтмайер - просто неподражаемы!

Вращающийся «маятник Фуко» в начале второго акта и его отражение в огромном зеркале, перед которым обессилевший после диалога с Фриккой Вотан произносит свой самоуничижительный монолог, - еще одна безусловная находка: лаконично и просто показывает режиссёр, где именно сию минуту находится центр вселенной. Это очень здорово придумано. И выглядит очень стильно. По мере накаливания страстей между Фриккой и Вотаном маятник сокращает амплитуду и в конце концов останавливается («остановите землю, я сойду»), выражая внутренний разлад главного героя этой части. Именно в третьем акте «Валькирии» впервые появляется сценографическая реминисценция «Острова мёртвых», и этот оформительский ход – по своей простоте и ясности – просто гениален. Под знаменитое вступление девушки проверяют и сортируют собранные трупы: и при деле все, и прозрачно всё. Синее небо расцвечивается мерцающими синими зарницами. Брюнхильда засыпает в клубах дыма и в красной подсветке. Тут снова замечу: огоньку бы…

«Зигфрид».

Вот третья часть «Кольца» у Шеро, по-моему, не получилась вовсе. Довольно удачным вышел Миме в исполнении Хайнца Цедника – «архивариус на пенсии», в очочках, в вязаном кардигане, словом, крыса подстиллажная. Зигфрид-Юнг(ен) "пролетел" немного «мимо денег» (хотя золото Фафнера "малышу" таки досталось, как предписано). Юнг негибко вычурен как актер, хотя обладает виртуозным голосовым ресурсом и прекрасной фактурой. Но - не артист. Хотя пытается. Местами неплохо. Но убеждает только вокал.

Драконозмея Фафнера рабочие сцены во время боя катают на тележке, а Зигфрид машет у него перед мордой мечом, как веером или перчаткой («В харю ему! В харю!»), хотя, по тексту, - одним ударом и - в сердце. Это смешно. А должно быть наоборот. Получился утренник, но предсмертный выход Фафнера в образе великана, по-моему, удался: тут уж на контрасте сработала картинка – вроде был «детский праздник», а кончилось всё "за упокой". В начале III акта зачем-то ползает Эрда в серой тюли: и так понятно, что девушка за недра отвечает, так зачем же ей ползать-то еще? (впрочем, «ползунки» будут и в более удачной части тетралогии - «Гибели богов»: там расползутся уже дочери Рейна). Оживление Брюнхильды выглядит большой натяжкой: чего-то в клетке прочирикала птичка, как-то невнятно поковырял валькюрины доспехи Юнг, хотя Брюна лежит уже давно без шлема. Почему Зигфрид по лицу понять не может, что перед ним не мужик типа, я никак не угадаю. Допустим, он женщин никогда не видел. Но мужиков-то видел! И что, Брюнхильда на кого-то из них (хотя бы теоретически) может быть похожа? Ну снова смешно. А сцена трогательная. Сопротивление Брюнхильды сексуальному напору Зигфрида, который у Шеро её чуть не изнасиловал, тоже рассчитано отнюдь не на нервную систему Станиславского, хотя Джоунс изумительная актриса! Как она просыпается! Как жмурится! Как радуется свету дня! Брава-брависсима!..

«Гибель богов».

Норны плетут канаты и это правильно: судьба – вещь грубая – её пилочкой для ногтей не одолеть. Но эти дамочки умудряются таки всё попортить. Сцена прощания Зигфрида с Брюнхильдой на «острове мёртвых» сделана на эмоциональном пределе, и снова благодаря Гвинет Джоунс. Картинка с «островом» и с Брюной медленно удаляется вглубь кадра (интересно, как этот "мир глазами Зигфрида" был представлен на театре?). Сцена Брюнхильды с сестрой запомнилась роскошно сыгранной попыткой Вальтрауты насильно отнять кольцо у обабившейся родственницы: колечко на благо общества, вишь, пожалела! «Щас я тебе устрою – вспомнишь детство золотое!» Здесь, правда, один момент сомнительный имеется: Вальтраута должна быть сильнее Брюны по всем параметрам, а у Шеро она проигрывает битву за ювелирку "землянке" Брюнхильде. Какой-то непорядок. Далее следует замена Зигфрида на Гунтера, которая сделана тоже как-то уж слишком оригинально: Зигфрид заявляется к Брюнхильде в минипарандже (почему-то с люрексом), да к тому же зачем-то падает на сцену лицом вниз плашмя, отняв у тёти-жены кольцо, и только потом уводит её в Гибихунгство. По всей «Гибели» Юнг звучит настолько же безупречно, насколько неубедительно играет, но голос… но интонации… на неудачную мимику можно не смотреть. Некоторые детали из «Гибели» Шеро мы увидим потом и у Хольтена (сцена убийства Зигфрида - тройной удар копьем), и у Бехтольфа (сцена согнутой в три погибели Брюны).

Ну, и совсем неудачно сделан траурный марш: к лежащему трупу Зигфрида с разных концов сходятся молчаливо любопытствующие тётки Глаши «с соседнего двора» и несколько мужиков из соседней пивной. Окружают тело так, что оно должно на кульминации ударных взмыть над этой серой толпой, как Спартак у Григоровича в финальном реквиеме! Но Шеро решает обойтись без эффектов, и, к моему страшному расстройству, мы видим лишь толпу с условно скорбными выражениями лиц… Откуда столько «гражданских» на охоте, вопрос, конечно, лишний, но не задать его было бы несправедливо. Лаконичной пластикой передано потрясение Гутруны (Джаннин Альтмайер наполняет эту роль второго плана какой-то необыкновенной притягательностью, ну и вокал, конечно, безупречен), а к «выносу тела» выходит и сама Брюнхильда, и почему-то именно здесь режиссёр решает придать этой в общем-то весьма строгой сцене хореографическую зрелищность: Брюнхильда и Гутруна – обе в белом – одна на земле, другая – не парапете – одновременно и параллельно падают вперед по направлению к трупу Зигфрида.

Смотрится замечательно, но, с точки зрения художественного вкуса, не безупречно. Костер до неба получается почти убедительным, но почему русалки снимают кольцо с недокремированного еще Зигфрида (костёр-то вовсю полыхает, а они уже тут как тут), всё-таки неясно. Пожалуй, неплохо сделано "кино" про исчезающую в красном дыму декорацию Валгаллы, хотя богов не видно, и можно легко допустить, что они успели эвакуироваться.

Но одной из самых сильных сцен цикла, безусловно, становится финал: на фоне седого дыма в зал смотрит бессловесная и испуганная толпа: это люди. Они остались одни. Теперь всё зависит только от них самих. Это одиночество человечества передано затяжной паузой по окончании последнего оркестрового выдоха, от которой становится жутко…

Конечно, полностью гармоничных режиссерских работ во всех частях цикла я не встречал (слишком уж разные эти части), но у Шеро получилось одна из наиболее цельных работ. Именно его Вотан в черном смокинге и с копьем в руке мог бы стать новым символом современного глубокого осмысления «Кольца», но, к сожалению, не стал. «Кольцо» у нас продолжают стилизовать и оформлять, а не ставить…

Сей отрок на фото -

3

Сей отрок на фото - Zeitgeist, созидатель вех.
А это Шеро, дотоптавший дорожку ему на успех.
А это продвинутый город Байройт,
в котором раденьем Патриса Шеро
красоты и цвет победил сей герой -
дракон-истребитель старинных утех.

А вот Макинтайр, притворявшийся Вотаном.
Вокалом, скребущим по нервам и нотам, он
сомнения жалом впивался в Байройт,
который готов уж воспеть был Шеро.
Однако притих воспевателей рой
при звуке столь гнусных прогрессу помех.

Но вот Гвинет Джонс, чьим прекрасным лицом
и декламац'онно пропетым "Кольцом"
сражён Макинтайр был, рядившийся Вотаном.
И все с облегченьем воскликнули: "Вот оно!"
И ясно наставленный свыше Байройт
уж без отлагательств стал флагманом в строй,
где "слишком" объявлен был даже Шеро,
а правит новейший стоглавый герой -
Герр Минимализм, пожирающий всех.

Цитата и ответ

Sejmur Schachinoghlu
Уважаемая Стетелена наверняка помнит мои инвективы по поводу "Кольца" в постановке Шеро. Однако всё течёт и всё изменяется. В праздничные дни меня как-то потянуло на то, чтобы пересмотреть/переслушать сие творение. Надо сказать, что некоторые мнения кардинально изменились. Режиссура Шеро, конечно, на грани фола, но не могу не признать того, что это всё-таки талантливо (пусть и не совсем моё). Мнение о дирижировании Булеза изменилось на диаметрально противоположное, хотя некоторой отвлечённости и непринадлежности к вагнеровской традиции у него и не отнимешь. Возможно, знакомство с очень интересными малеровскими записями Булеза повлияло.
Единственное, в чём я по поводу "Кольца"-76 stehe und kann nicht anders, так это в том, что состав солистов крайне слаб.

Ответ
Изменившееся и озвученное мнение - это всегда здорово! Я вот не могу себя заставить пересмотреть это "Кольцо", тоску наводит воспоминание о кромешном мраке и серости. А ведь мне Булез с оркестром в два первых захода как раз понравились - и в этом смысле я очень рада его (Булеза) возросшему рейтингу на Вашей "бирже" )). Вы правы, не традиционное это исполнение, но очень тонкое и вместе с тем изысканно динамичное, не бурным, как обычно играют, а плотным таким потоком протекающее. Да и отдельные фишечки Шеро на самом деле тогда тоже улыбнулись - как Вотан в "Золоте" дёргается типа "ой, мы лучше здесь постоим", как люди в "Гибели богов" большой толпой ходят туда-сюда, маятник, конечно, и т.д. Правда, никогда я не воспринимала эту постановку как нечто целостное - авангардное, концептуальное, абстрактное или ещё какое-то. Она не то чтобы малоосмысленная на мой взгляд, и с заявленной дегероизацией всё вполне сложилось (местами даже слишком )). Просто по частям там, наверное, визуально самая неудачная разбивка получилась - "Валькирия" лучше всех, а "Зигфрид" хуже всех. И ещё с персонажами у Шеро всё-таки некоторый бардак образовался - то они натуралистичные (великаны), то психологичные (Вотан), то графичные (Бругильда). Надо думать, в восьмидесятом году концепт и новаторство все эти маленькие неувязки заслоняли, и в этом смысле заслуги Шеро никто не оспаривает, упаси бог - его "Кольцо" must have seen по-любому. Но в сравнении с хорошими современными постановками этой всё-таки немножко не хватает стилистического единства, на мой вкус.

В целом я совершенно согласна с Вашей критической оценкой солистов, Макинтайр и Юнг, к сожалению, равно не убедительны в этой записи, хоть и по разным причинам. Но есть в этом составе и свой бриллиант - это Гвинет Джонс в роли Брунгильды. У неё очень оригинальная манера пения - я бы сказала, даже не совсем оперная, - и столь же оригинальная, выраженная дикция. Ко всему этому нужно привыкнуть. То, что она не лучшая исполнительница этой партии в чисто вокальном компоненте, я, опять-таки, никоим образом не оспариваю. Однако по комплексу "вокал + визуал" лично я лучшей Брунгильды не видела и пока не представляю, кто бы это мог быть среди современных певиц. Булез и Шеро, кстати, тоже очень красивые люди, и при взгляде на эту троицу возникает даже некоторое недоумение: и они ещё ваяли какие-то концепты? а зачем?.. ведь и без всяких концептов куда как хороши...

На самом деле это, конечно, дурацкий вопрос )): настоящему художнику никогда не достаточно, чтобы его полюбили беленьким - нет, надо ещё зелёненьким!.. Но с Булезом у меня это, увы, не получилось. Я честно послушала пару его собственных оркестровых вещей. И не то чтобы его музыка была какой-то сложной - она просто беспредметная, ни о чём, вообще не говорящая к чувству. Ну или, может, у меня отсутствуют чувства, к которым она говорит. Словом, я не смогла воспринять её иначе как некие музыкальные заготовки - вполне внятные и узнаваемые, из которых потом сделали музыку другие композиторы. При этом Булез действительно хороший дирижёр, и "Кольцо" он сделал хорошее, и его иркамовские штучки ему явно в этом помогли. В общем, история с этим композитором-дирижёром оказалась ещё более странной, чем я предполагала )) Но она случилась и является на самом деле не подтверждением тезиса "Нечего модерновые глупости писать, прекрасной музыки уже написано довольно, надо её просто играть", а его опровержением.

Булез

Я глубоко благодарен Богу за то, что после неудачной первой попытки знакомства с Вагнером в исполнении Валерия Гергиева мне попался Булез.

Именно его относительно быстрые, но художественно оправданные темпы, его кристально чистая проработка деталей оркестровой вертикали, а также яркие типажи певцов в этой записи позволили мне глубоко проникнуться величием "Кольца" и при этом не заскучать. Я нахожу очень правильным такой принцип выбора певцов, когда с персонажем ассоциируется характерный тембр голоса того или иного исполнителя, а не интонации; это придаёт голосам большую естественность.

Если после концертного исполнения "Зигфрида" Гергиевым я ушёл после первого акта и поклялся себе больше никогда не насиловать себя этой омерзительной музыкой, то когда я купил того же "Зигфрида" в исполнении Булеза, я вскорости обнаружил, что эта запись стала моей любимой оперой, ибо слушаю её я явно чаще, чем "Аиду" и "Волшебную флейту", от которых фанател до того.

Правда, мои восторги по поводу этого "Кольца..." касаются, главным образом, "Зигфрида" и отчасти "Гибели богов". "Валькирию" я в принципе не люблю, она для меня слишком мрачная, а "Золото Рейна" мне больше нравится у Караяна. Возможно, если бы мне после Гергиева попался "Зигфрид" Караяна, мне бы он тоже понравился, но не уверен, ибо Джесс Томас с Юнгом не идёт ни в какое сравнение.

Больше всего меня восхищает там работа Юнга в роли Зигфрида, Цедника в роли Миме (не Логе), Макинтайра в роли Вотана, Венкель в роли Эрды (вот уж низы так низы, как и положено контральто, фраза was weckst du mich вызывает у меня продолжительные аплодисменты) и, конечно, Брунгильды столетия - Гвинет Джоунс.

Что касается музыки самого Булеза, то то, что я слышал, хорошо как фон для чтения романов Стивена Кинга. Просто так это слушать неинтересно. Но через Булеза я узнал от знакомых культурологов много интересного. Например, что они высоко оценивают его исполнение оперы "Замок Синей бороды" Бартока. Это действительно потрясающая вещь.