Вагнер "Валькирия", Шолти 1964-1966

4.4
Средняя: 4.4 (5 votes)
"Валькирия" Шолти, обложка

Не буду повторяться насчёт непреходящей ценности всего впервые студийно записанного Георгом Шолти «Кольца». Но по какой-то не совсем ясной причине именно записывавшаяся последней «Валькирия» вызывает больше всего споров в этом цикле. Некоторые находят интерпретацию Шолти слишком драматичной именно для этой оперы, при том концентрированный звук и драматизм «Золота Рейна» их нисколько не смущает, а вот в первом акте «Валькирии» они ожидают чуть ли не бельканто как от солистов, так и от оркестра. На мой же взгляд баланс между оперой и музыкальной драмой в этой записи вообще, и в первом акте в частности, соблюдён как раз идеально. Венский филармонический оркестр под управлением Шолти играет настоящую романтическую драму настоящих героев среди всеобщей дикости и жесткости нравов, о чём, собственно, Вагнер и писал. При этом нигде, даже в самых нежных или, напротив, страстных местах уже второго и третьего акта солисты не вынуждены «тянуть жилы», перекрикивая оркестр – они везде поют, и поют прекрасно.

Лучшего подбора певцов я опять же не знаю. Джеймс Кинг – замечательный молодо звучащий героический тенор, демонстрирующий весь диапазон эмоций от яркой любовной лирики до возвышенного, с ясным металлом героизма. Лучшей Зиглинды, чем Регин Креспин, я вообще не слышал – такого сочетания кристальной захватывающей чистоты в первом акте и сумасшедшего драматизма во втором, ещё раз повторяю, ни у какой другой исполнительницы этой партии больше не было и нет. Вотан в исполнении Ханса Хоттера – вот ещё одна претензия к этой записи и сводится она, собственно, к тому, что в более ранних записях Хоттер пел мощнее, «божественнее» так сказать. Что касается мощи – да, это отчасти правда. Но божественным скорее следует назвать именно это его потрясающе отточенное в каждой фразе и чарующее новым набором эмоций исполнение партии в записи Шолти. Грозного бога здесь действительно осталось немного, зато много появилось Вотана-философа и Вотана-отца. Длиннейший монолог во втором акте певец превратил в трогательную и вместе с тем трагичную историю, в которой играет каждое слово, а его прощание с Брунгильдой – просто чудо выразительности и человечности, базирующееся на великолепной технике, фразировке и тончайшей актёрской проработке партии. Превозносить Биргит Нильссон нет нужды – она великолепна в каждом эпизоде. Отдельно только скажу, что её диалог с Кингом во втором акте каким-то хитрым способом устроен певцами и Шолти так, что звучит он сложнее и многозначнее, чем обычно при исполнении «Валькирии». Кристу Людвиг как Фрику тоже нет нужды рекламировать, хотя вот здесь я, пожалуй, воздержусь от эпохальных эпитетов – певица просто поёт и играет на своём стандартном высоком уровне, без особых откровений.

Ну и отдельно о «Полёте валькирий»… как бы это помягче сказать – словом, сейчас так уже не поют. Точнее говоря, поют, но только в особых местах и по особым случаям раз в двадцать лет. Короче, участие в этой «кавалькаде» Фасбендер и Дернеш говорит само за себя. В вокальном отношении «Полёты» Кнаппертсбушей, Караянов, Булезов и иже с ними близко не стояли к команде, собранной Шолти. Насчёт игры оркестра – Шолти со своим более жёстким, драматически-насыщенным звуком в этом эпизоде ближе к изначальному его названию – «Скачка валькирий» (как он, собственно, назван у Вагнера и называется на всех западно-европейских языках), чем большинство других дирижёров. Хотя я бы не сказал, что принятая сейчас, более цветистая, Караяновско-Ливайновская манера ближе к нашему русскому широкому «Полёту» – но тут уж действительно на вкус и цвет товарища нет, каждому своё. А вот в не менее фантастично-симфоничной «Музыке магического огня» я опять-таки без вопросов отдаю предпочтение Шолти, потому что у него есть это – настоящие, а не бутафорские и магия и огонь, и ещё, когда слушаешь, есть ясное ощущение, что это не отдельно взятая красивая музыка, а «Валькирия» всё-таки часть «Кольца нибелунга» и история ещё не закончена.

"Валькирия" Шолти, оценка

5

Однозначно пять баллов всем и за всё. Запись явно не для любителей быстрых облегчённых версий или «распоэтизированных» Вотанов, но кому и чем она может ещё не понравиться, я никогда не понимал и, наверное, не пойму.

Попробую объяснить... ))

4

Попробую объяснить… )) Со своей, естественно, точки зрения. Не могу сказать, что мне очень нравится «утяжелённый» и, следовательно, не всегда внятный звук ВФО с Шолти в этой записи сам по себе. Тем не менее, это весьма цельное, продуманное и интересное исполнение. Насчёт женского состава – абсолютно согласна с уважаемым Dochnein – он на редкость хорош. Про Хоттера – это тоже очевидно, что не должен человек в 55 лет петь так же, как в 40. И хотя мне очень нравятся его ранние Вотаны, против этого филиграннейшего, прочувствованного исполнения просто язык не поворачивается что-то сказать.

Короче говоря, практически единственное, что для меня реально и сильно портит эту «Валькирию», это Кинг в роли Зигмунда. На мой взгляд, ничего более красивого для тенора, чем эта партия, просто не существует в природе. При этом у меня достаточно широкие взгляды на этот вопрос – Зютхаус, дель Монако, Винай, Викерс, Лэйкс, Доминго в конце концов (в начале и середине карьеры) – все они по-своему цепляют меня в этой партии. Но исполнение Кинга кажется мне не то чтобы слабым, однако скучноватым и поверхностным. И дело, по-моему, даже больше не в голосе, который и сам по себе не шибко выразителен, а в какой-то его совершенно механистичной дикции на немецком. В общем… ну нет в жизни совершенства, и эта «Валькирия», к сожалению, всё-таки тоже не оно. Что, опять же, понятно – сделать сложную симфоническую оперу с четырьмя равноценными главными героями ещё и равноценно идеальной по составу солистов – задача действительно крайне трудная. И на чистую пятёрку с ней в двадцатом веке, как мне кажется, вообще никто не справился, какие-то минусы есть у всех. Но для этой записи я всё же считаю более объективной оценку «4+», чем «5-».

Из всех «Валькирий», которых

4

Из всех «Валькирий», которых приходилось слышать и примерно того же периода, я бы поставил запись Шолти на четвёртое место после Кайлберта 1956 года, двух Фуртвенглеров (итальянского 1953 и венского 1954 года) и Караяна (второго, студийного 1967 года). При этом первый итальянский Караян с, казалось бы, идеальным составом, по звуку намного хуже, живая запись Бёма с Байройтского фестиваля тоже хуже, загнанней и слабее, а первую итальянскую запись Фуртвенглера с Флагстад я «благодаря» Трептову просто не могу слушать (а Вы говорите «Кинг…» - Кинг по сравнению с этим ужасом просто супер-Зигмунд!)

По большому счёту, Шолти сделал в этом ряду свою «Валькирию» на четвёрочку с минусом. Из однозначных плюсов у него только Нильссон, пара мест во втором акте и «Полёт Валькирий». Парочка Кинг – Креспин голосами-то как раз хороша, но, на мой вкус, оба они всё же чуток однообразны, особенно в лирических частях, и на пять звёзд не тянут. А Хоттер как раз наоборот – но это же правда, что в более ранних записях он поёт намного ярче и выразительнее, а не просто громче. И уж во всяком случае на драматическую концепцию Шолти его «философски-приглушённый» вокал ложится с трудом. Короче, по гамбургскому счёту «4 –», но если вспомнить записи последующей пары десятилетий, то, конечно, твёрдая четвёрка, без вопросов :-).

Вот честно не знаю, на каком

5

Вот честно не знаю, на каком месте, и даже вряд ли смогу сказать что-то содержательное о работе конкретных исполнителей - но все вместе захватывает. Слушаешь - и не следишь за качеством вокала, а искренне переживаешь за Зигмунда с Зиглиндой. Стало быть, по моей личной дилетантской шкале - чистая пятерка!

первый блин...

4

В целом я без восторга отношусь к записям Шолти, хотя отдельные места у него удачны. В целом у меня от Шолти впечатление сильной неровности исполнения, отдельные находки соседствуют с откровенно слабым исполнением.

"Золото Рейна" - два с плюсом... Бледным звучанием оркестра запорото всё, кроме грозы, эта сцена именно у Шолти звучит наиболее эффектно, зато все музыки превращения скомканные и вялые. Если бы не гроза - это была бы твёрдая двойка.

"Валькирия" - вопреки общественному мнению, главным достоинством этой записи я считаю Джеймса Кинга. Темпы вызывают возражения в обе стороны (слишком медленное вступление к 1 акту и слишком быстрый финал оного). Регин Креспин в роли Зиглинды слишком грубая, всё-таки в первом акте она должна петь, а не взвизгивать, как в сцене побега. Несомненно удачное место - дуэт Зигмунда и Брунгильды во втором акте. И финал сыгран эффектно, хотя Хоттер поёт несколько формально, голос без души. Четвёрка.

"Зигфрид" - все певцы спели достойно, но оркестр большую часть оперы звучит жидко и бледно, немного лучше становится только в битве с драконом. Трояк

"Гибель богов" - отдельные места звучат хорошо (пролог, шутка Хагена, финал), отдельные бледно и скучно. Четыре с минусом...

Итого получается что-то типа трояка с плюсом. Один из плюсов этой записи, по сравнению с его же "Парсифалем" - более грамотная звукорежиссура, даже если в каких-то местах обидно от нераскрытого потенциала музыки, это не ошибки, ни шепелявого звучания оркестра, ни многопространственности нет, всё достаточно красиво и прозрачно сведено.

-Не согласен! -С кем? С Энгельсом или с Каутским? -Да с обоими..

Ну как можно ставить двойку шолтиевскому Золоту Рейна, даже хоть с тремя плюсами?! Не понимаю хоть убейте..Валькирия тогда вообще единицу должна получать. Как-по-мне, так как раз предвечерие самое шикарное в этом Кольце, и одно из лучших вообще, и даже не обращаю внимание на такие мелочи, что Флагстад и Сванхольм так себе варианты для Фрикки и Логе. Все студийные эффекты очень в тему, оркестр яркий и эмоциональный, Найдлингер в роли Альбериха отжигает по-полной, как и всегда..

Что касается его Валькирии, то исполнение тоже очень даже приличное (с претензиями по-поводу темпов, кстати, соглашусь), вот только звукорежиссура-то как раз и хромает на обе ноги, по крайней мере на оригинальных пластинках, может для изданий на цифре это как-то корректировалось, не знаю. В той же скачке Валькирий октет задвинут на третий план, так что никакого эффекта присутствия и близко не возникает. Так или иначе, но конкретно эта Валькирия рядом не лежала с Бёмом вживую 67 года, те же Кинг и Нильссон там намного ярче и эмоциональнее, с Зиглиндой Рисанек так вообще никто не сравниться, даже великая Лотта Леманн. Тончайшего нюансирования в оркестре там, конечно, нет, ну это и понятно - запись-то со спектакля. И это как раз таки у Бёма в этой-самой записи совершенно эпохальная скачка, с хорошо выведенным хором. Темпы...как же сейчас порой в спектаклях не хватает такой взвинченности и эмоциональности, всё затянуто до предела почти всегда. Возможные минусы бёмовской записи - разве что невеликий Вотан (Тео Адам, хотя весьма и весьма прилично поющий и играющий) да периодический шепот суфлера.

про исполнения "Золота Рейна"

Ну, я был наслышан о том, что у Шолти очень красочное и эффектное "Золото Рейна" и очень обломался, услышав нечто диаметрально противоположное. Вот у Караяна оно действительно очень красочное и эффектное, почти все акценты на своих местах, хотя местами всё равно не безупречно, я бы его на пять с минусом оценил. У Булеза всё идеально вылизано, и вокальный состав посильнее, чем у Караяна, но в целом как-то скучновато. У Краусса несколько другая трактовка, не похожая на Булеза и Караяна, в целом более эффектная и интересная, но, во-первых, плохая запись, во-вторых много ошибок в исполнении (несколько раз певцы вступали невовремя, рассинхрон в оркестре и пр.). Ещё я бы там отметил блестящего Логе (Эрих Витте). Эти записи я обе оцениваю на четвёрку. Твёрдая двойка без плюса - это Бём. Ливайна я тоже не люблю, но я вообще в принципе не люблю медленные темпы при исполнении Вагнера.