Новости лейбла "Мариинский"

Обложка диска Вообще-то, эти новости не совсем новые, официальное представление нового диска с "Валькирией" состоялось ещё 11 февраля и он даже уже, по слухам, есть на "Погружении" - но только 22 февраля, на концертном исполнении "Золота Рейна" мне удалось этот диск и впервые увидеть, и купить, и даже получить на вложенной книжечке автограф маэстро Гергиева - после завершения "Золота Рейна" была объявлена "автограф-сессия". Не то чтобы я собирала автографы - но в общем порыве тоже не устояла :-)

Состав "Валькирии" совершенно звездный: Кауфманн, Аня Кемпе, Петренко, Губанова, Рене Папе и Нина Штемме - и совершенно непонятно, когда и где Гергиев умудрился их всех вместе собрать. Кауфман и Кемпе пели полтора акта из "Валькирии" позапрошлым летом, Папе и Штемме исполняли другие полтора акта в прошлом году - но, с другой стороны, не может же быть, чтобы эта запись была склеена из кусочков разных лет! По правде говоря, фотография с Кауфманом в книжечке - явно не с того "живого" выступления, на котором я два года назад присутствовала - так что, может быть, Гергиев и собрал их всех вместе как-то "за сценой" специально для записи. Послушать пока целиком не удалось, хотя первые впечатления весьма благоприятные! Но в любом случае, по предложению Слетелены, на общедоступную аудиозапись можно и нужно честно писать рецензию.

В этой же заметке я хочу рассказать о концертном исполнении "Золота Рейна", как об уникальном и преходящем событии. (Хотя само "Золото" обещают в записи лейбла "Мариинский" уже этим летом). В отличие от "Валькирии", все исполнители были наши, артисты Мариинского театра (или, во всяком случае, российские), и даже не самые "звездные" - и тем не менее, впечатление получилось сногсшибательное, просто праздник для души! Вероятно, так получилось не столько из-за каких-то особых собранных вместе дарований, сколько из-за того, что в этот вечер все были, что называется, в ударе, у Гергиева было отличное настроение, исполнители всех партий, даже самых маленьких, все время находились на сцене и с интересом слушали - и слышали, переживали, играли! Всех было не только интересно слушать - на них было интересно смотреть - ну никаких постановок не нужно при таком исполнении, самый гениальный режиссер это бы только испортил!

Я далеко не поклонница Владимира Ванеева, при его несомненном безупречном профессионализме - но в этот раз его солидная и даже несколько самодовольная манера, (которая у меня всегда вызывала ассоциацию с каким-нибудь секретарем обкома), оказалась стопроцентным попаданием в образ. Роль Логе замечательно исполнил Михаил Векуа - не уверена, что он официальный солист Мариинки, до сих пор я его не видела, хотя, говорят, он недавно пел у нас Радамеса. Голос очень сильный, хотя и несколько, возможно, слишком металлический - но для Логе тоже и голос, и внешность и очевидное чувство юмора певца подошли идеально. Сильное впечатление произвел Эдем Умеров в роли Альбериха - в общем, не буду перечислять весь состав, молодцы были все (не говоря уж про оркестр и самого маэстро)!

По сообщению ИТАР ТАСС Гергиев рассчитывает с помощью выпуска всего "Кольца" на лейбле "Мариинский" представить миру российских артистов - и да, если уровень будущей записи "Золота" будет таким, каким его продемонстрировали 22 февраля в Концертном зале Марииинки - российские артисты имеют все шансы не ударить в грязь лицом даже по сравнению со звездной "Валькирией"!

Книжечка с автографом Гергиева

М-да... если то, что написала

М-да... если то, что написала уважаемая Monstera в первом абзаце, действительно так, то чего-то я в маркетинговой политике лейбла "Мариинский" явно не понимаю. Эта запись "Валькирии" прекрасно продавалась на "Амазоне" уже в начале января, и уже тогда я зачла её Гергиеву за выпущенную. А официальное представление было, значит, только 11 февраля - это в Питере-то, то есть именно там, где своего маэстро лучше всего знают и больше всего любят. Возмущаться не буду, но всё ж таки довольно изумительно...

А вот насчёт того, что запись склеивается из кусков - это как раз вполне нормально. Никто опер, собирая всех солистов сразу, за три дня не записывает. Собственно, хороший звукорежиссёр на хорошей аппаратуре может склеить всё что угодно, однако при одном ограничении: куски должны быть записаны в одинаковых условиях. То есть аккуратно склеить концертные куски со студийными едва ли возможно, до такого технический прогресс, по-моему, ещё не дошёл )) И обойтись при сведении только имевшимися концертными вариантами, типа, полтора акта плюс ещё полтора, тут опять-таки невозможно. Партии четырёх основных - в вашем случае "звёздно-иностранных" - солистов "Валькирии" действительно легко разбиваются на дуэты, но среди этих дуэтов есть дуэт Зигмунда и Брунгильды и ещё небольшой кусок у Зиглинды в третьем акте, которые в прошедшие звёздные концерты попасть, очевидно, не могли. Так что, наверное, Кауфманн, Кампе, Штемме и Папе по мере возможностей подъезжали попарно (благо "дополнительные" Петренко и Губанова у маэстро, в общем-то, всегда под рукой) - и в результате за пару лет назаписали всё, что нужно. Кстати, это даже довольно быстро - некоторые занятые дирижёры-перфекционисты свои "Валькирии" и по пять лет писали.

Что касается "представления миру российских артистов" - мысль, вообще, хорошая. Но, с другой стороны, по-моему, не здорово, когда в "Кольце" сменяется два или три разных Вотана и столько же Брунгильд. Впрочем, что-то мне подсказывает, что по крайней мере с Брунгильдой в мариинском "Кольце" так и не получится. Пойти на эдакий "патриотический" эксперимент было бы слишком даже для Гергиева - во всяком случае, если Штемме готова записываться с ним и дальше и процесс этот не затянется чрезмерно. Через десять лет, понятно, уже лучше будет иметь в виду какую-то другую Брунгильду. Но надеюсь, маэстро не закладывается на такие во всех смыслах неопределённые сроки - хотя это тоже был бы, конечно, своего рода рекорд ))

Вот вроде бы и мысль

Вот вроде бы и мысль правильная, и люди все для записи собрались хорошие, но обложка!… То ли это идеологическая диверсия со стороны менеджмента, то ли глупость конкретного дизайнера, но картинка, столь явно напоминающая о караяновском «Кольце», по-моему, просто неприлична и унизительна и для лейбла, и для Гергиева, и вообще для всех. В результате сразу возникает ощущение вторичного продукта и того, что тебя, как лоха на базаре, хотят купить на самую примитивную ассоциацию. Конечно, желающие купиться найдутся, но я, например, тоже хотела приобрести эту «Валькирию», пока она была в проекте, а теперь, увидев, расхотела – вот и всё.

Думаю, что сходство случайно:

Думаю, что сходство случайно: обложка "Валькирии" сделана в рамках общего дизайна лейбла, который появился задолго до вагнеровских записей. Вряд ли дизайнер, нарисовавшийй "кольцевую" обложку для первых записей лейбла (Шостаковича и Чайковского), собирался вызывать у зрителей ассоциацию с караяновским "Кольцом" :-)

Да, действительно, посмотрела

Да, действительно, посмотрела – всё так и есть. Но кто бы мог подумать, что при столь амбициозном маэстро лейбл настолько не амбициозен!… Ведь такой общий дизайн, без разбивки на серии, предполагает выпуск двух-трёх дисков в год, не больше, иначе каша получится. Но, впрочем, поглядим – года через три, наверное, уже будет ясно, для чего этот лейбл на самом-то деле создавался…