К «Искусству и революции»

0
Ваша оценка: Ничего

Код участника 2

Что касается выбора текстов, то меня заинтересовал факт влияния Фейрбаха на труды Вагнера и характер этого влияния. Что касается второго текста, то я с искренним интересом узнала о том, что Вагнер предполагал создать триаду книг.


К «Искусству и революции»


(1849.)

I

I. Искусство и революция.
II. Мир искусства будущего.
III. Произведение искусства будущего.
I. Обычно богачи жили согласно принципу: «Давать приятнее, чем получать», - он приносит тем большее счастье, что беднякам в нем, к сожалению, отказано. Современные богачи, однако, говорят: «Получать приятнее, чем давать».
II. (Человек – животному. (Мясник – охотник). Нехудожественная жестокость к животным, в которых мы видим лишь товары для индустрии. Верховая езда – любовь к лошадям – Езда = пар.)
III. История музыки: – христианское выражение: «Там где кончаются слова, начинается музыка». = Бетховен, 9 симфония: доказывает обратное: «Там где кончается музыка, приходит слово». – слово стоит выше музыки.)
(Титульный лист рукописи «Искусство и революция».)

II

Как нас учат монахи и священники, радости жизни и жизненного искусства есть зло, а Вы его защищаете и оберегаете, Ваш Вартбург – тому свидетель, и Вы, князья, теперь верны своей славе и помогаете нам, желающим скорее освободиться от постыдной связи, от которой мы изнемогаем: от власти индустрии.
(Написано на обратной стороне титульного листа.)

III

Там, где однажды замолкает искусство, начинаются наука о государстве и философия. Там, где мысли о государстве и философия заканчиваются, вновь вспыхивает художник.
(Девиз на титульной стороне документа.)

IV

Столь часто восхваляемый или отвергаемый идеал в реальном мире - ничто. Он - в том, что мы себе представляем вместе с надеждой на достижение цели, в том, что является движущей силой человеческой натуры с её настоящими стремлениями, возможностями, склонностями; идеал – это не что иное, как настоящая цель, непременная составляющая нашей воли; понимаю этот так называемый идеал как намерение реализовать человеческие силы и стремления, и в этом идеале – отражение сумасшествия больного сознания, а не здравого рассудка. Наше искусство до сих пор находилось в столь безумных обстоятельствах; в реальности христианский идеал искусства мог существовать лишь как идея фикс, как проявление лихорадочного пароксизма, в то время как вне человеческой природы он заимствовал цель и смысл, и затем в ней и должен был найти свой конец, свое завершение. В будущем человеческое искусство наполнится вечно свежими и полными энергии почвенными соками и вознесется на небывалые высоты, ибо рост его идет лишь ввысь, подобно тому, как дерево растет на воздухе, растет из человеческой натуры в душе всего человечества.
(Пропущенный отрывок из заключительной главы эссе в полном собрании сочинений.)