Кольцо нибелунга, Метрополитен опера, 2010-2012

5
Средняя: 5 (2 голосов)
Кольцо Мет 1

По виденным раньше отрывкам из «Валькирии» у меня, признаюсь, сложилось не совсем верное представление об этом цикле. Технологическую часть я явно недооценила, а оркестровую, наоборот, чуть переоценила. Более точное мнение сложилось о вокале – в целом уровень действительно оказался 5 с маленьким минусом. Если сравнивать главных героев с Евро-Кольцом – однозначно лучший Вотан (Брин Терфель), однозначно менее яркая Брунгильда (Дебора Войт звучит хорошо, но, конечно, ни до Штемме, ни до Теорин недотягивает), и более ровный Зигфрид, отпевший без единого сбоя, хотя тенор у Джея Хунтера Морриса настолько лирический, что порой это всё же сильно напрягает. Но – эти голоса вряд ли возможно было услышать на живых спектаклях. Звук определённо писался в студии (хотя зал местами тоже наложен). Естественно, всё вылизано до максимально возможного блеска, голоса вытянуты на такой уровень, на каком Терфель и Войт уже несколько лет не поют, звук от машинерии, на который жаловались многие зрители, убран. Не факт, что так стоит делать всем и всегда, но для этой записи такой перфекцилнистский технологичный подход, по-моему, лучшее решение. Вообще постановка выдающаяся – дорогая, конечно, невообразимо, но результат того стоит, и было бы нелогично подвергать его рискам живой записи.

Когда начинаешь смотреть американское «Золото Рейна», сразу попадаешь в какое-то шокирующе красивое пространство, где настоящие роскошные русалки не только поют, сидя на почти вертикальной стене, но и плавают вдоль этой стены. По этой же всяко-разно освещаемой стене к ним забирается Альберих, потом скатывается, потом опять забирается. Как всё это происходит, непонятно. Только потом в одной из сцен с Логе, тоже периодически перемещающемуся под углом градусов в 50, я на секунду заметила у него нормальную такую цирковую страховку. И такая же система, насколько я поняла, время от времени используется большинством персонажей, кроме великанов и нибелунгов, которым режиссёр выделил отдельные горизонтальные пласты.

Саму конструкцию, из которой постоянно выдвигаются пласты, строятся лестницы, складываются различные комбинации горизонтальных и вертикальных фигур, на которых происходит действие всего «Кольца», я описать не смогу. Как режиссёр Робер Лепаж додумался до неё, тем более не представляю. Знаю только, что этот «герат» весит 40 тонн, включает какой-то дикий управляющий механизм и порядка тридцати компютерно-проекционных и осветительных точек. Проекции только подсветочные и абстрактные, порой причудливые и красивые, как на галлографическом фестивале, порой просто световыделительные, но тоже очень красивые. При этом герои выглядят скорее классично, хотя и с кучей мелких модерновых примочек. Переосмыслительности и концептуальности в режиссуре тоже почти никакой – только отдельные интересные оттенки в проработке персонажей. Но этих оттенков так много, что история в результате всё-таки получается другая – менее обличительно-пафосная и собственно вагнеровская, но более оперная в лучшем смысле этого слова.

Вокально всё тоже не очень обычно, особенно поначалу. В «Золоте Рейна» по-вагнеровски не поёт никто. Артисты выдают сильный, драматически-насыщенный, но по-итальянски мягкий оперный звук. Так поёт Альберих, так поёт Вотан, так поёт Логе – так поют даже Фазольт с Фафнером!

По отдельным персоналиям скажу тут только про тех, кто не участвует дальше. До того, как села смотреть постановку, я состава целиком не видела, титры за усаживаниями тоже практически пропустила, сцена с русалками поразила во всех отношениях, изысканно-нежный, ни на что не похожий вокал Терфеля вызвал упадок челюсти, но когда Доннера вышел петь Дуэйн Крофт – это убило уже вовсе наповал. Когда такие люди поют пятиминутные партии… они что там, совсем с катушек слетели в своей Америке?! В общем, всякий патриот меня поймёт: это было не просто хорошо, а возмутительно хорошо. Но Дуэйна Крофта я обожаю ещё начиная с Онегина бог знает в каком году – а вот того, что у него есть брат, не знала. «Какой очаровательный, аристократичный Логе! – думала я. – Что это? Кто это?..» Ричард Крофт звали этого Логе, и многие, конечно, замечательно проводят эту роль, но Крофт исполнил её по особенному – тонко, эффектно, но вообще без комических ужимок. Получился настоящий дух, который сам по себе, который был до Вотана и будет после, и который помогает ему, как умудрённый и изощрённый премьер-министр помогает молодому королю-герою.

Фазольт Франца-Йозефа Зелига также был настолько обворожителен как в вокальном, так и в постановочном отношении, что в этом месте вагнеровский сюжет уже ощутимо затрещал по швам. Фрейя должна была влюбиться и остаться с таким Фазольтом, несмотря ни на что! Как же она могла… ну да, конечно, все знают, что ей положено вернуться под сестринское крыло, иначе канва порушится... Но вообще это интересный вопрос: ведь многие и до этой постановки добавляли Фазольту обаяния «не по-вагнеровски» – а сумеет ли кто-нибудь привести эту коллизию к сценическому разрешению нового уровня так, чтобы Фрейя всё-таки влюбилась и осталась, но сюжет при этом не рухнул и текст не превратился в бессмыслицу? Да, господа режиссёры, это вам не махровый халат для Вотана придумать, а настоящую концепцию!.. Впрочем, в этом «Золоте Рейна» такая концепция была бы не к месту, и с головой хватило уже постановочной и вокальной приподнятости происходящего. Восхитительно влюблённого бельканто-Фазольта убивает идейно-платонический бельканто-Фафнер – и виноватых нет, все правы, все хорошие, потому что нехорошие, конечно, не могут так петь.

Ещё более непривычно, чем солисты, звучит оркестр. За потрясающей картинкой и очаровательными песнопениями героев порой вовсе забываешь, что он есть. Это такая «итальянщина», какая Баренбойму не снилась, наверное, уже лет тридцать, а Тиллеману с Гергиевым – просто никогда! Но если с солистами такой ход показался мне оправданным и логичным для первой части «Кольца», то с оркестром у Ливайна, по-моему, всё-таки получился некоторый эмоциональный недобор.

Кольцо Мет 2

В «Валькирии» всё пришло практически в идеально-равновесную норму. Музыкально это вообще лучшая часть американского «Кольца». Ливайн, бедолага, там уже не встаёт со стула, но оркестр, наверное, за столько-то лет привык понимать своего дирижёра без лишних театральных жестов – звук течёт волнующейся прозрачной рекой, в классически чётком ливайновском стиле, но по-вагнеровски полноводно и динамично. Сравнивать с Баренбоймом, честно говоря, не хочется – оба были хороши в этой части. Хотя во всех остальных я бы всё-таки отдала приоритет Баренбойму. Фабио Луизи, заменивший Ливайна в «Зигфриде» и «Гибели богов», ведёт блестящий метрополитеновский оркестр хорошо, но специально сказать что-то зрителю про Вагнера не имеет.

Йонас Кауфман, Эва-Мария Вестбрук и Ханс-Петер Кёниг были настолько проникновенны и достоверны в первом акте «Валькирии» (как, впрочем, и во втором), что надо признать: в этом компоненте американская постановка своим накалом, сценичностью и завершённостью у Евро-Кольца однозначно выигрывает. Кауфман, по-моему, на данный момент вообще единственный Зигмунд, не вызывающий вопросов – яркий, сильный, очень героичный и очень человечный одновременно. Певец владеет голосом, пластикой и мимикой просто идеально. Вестбрук подходит ему как по драматически-заниженному тембру, так и по сценическому темпераменту. Представить себе более настоящих, страстных и эффектных Вельзунгов лично я затрудняюсь.

Про Брина Терфеля уже говорила: несмотря на снижающиеся кондиции, всё равно он пока лучший. В этой части «Кольца» он поёт уже «большого» вагнеровского Вотана, поёт так, что при этом можно бы даже не играть, но он ещё и играет так, что это захватывает целиком. Дебора Войт – поёт мощно, делает всё грамотно, никаких хрипов и визгов на записи, естественно, нет, и выглядит певица, к слову, тоже неожиданно молодо и подтянуто.– в общем, всё более чем прилично, разве что немножко негибко. Притом что я, например, ожидала от неё более посредственного исполнения и меньшего соответствия образу, её Брунгильда в итоге очень порадовала. И больше всего именно в «Валькирии», где ансамбли и Терфелем, и с Кауфманом не вызывали никаких вопросов. Стефани Блит, исполнявшая Фрику и «Валькирии» и в «Золоте Рейна» вокально была на высоте, но образ в целом больше запомнился не благодаря довольно-таки средним актёрским талантам певицы, а из-за шикарного яркого платья. И это, кстати, большой респект режиссёру, потому что образ надо создать в любом случае и если исполнитель немножко недотягивает, максимально сделать это за него – очень неглупо.

Визуальный ряд в «Валькирии» не такой разнообразный, как в «Золоте Рейна», и не такой яркий, как в «Зигфриде». Бытию валькирий приданы серо-стальные оттенки, земным персонажам – лесные и земляные. Но акценты в нужных местах проставлены скрупулезно и на монологе Вотана не заскучаешь. Опять же – у всех великолепные костюмы, и я больше даже не буду о них говорить, потому что они великолепны в продолжении всего цикла. Единственный момент, который несколько разочаровал – «Полёт валькирий». Под яркую динамичную музыку девы раскачиваются на некоем многоголовом чудовище – довольно-таки тяжеловесно и неторопливо – но, несмотря на эту неторопливость, видимым образом боятся упасть Эффект сцены в итоге близок к нулю, хотя спели все очень здорово.

Кольцо Мет 3

«Зигфрид» потрясающе смотрится в первой части, где режиссёр, художники и светодизайнеры опять ушли в отрыв, как в «Золоте Рейна» – жилище Миме настолько живописно, что назвать его хижиной не поворачивается язык; Фафнер, лес и проход через огонь сделаны так, что лучше, кажется, и не намечтаешь. Собственно, опера и потом хорошо смотрится – просто возникает небольшая неувязка с исполнителями. В дуэтах с Миме и Странником Зигфрид Джея Хунтера Морриса звучит достаточно адекватно, в лирико-размыслительной сцене «подле Фафнера» – просто замечательно, но дальше с Брунгильдой… Постановка и тут продумана до мелочей, и на картинке дуэт есть, но по звуку он всё-таки не сложился. Войт «делает» партнёра не столько на силе и красоте голоса, сколько на своём профессиональном многолетнем вагнерианстве. И затем, в «Гибели богов», почти все сцены НЕ с ней тоже получились у Морриса лучше. Хотя конкуренция там очень высока, и прекрасно выступили все.

Собственно, в «Зигфриде» большинство солистов тоже выступили прекрасно. Запомнилась – против обыкновения – Эрда в отличном исполнении Патриции Бардон. Эрик Оуэнс – вообще блистательный эксклюзив этого «Кольца». Его Альберих настолько вокально изыскан и разнообразен, что это опять-таки уже не Альберих «от Вагнера», а Яго-Альберих «от Верди-Вагнера». Внешний образ «настоящего нибелунга» тоже принимается сразу, безоговорочно и с внутренней благодарностью за то, что кто-то наконец решился в этой роли на правильный кастинг и довёл его до полного совершенства. Ханс-Петер Кёниг – тоже отдельная история, только другого плана. Хундинг, Фафнер и Хаген – партии, мягко выражаясь, разные, и сделать их все на 5 (а две первых даже с плюсом) – результат, достойный какой-нибудь книги рекордов. И есть у ясного глубокого голоса Кёнига чудесная особенность, стопроцентно соответствующая общей направленности этого цикла: все, кого поёт этот человек, становятся лучше – даже Хундинг, у которого, видно, просто что-то не заладилось с женой, хотя он к ней вроде бы со всем уважением.

В «Гибели богов» Ян Патерсон также вокально и визуально поднял своего Гунтера на такую достойно-человеческую высоту, которой Вагнер вроде бы в виду не имел. И опять-таки сравнительно – Гроховски в Евро-Кольце был отменно хорош, но он сыграл и спел то, что делали многие и до него. Патерсон же вместе с Лепажем сделали больше, и каким-то не совсем даже понятным образом этот амбициозный, страстный, любящий и ошибающийся Гунтер как влитой вписался туда, где обычно истерят неуверенные в себе, слабовольные персонажи с претензией на злободневность. Венди Брин Хармер – ещё один очень яркий луч света в этом радужном царстве. Чудесный звонкий голос, журчащий мелодизм, прекрасная внешность, актёрское обаяние – и, как результат, Фрея на 5+, Гутруна на 5+, и вдобавок Ортлинда в лучших старобайротских традициях «безпростойной» работы солистов. Вальтрауд Майер в партии Вальтрауты также была предсказуемо хороша, работая на контрасте с Войт.

Кольцо Мет 4

В общем, всё было бы отлично, если бы не Моррис со своей совершенно адекватной, даже по-старинному мощной героической внешностью – и вокалом бедолаги-Ленского на фоне правильно-вагнерианской Брунгильды и роскошных Гунтера и Хагена. С русалками пошло получше, рассказ на охоте вырулил уже на 4+, но… Очень досадная история, случившаяся, конечно, не от хорошей жизни, а потому что это была чуть ли не третья вынужденная замена по ходу репетиций. В результате человек выложился на все сто, придраться не к чему, и голос у него вполне приятный и неслабый, просто Зигфрид – это не его. Каким боком ты этого Вельзунга не поворачивай, а петь его без хельдентенорского напора – бессмысленно.

… Вот всё-таки не надо откладывать на завтра – а тем более на послезавтра :-)(. До этого места рецензия была написана по горячим следам и впечатление от постановки было таким сильным, что казалось, последний абзац с кратким описанием сценографии «Гибели богов» можно будет быстренько добавить в любую минуту. Минута в итоге растянулась на полтора месяца, а в голове осталось очень много потрясающих картин из первых трёх частей американского «Кольца нибелунга» – и практически ничего из последней. Почему так – точно сказать не могу, ощущения того, что эта часть слабее прочих, по ходу просмотра не было. Наверное, с этим «Кольцом» просто случился перебор впечатлений, и после «Зигфрида» «динамическая память» уже оказалась забита под завязку. Из того, что всё-таки помню про «Гибель богов»: Гране в полный рост, красивое сопровождение путешествия Зигфрида по Рейну, отличные, очень человечные сцены у Гибихунгов. Войт хорошо отпела конец – да, конечно, прозвучала её Брунгильда не настолько круто, как у Теорин, зато яркий видеоряд только помогал восприятию музыки, а не ломился «концептуально» прочь.

5 баллов!

5

5 баллов!
Могу представить себе «Кольцо» лучше, но только за счёт некоторых моментов в оркестре и некоторых вокалистов. Лучшей постановки классического плана представить не могу – хотя «Валькирия» со второго акта и «Зигфрид» из предыдущего американского «Кольца» мне тоже нравятся.

В целом согласна с рецензией

5

В целом согласна с рецензией и с высокой оценкой записанного американцами «Кольца». Касательно оркестровой части – очевидно, что Ливайн планировал выстроить цикл по нарастающей. Что это не совсем получилось, не его вина – дай бог ему, кстати, здоровья и столько лет, сколько он хочет – и да, получилось как получилось, однако ввиду такого форс-мажора лично у меня в голове скидка на него прошла автоматом, и с этой скидкой отработка двух последних частей Луизи вполне хороша. С основной заявленной вокальной установкой – «поём Вагнера с эффективным привнесением итало-французской манеры» – все солисты тоже отлично справились. Речь, естественно, не о Моррисе, а о записных вагнерианцах, многие из которых выступили в этом «Кольце» совершенно нестандартно, и именно по нарастающей – и непринявших эту музыкальную часть концепции я просто не понимаю. Потому что хорошие «Кольца» в немецком стиле есть, хорошие в итальянском тоже есть, но такого, чтобы один и тот же Вотан начал прелестнейшим итало-баритоном, а закончил эффектнейшим зрелым вагнерианцем – я, например, не видела и очень рада, что увидела хотя бы даже в урезанном Луизи варианте.

Вообще не подозревала, что Терфель может выводить такие трели, какие он выводил в этом «Золоте Рейна» – да он Фигаро пятнадцать лет назад пел гуще и басистее!.. И визуальный ряд у него в этом цикле, конечно, просто запредельный. В «Золоте» – это сказочный молодой бог. Реально минус двадцать лет за счёт изумительной работы гримёра, костюмера, режиссёра видеозаписи, самого Терфеля и, разумеется, Лепажа. Меня эта картина поразила даже больше плавающих русалок и Альбериха Оуэнса – на самом деле тоже абсолютно фантастического. И глядела я, значит, раскрыв рот, на этого Вотана и не могла только понять, зачем у него не просто глаз, но ещё и пол-носа чёлкой занавешены, так же неудобно должно быть. И чего-то кого-то он мне с этой причёсочкой напоминал… А?.. кого – да понятно ж кого – дочу! Эву-Марию Вестбрук из «Валькирии»! А ведь в жизни они совсем не похожи – и как можно было доду…?!?

Не буду ставить подряд десять синонимов слова «супер», чтобы описать свои восторги по поводу филиграннейшей работы Робера Лепажа, скажу только, что в этом потрясённом: «Как можно было доду…?» – я зависала на каждой опере не по одному разу. Под такие тонкие заходы вкупе с дивной сцено-машиной мне вообще-то можно было скормить и какую-нибудь более банальную концепцию )). Но там и концепция не банальная. Потому что посыл, обозначенный уважаемой Софьей как «виноватых нет, все хорошие», на мой-то взгляд, как раз очень концептуален и интересен. То есть, если брать чистую сценографию, она роскошно-абстрактно-классическая. Однако в неё встроено режиссёрское прочтение отнюдь не классическое, во всяком случае если разуметь под классикой типические постановки 30х - 70х годов прошлого века с их простодушным пафосом. Альберих у Лепажа чудо-юдо расчудесное, Фафнер красавец в обоих обличиях – да, можно сказать, что это классика с точки зрения возврата к истокам безоценочного повествования, однако по оперным меркам это нестандарт. И когда при виде нежного мурчания Гунтера и Гутруны друг с другом и с Хагеном, отпадает всякая необходимость защищать их с каких-то «других сторон» – это тоже нестандарт. Лепаж рассказывает историю «Кольца» в вагнеровских декорациях, но без вагнеровских моральных оценок, в то время как большинство делает ровно наоборот – и кто в таком случае ближе к классике? По-моему, ответ напрашивается. Хотя на самом деле меньше всего хочется переубеждать классицистов, которым это «Кольцо» понравилось сценически. Не принявших его вообще, насколько я могу судить, и так слишком много – всем хочется судить абстрактных злодеев из оперы, не размениваясь на конкретных мизераблей из жизни ))

Возвращаясь к постановке – практически единственный момент, который в ней покоробил – всё тот же «Полёт валькирий». Это прямо режиссёрский бич какой-то – ладно ещё тормознутое раскачивание на непонятном драконе в начале, но потом, когда началось очередное шествие «по стопам дорогого нашего товарища Шеро»… Они были совсем игрушечные – уси-пуси, ма-а-хонькие такие скелетики… Не знаю, может, подобная стилизация должна была вызвать улыбку, но тема настолько достала, что уже трудно реагировать на этот всеобщий навязчивый бред без шипения. Ещё меня, помнится, немного задела сцена с Вальтраутой из «Гибели богов» – но постановка тут ни при чём. Просто Майер предстала в этом «Кольце» в каком-то совершенно разобранном состоянии, и созерцать спокойное и уверенное блистание Войт на её фоне было довольно-таки неприятно.

Впрочем, всё это на самом деле мелочи, которые сейчас уже вспоминаются без особых эмоций. Реальный же минус у этой записи, по большому счёту, один – совсем не подходящие друг другу Зигфрид и Брунгильда. Картинка с ними великолепна, как и все остальные, да и каждый из них в отдельности звучит неплохо (между прочим, вполне допускаю, что при Брунгильде типа Креспин из Морриса вышел бы очень даже приемлемый Зигфрид). Но Моррис и Войт настолько «из разных опер», что в дуэтах автоматически подчёркивают вокальные недостатки друг друга. В результате получается эдакая столбовая, жёсткая Брунгильда в паре с лирическим мямлей Зигфридом – и этот диссонанс ещё больше бросается в глаза на фоне завораживающе красивых ансамблей практически всех остальных солистов.

Вообще «из остальных» мне не запомнились только двое – Эрда и Лесная Птица, и только трое – Фрика, Логе и Вальтраута – оставили не однозначно положительное впечатление. Причём Стефани Блит (Фрика) и Ричард Крофт (Логе) не то чтобы активно не понравились – просто показались несколько однообразными. Ко всем прочим комплиментам исполнителям от уважаемой Софьи горячо присоединяюсь – и ещё добавляю Герхарду Зигелю за душевного Миме. Правда, не могу ничего сказать про первый акт «Валькирии», потому что прискакала с московского «Тристана» аккурат ко второму. В двух последних актах «Валькирии» все действительно выступили хорошо и убедительно, но я люблю более «нервных» и звонких Зигмундов, так что для меня всё-таки лучшим в «Валькирии» остался Терфель. А лучшей оперой этого цикла в голове осталось всё-таки «Золото Рейна», которое, помимо режиссуры и сценографии, сильно зацепило именно своей музыкальной нестандартностью. И оркестр там, на мой взгляд, как раз идеально озвучил заданную режиссурой тему «все молоды – и всё только начинается».

Насчёт постановочной команды в целом – на данный момент лучшей работы на четыре оперы кряду представить тоже не могу. Красоты этого «Кольца» – чудо-машина, постановка мизансцен, видео, свет, костюмы, вообще всё – лично меня очаровывали до самого финала. И уже говорила об этом, но готова повторить и в пятый, и в десятый раз: при такой профессиональной и эффектной проработке деталей можно ставить даже ни о чём. За счёт своего технологичного (в широком смысле слова) подхода американцы сейчас и в опере лучшие в 80% случаев, хотя идеи у них там не бьют фонтаном, как в Европе. И ещё – что немаловажно – только в Мет делают такую чёткую, профессиональную съёмку. Даже на трансляциях у них всё грамотно расписано, хорошо выдерживается ритм, и что-то я не слышала жалоб типа «ой, как ненатурально картинка вытянута по вертикали» – нет, всем нравится! Потому что исполнители так, естественно, смотрятся лучше – многие зрители, кстати, даже не замечают этого эффекта, потому что он абсолютно логичный и правильный для оперы. Вот только почему-то другие так не показывают…

Но, кстати, в том «Кольце», что выпущено, по-моему, вообще всё было записано отдельно, не только звук. Оно, конечно, всякое может быть, но вот не верится мне, что такие нереально высокие верхние и хитроумные нижние боковые планы можно снять с живого спектакля. Да собственно, и зачем так париться, когда можно сделать всё по уму? Мне, например, глубоко наплевать, что там видели и слышали «простые ньюйоркцы» на живых представлениях – эта профессионального киношного качества продукция записывалась не для них, а для всех остальных. И – ура дальновидным и не жадным! – во всяком случае с меня они своё получат )) Честно говоря, даже не помню, когда в последний раз покупала что-то на вагнеровскую полку – лет пять назад, наверное. А тут вот решила пополнить, причём не любимыми «Валькирией» и «Тристаном», а – поди ж ты – «Золотом Рейна»! Остальное покупать не буду в надежде, что всё-таки не зря плачу за кабель и это «Кольцо» ещё покажут. Хотя бы раз! А лучше – два… ))

Небольшой оффтопчик

Очень хорошо отношусь к Евгению Миронову как актёру в том числе, но "Гамлет|Коллаж" в Театре Наций рвалась посмотреть всё же больше ради постановки Лепажа. И вроде как-то представляла себе, что звезда современной техно-режиссуры может соорудить из шекспировского сюжета, а всё равно первые пятнадцать минут был положительный шок, и потом по ходу спектакля это ощущение несколько раз возобновлялось. Это не привычный символизм, то есть ещё менее привычный, чем в "Кольце". В операх при филигранной проработке деталей смысловые акценты были всё-таки заметнее, а здесь тебя пробивают все 20 метров светящегося сценического пространства сразу, каждой точкой. И в этом самоценном пространстве-трансформере ещё делает историю восьми персонажей великолепный артист.

Не знаю, как Гамлет, но Лепаж точно Не нОРМАЛЬНЫЙ, нормальная человечья голова такой концентрированно-объёмной картинки родить не может и по боку все общие закономерности человеческого восприятия пускать не будет. Картинка действительно кажется иногда избыточной, это есть, но большую часть времени она работает с Мироновым абсолютно вровень. Поразительные вещи получаются в этом слиянии - образы, порой настолько идеальные, что их не с чем сравнить. В театре такое делается обычно намного абстрактнее, а в кино - намного ходульнее. По итогу, красавцы все - и Лепаж, и Миронов, и вся постановочная и вспомогательная команда. Хотя, наверное, это всё-таки тупиковая ветвь развития драматического искусства - полная конструктивная сбыча декадентских мечт, модерн в кубе, превосходить тут по большому счёту уже нечего, остаётся только делать вариации и снижать расходы по смете. Вагнер был бы в досаде: опять драматический театр обскакал музыкальный. Но на самом деле это здорово, что в музыкальном театре пространства для роста в этом направлении ещё много и у самого "двухголового" Лепажа, и у его последователей.

"Валькирия" по второму разу

5

Во-первых, буду её обязательно ещё пересматривать. Пока на вчерашнем показе случилось ровно то же, что и на трансляции трёхгодичной давности, только по более бредовым причинам - то есть первого вельзунговского акта я так и не увидела. Во-вторых, впечатление, естественно, немного поменялось, но не общая оценка - просто переместились акценты. Кауфманн во втором акте - это, конечно, шедевральная киношная история. Умом понимаешь, что если глаз прикрыть, то вот так, мощно, героично, с нервом, но практически без обертонов - оно всё-таки звучит скучновато. Однако оторвать от этого глаз сложно. Вестбрук показалась более зажатой. Терфель - супер. Наряду с Ливайном и Лепажем именно он главная звезда этого "Кольца", как бы хороши ни были остальные. Вот тут можно глаза открывать, закрывать - результат всё равно выдающийся. По свободе и полётности вокала он не дотягивает в нескольких местах до своего собственного исполнения 10и-12илетней давности, однако главное - выразительность и потрясающая человечность его Вотана - сохранилось, если не усилилось.

Частично изменилось восприятие визуала. Машинерия воспринимается более естественно и гармонично, не перетягивая на себя внимания, что, наверное, хорошо. Построение сцен и проработка ролей почти везде на пять с плюсом и радуют по-прежнему. На этом фоне начала вызывать вопросы излишняя детализация костюмов - хотелось сгладить их поабстрактее и поближе к стилю техно-машины. Правда, так ушла бы, наверное, основная фишка для традиционалистов. То есть тут нужно демократично согласиться, что в постановке Лепажа всем сестрам раздали по серьгам - и пусть оно так и остаётся. Музыкально градус восприятия тоже слегка сместился. Стали заметнее как отдельные фишки, так и то, насколько гармонично они встроены в единую концепцию. Какого-то специального великолепного звучания оркестра нет у Ливайна, но Музыкальная Драма.с большой буквы есть. Немного выпал из неё для меня только диалог Брунгильды с Зигмундом, остальное сделано действительно очень хорошо.

"Валькирия" 2019

5

Эта часть ньюйоркского "Кольца нибелунга" через 8 лет после премьеры вошла в кинотрансляцию Мет. Из солистов прежнего состава осталась Эва-Мария Вестбрук, кажется, только добавившая в профессионализме и не убавившая ни в чём другом. Она выступала первым номером в течении своих полутора актов. С новым Зигмундом не особо сложилось - никакого явного криминала, но это было проходное исполнение и по вокалу, и по игре. С Хундингом Гюнтера Гройсбека получше - это было по крайней мере убедительно спето, хотя образ ушёл в сторону стандартного и никакого концепта в нём уже нет. Очень яркую во всех отношениях Фрику сделала Джейми Бартон - блестящую актрису и жестокую интриганку с единственным проблеском человечности в финале сцены, когда эта человечность уже никому не нужна. Интерпретация традиционная, но доведённая до предела и потому захватывающая - снобистские понты богини сносят на своём пути решительно всё, при таком напоре у Вотана просто нет шансов - Вагнеру, наверное, понравилось бы )) Что касается собственно Вотана - это, конечно, не тот супер-класс, что был у Терфеля, но образ Грир Гримсли, тем не менее, продавил. Не возьмусь точно сказать, за счёт чего - не совсем подходящие у него тембр и манера пения, на мой взгляд, однако из возможного выжат максимум.

Мет 2019Особо отмечу Кристин Гёрке - признаюсь, совершенно мне до вчерашнего дня не известную и исполнившую весьма впечатляющую Брунгильду. В первую очередь, вокально - так тепло, так легко, так выразительно, что несколько раз это вызывало даже абсолютное удивление, откуда кто и что берётся? И артистизм был под стать. Получилась не классическая вагнеровская, но однако же полностью органичная Брунгильда - нисколько не абстрактная, живая, весёлая, игривая, уже понимающая что-то главное, но жаждущая понять всё и всех, действительно чудесное дитя, входящее в свою большую историю. Войт ведь была вполне хороша в этой постановке, но Гёрке сделала больше. В результате шикарный женский компонент почти что компенсировал просевший мужской и даже то, чего, казалось бы, нельзя компенсировать - отсутствие Терфеля.

О прочих участниках процесса. Музыкальное руководство Филиппа Жордана в целом произвело неплохое впечатление. Темпы, опять-таки в целом, легли удачно. Но опера для меня всё же немного распалась на части, аккуратно и тонко сделанные под солистов, и симфонические включения, сыгранные полнозвучно и местами однообразно патетично. Притом стандартно-бравурный "Полёт валькирий" оказался в первой категории - там же поют. - и это безусловно хорошо, что перекрикивать оркестр валькириям тоже нигде не пришлось. Среди самих валькирий образовалась небольшая засада по низам - вполне нормальная, если забыть, что это Мет. И возможно, об этом действительно следует забыть, потому что к большому вагнеровскому юбилею главные оперные театры напряглись так, как вряд ли будут напрягаться в текущем режиме. По итогу общая музыкальная линия прошла скорее не на 5, а на 4+. Не исключено, что это был временный эффект оркестра, слишком долго игравшего эту оперу под руководством одного Главного Босса. Не исключено также, что это был эффект именно трансляции именно в нашем кинотеатре, по качеству звука действительно оставлявшей желать лучшего, так что за это виртуальную звёздочку снимать не буду. Написанное Вагнером так или иначе вытащило действо на нужный градус, и скрупулёзно пересчитывать красоты по гамбургскому счёту на самом деле желания нет.

По постановке. Мизансцены немного изменились, не везде к лучшему, по-моему, хотя и к лучшему тоже было. Машинерия улеглась в гармоничную картинку окончательно, герои стараниями постановщиков и гримёров выстроились строго попарно, причём в паре Вотан-Брунгильда это получилось, опять-таки лучше, чем было. Единственный вопрос остался по зависанию Брюны в финале вниз головой - всё-таки некстати заставлять зрителя соображать, что это не живой человек так висит, а муляж.

К носу Ивана Ивановича, конечно, завсегда хорошо бы добавить брови Кузьмы Кузьмича - ну то есть этих Брунгильду и Фрику туда, в первый состав, к Ливайну. Но не добавляются, к сожалению, брови к носам. Что бы я выбрала в данном случае, не знаю - наверное, всё-таки первичные носы. Хотя объективно и с бровями вышло очень неплохо, и посмотреть этот второй дубль метрополитеновской "Валькирии" определённо стоит (на фото - Финал сцены с Фрикой, справа налево: Гёрке, Гримсли, Бартон)