Будапештские дни Вагнера - 2011

Нынешние "Звезды Белых ночей" в Петербурге нас, увы, Вагнером не балуют - зато пришло сообщение из Будапешта:

Дворец искусств, Будапешт
Впечатления! Во всех пониманиях.

«Будапештские дни Вагнера – 2011»

РИХАРД ВАГНЕР
4, 5 июня : «РЫЦАРЬ ЛЕБЕДЯ»
9, 12, 18 июня: «ЛОЭНГРИН»
10, 13 июня: «ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА»
17, 19 июня: «ПАРСИФАЛЬ»

Будапештские дни Вагнера

«В нашей концепции первенство принадлежит музыке. Повествование действия проходит самостоятельно – свободно, ассоциативно, но в то же время посредством космоса Вагнера оно передаётся нам со всей строгостью.»

Такими словами в 2007 году художественный руководитель Будапештских дней Вагнера, дирижёр Адам Фишер сформулировал основной художественный принцип фестиваля. К тому времени «Парсифаль», премьера которого состоялась в его рамках в 2006 году, уже снискал поразительный международный успех, кроме того, на ближайшие годы были сформированы идея, творческая группа, технический план постановки всей тетралогии «Кольцо нибелунга».
В 2007 году созданные во Дворце искусств «Золото Рейна» и «Валькирия» пресса упоминала как конкуренцию байройтским.
В 2008 году осуществились постановки «Зигфрида» и «Заката богов», благодаря чему публика наконец-то встретилась с полной версией «Кольца нибелунга» так, как это задумывал сам Вагнер – в следующие один за другим четыре вечера. Адам Фишер, Хартмут Шёргхофер, скончавшийся к этому времени Кристиан Мартин Фукс и остальные участники проекта, среди которых – считающиеся лучшими в мире вагнеровские исполнители, осуществили вагнеровскую концепцию на высочайшем уровне, получив признание как публики, так и критиков.

Эстер Вероника Киш: «Доставляющая наслаждение, захватывающая мифология»
«Magyar Nemzet», 16 июня 2009 г.
«Возможно, эти, официально называемые полусценическими, постановки, которые на самом деле ближе к минималистическим, создали новое направление, которое будет определять оперную режиссуру. Вся без исключения критика о постановках написана с применением эпитетов в превосходной форме, что невиданным доселе образом объединяет авторов различных по тону статей.»

С 2009 года, помимо «Кольца нибелунга», вновь исполняется «Парсифаль» в постановке Магдольны Пардитки и Александры Семереди. Они же являются режиссёрами созданного совместно с Венгерским национальным оперным театром оперного спектакля «Тристан и Изольда», премьера которого с таким же громким успехом состоялась в рамках фестиваля 2010 года. В тот год в программе осталась и тетралогия «Кольцо нибелунга».

«Убегающий человек»
Вагнер: «Тристан и Изольда», 29 мая 2010 г.
«Fidelio», 3 июня 2010 г.
«Большой удачей для нас стало то, что Вагнер забыл ужас, охвативший его от последнего из четырёх, состоявшихся при его жизни, исполнений «Тристана и Изольды», и отказался от первоначального решения запретить дальнейшие постановки этой оперы. Во время просмотра вдохновенного психоанализа, созданного Магдольной Пардиткой и Александрой Семереди, в голове неотступно крутится вопрос о том, предполагал ли при написании этого произведения композитор, желающий своего возрождения в качестве музыканта, настолько идеологически насыщенное его воплощение.»

В 2011-м вагнеровский репертуар Дворца искусств пополнится новой совместной с Венгерским национальным оперным театром постановкой. 9 июня состоится премьера «Лоэнгрина», после которой пройдёт ещё два исполнения – 12-го и 18-го. Режиссёр спектакля – Ласло Мартон, зрелищность обеспечат декорации, созданные Петером Хоргашем, а костюмы спроектированы Мари Бенедек. Все трое принадлежат к числу выдающихся представителей венгерской и международной театрально-оперной жизни, впрочем, как и автор хореографии Ева Дуда. В главных партиях на сцену вновь выйдут истинные вагнеровские звёзды: партию главного героя исполнит Фритц Буркхард, Эльзы - Камилла Нилунд, а также Рикарда Мербет, Тельрамунда – Бела Перенц, а Ортруды – Петра Ланг и Юдит Немет.
10 и 13 июня публику «Тристана и Изольды» ожидает встреча с такими, хорошо известными по предыдущим Будапештским дням Вагнера, исполнителями, как Кристиан Франц, Эвелин Херлитциус, Ян-Хендрик Рутеринг, Томас Коньечни и Юдит Немет. Третьим произведением, включённым в программу Дней Вагнера 2011 года, стала опера «Парсифаль», которая будет показана 17 и 19 июня. Главные партии в ней исполнят Ханно Мюллер-Брахманн, Колош Ковач, Эрих Ф. Халфварсон, Кристиан Франц, Джон Вегнер и Вальтрауд Майер.

Вагнеровские спектакли Дворца искусств в первую очередь стремятся создать байройтские условия, причём не только в плане творческого подхода. Антракты длятся около часа, публика может использовать это время, чтобы подкрепиться, отведав заранее заказанные блюда из составленного специально на время фестиваля «Вагнеровского меню».

Георг Ширштайнер: «Дни Вагнера в Будапеште: в Восточном Байройте мы можем сидеть и в первых рядах»
«Balaton Zeitung», июнь 2009 г.
«До сих пор венгерскую столицу мы называли не иначе, как Парижем Востока, купальной столицей Европы или дунайским метрополисом. А вот сейчас один из комментаторов швейцарского интернет-портала www.theaterspielen.ch наделил его определением «Байройт Востока» и сделал это благодаря отзывам о ежегодно проводимом фестивале Будапештские дни Вагнера, в котором принимают участие сотни исполнителей.»

Одной из главных новостей 2011 года стало создание художественным руководителем и дирижёром Жолтом Хамаром детской версии оперы «Лоэнгрин» - «Рыцарь Лебедя». Премьера постановки, режиссёром которой стал Янош Новак, сценографом – Акош Матравёлди, а художником по костюмам – Лёринц Борош, состоится 4 июня. Повторный показ пройдёт 5 июня.
Публика Будапештских дней Вагнера, наслаждающаяся постановками вагнеровских опер, которые и в мировом масштабе входят в число лучших, имеет возможность познакомиться поближе и с уникальным зданием Дворца искусств, построенным по проектам Габора Зобоки. Это не только исключительно просторные, и в то же время масштабами соразмерные человеку внутренние пространства, привычные гардеробы и буфеты, но и функционирующие здесь книжный и музыкальный магазинчики, ресторан, а также открытые площадки и укромные уголки, предназначенные для того, чтобы «просто» посидеть. Зрители могут полюбоваться построенным в форме «обувной коробки» и полностью изолирующим звуки внешнего мира Национальным концертным залом им. Белы Бартока, а также в полной мере насладиться его прекрасной акустикой, которая была спроектирована Расселом Джонсоном. Кроме того, публика может ознакомиться и с Фестивальным театром – оснащённым самой современной техникой театральным залом, в котором проводятся прозаические и танцевальные спектакли, концерты камерной музыки и камерные оперы.

Билеты продаются в кассах Дворца искусств (1095 Будапешт, ул. Комор Марцелл (Komor Marcell u.), 1, тел.: 555-3300
и 1061 Будапешт, пр. Андраши (Andrássy út), 28, тел.: 555-3310), а также в городских билетных кассах.
Покупка билетов онлайн: www.mupa.hu