Вагнер «Тангейзер» (Колло, Майер, Мета, Мюнхен 1994)

4
Средняя: 4 (5 votes)
Tannhauser Kollo.jpg

(Рене Колло, Вальтрауд Майер, Ян-Хендрик Рутеринг, Бернд Вайкл, Надин Секунде, оркестр, хор и балет Баварской государственной оперы, дир. Зубин Мета, реж. Дэвид Олден)

Действие оперы перенесено в 20 век и от начала до конца проходит в достаточно минималистичных, но внятных декорациях на тему «Гибель империи». Поначалу кажется, что имеется в виду только Третий Рейх. Однако с момента появления ландграфа и рыцарей, олицетворяющих не только этот рейх, но и всевозможных «вольфингов», а также прелестных военных миннезингеров образца 19 века с цветочками в руках, закрадывается мысль, что вопрос ставится несколько шире. А когда во втором акте на стене появляется надпись «Germania Nostra», сей факт становится уже совершенно ясным. Это действительно хорошая концептуальная постановка, очень продуманная вплоть до мелочей, она почти что нигде не идёт против музыки Вагнера, хотя местами противоречит его идеям в том, что касается отдельных сцен и образов, и уже поэтому может кому-то не понравиться.

Вообще, когда я смотрела её в первый раз, лет десять назад, поневоле подумалось: а не слишком ли это круто? И возможно ли аналогичное критическое осмысление нашей истории на нашей оперной сцене? Тогда я после некоторого раздумья ответила «нет» на оба вопроса, и казалось, что в этом есть некоторое противоречие. Теперь никакого противоречия не вижу. То есть, конечно, для тех, кто считает, что Сибирь может вступить в Московскую область, а Россия в Евросоюз, оно осталось. Но для остальных всё в порядке, и можно с удовольствием смотреть концептуальные немецкие «антинемецкие» постановки, и просто принимать как факт, что здесь такого нет и не будет. Отдельные отрицательные менты, чекисты и падающие портреты вождя – это пожалуйста, но так, чтобы уесть не 20, а лет эдак 200 своей недавней истории – это не для нас, у нас слишком много новоприобретённых комплексов, чтобы загружаться изживанием старых. К сожалению.

Но это всё так, к слову. Возвращаясь к мюнхенскому «Тангейзеру» – что там в принципе может ещё не понравиться из того, что лично мне вполне понравилось. Естественно, исполнитель главной партии. Да, это правда, на взлёте своей карьеры Рене Колло пел эту партию чище и легче – я, собственно, не знаю, кто пел её лучше него. Его первый и второй акты в записи Шолти – блеск! Но! Во-первых, это была аудиозапись, и бог его знает, как бы она смотрелась с картинкой – здесь же видео и аудиоряд сочетаются идеально: Колло как певец в силу естественных причин тут несколько проигрывает себе самому, но совершенно компенсирует этот проигрыш великолепной актёрской игрой. Ну и во-вторых, что касается первого акта, его дуэт с Вальтрауд Майер настолько продуман, выстроен и гармоничен со всех точек зрения, что совсем не хочется сравнивать его с дуэтом с Кристой Людвиг, где ничего этого нет – Венера просто не её партия, в конце концов.

Здесь же скажу насчёт третьего акта – опять же с момента появления Колло. Когда его абсолютно слетевший с катушек Тангейзер появляется на сцене, не возникает вообще никаких вопросов о том, кто, когда и как ещё это исполнял. Стопроцентная убедительность, неподражаемый голос (который большей-то частью никуда не испарился) и суперэмоциональная насыщенность – и диалог с Вольфрамом вместе с последующим весьма многословным монологом пролетают буквально одним феерическим мигом. Кто писал длинно? Вагнер писал длинно? Ну, во всяком случае, для Рене Колло он даже недописал… Майер, тут, правда, несколько не тянет, но не критично, да и выходит она совсем ненадолго.

Оркестр п/у Зубина Меты играет великолепно. Уже с первой части увертюры обращает на себя внимание редкостный баланс между духовыми и струнными. Вторая её часть исполнена тоже особым образом – обычно это место играют либо торжественно, либо изощрённо-цветисто – здесь же звук чарующе мягок, но притом нисколько не размазан. Далее следует уход в «Вакханалию» (это парижская версия). Если попытаться коротко описать, как это звучит и что в это время происходит на сцене, можно сделать это словами «В поисках утраченного времени». Балета как такового нет, есть скорее замедленная балетная пантомима из десятка по-разному декадентствующих персонажей, появляющихся в ответ на молчаливый призыв Тангейзера: «Верните!..» И ему возвращают – всё кроме главного: той женщины, которая была важнее всего... Кое-что в этом параде призраков прошлого сделано, на мой вкус, излишне прямолинейно, но выход очень прост – на сцену можно смотреть даже не в пол, а в четверть глаза, настолько полное погружение в тему обеспечивает уже одна игра оркестра.

Затем декорация меняется, призраки остаются за ней, и появляется ОНА. Собственно, она не вернулась – это он, Тангейзер, возвращается туда, в начало истории, когда ему захотелось сменить свой декадентский мирок, с прекраснейшей любовницей во главе, на что-то более жизненное.

Не буду повторяться насчёт дуэта Колло и Майер, а также последующей встречи Тангейзера с весьма мрачной реальностью и отдельными её представителями из числа старых знакомых. Только коротко о двух главных из них. Вольфрам (Бернд Вайкл) – ярко выраженный интеллигент, которому не очень-то уютно в общей ура-патриотической компании. Честно скажу, в первом акте как певец он на меня впечатления не произвёл, во втором прекрасно отпел своё лирически-задумчивое выступлении на конкурсе, благородного напора в споре с Тангейзером опять не хватило, в третьем же всё было очень хорошо с момента появления на сцене и до конца. Ландграф (Ян-Хендрик Рутеринг) абсолютно ровен и в вокале, и в игре, ибо с самого начала представляет собой человека, обременённого грозной думой о близком конце всего и вся, чего остальные пока не прозревают. Даже в дуэте с любимой племянницей он остаётся в этом амплуа и интересуется её сердечными желаниями с тягостным чувством их абсолютной никчёмности.

Но это уже по ходу второго акта. А в начале его Вагнер написал, по-моему, совершенно ясную музыку, и ведь не зря же во вступительной арии Элизабет чаще всего повторяются радостные слова приветствия – девушка практически дождалась своего счастья и призывает его! И однако же эту партию вообще и эту арию в частности поют двумя, едва ли не противоположными способами. Первый способ – так, как она, собственно, написана, а второй – с эдаким слезливым подныванием, так, как делает это, например, Шерил Студер и – к сожалению, в данной постановке Надин Секунде. Я, упаси бог, не хочу сказать, что это никому не может понравиться – нет, наверняка кому-то может, и нравится. И можно, разумеется, спорить, так ли уж обязателен в данной партии именно чистый, молодо звучащий голос. Но есть же какие-то принципиальные вещи, и по-моему, одна из них та, что Вагнер не писал главных партий в своих операх про затурканных трусих! И если ты не можешь своим голосовым аппаратом выразить ни счастливой надежды, ни смелости женщины, идущей против десятка мужчин, а одну лишь неуверенную в себе женственность – зачем тогда и браться?

Ладно, хорошо, поём как умеем, но может, тогда что-нибудь сыграть? Благо режиссёрская концепция роли такова, что сорокалетней певице не надо изображать юное восторженное нечто – эта Элизабет, возможно, и молода, но уже так опутана правилом трёх «К», что её возрастная принадлежность – чистая абстракция. Вот только собственно женского достоинства ни это правило, ни постановочная концепция, по-моему, отнюдь не отменяли, однако что в мимике, что в жестах Секунде это достоинство начисто отсутствует. В дополнение к однообразно страдательному вокалу, она ещё сопровождает его скованно-виноватыми гримасами, словно замужняя женщина, совершающая великий грех. То, как Тангейзер в конце концов смиряется с этими непонятками и уже сам надевает ей на голову паранджу из белого шарфика, только было ею снятого, меня тоже немножко резануло по глазам. Хотя, возможно, то, что мне показалось здесь режиссёрским перебором, просто вполне правильно отражает обычную мужскую логику, не знаю.

Сцена съезда гостей – на первый взгляд, несколько обидная для Вагнера. Ибо в этом собрании аристократически упакованных манекенов, механически перемещающихся по сцене, нет ни малейшего намёка на радость от грядущей встречи с искусством, да и вообще на какие бы то ни было чувства. Ясно только, что эти человекоподобные вскоре сгинут – и поделом. Такова мизансцена, так поёт хор, так играет оркестр. Но если это можно так дружно спеть и сыграть по вагнеровским нотам, значит… нет, это, конечно, не значит, что Вагнер что-то в этом роде провидел и имел в виду. Это показывает только, что раз выстраивание такого непротиворечивого аудио и видеоряда возможно, значит, данная возможность была заложена в музыке изначально, просто до какого-то момента её не видели и не использовали. На самом деле я тоже люблю улыбаться, бодро раскачивать головой и радостно подпевать, когда эта сцена исполняется в хорошем классическом варианте. Однако если кто-то сумел подать это по-другому и в то же время абсолютно гармонично – пожалуйста! Тут ведь главное, чтобы был достойный целостный итог, и он есть.

Насчёт второй части второго акта – я уже сама готова укорять себя в пристрастности, потому что ну вот вроде почти всё было хорошо и убедительно – только Элизабет в исполнении Секунде опять выбилась для меня из общей картины. С первого (предполагаемого отважным) «Прочь от него!» – снова пугливое нытьё и сплошное давление на жалость… Впрочем, хватит уже об этом, лучше о хорошем. Во-первых, о хоре, который, на самом деле хорош во всех сценах, а не только в этой. Во-вторых, об прекрасно выстроеных ансамблях, которые особенно радуют во втором акте, и здесь хочется отдельно отметить К.-Х. Ансьо, исполняющего Вальтера фон дер Фогельвейде, чей звонкий голосок слышен ровно там и столько, сколько надо.

Третий акт практически идеален. Вот здесь наконец вокал Секунде в образе выжившей после гибели Рейха, но всё потерявшей женщины, замечательно сочетается и с картинкой на сцене, и с музыкой, написанной Вагнером. Про Колло и Вайкла я уже писала выше, про хор тоже, но можно сказать и ещё раз, что хор пилигримов – это очень грамотный хор. Хотя тут есть такой тонкий момент, что за счёт достаточно быстрого темпа и динамичной картинки он притягивает к себе меньше внимания, чем это в среднем принято в постановках «Тангейзера». И заканчивается всё тоже хорошо – ну то есть для тех, кто выжил и покаялся. За это отдельное спасибо режиссёру Дэвиду Олдену – вот бог его знает, как обошёлся бы тут какой-нибудь суровый германец или скептик-француз, а американец таки выдал в финале нужную дозу позитива.

Оценка мюнхенского "Тангейзера"

4

Постановке как таковой поставила бы пятёрку. Да и к Колло с Майер не стала бы придираться. Но Секунде мне общее впечатление подпортила довольно сильно. Поэтому в целом - четыре балла.

Одобрямс

4

Постановка и правда интересная - во всяком случае, по сравнению со стандартным абстрактным минимализмом. У Олдена есть чёткая мысль похоронить эту многовековую германскую мафию с её уставами, героями и жертвами - и она чётко реализована. Но что касается исполнителей, ведь ни один из них реально на пятёрку не спел. Хотя все хорошо сыграли, включая и Надин Секунде, которой досталась, по-моему, наиболее драматически-сложная роль в этой постановке, и как актриса она провела её как раз очень хорошо. Вокал - да, мне тоже совсем не понравился, ну скучный у неё голос, что тут сделаешь. Но если подумать, а так ли уж хорошо вписался бы голос Нильссон или Грюммер в такую трактовку роли, где нет никакой Элизабет Тюрингской, а есть только задавленная условностями Дойче Фрау начала двадцатого века? Не уверен.
Колло здесь почти шестьдесят лет, и этим всё сказано. Да, он поёт ещё достаточно мощно. Но Вагнер закладывал в эту партию всё-таки больше разнообразных эмоций у главного героя. Здесь же присутствует только декадентская нервность и злость человека, переживающего последний "кризис среднего возраста". Всё это очень убедительно, но, к сожалению, нет ничего другого, хотя опять же оговорюсь, для олденовской постановки этого набора вполне достаточно. Майер тоже впечатляет больше игрой, чем вокальными изысками - впрочем, хрипа на верхах нет, и для неё это уже достижение. Ротеринг не тронул меня вообще - действительно всё очень однообразно. Вот разве что Вайкл понравился без вопросов. А то, что здесь было сказано насчёт его невпечатляющего выступления в первом акте, так в этом месте меня, простите, и Фишер-Дискау не особо впечатляет. Может, мне просто не повезло, но я действительно не слышал, чтобы кто-нибудь, взявшись петь Вагнера, тем не менее спел эту "моцартовскую вставку" с нужным количеством "моцартовских" эмоций.
И насчёт оркестра. В принципе всё хорошо, да. Единственное, "Тангейзер" всё же ранняя опера Вагнера, где он ещё не имел в виду постоянных сражений оркестра с солистами. Но у господина Меты такие сражения всё же пару раз возникают, а можно было бы обойтись и без них.
В общем, наверное, четыре звезды всё-таки самая адекватная оценка для этой неоднозначной, но в целом хорошей продукции.

И здесь опять-таки не

3

И здесь опять-таки не понимаю, что такого выдающегося все находят в этой постановке, кроме её сугубой логичности. Логичности, надо заметить, скорее анти-вагнеровской, то есть переписывающей логичный сюжет Вагнера в другой и говорящий о другом, но тоже по-своему логичный сюжет. Это что, и есть ныне главный критерий режиссёрской работы? А то, что это несколько обедняет как оперу в целом, так и отдельных персонажей - это ничего?
Я бы сама ответила "Ничего", если бы речь шла о пресловутом Штуттгарте, или о Гамбурге, или, там, о Цюрихе. Но Мюнхен - одна из вагнеровских Мекк, соответственно, и ждёшь тут чего-то иного, более глубокого, а не такого, где Тангейзеру для всей партии действительно достаточно двух-трёх эмоций.

И если судить с этой "постановочной" точки зрения, тогда, извините, все певцы со своей задачей прекрасно справились. Хотя я слабо представляю, как можно слушать эту продукцию на CD - где у Колло половина роли сплошной взвод и истерика, вместо когда-то захватывающего пения; где хрипло вынывает свою партию Секунде (вот это, кажется, всем не понравилось, да? а почему только это?) По-моему, вообще единственным, что останется тут столь же достойным на аудио, сколь и на видео, будут оркестр и хор. Ну, ещё, может быть, Вайкл в роли Вольфрама фон Эшенбаха. И реально слушать из всего этого можно будет только начало первого и третий акт.

А возвращаясь к постановке, да, я не спорю, у неё есть свои плюсы, она по крайней мере динамичная и - наверное, это называется - стильная, хотя... некоторые сцены, как-то "Вакханалия" и середина второго акта, где все идут вразнос, лично мне показались уже где-то на грани пошлости. Впрочем, спасибо, конечно, г-ну Олдену, что не ЗА гранью.

На CD - лучше

4

Эту запись "Тангейзера" именно лучше слушать на CD. Потому что постановка переполитизирована и действительно перенасыщена всякими новыми смыслами и режиссёрскими находками, которые могут понравиться не каждому и отвлекают от главного. А главное - это то, что лучше Колло Тангейзера не пел никто, независимо от того, сколько ему тут лет. Я видел четырёх "Тангейзеров" (и ещё пару слышал), и этот был у меня не первым и не последним, но в памяти живёт только он, Тангейзер Колло, потому что именно его голос, стиль, фразировка - цепляют в самую глубь чувства прекрасного. Такой силы, изящества и одновременно эмоциональной насыщенности больше (по крайней мере доселе) никто не выдавал. А если кому-то кажется, что после пятидесяти у человека остаётся только три эмоции, то это не более чем заблуждение молодости, не способной пока воспринимать то, что за её пределами.
Вот у Вайкла это, к сожалению, действительно не лучшая запись "Тангейзера" (здесь есть рецензия на байройтскую 1978 года, где он реально блистает в каждом эпизоде, в том числе - кто сомневался - и в 1 акте редчайшими для баритона лёгкостью и мягкостью, а в этой записи от тогдашнего блеска осталось... ну, навскидку, две трети). Не то чтобы его голос просто потяжелел - нет, новые эмоциональные глубины тоже есть, но некоторые краски и правда ушли без сколько нибудь адекватной замены.
Майер - как всегда на высоте. Единственное, что досадно - это именно парижская, а не смешанная версия, где ей приходится говорить отнюдь не необходимые для роли Венеры, лишние слова. Тут, правда, была претензия по третьему акту - ну да, этот короткий выход Бальтса исполняет лучше. Но всё-таки, на мой взгляд, не настолько, чтобы к этому стоило придираться.
Вообще единственный не очень удачный выбор для этой постановки - Надин Секунде, тут я согласен с предыдущими комментаторами. Вступительную сцену она спела слишком одномерно и как бы не совсем о том. Хотя в 3м акте молитва у неё получилась, может, и потрогательнее некоторых звонкоголосых молодых певиц.
Рутеринг, конечно, тоже не Сальминен, но это твёрдые четыре балла, местами даже с плюсом, учитывая ту жёсткую режиссёрскую концепцию, в которую его загнали.
Касаемо самой концепции - по сути, это действительно доведение до логического абсолюта концепций многих других постановщиков Вагнера, так или иначе "баловавшихся" с нацистской темой. Продуманность визуально ряда тут, конечно, внушает уважение, но я всё-таки предпочитаю эту постановку слушать, а не смотреть, потому что иначе картинка со своими акцентами и приоритетами для меня перевешивает. Но это, возможно, личный дефект моего восприятия, а для кого-то эта постановка, наоборот, идеал музыкальной драмы.

Идеальный кастинг

5

Не видел постановки, и после ваших разборов нет никакого желания её смотреть (впрочем, его и не было уже после прочтения описания на коробке). Очередной великий концепт... Слава богу, когда просто слушаешь, этого не ощущается, потому что все вокалисты на высоте. Хор тоже (а в "Тангейзере" это важнее, чем в большинстве других опер Вагнера). А вот в оркестровой интерпретации Зубина Меты местами ощущается, видимо, этот пресловутый концепт - и середина второго, и начало третьего акта звучат как-то холодновато-отстранённо. Претензий к Рене Колло абсолютно не понимаю, и здесь согласен с предыдущим оратором - лучшего Тангейзера в 20 веке не было. А вас (остальных) послушать, так получается, что после 50 тенорам следует в принудительном порядке возвращаться к Фогельзангам и прочим Иродам, и Доминго, конечно, не следовало записывать своего позднего великолепного "тёмного" Отелло, и "Тангейзер" это, конечно, не про "кризис среднего возраста" - а про что же?! На мой взгляд, у Колло здесь как раз прекрасная проработка партии, потрясающая в своей убедительности. А то что ушла юношеская горячность и отрывистость - уж если не явный плюс, то точно не минус.
И чего уж совсем не принимаю, так это рьяной критики в отношении Надин Секунде. Где хоть одна неверно взятая нота, непродуманная интонация? Напротив, мягкое, нежное - и думаю - очень аутентичное исполнение. Именно про такую очаровательную, юную, женственную, готовую к тихому подвигу высокой любви героиню и писал Вагнер. Отдавать эту роль драматическим сопрано со стальным напором, вроде Нильсон - по-моему, вообще глупая и порочная практика. Это чисто лирическая партия, как Эльза или Тоска. Зачем путать разные по природе вещи?
Для текучего, как широкая горная река, изысканно сексуального голоса Вальтрауд Майер Венера - опять-таки идеально подходящая партия, наряду с Кундри. Кое-как ползущая по верхам Данн в записи Завалиша рядом с Майер не стояла!
Короче говоря, всем исполнителям - пять звёзд, а с "великими постановщиками" пусть "великие знатоки постмодерна" разбираются.

Оценки - принципиально субъективны

Большинство зрителей - не профессионалы, и вряд ли стоит всерьез пытаться дать какую-то "объективную" оценку записи или постановке. Мне кажется, стоит учитывать, что оценка, скорее, отражает эмоциональное восприятие зрителя (слушателя), чем профессиональные качества исполнителей и исполнения. Поэтому я легко верю, что впечатление от аудиозаписи может оказаться прямо противоположным впечатлению от видео. Обсуждаемую запись я не видела и не слышала, к сожалению, но вообще с такими случаями встречалась. Например, мне с трудом удалось заставить себя досмотреть до конца знаменитого "Лоэнгрина" с Доминго, до того меня раздражала Шерил Студер - а, может, чисто по звуку впечатление было бы другим - не зря же её так хвалят... :-)

Так никто же и не претендует

Так никто же и не претендует на какую-то исключительную объективность. Но, с другой стороны, и оценки типа "понравилось - не понравилось" без указания на конкретные факторы, касающиеся именно профессионального качества исполнения, особой смысловой нагрузки не несут. Эдак можно на две страницы раскатать своё "эмоциональное восприятие", изощряясь в эпитетах и погружаясь в собственные глубины: "... и вообще этот сюжет... а на самом деле Вагнер имел в виду... и вот ещё что мне подумалось... но на финальной арии я наконец понял!..." Однако человеку, решающему конкретный вопрос, стоит ему покупать этот диск или нет, всё это довольно фиолетово, он и так в теме, и некое своё представление об обсуждаемом предмете уже имеет. Ему важно конкретно - что, кому и по какой внятно объяснённой причине показалось достойным или не достойным.
Тут так получилось, что мы несколько разошлись во мнениях (но, между прочим, совсем не до такой степени, чтобы кто-то вопил "Единственный шедевр на все времена!", а кто-то, наоборот, влепил кол). И это даже хорошо, что представлено несколько - и, по-моему, у всех достаточно аргументированных - точек зрения. Как раз можно сориентироваться, отметить важные для себя моменты и более близких по ключевым пунктам рецензентов, и на основании этого сделать выбор. Вообще, кстати, уже тот факт, что тут по сути встал вопрос не выбора между этой постановкой и какой-то другой, а выбора между аудио и видио этой же самой постановки - уже говорит о многом. Такое на самом деле редко бывает, и свидетельствует о том, что класс этой продукции по-любому выше среднего. А уж кому что ближе - смотреть концепт или слушать хороших певцов без концепта - это действительно личное дело каждого. Да, это такой непростой выбор - прямо скажем, задачка для эмоционально всё воспринимающего слушателя )) Ну извиняйте - все претензии к Баварской опере, это они создают людям такие дилеммы. Эх, нам бы их проблемы...)(