Искусство и революция

0
Ваша оценка: Ничего

Код участника 1

Полное собрание сочинений и писем. Двенадцатый том.


«Искусство и революция»


(1849)

I.

I. Искусство и революция.
II. Художественное творчество будущего.
III. Художественное произведение будущего.

I. «Во все времена богач жил согласно мудрости «Дающий блаженнее берущего» - он вкушал счастье, которого, к своей печали, он незаконно лишил только бедняков. Нынешний же богач говорит «Берущий блаженнее дающего».
II. (Человек по отношению к животным (мясник-охотник). Вопиющая жестокость в обращении с животными, в которых мы видим лишь сырье для нашей индустрии. Верховая езда – любовь к лошадям. Автомобильное вождение = задымление).
III. История музыки: - христианское выражение: «Там, где кончается власть слова, - начинается музыка» = девятая симфония Б е т х о в е н а убеждает: «Там, где кончается власть музыки, приходит слово». – Слово значит больше, чем музыкальный звук.
(Титульный лист рукописи «Искусства и революции»).

II.

Как учили нас монахи и священники, в радости жизни и радости творчества кроется зло, здесь вы их лелеяли, оберегали, и ваша цитадель о том свидетельствует; вы, правители, теперь верны своей славе, так помогите же нам, они теперь совершенно свободны от бесславного сброда, в котором она прозябает: из одолжения промышленности.
(Запись на обратной стороне титульного листа)

III.

Там, где искусство однажды умолкло, появилась государственная мудрость и философия; туда, где теперь государственный мыслитель и философ нашли свой конец, возвращается художник.
(Эпиграф на титульной странице печатного издания).

IV.

Часто превозносимый или отвергаемый идеал в действительности лишь иллюзия. Он состоит в том, что мы желаем считать достижимым и что человеческая Природа с ее истинными влечениями, способностями и наклонностями представляет в виде побудительной силы, оправдывающей себя саму, поэтому идеал есть ничто иное как действительная цель, которая неминуемо выступает объектом наших устремлений; этот так называемый идеал ищет достижения цели, которой для осуществления необходимо выйти за пределы влияния человеческой Природы, так что идеал являет собой лишь признак безумия, охватившего сознания, а никак не проявление здорового человеческого разума. В нашем искусстве до сих пор имело место аналогичное безумие; в действительности христианский художественный идеал мог существовать только в виде idee fixe, порождения горячечного припадка, поскольку его конечная цель находится за гранью человеческой Природы, и в отрицании её этот идеал должен был найти свой неизбежный конец. Человеческое искусство будущего произрастет своими неувядающими и всегда полными сока побегами на плодородной почве Природы, из которой оно поднимется на небывалую высоту, ибо его рост осуществляется всегда снизу вверх, подобно дереву, уходящему ввысь от земли – таково и движение от Природы человека к Духу всего человечества.
(Фрагмент заключительной главы произведения, выпущенный в полном собрании сочинений)