Евро-Прощённый Голландец (Амстердам 2010)

3.666665
Средняя: 3.7 (3 голосов)
"Летучий Голландец" (Амстердам 2010)

(Юха Ууситало, Катерина Наглестад, Роберт Ллойд, Марко Енч, Марина Пруденская, Оливер Рингельхан. Нидерландский филармонический оркестр, дирижёр Хармут Хенхен; Хор Нидерландской оперы; режиссёр Мартин Кушей)

Абстракция? Концепция? Пародия? Аллюзия? Вот нет в моём богатом русском языке такого слова, чтобы однозначно охарактеризовать эту постановку вагнеровского «Летучего Голландца». Классического в ней нет ничего, кроме драматичного любовного треугольника и драматического театрального принципа: если ружьё есть – оно должно выстрелить. Сценография минималистична, но это не тот мрачно-квадратный минимализм, в котором спасает только актёрская игра и крупные планы главных героев (хотя и то, и другое присутствует) – это минимализм-трансформер, в котором выступают вместе и порознь очень узнаваемые персонажи и предметы. Но все они как бы пропущены сквозь призму кинематографа. Нет корабля, однако есть яркие, живописно раскиданные туристы и баулы в ожидании высадки. Голландцы возникают вначале в виде молчаливых людей в чёрных спортивных костюмах с надвинутыми капюшонами – в сумрачном свете за прозрачными дверями. В какой-то момент эта «мафия» начинает вызывать интерес «местных», зато когда один из «мафиози» тонет, окровавленный, в бассейне, это не вызывает интереса ни у кого, кроме Сенты. Классическая сцена прядения заменена ставшей уже даже более стандартной сценой наведения марафета местными красавицами перед возвращением своих. Но Сента прядёт! – и весь хор «крутильщиц» адресован, в сущности, ей одной. Она не сумасшедшая со своим портретом – собственно, и портрета у неё нет, а есть картина с абстрактно-морским пейзажем в сероватых тонах. И не носится со своей картиной эта довольно усталая уже от жизни женщина в «предпоследней» красоте, цепляющаяся за последнюю веру и надежду, что надо жить как-то не так и что она своё настоящее счастье ещё может найти. Звучит тоскливо? Но тоски нет, потому что нет, собственно, жёсткого противопоставления двух ищущих друг друга отщепенцев всем остальным – нет, они этих остальных вполне понимают и даже готовы подстроиться под них, когда надо…

Не буду описывать спектакль последовательно, там много современно-обычного, но много и прикольных режиссёрских находок. Однако они будут интересны больше тем, кто мало-мальски почувствует «откуда ноги растут», то есть любителям драматического театра и кино. Скажу лишь, что конец вполне пристойный – никто никого не взрывает и Третьей Мировой не начинает. Для чистых же любителей классической оперы действо ценно, пожалуй, только с двух точек зрения, главная их которых – ансамбль. Это даже не совсем постижимо моему слабому уму, как дирижёру Хармуту Хенхену удалось через все "буераки" настолько слить воедино Нидерландский филармонический оркестр, оперный хор, солистов и ещё как-то подстроить всё это под режиссуру Мартина Кушей – вполне уважительную по отношению к музыке Вагнера, но всё-таки весьма своеобразную. То есть для такого понимания между дирижёром и оркестром нужны, конечно, годы и годы совместной работы. Причём при передаче океана и отдельных «волн» вагнеровской музыки у дирижёра-то как раз явно была концепция – удивительно и непривычно позитивная для данной оперы. Потрясающий мелодизм и энергетика, привносимая оркестром, лично у меня периодически вызывали улыбку даже там, где ничего весёлого на сцене не происходило. К хору же у меня единственная претензия, но она у меня почти всегда в этой опере – хотелось, чтобы хор голландцев звучал в последнем акте мощнее, они же должны не только вызвать недоумение, но и малешко испугать местных, так я понимаю…

Насчёт солистов сложнее. То есть с Юхой Ууситало в партии Голландца всё просто – это было здорово. Басы великолепные в своей бархатной мощи, а баритональные моменты буквально запускали в тебя клещи, чтобы вытащить всё возможное сочувствие на долю именно этого героя. Внешностью певец вписался в партию хорошо – его габаритный Голландец драматичен, однако ни разу не истерит. Он готов нежно поверить Сенте, но даже, когда уже не верит, не вопит и не истерит всё равно. Вообще, кстати, внешне ансамбль солистов очень подходит друг другу – главное, по возрасту. Даже достаточно молодой Марко Енч (Эрик) со своей простецкой страдательной непонятливостью играет это так, что не выбивается из общего ряда. Катерина Наглестад (Сента) артистически весьма убедительна, однако уже явно отпела свои лучшие годы, лёгкость в верхнем регистре то прорывается, то нет, драматичность иногда переходит в резкость. Но при чудесном, как уже было сказано, сопровождении оркестра на это не так уж часто обращаешь внимание. Хотя такой вариант, прямо скажем, не для ценителей сопрано типа Нины Штемме или Биргит Нильссон (да и Пичонка в последней байройтской аудио-трансляции произвела на меня куда лучшее впечатление). Енч поёт хорошо, такой типичный вагнеровский тенор – сильный, старательный, хотя сам по себе голос особыми красотами, на мой вкус, не блещет (правда, певец, повторяю, молодой, и что он сможет через пять лет, одному богу известно). Марина Пруденская с задором выдала этакую нахальную молодо-модную Мари – звучала прилично и адекватно. А вот Роберту Ллойду пришлось изображать совсем опереточного, довольно жалкого Даланда, потому что ничего другого он уже просто уже не смог бы. Не знаю, в какого тенора – комического или серьёзного – метит Оливер Рингельхан (Рулевой). Казалось, что ближе ко второму, но вокальным аппаратом своим пока этот певец в любом случае владеет слабовато.

В результате, несмотря на захватывающую игру оркестра, постановка произвела неоднозначное впечатление. Интересных моментов и хорошего вокала было в целом больше. Но было и ощущение каких-то мелких недоделок и мелких недопевок… ну, прямо скажем, по бедности. Оно и понятно, Амстердам – не Ла Скала и не Байройт, да кстати, и наш московский «Голландец» был в целом ничуть не лучше. Но наших не жалко – жадных вообще не жалко. А амстердамскую постановку, получается, нужно записывать в какие-то экспериментальные, и вот это как раз жалко, потому что в этих экспериментальных столько фигни водится… как бы ей там не затеряться совсем, в этом болоте…

Посмотрела с удовольствием

4

Посмотрела с удовольствием и даже жалела по ходу, что не сижу на живом, ещё более энергетически зараженном спектакле. Но реально по второму разу смотреть, возможно, и не стала бы – всё-таки полутора классных основных солистов вместо трёх (Эрика не считаю) для меня мало, несмотря на прочие плюсы. Однако ценителям шикарных Голландцев, современных постановок и улётного вагнеровского симфонизма вполне рекомендуется.

Постановка на самом деле –

3

Постановка на самом деле – типичный «евро-трэш» и трогает разве что проникновенной игрой Голландца, Сенты и Эрика, мало связанной с модерново-банальной сценографией. Никакой пародии лично я в ней не усмотрел. Абстракция с картиной была, да, но ничего иного оригинального в постановке нет. Согласен, что мужской состав солистов действительно не по-провинциальному хорош (за исключением Даланда – это, конечно, слёзы, а не пение). Но Сента, при всём визуальном попадании в образ, вокальными своими потугами лично у меня вызвала больше раздражения, чем сочувствия. В общем понятно, почему на эту запись делают скидку в 20%. Какой-то откровенной порнографии и гадости в постановке нет, это правда, но в целом уровень самый средний. Посредственная Сента и более чем посредственный Даланд уравновешиваются убедительными во всех отношениях Голландцем и Эриком. Ууситало (наконец-то я его увидел!:-) тут действительно, похоже, на пике вагнеровской вокальной формы, а тенор Енч (тоже вижу впервые) так вжился в роль, что как-то даже забываешь, что он поёт – настолько у него всё естественно. Однако массовые сцены с так называемыми «концепциями» постоянно снижают драматический накал в отношениях главных героев. И кстати, хор как таковой, по мне, несколько недотягивает до хорошей вагнеровской плотности не только у голландцев, но и вообще у всех.
Одним словом, тыщи рублей за это зрелище, пожалуй, что и не жалко, но видео-запись Завалиша – та, которая с Варади и Хейлом – лучше на порядок.

Сколько людей, столько и

4

Сколько людей, столько и мнений, естественно, но мне постановка показалась как раз очень интересной. И вовсе это не «евро-трэш», а как раз напротив, пародия на него и на голливудский масскульт, начиная от Людей в Чёрном и заканчивая бесконечными стеклянными дверями, которые то можно пройти, то нельзя, как в заправском триллере. При этом главные герои остаются совершенно вагнеровскими и настоящими в этой глянцево-застеклённой реальности!

Про певцов я по большей части согласна с предыдущим комментатором – состав неравноценный, и Сенту там явно хотелось бы услышать какую-то другую, с более устойчивым и ясным вокалом. Но Юха Ууситало – великолепный Голландец. Может, он малость и пошире Хейла, но и голос у него мощнее и драматически выразительнее. Я не хочу сказать, что Хейл был плох в той записи, просто его Голландец получился, по-моему, каким-то одномерным. А у Ууситало – это вроде бы и хорошо узнаваемый современный, но в то же время и вечный персонаж с набором эмоций от раздражённой жёсткой угрюмости через трепещущую, не верящую своей удаче нежность до высокого трагизма. И насчёт хора и оркестра – это ув. Слетелена верно написала – действительно удивительно слаженный и отточенный ансамбль, совершенно неожиданный в «невагнеровском» Амстердаме, образовался под руководством дирижёра Хармута Хенхена.

Так что я бы ещё подумала, что ставить – «отлично» или «прилично» из-за одной только Сенты (потому что Даланд у Роберта Ллойда получился, по-моему, такой натуральный и смешной, что ему всерьёз напрягаться с вымученно-вагнеровским пением и не надо было совсем). Но мне, честно говоря, не очень понравился конец спектакля (я вообще весьма придирчива именно к началам и концам даже отдельных актов, тем более – всей оперы). Вернее, сам по себе он мне понравился – не понравилось, что режиссёр слишком затянул изящную, но совершенно статичную, мёртво-лежачую сцену Сенты и Голландца. Это выглядело, мягко говоря, странно на фоне остальной постановки с её чётким ритмом и продуманными акцентами. Поэтому всё-таки четыре звёздочки я поставлю, несмотря на в целом очень положительное впечатление от этого голландского «Голландца».