(5 votes) Не буду повторяться насчёт непреходящей ценности всего впервые студийно записанного Георгом Шолти «Кольца». Но по какой-то не совсем ясной причине именно записывавшаяся последней «Валькирия» вызывает больше всего споров в этом цикле. Некоторые находят интерпретацию Шолти слишком драматичной именно для этой оперы, при том концентрированный звук и драматизм «Золота Рейна» их нисколько не смущает, а вот в первом акте «Валькирии» они ожидают чуть ли не бельканто как от солистов, так и от оркестра. На мой же взгляд баланс между оперой и музыкальной драмой в этой записи вообще, и в первом акте в частности, соблюдён как раз идеально. Венский филармонический оркестр под управлением Шолти играет настоящую романтическую драму настоящих героев среди всеобщей дикости и жесткости нравов, о чём, собственно, Вагнер и писал. При этом нигде, даже в самых нежных или, напротив, страстных местах уже второго и третьего акта солисты не вынуждены «тянуть жилы», перекрикивая оркестр – они везде поют, и поют прекрасно. Лучшего подбора певцов я опять же не знаю. Джеймс Кинг – замечательный молодо звучащий героический тенор, демонстрирующий весь диапазон эмоций от яркой любовной лирики до возвышенного, с ясным металлом героизма. Лучшей Зиглинды, чем Регин Креспин, я вообще не слышал – такого сочетания кристальной захватывающей чистоты в первом акте и сумасшедшего драматизма во втором, ещё раз повторяю, ни у какой другой исполнительницы этой партии больше не было и нет. Вотан в исполнении Ханса Хоттера – вот ещё одна претензия к этой записи и сводится она, собственно, к тому, что в более ранних записях Хоттер пел мощнее, «божественнее» так сказать. Что касается мощи – да, это отчасти правда. Но божественным скорее следует назвать именно это его потрясающе отточенное в каждой фразе и чарующее новым набором эмоций исполнение партии в записи Шолти. Грозного бога здесь действительно осталось немного, зато много появилось Вотана-философа и Вотана-отца. Длиннейший монолог во втором акте певец превратил в трогательную и вместе с тем трагичную историю, в которой играет каждое слово, а его прощание с Брунгильдой – просто чудо выразительности и человечности, базирующееся на великолепной технике, фразировке и тончайшей актёрской проработке партии. Превозносить Биргит Нильссон нет нужды – она великолепна в каждом эпизоде. Отдельно только скажу, что её диалог с Кингом во втором акте каким-то хитрым способом устроен певцами и Шолти так, что звучит он сложнее и многозначнее, чем обычно при исполнении «Валькирии». Кристу Людвиг как Фрику тоже нет нужды рекламировать, хотя вот здесь я, пожалуй, воздержусь от эпохальных эпитетов – певица просто поёт и играет на своём стандартном высоком уровне, без особых откровений. Ну и отдельно о «Полёте валькирий»… как бы это помягче сказать – словом, сейчас так уже не поют. Точнее говоря, поют, но только в особых местах и по особым случаям раз в двадцать лет. Короче, участие в этой «кавалькаде» Фасбендер и Дернеш говорит само за себя. В вокальном отношении «Полёты» Кнаппертсбушей, Караянов, Булезов и иже с ними близко не стояли к команде, собранной Шолти. Насчёт игры оркестра – Шолти со своим более жёстким, драматически-насыщенным звуком в этом эпизоде ближе к изначальному его названию – «Скачка валькирий» (как он, собственно, назван у Вагнера и называется на всех западно-европейских языках), чем большинство других дирижёров. Хотя я бы не сказал, что принятая сейчас, более цветистая, Караяновско-Ливайновская манера ближе к нашему русскому широкому «Полёту» – но тут уж действительно на вкус и цвет товарища нет, каждому своё. А вот в не менее фантастично-симфоничной «Музыке магического огня» я опять-таки без вопросов отдаю предпочтение Шолти, потому что у него есть это – настоящие, а не бутафорские и магия и огонь, и ещё, когда слушаешь, есть ясное ощущение, что это не отдельно взятая красивая музыка, а «Валькирия» всё-таки часть «Кольца нибелунга» и история ещё не закончена.
|
|||
"Валькирия" Шолти, оценка
Однозначно пять баллов всем и за всё. Запись явно не для любителей быстрых облегчённых версий или «распоэтизированных» Вотанов, но кому и чем она может ещё не понравиться, я никогда не понимал и, наверное, не пойму.
Попробую объяснить... ))
Попробую объяснить… )) Со своей, естественно, точки зрения. Не могу сказать, что мне очень нравится «утяжелённый» и, следовательно, не всегда внятный звук ВФО с Шолти в этой записи сам по себе. Тем не менее, это весьма цельное, продуманное и интересное исполнение. Насчёт женского состава – абсолютно согласна с уважаемым Dochnein – он на редкость хорош. Про Хоттера – это тоже очевидно, что не должен человек в 55 лет петь так же, как в 40. И хотя мне очень нравятся его ранние Вотаны, против этого филиграннейшего, прочувствованного исполнения просто язык не поворачивается что-то сказать.
Короче говоря, практически единственное, что для меня реально и сильно портит эту «Валькирию», это Кинг в роли Зигмунда. На мой взгляд, ничего более красивого для тенора, чем эта партия, просто не существует в природе. При этом у меня достаточно широкие взгляды на этот вопрос – Зютхаус, дель Монако, Винай, Викерс, Лэйкс, Доминго в конце концов (в начале и середине карьеры) – все они по-своему цепляют меня в этой партии. Но исполнение Кинга кажется мне не то чтобы слабым, однако скучноватым и поверхностным. И дело, по-моему, даже больше не в голосе, который и сам по себе не шибко выразителен, а в какой-то его совершенно механистичной дикции на немецком. В общем… ну нет в жизни совершенства, и эта «Валькирия», к сожалению, всё-таки тоже не оно. Что, опять же, понятно – сделать сложную симфоническую оперу с четырьмя равноценными главными героями ещё и равноценно идеальной по составу солистов – задача действительно крайне трудная. И на чистую пятёрку с ней в двадцатом веке, как мне кажется, вообще никто не справился, какие-то минусы есть у всех. Но для этой записи я всё же считаю более объективной оценку «4+», чем «5-».
Из всех «Валькирий», которых
Из всех «Валькирий», которых приходилось слышать и примерно того же периода, я бы поставил запись Шолти на четвёртое место после Кайлберта 1956 года, двух Фуртвенглеров (итальянского 1953 и венского 1954 года) и Караяна (второго, студийного 1967 года). При этом первый итальянский Караян с, казалось бы, идеальным составом, по звуку намного хуже, живая запись Бёма с Байройтского фестиваля тоже хуже, загнанней и слабее, а первую итальянскую запись Фуртвенглера с Флагстад я «благодаря» Трептову просто не могу слушать (а Вы говорите «Кинг…» - Кинг по сравнению с этим ужасом просто супер-Зигмунд!)
По большому счёту, Шолти сделал в этом ряду свою «Валькирию» на четвёрочку с минусом. Из однозначных плюсов у него только Нильссон, пара мест во втором акте и «Полёт Валькирий». Парочка Кинг – Креспин голосами-то как раз хороша, но, на мой вкус, оба они всё же чуток однообразны, особенно в лирических частях, и на пять звёзд не тянут. А Хоттер как раз наоборот – но это же правда, что в более ранних записях он поёт намного ярче и выразительнее, а не просто громче. И уж во всяком случае на драматическую концепцию Шолти его «философски-приглушённый» вокал ложится с трудом. Короче, по гамбургскому счёту «4 –», но если вспомнить записи последующей пары десятилетий, то, конечно, твёрдая четвёрка, без вопросов :-).
Вот честно не знаю, на каком
Вот честно не знаю, на каком месте, и даже вряд ли смогу сказать что-то содержательное о работе конкретных исполнителей - но все вместе захватывает. Слушаешь - и не следишь за качеством вокала, а искренне переживаешь за Зигмунда с Зиглиндой. Стало быть, по моей личной дилетантской шкале - чистая пятерка!
первый блин...
В целом я без восторга отношусь к записям Шолти, хотя отдельные места у него удачны. В целом у меня от Шолти впечатление сильной неровности исполнения, отдельные находки соседствуют с откровенно слабым исполнением.
"Золото Рейна" - два с плюсом... Бледным звучанием оркестра запорото всё, кроме грозы, эта сцена именно у Шолти звучит наиболее эффектно, зато все музыки превращения скомканные и вялые. Если бы не гроза - это была бы твёрдая двойка.
"Валькирия" - вопреки общественному мнению, главным достоинством этой записи я считаю Джеймса Кинга. Темпы вызывают возражения в обе стороны (слишком медленное вступление к 1 акту и слишком быстрый финал оного). Регин Креспин в роли Зиглинды слишком грубая, всё-таки в первом акте она должна петь, а не взвизгивать, как в сцене побега. Несомненно удачное место - дуэт Зигмунда и Брунгильды во втором акте. И финал сыгран эффектно, хотя Хоттер поёт несколько формально, голос без души. Четвёрка.
"Зигфрид" - все певцы спели достойно, но оркестр большую часть оперы звучит жидко и бледно, немного лучше становится только в битве с драконом. Трояк
"Гибель богов" - отдельные места звучат хорошо (пролог, шутка Хагена, финал), отдельные бледно и скучно. Четыре с минусом...
Итого получается что-то типа трояка с плюсом. Один из плюсов этой записи, по сравнению с его же "Парсифалем" - более грамотная звукорежиссура, даже если в каких-то местах обидно от нераскрытого потенциала музыки, это не ошибки, ни шепелявого звучания оркестра, ни многопространственности нет, всё достаточно красиво и прозрачно сведено.
-Не согласен! -С кем? С Энгельсом или с Каутским? -Да с обоими..
Ну как можно ставить двойку шолтиевскому Золоту Рейна, даже хоть с тремя плюсами?! Не понимаю хоть убейте..Валькирия тогда вообще единицу должна получать. Как-по-мне, так как раз предвечерие самое шикарное в этом Кольце, и одно из лучших вообще, и даже не обращаю внимание на такие мелочи, что Флагстад и Сванхольм так себе варианты для Фрикки и Логе. Все студийные эффекты очень в тему, оркестр яркий и эмоциональный, Найдлингер в роли Альбериха отжигает по-полной, как и всегда..
Что касается его Валькирии, то исполнение тоже очень даже приличное (с претензиями по-поводу темпов, кстати, соглашусь), вот только звукорежиссура-то как раз и хромает на обе ноги, по крайней мере на оригинальных пластинках, может для изданий на цифре это как-то корректировалось, не знаю. В той же скачке Валькирий октет задвинут на третий план, так что никакого эффекта присутствия и близко не возникает. Так или иначе, но конкретно эта Валькирия рядом не лежала с Бёмом вживую 67 года, те же Кинг и Нильссон там намного ярче и эмоциональнее, с Зиглиндой Рисанек так вообще никто не сравниться, даже великая Лотта Леманн. Тончайшего нюансирования в оркестре там, конечно, нет, ну это и понятно - запись-то со спектакля. И это как раз таки у Бёма в этой-самой записи совершенно эпохальная скачка, с хорошо выведенным хором. Темпы...как же сейчас порой в спектаклях не хватает такой взвинченности и эмоциональности, всё затянуто до предела почти всегда. Возможные минусы бёмовской записи - разве что невеликий Вотан (Тео Адам, хотя весьма и весьма прилично поющий и играющий) да периодический шепот суфлера.
про исполнения "Золота Рейна"
Ну, я был наслышан о том, что у Шолти очень красочное и эффектное "Золото Рейна" и очень обломался, услышав нечто диаметрально противоположное. Вот у Караяна оно действительно очень красочное и эффектное, почти все акценты на своих местах, хотя местами всё равно не безупречно, я бы его на пять с минусом оценил. У Булеза всё идеально вылизано, и вокальный состав посильнее, чем у Караяна, но в целом как-то скучновато. У Краусса несколько другая трактовка, не похожая на Булеза и Караяна, в целом более эффектная и интересная, но, во-первых, плохая запись, во-вторых много ошибок в исполнении (несколько раз певцы вступали невовремя, рассинхрон в оркестре и пр.). Ещё я бы там отметил блестящего Логе (Эрих Витте). Эти записи я обе оцениваю на четвёрку. Твёрдая двойка без плюса - это Бём. Ливайна я тоже не люблю, но я вообще в принципе не люблю медленные темпы при исполнении Вагнера.