Лоэнгрин в постановке Ленхофа, Баден-баден 2006

4
Средняя: 4 (2 голосов)
021. Эльза на суде

Прежде, чем мне попала в руки эта запись, я уже прочитала много отзывов об этой постановке и, в общем, представляла, чего ожидать: все очень хвалили Вальтраут Майер, умеренно хвалили Фогта (поругивая за излишнюю "сладкоголосость"), умеренно ругали постановщика за самоцитирование и личные штампы, и выражади разочарование исполнительницей роли Эльзы Сольвейг Крингенборн. (Ссылка на запись на "Погружении", есть другая рецензия на этом сайте, еще картинки в галерее)

И вот я, наконец, посмотрела эту запись и обнаружила, что совершенно не согласна с предыдущими ораторами. Удивилась, подождала немного и еще раз посмотрела - нет, не согласна ! Хотя ко всем дифирамбам в адрес Вальтраут Майер, безусловно, присоединяюсь - Ортруд блестящая, факт! Но это блестяще исполненный классический образ, он не стал для меня откровением. Для меня этот спектакль стал спектаклем об Эльзе. Кстати, похоже, для режиссера тоже - судя по тому, что Эльза практически все время на сцене, даже тогда, когда "не присутствует" . Как-то до сих пор Эльза всегда казалась мне не более чем истеричной глупой курицей, которая все испортила. (Должна признаться, что видео до сих пор видела только одно, с Доминго - но там Эльза в исполнении Шерил Студер и вовсе безмозглая клуша, просто смотреть невозможно!). Но в спектакле Ленхофа мне в первый раз удалось взглянуть на ситуацию глазами Эльзы и увидеть логику в ее действиях и рассуждениях - не то чтобы оправдать, но, хотя бы, понять.

Лоэнгрин, кстати, тоже нестандартный. Ему (то есть, конечно, постановщику) многие пеняли за "музицирование в брачную ночь". Почему-то никто не обратил внимание, что Лоэнгрин здесь не просто музицирует - он сочиняет музыку, вот этот самый свадебный марш. Для своей новобрачной. В подарок. Если абстрагироваться от "Лоэнгрина" и задать себе вопрос, насколько это реальная картинка, то придется признать, что да, бывает, хотя и редко, и с далеко не самыми несимпатичными людьми. (Помните "высокого блондина в черном ботинке"? "Сначала он играл мне свою оперу и только потом занялся со мной любовью" ) Другое дело, что невеста такого человека, скорее всего, готова к подобной выходке и в состоянии оценить подарок по достоинству.

А представим себе человека, который пришел из мира, где все такие? Этакий "благородный дон Румата" из идеального "мира Полдня", где благородство и талант - норма человека, а творчество - норма поведения... Он знает о реальном мире только теоретически и уверен, что для победы над злом достаточно выиграть поединок на мечах. Он сначала держится очень скованно и одновременно высокомерно и снисходительно-покровительственно, (что и создает впечатление "роботоподобности") - но как искренне расцветает, когда все так радуются его победе! Сразу становится видно, что он очень молодой и наивный, вот мечтал о подвигах во имя добра и добился победы - и с изумленной радостью принимает восторг и любовь "простых людей". И как он откровенно теряется, когда вроде бы побежденное зло наносит контрудар, а "простой народ" с интересом ждет, как он выпутается. Он отворачивается от всех, у него в первый момент бегают глаза и он не находит ничего лучшего, как спрятаться в том же высокомерии и гордо отказаться отвечать. (По правде говоря, когда подвергается сомнению легитимность власти, это не решение. В данном случае ситуацию разруливает король, которому не нужны новые разборки, а нужно войско - но король не всегда будет под рукой, и Эльза вполне справедливо обеспокоена). Сходство с доном Руматой дополняет шок, который этот Лоэнгрин испытывает, обнаружив, что убил Фридриха. В третьем акте он разительно взрослеет, столкнувшись с реальностью во всей красе, и - уходит. Уходит еще во время арии о Монсальват, туда, обратно, в свой горний мир, и опять отстраненно смотрит оттуда сверху вниз на оставляемую землю. В конце вдруг осознаешь, что его заступничество оказалось разрушительным, он возвращается в свой идеальный мир, оставив реальный в еще бОльшей беде, чем он был до его вмешательства. И мальчик с таким же остекленевшим взглядом это ощущение только подчеркивает.

А здешняя Эльза - реальная и земная, еще и средневековая со всеми вытекающзими. Соглашаясь на Божий Суд, она заявляет, что отдаст рыцарю, который ее защитит, корону своего отца, власть над родной землей и, если он захочет, еще и себя в жены. Именно в таком порядке - принцессу впридачу. Средневековая шкала ценностей. Хорошо, она обязана защитнику всем - жизнью, честью, властью и положением - но ведь и она не осталась в долгу, подняла неизвестного (т.е. буквально незнатного) рыцаря до герцога и полководца. В принципе, при таком раскладе, чем он неизвестнее, тем дороже дар - она может чувствовать себя с ним на равных. (Не зря Ортруд поминала, что ее гордость поможет победить ее преданность). Однако, уже на следующий день картина меняется: она уже герцогиня, он ее жених, вчерашние предсказания Ортруд, что муж ее покинет, она отмела, не задумываясь, но сегодняшний публичный скандал - реальная угроза власти. Эльза проявляет себя вполне борцом, она совсем не беспомощная, белая и пушистая, не ей не хватает аргументов. Она обращается к Лоэнгрину не жалобно, а требовательно: "защити меня от этой женщины" - в смысле "дай мне оружие"... А он не защищает, он отворачивается и молчит, защищает король. В принципе, уже в этот момент ясно. что Лоэнгрин обречен - он этого еще не осознает, пребывая в иллюзиях, что опять всех врагов распугал - а Эльза уже чувствует. Но тут ей приходит в голову, собственно, то же, что и всем остальным - что для рыцаря, видать, разоблачение опаснее обвинений в колдовстве. С одной стороны, это еще одна угроза, с которой надо разобраться и принять меры - с другой стороны, если он еще и несчастный и гонимый, ее дар еще дороже и дает опору ее гордости.

На этом основании она чувствует себя вправе требовать уже от мужа ответов на вопросы - и в качестве аргумента, в числе прочего, признается, что хочет его защитить от неведомой угрозы. И тут этот балбес сообщает, что он такой знатный, что ему и королевская корона тьфу, он не поднят Эльзой из тьмы, а, напротив, спустился до нее с сияющих высот. Это блестяще сыгранный перелом в разговоре. Эльза внезапно видит чужака, которому ей, в ее системе ценностей, нечем заплатить, поэтому его заступничество оказывается милостыней и подачкой, а требование анонимности со стороны высшего - оскорбительно. Отсюда она моментально приходит к выводу, что вся затея с браком для него - просто временное развлечение, чем и вызвано условие анонимности - а в таком разе о каких клятвах речь, да? Эта Эльза нарушает клятву не в идиотской истерике, запугав себя заранее, что "муж ее покинет", а от оскорбления и гнева, что ее высший дар принесен впустую.

Конечно, она все равно, поддавшись эмоциям, разрушила то, что хотела защитить, факт. И все-таки, этот спектакль заставил меня посмотреть на сюжет совершенно с неожиданной стороны и увидеть много нового, что мне раньше не приходило в голову. Замечательная постановка! И все артисты, буквально все, вплоть до последнего хориста, прекрасно играют, но основные артисты - вообще молодцы. Столько крупных планов - и ни одного фальшивого или просто проходного взгляда или жеста! Образы и Лоэнгрина, и Эльзы - не статичны, они меняются очень заметно и логично, развиваются - что в операх вообще редкий случай. В общем класс!

Очень понравилось!

5

Жаль только, объем великоват, целых четыре DVD (блю-рей, сжатый "Матроской"), на винчестере занимает слишком много места, и я уже раза три переписывала на диски - но как-то они у меня не залеживались, все время хочется кому-нибудь подарить... :-)

В целом средненько, но не без удач

3

Сама не стала бы писать рецензию на эту постановку, потому что она, на мой взгляд, никакая - не хорошая, не плохая. Вполне средняя продукция с весьма унылой сценографией (кроме начала третьего акта) и довольно-таки однообразно играющим оркестром (прямо начиная с увертюры). Первый акт вообще статичен до зевоты - складывается такое впечатление, что солисты (кроме Х.-П. Кёнига - Короля) петь, одновременно хоть как-то передвигаясь по сцене, не способны. У Сольвейг Крингельборн (Эльза) во всём проглядывает какой-то неприятный опереточный душок - что в вокале, что в мимике. После очередной её гримаски так и кажется, что вот сейчас картинка переменится, возникнет Криста Людвиг с этой же самой ужимочкой и запоёт что-нибудь весёленькое из "Фальстафа" (тут я, конечно, извиняюсь перед Кристой Людвиг - в серьёзных партиях она, разумеется, ничего такого себе не позволяла). К.-Ф. Фогта я видела впервые и по наивности (или по недопониманию) рассчитывала на нечто обещанно "сладкоголосое" типа Виндгассена или Козловского. Но голос Фогта это совсем другое - густой, равномерно засахаренный сироп, вплоть до третьего акта совершенно невыразительный.

Том Фокс - это вообще худший Тельрамунд, которого я видела, со старческими провалами в голосоведении и в дикции. Понимаю, почему Вальтрауд Майер так нравится всем мужчинам, стоит ей лишь появиться на сцене. И тут действительно не скажешь, что Ортруду она только сыграла, нет, она и спела весьма пристойно, по-своему, по-майеровски. Но это опять таки не лучшая из всех существующих Ортруд. Хотя её дуэт с Фридрихом во втором актк хорош уже тем, что на сцене наконец-то возникает какое-то активное движение, затем, с выходом Эльзы, впрочем, опять переходящее в пассивное. Даже народ, который мог бы получиться смешным, ожидая и приветсятвуя Эльзу совсем не там, откуда она в итоге появляется, получился опять же не смешным и никаким (кстати, хор как таковой тоже не блещет).

И наконец, только в третьем акте, на сцене начинает происходить долгожданная музыкальная драма. То, что посланец "вышнего мира", сидя за роялем, как бы пишет музыку вступления - действительно красивая режиссёрская находка. (Хотя лично мне этот "вышний" мир представился вовсе не таким вышним, как уважаемой Монстере - да, это и правда такой счастливый мирок, где живут маленькие счастливые лоэнгринчики, которых учат читать правильные сказки и играть на фортепьяно, и которые не подвергаются принудительной ранней социализации, а потому об этом, нашем, мире действительно, считай, ничего не знают. Их столкновению с суровой реальностью, конечно, можно посочувствовать, но и себе, при столкновении с их самоуверенной праведностью, на самом деле тоже).

Отбросив же посторонние рассуждения, ещё раз повторю, что дуэт Эльзы и Лоэнгрина получился более интересным и выразительным, чем этого можно было ожидать по первым двум актам. И рассказ Лоэнгрина Фогт тоже спел очень неплохо (Ещё бы оператору побольше соображения, чтобы не показывать так часто крупным планом застывшую мимику Фогта и его дурацкий блестящий костюмчик в этом эпизоде - на дальнем картинка смотрелась лучше, а лица Короля и "с ужасом прозревающей" Эльзы своими эмоциями объясняли всё опять же куда лучше Фогта). Закончилось всё в общем тоже ожидаемо банально. Но не могу напоследок не сказать об исполнителе, который всё-таки дал этой постановке один эксклюзивный плюс. Это Ханц-Петер Кёниг в роли Короля. Его сильный, полный достоинства, но в то же время очень человечный вокал и прекрасная игра от начала и до конца - вот то, ради чего этого "Лоэнгрина" всё-таки стоит посмотреть, несмотря на все прочие спорности.