Гений общности

0
Ваша оценка: Ничего

Код участника 12

Конкурсантом был выбран текст номер 4 «Гений общности». Данный выбор был обусловлен личным интересом конкурсанта к феномену гезамткунстверка, понимание которого Рихард Вагнер раскрывает в своих теоретических текстах. Истинные причины того, что данный отрывок текста не был опубликован, наверное, можно найти в протоколах заседания редакционной коллегии, под контролем которой в 1978 году в московском издательстве «Искусство» вышла книга «Рихард Вагнер. Избранные работы». Дело в том, что поставленный в данной номинации вопрос по поводу причин печальной участи забвения неопубликованных частей письменного наследия Вагнера предполагает, надеюсь, по отношению к разным по форме и содержанию отрывкам, - неодинаковый ответ, который мог бы быть, если все судить с точки зрения соответствия материалистическому учению Маркса. На него, увы, приходилось ссылаться и А.Ф.Лосеву во вступительной статье в 1987 году к этой книге. Это советское издание предполагало не полный, но избранный перевод огромнейшего теоретического наследия композитора. Представленный ниже конкурсный перевод показывает, что данный отрывок содержит мало предложений и много постулатов. Это походит больше на развернутый план, тезисы, а не связный текст. Поэтому не буду настаивать, но предположу, что именно исходя из формы изложения, а не только из-за оригинальной трактовки коммунизма, данным отрывком при издании пожертвовали в пользу «полноценных», связных текстов.


Гений общности.

I, 1. Исконная общность людей: семья, род, нация, созидательная сила общего гения: Язык. Религия. Государство. После их непроизвольного возникновения. Конкретизация собственного бытия в мифе - изображение того же в лирическом произведении искусства. Миф – лирическая поэзия. Миф как непосредственный художественный жизненный процесс изображается в лирическом произведении искусства. Безымянность (деперсонализация) поэта: изображение - постоянно новое и возникающее в различном отличии – есть все, поэт лишь член изображенного товарищества. – Неизмеримая продуктивность этого общего гения: он осмысляет все личное по характеру родового или национального типа, идентифицирует его с представлением о природе, и порождает такое неисчерпаемое богатство, в котором нас обнаруживает теперь все еще легенда и миф. Совершенно сходным образом, всегда репродуцировался непреднамеренно и ново как материал, так и произведение искусства, для которого он послужил импульсом. Изобретение всех форм чисто человеческого искусства на основании изображающего телодвижения, - обзор: всеобщая характеристика, (родовая особенность). 1
2. Ликвидация родовой особенности через индивидуальность до полного господства произвола.
Начало истории. Характерное отличие истории от мифа. – геройство 1) масс, т.е. родового товарищества. Смешение, т.е. угнетение более культурных – земледельческих – народов воинственными – в большинстве своем горными и охотничьими племенами. Характеристика порабощенных народов: упрямство, право на собственность, индивидуальный произвол – (патриархат) – слабости: наконец, признанная порабощением потеря и гибель национальности; остаток: хлебопашец - без права на собственность; работник - без дохода от работы: рабы. – Характеристика господствующих племен: постоянная родовая общность в языке, религии, державе, мифе и искусстве. Общинность права на собственность: также под этой собственностью подразумеваются люди. Земледелие и домашняя работа деградируют до принудительной работы рабов: без естественной, необходимой деятельности узы общности теряют вместе с тем плодоносный источник, становятся непродуктивными. Вся деятельность есть лишь военные вылазки вовне и забота о поддержании кабалы порабощенных внутри. Начало заблуждений по отношению к себе и постепенная потеря понимания собственного существования: художественная (преднамеренная) наглядность того же самого в законодательстве, т.е. насильственное удержание старых, непроизвольных представлений о существовании общности в то время там, где они уже равным образом переменились при изменившимся существовании. Давление законов. Закон и грехи. Насильственная изоляция, - испорченность недостатком необходимой деятельности, - сжатие до касты аристократов. – Порабощенные поколения народа, которые становятся все более необходимыми своим господам, - крестьяне-земледельцы, рабочие - в конце концов, образуют ядро оппозиции, которая окончательно - с началом истории – известна как демократия. ( Что было до того с илотами и мессенцами, возникает в итоге как демократия в Афинах, первом чисто политическом государстве.)

Скандинавия – миф о богах.

}

общественное произведение искусства
Франкония – миф о героях.

героических – пленяющих родовых товариществ: эпос. В нем миф о героях замещен мифом о богах (природе) – который, в лирике, так долго цвел, что поколения пребывали на земле родных держав с рождения и оставались в неразрывной связи с тем же природным состоянием. (Смешение обоих элементов в Одиссее: ) - После странствования, на чужой почве и как господа порабощенного племени, родовые боги природы превращаются в героев2; в герое воинствующее товарищество изображает себя, прославляет свою силу и похождения. Сильно выделяющаяся человеческая индивидуализация – как в мифе о богах индивидуализация сил природы3. Созидательное участие целого племенного товарищества в эпосе. – В порабощенном, интернационализированном народе миф о богах в природе сохраняется, однако же, больше в лирической поэзии: Устойчивое сообщение земледельческого народа с природой, с землей и ее природными структур: смена времен года – древнейшие праздники: празднование весны, сбор винограда и т.д. Пасхальное состязание. Естественное веселье: боги природы в фантастических образах, сатиры, фавны: гномы, ведьмы и т.д., сельские игры в этих фантастических масках; шествия: старейшие основы драмы: комедия. – Вопреки этому, упадок эпоса с неизбежным увяданием господствующих родов героев: происходящие организации государства – ареопаг (христианство: инквизиция), консервативная забота. Патрицианская индивидуальность завладевает народным произведением искусства, драмой, внушает ему праздничные эпическо-героические, консервативные тенденции: трагедия. Измельчение аристократии с народом: но трагедия должна была постоянно следовать решению сатирической пьесы (неизбежная уступка!): когда судьба родов героев была уничтожена, народ прославлял себя в самом свойственном для себя произведении искусства.
Различие между религией аристократии и народа. Окончательное уничтожение аристократии: совершенная реакция народного произведения искусства против аристократического произведения искусства: комедия. – Эврипид – Аристофан. – Аристофан и Сократ. – Аристократия интеллекта (философия) и искусство культуры (скульптура и живопись.)5 Философ и государственный муж пытается искусственно реконструировать общность: он непреднамеренно держит перед глазами всегда лишь героическую (аристократическую) общность: до сегодняшнего дня раб, несведущий, кажется ему необходимым. Умный принимает себя за правоимущего, потому что умен, - и давит на несведующего, которому он отказывает в том, чтобы тот стал умным. – Абсолютный произвол каждого: закат всей общности – кроме нуждающихся: религия нуждающихся – христианство. Заблуждение, победа и разложение христианства: когда анимизм первого народа гибнет во властолюбивой демократии.

Чем больше господствующие роды делали религию своим особым достоянием и средством власти, тем больше, в общем-то, народ терял смысл в религии, которая становилась ему непонятной, да, когда правящему она должна была казаться благоприятной, ему - враждебной. Римские Сакра[1]: патрицианское средство власти. Распад римской религии в абстрактное понятие права – собственность. Равнодушие народа к нему. Христианство: власть священника – протестантская власть государей: нерелигиозность народных масс. – Какой интерес был у илота, аттического народа и т.д., до религии, в конце концов? – Так было окончательно потеряно религиозное значение тогдашних сельских праздников. Бог бедных людей: пан. Народный юмор. Фантастические маски – первоначально изображавшие богов природы – в итоге, изображали сам народ, как боги героев, в конце концов, стали сами героями – людьми. Католицизм и его противоположность: героическая аристократия. Новые единичные рода героев: германские завоевания. Новая общность аристократии и собственности: новые илоты и рабы. Фиктивная всеобщность католицизма против этого. Крестовые походы: распад католической общности: монархические подданства: их базис: аристократизм правящих родов. Характеристика этих подданств: языки, искусства. Быстрая огласка лжи этого национализма в сравнении с явлениями Новейшего времени: закат все религий, расточительство интеллигенции и индустрия: зато – нужда рабочих: социализм, коммунизм. Всечеловечность: закат истории, т.е. самовольного поведения отверженных от общности, эгоистичных индивидуальностей.

II.

Что есть произведение индивидуальности, т.е. самовольного? – Уничтожение родовых и национальных барьеров и обнародование необходимости освобождения индивидуума в человеческой всеобщности. Изображение развития политической индивидуальности.

III.
Позиция индивидуального гения в современности. - Необходимость спасения в общности. Исторический и социальный порыв к этому. – Причина непривлекательности в современной жизни. Изображение общности будущего. Товарищества. Общины. Разница возрастов: - природное многообразие. – Воспитание. Любовь. Возраст. – Всеприсутствие всех моментов жизни в одно и то же время благодаря коммунизму. Общий гений.

Полный обзор.

I.

Изначальна (родовая) общность людей. Связь с природой, ее творения: язык, религия, обычай, - миф, лирическая поэзия. – Постепенное замещение общности индивидуальностью: героизация 1., народная масса – народы-завоеватели. 2., личность – политика. – Искусство в общем: эпос, трагедия – комедия. – Философия: католицизм: - современный национализм – социализм -коммунизм.
II.
Место индивидуума по отношению к общности – политическая индивидуальность: Александр – Наполеон – (бессилие). – Отправной пункт – конечный пункт. Переходы. – Художественная индивидуальность: Ахил – Гёте. (Аристофан – Сократ). – Монументальное. Время. Непродуктивность. Злосчастье. Закат монументального.
III.
Индивидуальный гений и современная общность. – Характеристика современной общности. Непривлекательность. – Избавление. Закат истории и монументального обоснован в социальном порыве современности. – Преследование общности будущего. –

В изобразительном искусстве человек учился познавать природу через наблюдение и подражание: опыт был закончен, когда было найдено правильное взаимоотношение между обликом и восприятием сторон человеческой деятельности. До этого в изобразительном искусстве был пережит определенный переход, от непонимания к пониманию натуры: это - основание жизнеспособности в качестве абстрактного, существующего для самого себя вида искусства: он должен был, как всякий другой самостоятельный вид искусства, пройти необходимое развитие особенной природы, которая решает сама, где она подходит к определенным границам специфической деятельности и где она произросла в общих искусствах. Как исполнитель роли природы изобразительное искусство достигло высоты, где оно могло видеть и передавать природу совершенно необезображенно: затем оно остается на этой высоте; оно больше не может придумать, так как то, что оно должно придумать, оно нашло: лишь новый сюжет может еще поставить ему новую задачу, объект же природы остается все тот же - потому что оно может изобразить лишь ставшее, готовое, не становящееся, самопорождение. Оно в этом отношении лишь совершенно монументально, бездвижно: лишь в том искусстве можно открыть вечно новое, у которого есть вечно новый сюжет; это же чисто человеческое, драматическое искусство, потому что оно само изображает человеческую жизнь в движении: сюжет драмы не закрытый, осуществленный для внешнего проявления акт, а изображение бессознательного становления, порождения действий и характеров.
В изображении этого вечного процесса, полного движения, которое особенно содействует постоянно новому придумыванию и освежению, изобразительное искусство может лишь принимать участие, когда в качестве готового, т.е. искусства, ставшего годным для необезображенного изображения природы, следует чисто человеческим потребностям, так что ему, прогрессируя от самых простых до самых высоких запросов, также разрешено участие в постоянно омолаживающей силе творчества. Кроме того, это искусство, которое может снова и снова копировать лишь себя, техника, механика. Каждое самостоятельное искусство не может на сегодняшний день изобрести ничего нового, и, между тем, не только лишь одно изобразительное искусство, но и искусство танца, инструментальная музыка и стихосложение, не меньше. Лишь они развили все свои самые высокие дарования, чтобы в гезамткунстверке[2], в драме, иметь возможность опять изобретать постоянно новое, не по отдельности, только в себе, напротив, как раз лишь в изображении жизни, постоянно нового сюжета.

Сноски

1. Особенность – это отношение к природе, но не к общему, напротив, к особому своеобразию специального места жительства. Ограниченное восприятие природы; особые боги природы, особые боги племени. Особенность эллинских племен; море, берег. Горные народы, добравшиеся до моря, оставались так долго при геройстве, что морское передвижение было предназначено не для торговли.
2. Постепенное отделение человека от природы: приобретение независимости от нее с помощью порабощения людей, которые остаются для него в неразрывной связи с природой. (Организация геройского товарищества.)
3. Нехватка индивидуальности: символически религия природы – типически религия героев.
4. Христианские игры-мистерии с потешными интермедиями. Шекспир и клоун.
5. Пластическое искусство пытается сохранить героическое произведение искусства.
- Оттуда неизменно консервативная тенденция искусства культуры.

Приложение переводчика
Сокращения:
ТиПВ - Труды и Поэзия Вагнера
Примечания:
[1]Римские Сакра – По-видимому, Вагнер имел в виду таинства, sacra – множественное число латинского существительного sacrum, одно из значений которого – богослужение.
[2]Гезамткунстверк - В данном случае перевода выбрана позиция, согласно которой заимствованиям не подбираются аналоговые выражения на родном языке, как, например, и в случае с «гештальтом» или «дискурсом». Переводчик придерживается вслед за некоторыми русскими исследователями мнения, что «синтез искусства» (понятие, популярное на рубеже XIX-XX веков) или «тотальное произведение искусства» (понятие, введенное в употребление в XX веке после Второй мировой войны) не равнозначны обозначению сути гезамткунстверка.