Изгнание Голландца

Как это ни печально, долгожданный дебют мариинского певца Евгения Никитина в Байрейте не состоится из-за неожиданного скандала с обнаруженной татуировкой с нацистской символикой. Самое поразительное, что с бывшей татуировкой: Евгений сам признался в интервью, показанному в новостях НТВ, что ему самому давно стыдно за эту "ошибку молодости" и он давно скрыл свастику другой татуировкой - но ушлые немецкие журналисты нашли старое видео, где грех молодости ещё виден... В том же сюжете один из байрейтских функционеров заявил, что они ни в малейшей степени не могут оправдать пропаганду нацизма в любой форме, почему и "с пониманием отнеслись к добровольному отказу певца от выступления". Всей душой поддерживая эту мысль в принципе, я, по правде говоря, очень сомневаюсь, что она приложима к данному случаю: свастика, нанесенная сдуру в юности, но уничтоженная, когда человек повзрослел и поумнел, является, на мой взгляд, как раз контрпропагандой нацистских идей и, напротив, пропагандой здорового отношения к своим собственным заблуждениям... Впрочем, что уж теперь после драки кулаками махать. В Байрете уже нашли замену: вместо Никитина на открытии фестиваля в роли Голландца выступит солист Кельнской оперы Самуэль Юн.

Еще материалы по теме: Проклятие "Голландца", или Свастика против карьеры , Российский певец открыл байройтский шкаф со скелетами

М-да, это, конечно, большая

М-да, это, конечно, большая досада. Но граждан из Байройта можно понять, и, более того, их позиция вызывает уважение. А вот почему Никитин, если он действительно "повзрослел и поумнел", вовсе не уничтожил эту татуировку, а просто замазал её другой, на самом деле не совсем понятно. Хуже всего то, что если это всего лишь недомыслие, а по поводу грехов юности-то он реально прозрел, то пережить нынешний момент ему будет очень тяжело. А вот если нет и ничего кроме конформизма за его действиями не стоит, то он ещё с толком обернёт этот скандал себе на пользу, благо "патриотический бардак" в головах многих наших сограждан это позволяет.

Думаю, что вовсе уничтожить

Думаю, что вовсе уничтожить татуировку такой площади - задача не из легких. Впрочем, в последующих интервью Никитин уже вообще отрицает, что на нем была когда-то свастика, а утверждает, что за неё приняли недонаколотую восьмиконечную звезду. По правде говоря, эта версия выглядит не очень убедительной, тем более в свете самого факта её изменения - ему следовало или с самого начала твердо отрицать наличие свастики - или уж твердо держаться за версию юношеской глупости с последующим раскаянием, а то получается совсем какая-то муть.

Впрочем, многие немецкие комментаторы, тем не менее, встали на защиту нашего певца и критически высказались в адрес байрейтского руководства: "Немецкая пресса о скандале вокруг татуировки Евгения Никитина" и "Директор Баварской оперы обвинил семью Вагнеров в лицемерии".

Есть и другая версия происшедшего, связанная со смутными слухами, что дирекция фестиваля после нескольких месяцев репетиций была не очень довольна вокальной формой Никитина и просто ухватилась за предлог. Хотя мне это предположение представляется сомнительным, как минимум, из-за крайней рискованности замены основного солиста за 4 дня до премьеры. Впрочем, вокал нового солиста можно будет послушать на прямой трансляции радио "Орфей" и самим оценить.

Хотя, что говорить, жаль :-(.

Есть предложение, давать

Есть предложение, давать информацию о подобных доступных культурных событиях хотя бы чуточку заранее. Я бы хоть наушники сюда притащила…

Впрочем, качество трансляции было хорошее. Очень понравились Зелиг в роли Даланда и Пичонка в роли Сенты. Последняя для меня просто открытие – сильный и одновременно чрезвычайно гибкий голос, спела и мягко, и звонко, и напористо, где надо (парочка неуверенных нот в начале на премьере, естественно, не считаются )). Хор в целом – чудо, хотя «голландцы» показались малость послабее остальных частей. А вот оркестр под управлением Тилеманна оставил двойственное впечатление – местами шикарно, однако темпогон доходил до «трубадурной» итальянщины, на мой вкус, чересчур часто. Я всё-таки предпочитаю не то чтобы более медленные, но более варьированные в этом смысле трактовки, иначе драматический накал как-то теряется.

Юн не впечатлил – на «тёмных» басах звучал хорошо, в остальном не слишком убедительно. Как, в общем-то, и остальные солисты мужчины. То есть никаких явных провалов, и можно было бы даже послушать ещё раз, но покупать запись не стала бы. Тем более – видео. Описание постановки оставило крайне серое и унылое впечатление. И красное платье Сенты вкупе с её «подкровавленными игрушками» на фотографиях этого впечатления отнюдь не исправили. Им в Байройте на самом деле не привыкать, но ареал распространения такого стиля, по-моему, надо уже как-то потихоньку ограничивать… Идейная режиссура совсем не обязательно должна быть примитивной и безвкусной! Кстати, немецкие режиссёры в этой связи удивляют меня особенно: такое ощущение, что их же собственная визуальная культура – старые мастера, модерн, экспрессионисты – прошла совершенно мимо большинства из них, и это печально.

Увы и ах

Увы и ах, сама только что (30.07) прочитала, что была прямая трансляция "Тангейзера" 28.07 в 18-00 по Москве. К сожалению, эта информация появилась за два часа до события :-(.

Но есть и другие трансляции с фестиваля, хотя уже и не прямые - но зато пока не пропущенные!

4 August 18:05 CET
Tristan und Isolde (recorded 26 July) (http://www.br.de/radio/br-klassik/programmkalender/sendung355186.html )

7 August 18:05 CET
Lohengrin (recorded 27 July) ( http://www.br.de/radio/br-klassik/programmkalender/sendung358204.html )

11. August 18:05 CET
Parsifal (recorded 29 July) ( http://www.br.de/radio/br-klassik/programmkalender/sendung361028.html )

(Bayerische Rundfunk: http://www.br.de/radio/br-klassik/index.html )

Не знаю, что такое CET, но оно на 2 часа отстает от Московского

Юн, может, и не звезда, но

Юн, может, и не звезда, но исполнитель проверенный и «с колёс» в постановку вписался практически на пять баллов. А у Никитина явно что-то не получилось, другой причины замены и быть не могло. Фишку с тату раскрутили просто для нагнетания пиара – ну и самому ему так, конечно, было поменьше западло. В Байройт всё равно вряд ли снова позовут, а так хоть какой-то прибыток мог остаться, типа, «крутой парень пострадал от занудливых бюргеров». Но он, видно, с перепугу совсем с головой раздружился и весь этот прибыток разбазарил на какие-то невнятные комменты. Хотя в такие моменты голову как раз наоборот надо включать, если она есть. Вокальный кризис бывает у каждого второго певца, и большинство из него благополучно выходит – надо просто взять себя в руки.

"..., если она есть"

"Голову надо включать, если она есть" - это очень правильное уточнение, и чем дальше, тем больше оно кажется уместным. Судя по интервью Шпигелю, Никитин определенно прав в своем решении максимально ограничить общение с журналистами. Я даже думаю, ему стоило бы вообще рот не раскрывать, кроме как для пения, чтобы окончательно не разочаровать поклонников.

Ну а если её нет?

Ну а если её нет? Я так поняла, у вас в Питере с этим жёстко - честно говоря, мне даже немножко удивительно, что "папа" ему (Никитину) вовремя мозги не вправил...

Однако Юн в качестве Герольда в «Лоэнгрине» опять же совсем не впечатлил, да и вообще... Я, понятно, и не рассчитывала, что постановка с Фогтом в главной партии проймёт меня до глубины души, но думала, может, всё-таки кто-нибудь что-нибудь выдаст такое-эдакое… В результате Даш, слабовато начав, неплохо распелась по ходу, и Майер как Тельрамунд звучал очень прилично – но это всё, ну то есть не считая хора, который блистал и искусничал, как обычно.

В общем, хорошо там, где нас нет )) Это я, собственно, про пропущенного «Тангейзера». Для интересующихся он вообще-то существует по следующим ссылкам
https://rapidshare.com/files/3990459234/Tannhauser_Bayreuth_A1.mp3
https://rapidshare.com/files/2904809943/Tannhauser_Bayreuth_A2.mp3
https://rapidshare.com/files/1757803772/Tannhauser_Bayreuth_A3.mp3

Сама пока заслушала только первый акт и пребываю в состоянии тихой нечаянной радости, ибо, на мой взгляд, это значительно более высокого класса продукция, чем две другие прослушанные с данного фестиваля оперы. Вот здесь оркестр под управлением Тилеманна просто великолепен. Для начала версия смешанная, увертюра присутствует целиком в 3х частях – и это одно из лучших её исполнений, когда-либо мною слышанных (а я в своё время потратила немало сил на поиски идеала в этой области, списав большинство раскрученных записей Бёма, Караяна и т.д. в «отстой») Тангейзер – Торстен Керль – также покорил с первых нот. Поёт он, правду сказать, ещё не везде одинаково уверенно, да и никакой он, конечно, не героический вагнеровский тенор в ортодоксальном понимании этого словосочетания. Но лично для меня такая яркая и в то же время изысканная музыкальная трактовка Тангейзера как первого модерниста или даже куртуазного маньериста – именно то, что доктор прописал. Впечатление несколько портит Мишель Бредт в роли Венеры – не люблю эдаких сугубо характерных меццо, но с другой стороны, даже в записях есть сколько угодно ещё менее приятных Венер, так что этот момент вполне можно пережить. Ансамбль появляющихся после пилигримов рыцарей хорош весь – и вместе, и по отдельности. Мишель Наги (Вольфрам) не так мягок и душевен, как Трекель, зато более мужествен и выразителен – и это уже в первом акте!.. В Камилле Нилунд (Элизабет) я, естественно, не сомневаюсь ни секунды, в хоре тоже. Вопрос лишь, как Керль разберётся с третьим актом… Ну сейчас, докачается…

Кстати, запись в данном варианте сопровождается компьютерной графикой, которая местами даже весьма неплохо попадает в музыку. Не везде, конечно, однако есть смутное подозрение, что реальная байройтская постановка в этом отношении далеко не предпочтительна – по крайней мере, не для всех. Судя по официальным картинкам, там что-то такое совсем не банальное, оригинальное, но уж больно концептуальное. Не уверена, что такая явно переосмыслительная режиссура в принципе нужна при столь хорошем звукоряде. Впрочем, на эту тему, понятно, лучше высказаться кому-то, кто видел спектакль живьём – возможно, там всё вполне гармонично улеглось.

Действительно, очень удачная запись

Послушала сегодня эту запись "Тангейзера" и всей душой согласна с Вашей оценкой! Только меня несколько смутило упоминание смешанной редакции: возможно, я что-то путаю, но мне показалось, что редакция чисто дрезденская, с трехчастной увертюрой, коротким прощанием с Венерой и романсом Вальтера во втором акте. Но я, конечно, тот ещё знаток...

Про "Тангейзера" и не только

Запись (будем условно называть её так) и впрямь хороша, правда, второй акт меня всё ж таки местами слегка разочаровал. Хотя, если не придираться, по большому счёту серьёзный минус один: сцену состязания певцов Керль провёл по убывающей. А вот в третьем акте монолог вытянул как раз хорошо. И ещё я недооценила Наги – заранее извиняюсь, кстати, я так и не поняла, как правильно произносить фамилию: «Наги», «Нажи» или «Наджи» – если кто в курсе, просветите, пожалуйста. В плане же диапазона передаваемых эмоций у этого Вольфрама всё оказалось даже круче, чем мне подумалось по первому акту. Словом, в целом ощущение нечаянной радости осталось – и Тилеманн…у него несколько странная манера обращения с солистами – то он очень нежно даёт им петь, то почему-то врубает оркестр на полную, но вообще сыграно фантастически.

Насчёт версии – моя, простите за каламбур, версия такова, что чистый «Дрезден» – это когда, помимо всего прочего, сразу за увертюрой начинается дуэт Тангейзера и Венеры, и переход этот довольно жёсткий. Здесь же мягкий, «вакханальный» переход почти на пять минут. Не знаю, кто это «мешал» – Вагнер, сам Тилеманн или ещё кто – но мне этот вариант очень нравится именно тем, что и увертюра звучит целиком, и, с другой стороны, присутствует более логический вакханальный выход на дуэт, пусть и в урезанном виде.

И ещё. Я-то этого «Тангейзера» не только слушала, но и смотрела – да-да, вот ту самую компьютерную графику, которую какой-то хороший человек наваял в соответствующей программе за несколько часов (или он программу в плеере наваял, а дальше она уже сама генерит изображение - я в этом не разбираюсь, если честно). И не даёт мне покоя один вопрос. Ведь лет через десять более продвинутый человек в более продвинутой программе сможет сваять такого же «Тангейзера», ну пусть за несколько недель, но уже со смыслом. В принципе, задавать цветовые и простые графические лейтмотивы даже невеликий профи может уже и сейчас, профессионализм нужен в сложной графике, анимации «под людей» и т.д. Но технологии не стоят на месте, а вот мозги режиссёров и театральных директоров, к сожалению… И мне всё-таки интересно: они и дальше собираются кормить нас чёрно-белыми концептами в трусах и классикой, собранной с миру по нитке из старого реквизита? Ведь в таком варианте реально может получиться так, что через десять лет половина людей будет выходить из театра, пожимая плечами – типа, а мультик-то в интернете был клевее… Нет, это, конечно, не значит, что люди перестанут ходить в театр вовсе, но мне всё ж таки невнятна логика, по которой финансово заинтересованные граждане вместо конкурентного преимущества выращивают себе конкурентов. Разве что им как раз конкуренции и не хватает…