Код участника 12 Конкурсантом был выбран текст номер 4 «Гений общности». Данный выбор был обусловлен личным интересом конкурсанта к феномену гезамткунстверка, понимание которого Рихард Вагнер раскрывает в своих теоретических текстах. Истинные причины того, что данный отрывок текста не был опубликован, наверное, можно найти в протоколах заседания редакционной коллегии, под контролем которой в 1978 году в московском издательстве «Искусство» вышла книга «Рихард Вагнер. Избранные работы». Дело в том, что поставленный в данной номинации вопрос по поводу причин печальной участи забвения неопубликованных частей письменного наследия Вагнера предполагает, надеюсь, по отношению к разным по форме и содержанию отрывкам, - неодинаковый ответ, который мог бы быть, если все судить с точки зрения соответствия материалистическому учению Маркса. На него, увы, приходилось ссылаться и А.Ф.Лосеву во вступительной статье в 1987 году к этой книге. Это советское издание предполагало не полный, но избранный перевод огромнейшего теоретического наследия композитора. Представленный ниже конкурсный перевод показывает, что данный отрывок содержит мало предложений и много постулатов. Это походит больше на развернутый план, тезисы, а не связный текст. Поэтому не буду настаивать, но предположу, что именно исходя из формы изложения, а не только из-за оригинальной трактовки коммунизма, данным отрывком при издании пожертвовали в пользу «полноценных», связных текстов. Гений общности.I, 1. Исконная общность людей: семья, род, нация, созидательная сила общего гения: Язык. Религия. Государство. После их непроизвольного возникновения. Конкретизация собственного бытия в мифе - изображение того же в лирическом произведении искусства. Миф – лирическая поэзия. Миф как непосредственный художественный жизненный процесс изображается в лирическом произведении искусства. Безымянность (деперсонализация) поэта: изображение - постоянно новое и возникающее в различном отличии – есть все, поэт лишь член изображенного товарищества. – Неизмеримая продуктивность этого общего гения: он осмысляет все личное по характеру родового или национального типа, идентифицирует его с представлением о природе, и порождает такое неисчерпаемое богатство, в котором нас обнаруживает теперь все еще легенда и миф. Совершенно сходным образом, всегда репродуцировался непреднамеренно и ново как материал, так и произведение искусства, для которого он послужил импульсом. Изобретение всех форм чисто человеческого искусства на основании изображающего телодвижения, - обзор: всеобщая характеристика, (родовая особенность). 1
героических – пленяющих родовых товариществ: эпос. В нем миф о героях замещен мифом о богах (природе) – который, в лирике, так долго цвел, что поколения пребывали на земле родных держав с рождения и оставались в неразрывной связи с тем же природным состоянием. (Смешение обоих элементов в Одиссее: ) - После странствования, на чужой почве и как господа порабощенного племени, родовые боги природы превращаются в героев2; в герое воинствующее товарищество изображает себя, прославляет свою силу и похождения. Сильно выделяющаяся человеческая индивидуализация – как в мифе о богах индивидуализация сил природы3. Созидательное участие целого племенного товарищества в эпосе. – В порабощенном, интернационализированном народе миф о богах в природе сохраняется, однако же, больше в лирической поэзии: Устойчивое сообщение земледельческого народа с природой, с землей и ее природными структур: смена времен года – древнейшие праздники: празднование весны, сбор винограда и т.д. Пасхальное состязание. Естественное веселье: боги природы в фантастических образах, сатиры, фавны: гномы, ведьмы и т.д., сельские игры в этих фантастических масках; шествия: старейшие основы драмы: комедия. – Вопреки этому, упадок эпоса с неизбежным увяданием господствующих родов героев: происходящие организации государства – ареопаг (христианство: инквизиция), консервативная забота. Патрицианская индивидуальность завладевает народным произведением искусства, драмой, внушает ему праздничные эпическо-героические, консервативные тенденции: трагедия. Измельчение аристократии с народом: но трагедия должна была постоянно следовать решению сатирической пьесы (неизбежная уступка!): когда судьба родов героев была уничтожена, народ прославлял себя в самом свойственном для себя произведении искусства. Чем больше господствующие роды делали религию своим особым достоянием и средством власти, тем больше, в общем-то, народ терял смысл в религии, которая становилась ему непонятной, да, когда правящему она должна была казаться благоприятной, ему - враждебной. Римские Сакра[1]: патрицианское средство власти. Распад римской религии в абстрактное понятие права – собственность. Равнодушие народа к нему. Христианство: власть священника – протестантская власть государей: нерелигиозность народных масс. – Какой интерес был у илота, аттического народа и т.д., до религии, в конце концов? – Так было окончательно потеряно религиозное значение тогдашних сельских праздников. Бог бедных людей: пан. Народный юмор. Фантастические маски – первоначально изображавшие богов природы – в итоге, изображали сам народ, как боги героев, в конце концов, стали сами героями – людьми. Католицизм и его противоположность: героическая аристократия. Новые единичные рода героев: германские завоевания. Новая общность аристократии и собственности: новые илоты и рабы. Фиктивная всеобщность католицизма против этого. Крестовые походы: распад католической общности: монархические подданства: их базис: аристократизм правящих родов. Характеристика этих подданств: языки, искусства. Быстрая огласка лжи этого национализма в сравнении с явлениями Новейшего времени: закат все религий, расточительство интеллигенции и индустрия: зато – нужда рабочих: социализм, коммунизм. Всечеловечность: закат истории, т.е. самовольного поведения отверженных от общности, эгоистичных индивидуальностей. II. Что есть произведение индивидуальности, т.е. самовольного? – Уничтожение родовых и национальных барьеров и обнародование необходимости освобождения индивидуума в человеческой всеобщности. Изображение развития политической индивидуальности. III. Полный обзор. I. Изначальна (родовая) общность людей. Связь с природой, ее творения: язык, религия, обычай, - миф, лирическая поэзия. – Постепенное замещение общности индивидуальностью: героизация 1., народная масса – народы-завоеватели. 2., личность – политика. – Искусство в общем: эпос, трагедия – комедия. – Философия: католицизм: - современный национализм – социализм -коммунизм. В изобразительном искусстве человек учился познавать природу через наблюдение и подражание: опыт был закончен, когда было найдено правильное взаимоотношение между обликом и восприятием сторон человеческой деятельности. До этого в изобразительном искусстве был пережит определенный переход, от непонимания к пониманию натуры: это - основание жизнеспособности в качестве абстрактного, существующего для самого себя вида искусства: он должен был, как всякий другой самостоятельный вид искусства, пройти необходимое развитие особенной природы, которая решает сама, где она подходит к определенным границам специфической деятельности и где она произросла в общих искусствах. Как исполнитель роли природы изобразительное искусство достигло высоты, где оно могло видеть и передавать природу совершенно необезображенно: затем оно остается на этой высоте; оно больше не может придумать, так как то, что оно должно придумать, оно нашло: лишь новый сюжет может еще поставить ему новую задачу, объект же природы остается все тот же - потому что оно может изобразить лишь ставшее, готовое, не становящееся, самопорождение. Оно в этом отношении лишь совершенно монументально, бездвижно: лишь в том искусстве можно открыть вечно новое, у которого есть вечно новый сюжет; это же чисто человеческое, драматическое искусство, потому что оно само изображает человеческую жизнь в движении: сюжет драмы не закрытый, осуществленный для внешнего проявления акт, а изображение бессознательного становления, порождения действий и характеров. Сноски 1. Особенность – это отношение к природе, но не к общему, напротив, к особому своеобразию специального места жительства. Ограниченное восприятие природы; особые боги природы, особые боги племени. Особенность эллинских племен; море, берег. Горные народы, добравшиеся до моря, оставались так долго при геройстве, что морское передвижение было предназначено не для торговли. Приложение переводчика
|
|||||||
Последние комментарии
1 неделя 6 дней назад
1 неделя 6 дней назад
2 недели 3 дня назад
2 недели 4 дня назад
2 недели 4 дня назад
3 недели 3 дня назад
3 недели 4 дня назад
3 недели 4 дня назад
3 недели 4 дня назад
6 недель 6 дней назад