"Тангейзер", Байрейт 1978 г.

4.5
Средняя: 4.5 (2 голосов)
00. Обложка диска

Дирижер - Колин Дэвис, режиссер - Готц Фридрих.
Тангейзер - Спас Венков, Венера/Елизавета - Гвинет Джонс, Ландграф - Ханс Сотин,
Вольфрам - Бернд Вейкль, Вальтер - Роберт Шанк, Битероф - Франц Мазура.

У меня сегодня - ностальгический вечер, поэтому расскажу ещё о своем первом "Тангейзере". Как-то так получилось, что, в отличие от других опер Вагнера, мне впервые попалась не аудио, а видеозапись "Тангейзера" - вот именно эта. Правда, тогда это был рип с какой-то телетрансляции, ещё и с разноцветными испанскими субтитрами. Но несколько лет назад вышел DVD. Несколько скриншотов - в галерее.

На мой взгляд, и постановка, и собственно исполнение - близки к идеальным, хотя впоследствии я читала, что в свое время эта постановка считалась чуть ли не скандальной. Трудно судить, что тогда было так воспринято: там, конечно, очень-очень эротический балет (думаю, Вагнер был бы доволен - он как раз что-то подобное в своих ремарках описывал), но этот балет не производит впечатление пошлого или грязного - такое буйство чистой эротики, безгрешной по природе своей. Говорят, постановщик опирался на какие-то психиатрические теории и пытался связать царство Венеры с царством смерти - возможно, поэтому на заднем плане там шатаются какие-то скелеты, а Венера периодически надевает маску смерти - но для меня эти ассоциации проскользнули по краю сознания, совершенно не зацепившись: сама по себе эта эротическая вакханалия, да под вагнеровскую музыку этого балета, ни разу на мысли о смерти не наводит - в отличие от того же хора пилигримов :-).

Несмотря на присутствие балета, это не чистая парижская редакция, я смешанная: вторая половина первого акта и второй - в Дрезденской редакции: короткий спор с Венерой, без долгих воплей и стенаний - и более длинное соревнование певцов, с романсом Вальтера. Нестандартно также, что обе женские роли, и Венеру, и Елизавету исполняет Гвинет Джонс. Вероятно, это тоже была какая-нибудь глубокомысленная режиссерская задумка, типа два лика одной идеальной женщины - но на меня большее впечатление в этом произвели не философские идеи, а блестящая актерская работа Джонс, которая честно создала даже не два, а три абсолютно разных образа: роскошной соблазнительницы Венеры (ещё и почти обнаженной!), восторженной невинной девочки во втором акте и умирающей полубезумной почти старухи - в третьем.

Еще, говорят, в оформлении второго акта режиссер имел в виду какие-то нацистские ассоциации, что отразилось в цветовом решении флагов, украшающих зал. На это можно сказать только "кто о чем - а вшивый о бане" :-) - у нормального человека без всяких немецких комплексов ни "Тангейзер" вообще, ни второй акт, в частности, не вызовет никаких нацистских ассоциаций, как ни старайся оформитель - и не вызывает, я искренне удивилась, когда где-то об этом прочитала. Хотя цвета, действительно, дурацкие, факт. Но этим режиссерские заморочки исчерпываются - по нынешним временам, их, считай, нет - в остальном же это абсолютно классическая постановка, хоть и минималистская. Декораций почти нет, первый и третий акты вообще "пустые", голая сцена с исполинскими "струнами арфы" в гроте Венеры - и единственным деревом с резной иконой, когда грот исчезает. Основу декорации второго акта составляет большая лестница во всю ширину сцены, по которой эффектно поднимаются гости - ну и пресловутые флаги. Так что, большая часть "классичности" создана просто адекватными костюмами и прекрасными актерскими работами практически всех участников.

Безусловно, самая большая удача этого состава - Спас Венков в роли Тангейзера, именно он создает тот артистический "драйв", который держит спектакль, ни на секунду не отпуская зрительское внимание, захватывая даже в плохой записи, какая у меня была сначала (сейчас на youtube выложена почти вся постановка, но тоже в какой-то очень перекошенной форме - и то я, случайно наткнувшись, опять едва смогла оторваться :-)). Он очень симпатичный, с этакой романтической проседью и глазами с поволокой - как-то веришь, что по нему девушки сохнут :-). Вожделеющий, бунтующий, эмоциональный, влюбленный, высокомерный, снисходительный, наглый, пристыженный, озлобленный, безумный - Венков выдает роскошный спектр ликов и граней своего героя, создавая сильный и объемный образ. Вольфрам в исполнении Вейкля - попроще, он такой весь положи-и-ительный - ну и положительный, и все - чистый традиционный Вольфрам. И Герман очень хорош, такой солидный и добрый - вообще, все солисты идеально попадают в образ. И хор - ах, хор! Пилигримы тут страшненькие, и хор их - очень мрачный, а конец второго акта - просто пробирает до печенок, это, на мой взгляд, самое сильное место в этой постановке. Но вообще все - очень здорово! Я смотрела её, будучи совсем новичком, поэтому больше обратила внимание на актерскую игру, чем на вокал - но и много позже, переслушивая и пересматривая, ничего толком не могу сказать о собственно вокале - это тот идеальный случай, когда вокал, и текст, и музыка, и актерская игра сливаются, создавая цельный художественный образ, и зритель невольно начинает сопереживать героям, а не следить, как исполнители берут ноты.

Безусловная пятерка!

5

Безусловная пятерка!

Действительно добротная,

4

Действительно добротная, почти классическая постановка. Хотя, если бы не обилие крупных планов в 1 и 3 акте, выглядела бы она, пожалуй, лысовато - но это уж проблемы посетителей Байройта. Не знаю, у кого и с какого перепугу могли случиться нацистские ассоциации во 2ом акте - по-моему, эти разноцветные флаги на фоне чёрного полиэтилена выглядят просто несколько дёшево и никак не коррелируют с нормальными, разной степени старорежимности, персонажами на сцене. Впрочем, это практически единственная явная несуразность в постановке.
На мой взгляд, однозначные удачи - Берндт Вайкл в роли Вольфрама (здесь он просто бесподобен в отличие от более поздних записей) и Гвинет Джонс в роли Элизабет (и безупречный вокал, и игра, и два в самом деле разных образа - выше всяких похвал). Венера удалась ей меньше - вообще, по-моему, любое хорошее меццо (Троянос, Майер, Бальтса) даст в этой партии любому сопрано десять очков вперёд. Даже с Нильссон была, по-моему, такая же история, Венера получилась у неё хуже Элизабет.
Спас Венков - Тангейзер молодой, задиристый, привлекательный, но всё-таки слегка однобокий и глубиной вокала не балует. Особенно это заметно в сцене состязания, где он звучит, мягко говоря, не лучше своих соперников, не выигрывая даже у Вальтера, не говоря уж о Вольфраме. Вообще мне всегда казалась совершенно нормальной идея о том, что Вольфрам со своей "высокой верностью и правильностью", в сущности, круче "мятущейся души" эдакого интересного главного героя (с которым ассоциировать себя, естественно, проще и приятнее). Здесь эта идея конкретно реализована благодаря - прямо скажем - некоторой разнице в классе певцов, слава богу, не критичной и, притом что партия Тангейзера сама по себе более красива и эффектна, не бросающейся в глаза.
Балет в начале, честно говоря, не произвёл на меня никакого впечатления, ни эстетического, ни эротического - может, тогда это было "что-то", но теперь балет как балет, да и только. Оркестр под управлением Колина Дэвиса сыграл опять же несколько суховато на мой вкус, хотя, возможно, это издержки записи. Пилигримы в первом хоре чуток сбились, но потом всё было нормально, а к женскому хору вообще никаких претензий.
В общем, хорошая постановка с явными плюсами и не сильно отягощающими минусами.