Из Байройта

Радио "Орфей" (99,2 FM) совместно с "Deutsche Welle" вновь делают нам подарок. На этот раз будут даны все семь опер Рихарда Вагнера, представленных на Байройтском фестивале в 2013 году, плюс юбилейный концерт от 22 мая, записанный там же. Прямой ни одна из трансляций не является, все они будут идти со сдвигом на день.

Три постановки - "Летучий Голландец", "Тангейзер" и "Лоэнгрин" - уже транслировались почти в тех же составах, что заявлены и сейчас. Единственное существенное исключение: "Тангейзера" будет представлять не Тилеманн, дирижировавший в прошлом году совершенно потрясающе, а Аксель Кобер. "Кольцо нибелунга" - продукция новая, и, что там получится, пока не совсем понятно. Однажды я случайно слышала нынешнюю исполнительницу партии Брунгильды и, мягко говоря... в общем, в сравнении с этим возможные проблемы Райана - сущие пустяки. Впрочем, не исключено, что мне просто не повезло.

Итак, расписание по московскому времени:

25 июля, 19 часов
Юбилейный концерт по случаю 200-летия Рихарда Вагнера
Оркестр Байройтского фестиваля,
Дирижер: Кристиан Тилеманн

26 июля, 19 часов
"Летучий голландец"
Постановка: Ян Филипп Глогер
Дирижер: Кристиан Тилеманн
Солисты: Самуэль Юн (Голландец), Рикарда Мербет (Сента), Франц-Йозеф Зелиг (Даланд)

27 июля, 19 часов
"Золото Рейна"
Постановка: Франк Касторф
Дирижер: Кирилл Петренко
Солисты: Вольфганг Кох (Вотан), Мартин Винклер (Альберих), Клаудиа Манке (Фрика), Элизабет Стрид (Фрейя)

28 июля, 19 часов
"Валькирия"
Постановка: Франк Касторф
Дирижер: Кирилл Петренко
Солисты: Йохан Бота (Зигмунд), Аня Кампе (Зиглинда), Вольфганг Кох (Вотан), Кэтрин Фостер (Брунгильда)

30 июля, 19 часов
"Зигфрид"
Постановка: Франк Касторф
Дирижер: Кирилл Петренко
Солисты: Ланс Райан (Зигфрид), Кэтрин Фостер (Брунгильда), Буркхард Ульрих (Миме), Мартин Винклер (Альберих)

1 августа, 19 часов
"Гибель богов"
Постановка: Франк Касторф
Дирижер: Кирилл Петренко
Солисты: Ланс Райан (Зигфрид), Кэтрин Фостер (Брунгильда), Аттила Юн (Хаген), Алехандро Марко-Бурместер (Гунтер)

2 августа, 19 часов
"Тангейзер"
Постановка: Себастиан Баумгартен
Дирижер: Аксель Кобер
Солисты: Торстен Керль (Тангейзер), Камилла Нилунд (Элизабет), Мишель Бредт (Венера), Михаэль Наги (Вольфрам фон Эшенбах)

3 августа, 19 часов
"Лоэнгрин"
Постановка: Ханс Нойенфельс
Дирижер: Андрис Нельсонс
Солисты: Клаус Флориан Фогт (Лоэнгрин), Аннетт Даш (Эльза), Томас Майер (Тельрамунд), Петра Ланг (Ортруда)

Всем приятного прослушивания! Впечатлениями делимся здесь или в соответствующих разделах "Рецензий".

Насчёт прошлогодних составов

Насчёт прошлогодних составов - извиняюсь, не обратила внимания - Сенту в нынешнем "Голландце" будет исполнять не Адриане Пичонка (которая очень понравилась мне в этой партии), а Рикарда Мербет. Молодая немецкая певица, но в Байройте она не дебютантка и уже пела там Элизабет, Фрею и Гутруну в начале 2000х.

Добавлю сюда же

Добавлю сюда же аудиотрансляции из Лондона:

1)23/07 в 16-00 GMT конц-е исп-е " Валькирии " , Nina Stemme , Bryn Terfel, Anja Kampe , Ekaterina Gubanova , Simon O'Neill и др.)
2)26/07 в 16-00 GMT " Зигфрид " ( Lance Ryan, Nina Stemme , Terje Stensvold , Peter Bronder, Johannes Martin Kranzle и др.)
3)28/07 в 15-30 GMT " Гибель богов "( Nina Stemme ,Andreas Schager, Mikhail Petrenko, Waltraud Meier , Margarita Nekrasova и др.).

"Валькирия" на сайте ВВС доступна в повторе до 30/07 (6-02 p.m.)

По-моему, современную оперу

По-моему, современную оперу нужно писать о Корпоративной Конкуренции и её повадках ))

Не уверена, что мне вообще

Не уверена, что мне вообще стоит что-то писать про это байройтское "Кольцо", потому как аккурат перед первой трансляцией сдохло радио в музцентре, весь концерт я потратила на то, чтобы скачать на комп эквалайзер, но он не установился - в результате "Золото Рейна" слушала "как есть", и не факт, что моя звуковая карта даёт верное представление о звуке. Если считать, что этот звук правильный, то работа маэстро Петренко скорее разочаровала. С самого начала оркестр звучал как-то размазанно, музыкальной мысли я не уловила никакой, симфонические кульминации тоже не были выделены никак. Пара мелких киксов - бог с ними, но в общем уровень чуть повыше среднего, то есть совсем не тот байройтский, который демонстрировали Тилеманн и почти все другие приглашённые дирижёры в последние годы. Не хочу сказать, что у Петренко всё было посредственно - нет, темпы варьировались вполне прилично, все соло прозвучали здорово, хороша была изящная и тонкая подстройка оркестра под Воглинду с Вельгундой и под Фрику. Однако целостного впечатления эти моменты не исправили. Не то чтобы мне прямо не спалось без энергических форте в "Золоте Рейна", просто если их нет, это должно заменяться чем-то другим - чистотой звука или какими-нибудь нестандартными акцентами - словом, чтобы было, за что уху поцепляться, а так.. Описанная после трансляции постановка общую симфоническую "подзашоренность" как бы отчасти оправдывала. Но всё-таки: даже если иметь в виду киномузыку - кто сказал, что она должна маскироваться под этакий подчинённый фон? Во всяком случае, в фильмах класса "А" это обычно не так...

О солистах - к сожалению, пока как-то тоже не очень радостно. Собственно, на трёх вышеперечисленных партиях и их исполнительницах - Мирелле Хаген, Юлии Рутиглиано и Клаудии Манке, сделавшей действительно яркую и изысканную Фрику - восторги заканчиваются. Из просто хорошего - само по себе неплохо и выразительно спел Логе Норберт Эрнст, и вот тут он мне скучным не показался - действительно его партия. Правда, у него не очень сильный голос, и оркестр его периодически не по делу заглушал. Что ещё? Ну Флосхильда на самом деле тоже была нормальная... Но по большому счёту, на мой взгляд, "Золото Рейна" без Вотана и Альбериха - это сразу пол-оперы нет. Из описания постановки опять же следует, что озвучивать придурковатого мафиози, которого играет Джек Николсон, можно и таким хриповатым и немузыкальным образом, каким пел Вотана Вольфганг Кох. Однако при том, что ты постановки не видишь, а только слышишь, это незачёт. С Альберихом то же самое и даже ещё хуже - у Коха хоть мощь какая-то есть, у Мартина Винклера нет и этого. От того, что он вроде как играет некоего инфантильного дебила, ушам опять-таки ни горячо, ни холодно, и от того, что к концу товарищ осип, тоже - как было раздёрганно и неубедительно, так и осталось (хотя, возможно, внешне он в этот образ вписался удачно ))

Из второстепенных - Фрея, Фро, Фазольт, Эрда - никак. Душевный голос ведущей трансляции Анастасии Буцко реально зацепил больше всех этих персонажей )). Доннер в исполнении украинца Олександра Пушняка - это просто слёзы и всякие нехорошие мысли о том, что как-то совсем не складывается в Байройте у наших людей - может, место такое не под нас заколдованное?.. Фафнер (Зорин Колибан, если я правильно транслитерурую с венгерского) прозвучал неоднозначно - когда было действительно красиво, лично для меня такая округлая глубина больше ассоциируется с Фафнером-драконом, чем с Фафнером-великаном, а когда её не было, то и никакой другой выразительности не было. Ну и наконец Миме (Бурхард Ульрих) - явился фактически вторым Логе, только чуть-чуть недоделанным, то есть как будто бы тот же Эрнст, только на десять лет моложе. На самом деле прикольный эффект, но осмысленный, только если он был как-то обыгран в постановке.

В общем, дальнейшее прохождение этого цикла внушает мне довольно-таки серьёзные опасения. Вся надежда - на "Валькирию" с Ботой и Кампе...

Самое подходящее определение

Самое подходящее определение для прослушанной байройтской "Валькирии" - непредсказуемая. Удивили все и не один раз - честно говоря, даже устала удивляться от этих американских горок. Началось всё вроде бы логично, в стиле "Золота Рейна" - самой средней грозой (после гости в студии объяснили, что половину "зюскиндов" Петренко просто отсадил, хотя я так и не поняла, зачем). Потом явился Зигмунд, Йохан Бота, которого я очень ждала, и... пошёл концерт буквально разговорного жанра, потому что пением это назвать трудно, тем более оперным, и концерт этот шёл ещё с эдаким "русским" акцентом. Ладно, хорошо, проблемы, всё понятно - будем слушать Аню Кампе, которая начала как раз весьма сильно и прочувствованно. Но слушать Кампе мешал даже не столько невнятный Бота, сколько оркестр, который играл ну очень, очень медленно, с длиннющими паузами, совершенно на слух не объяснимыми - не знаю, может, постановка этого требовала... Мощным и классически-жёстким Хундингом возник Франц-Йозеф Зелиг, однако хватило его убедительности минуты на три. Почему - не понятно. Ну ладно, проворчал он, значит, насчёт поединка, утопал спать. Бота попробовал изобразить "Вельзе, Вельзе" - и сердце у меня, конечно, забилось в пятках, потому что бог с ней, с любимой арией - тут же суть, до конца хоть как-то дотянуть в таком расфокусе. Однако последующую лирическую часть про фрау-солнце Йохан-Зигмунд пролопотал вполне себе мило, так что от сердца отлегло, и оркестр... да, вот в этот момент он играл уже совсем не медленно, а абсолютно естественно и замечательно, и даже не нужно было ничего петь - любовь заполнила пространство без всяких слов и переливалась всеми чудесными красками под лучами заходящего солнца. Вернулась Кампе, слилась в экстазе с оркестром - и я уже настроилась, что "Весеннюю песню" тоже будет петь оркестр, а Бота, значит, постоит рядом и прокомментирует происходящее по мере сил... но вместо этого они устроили забег на время. Бота и оркестр. В таком опереточном темпе "Весеннюю песню" не пел, по-моему, вообще никто и никогда, она для этого совсем не предназначена - так что по итогам забега просто проиграли все, и зачем он был нужен...

И вот так вот и прошла почти вся опера. Кампе взинтила исполнение до совершенно истерического уже в первом акте, вместо шикарной дикции в начале в какой-то момент перешла на вокализ - и тьфу ты господи, но тут Петренко начинает выдавать сумасшедшие красоты, а Бота по ходу распевается к концу акта... Во втором акте это вышел уже вообще другой человек - как бы и не обычный ясный лирический Бота, и немножко ещё тиховатый, но уже весьма выразительный и эффектный героический Зигмунд. Брунгильда Кэтрин Фостер оказалась из той же американско-горочной серии, только у неё горки были ещё покруче - то она пела очаровательным чистым звонким голосом, каким впору озвучивать семнадцатилетних лирических героинь, то слабо и натужно хрипела, то выходила на сильную Брунгильду с темой из "Зигфрида" - в общем, буря в стакане воды и натиск на гималайские вершины в одном флаконе. Единственной, кто в целом просоответствовал ожиданиям, стала Клаудиа Манке со своей Фрикой. Хотя, на мой вкус, она тоже немножко переборщила с эмоциональной составляющей и прямо загрызла Вотана, вместо того чтобы с толком перехитрить и поставить на своём. Но по крайней мере у неё всё было вокально чётко и без провалов.

Вотан у Вольфганга Коха тоже получился нестандартный и не совсем ровный. Однако по сравнению с тем, как он выступил в "Золоте Рейна", это был очень впечатляющий прыжок через три ступеньки вверх - и вот таких неожиданностей можно даже и побольше )). В первых двух своих сценах он как бы тоже разминался, обещал одну ступеньку, предсказуемо более подходящую его голосу, а потом вдруг выдал такой монолог, что я просто заслушалась. Откуда взялась эта чистота, этот мелодизм, эти роскошные обертона?.. В третьем акте он ещё добавил к ним эдакий строго дозированный рык и весьма любопытно разложил, например, своё "отеческое" предупреждение валькириям фактически на диалог. Голос у него, конечно, совсем "тёмный", и ожидать высокого душевного полёта в "Прощании с Брунгильдой" тут сразу не приходилось. Но мне понравилось, как он выкрутился - просвинговав начало и максимально вытянув из себя очень нежную печаль во второй части этой сцены. Не понравился только опять же избыточный гон с оркестром в начале - ускориться было нужно, кто ж спорит, но зачем так сильно? Между прочим, голос его определяют как баритон и говорят, что он ещё недавно Курвенала пел. Не понимаю как, но ладно - в этой "Валькирии" человек по-любому прыгнул выше головы, и слушать это было, конечно, чрезвычайно интересно.

Ну и, возвращаясь к дорогому маэстро Кириллу Петренко и оркестру - забравшись на сугубую вагнеровскую высоту к концу первого акта, они уже с неё почти что не слезали, разве что приспускались, а конкретно-то слезли всего один раз. Где? Естественно, в "Полёте валькирий"! Сами валькирии, естественно, тоже приложили к этому все возможные руки. И сейчас, постфактум, я уже начинаю видеть в этом логику. Если постановка, которую байройтские завсегдатаи отказываются назвать в качестве комплимента даже провокационной, была сделана именно в юбилейном вагнеровском году, то логично, что в ансамбле валькирий, для которого обычно находят двух хороших певиц, в этом году достаточно было оставить одну!.. Ладно, бог с ним, с "Полётом" - будем считать, что это всеобщий режиссёрско-дирижёрский апокалипсис, и пройти его может только самый-самый... Я и правда поверила, что Петренко может им стать.В конце оперы мне уже хватало всего: и форте, и пьяно, и огня, и прозрачности, и симфонизма, и вокализма - это было действительно здорово! Ура! После всех шатких грозовых перевалов это всё-таки случилось - так что "Зигфрида" ждём уже спокойнее ))

Я думаю, что Кирилл Петренко

Я думаю, что Кирилл Петренко не "может стать", а уже есть очень хороший дирижер и со своим выбором К. и Э. Вагнер попали в точку. Уже "Золото Рейна" показало его способность виртуозно провести сложную оперу, не перетягивая внимания на себя - возможность, забытую большинством сконцентрированных на своём "внутреннем мире" современных маэстро. И "Валькирию"оркестр тоже вытянул на себе на три четверти - плавно, ясно, без лишних броских эффектов и, наоборот, подчёркнуто выделяя певцов. При другом дирижёре эти исполнители завязли бы в своих проблемах и огрехах уже на первых двадцати тактах. Исключение - Клаудиа Манке и отчасти Аня Кампе. Первая спела блестящую без всяких "но", классическую и в то же время живую Фрику, вторая выступила сильно и стильно, но драматичность её Зиглинды без виртуозной подработки оркестра не многого бы стоила. Что касается Вольфганга Коха и Йохана Боты, я не совсем уверена, что Петренко даже стоило так возиться с ними, потому что всё равно они свои партии в итоге "слили". Кох хорошо провёл середину, но финал его никуда не годился, и оперу спасло только "Заклинание огня", то есть всё те же Петренко с оркестром. Про Кэтрин Фостер, по-моему, нечего даже говорить, более бессмысленной и несуразной Брунгильды трудно представить и это безусловный просчёт руководительниц фестиваля. Бота ещё, может быть, споёт в другой раз, у Коха тоже есть ресурсы в двух-трёхлетней перспективе, но с этой девушкой всё слишком очевидно - ей действительно надо петь небольшие партии лирических героинь по крайней мере ещё лет десять. И при таком составе - Зиглинда + пол-Вотана + Фрикка - опера тем не менее оставила очень хорошее впечатление. Браво, маэстро!

Браво, маэстро? За

Браво, маэстро? За "Валькирию" в целом - согласна, а вот за "Зигфрида" - опять нет. Природно-описательные сцены и сопровождение солистов-басов прозвучали отточено и убедительно, но саркастическая линия вокруг Миме самому Миме по тонкости сильно уступала, а в последней сцене Петренко с середины просто бросил солистов на произвол судьбы, типа: "Крутитесь, как знаете, а я буду играть своего Вагнера, мне финал надо делать" (прямо по Вашему заказу, уважаемая Echo )) Мастерство, конечно, "не пропьёшь", и Райан довёл своего полу-Зигфрида до конца без особого смущения, Фостер же потерялась в дирижёрском музыкальном потоке совершенно. Не знаю, если кому-то лучше никакой Брунгильды, чем лирическая, может, оно и нормально, но мне такой финал совсем не понравился.

Райану я на самом деле очень сочувствую и думаю всякие нехорошие слова про его агента, доведшего певца, которому нет ещё и сорока, до такого состояния. В течение всех его сцен с Миме (то есть почти весь первый акт и половину второго) было полное ощущение, что слышишь двух Миме - только у одного голос помощнее, а у другого выразительности и собственно иронических нюансов побольше. Громкий и комично поскрипывающий лай Зигфрида-Ланса не то чтобы раздражал своей абсолютной неуместностью - нет, Зигфриды бывают и похуже, к чему уже "привычка свыше нам дана" - но красоты или хотя бы достоверности опере он точно не добавил. А вот Бурхарду Ульриху за Миме в этом "Зигфриде" большой респект, слушалось с огромным удовольствием и иногда даже со смехом, для этой партии законным и желательным. Вольфганг Кох продолжал ковать своего злючего эффектного Вотана - в дуэтах с Альберихом и Миме получилось хорошо. Фафнер Зорина Колибана звучал чудесно - мощь и глубина были действительно пещерные! Единственно, не понравилась очень замедленное драконье умирание - у маэстро Петренко, похоже, вообще весьма своеобразное представление о том, какие сцены в каких темпах проводить, и всё бы ничего, но как-то слишком однозначно он в них зависает, особенно в медленных.

Извиняюсь, но сделаю тут небольшое отступление - просто достало уже. При всяком наборе слова "Фафнер" комп автоматом перекидывает в латинскую раскладку, приходится писать по слогам, потом собирать, и добавление в словарь почему-то не помогает. Кто знает, как избавиться от этого идиотского эффекта для одного конкретного случая, поделитесь, пожалуйста.

Возвращаясь к "Зигфриду" - про остальных солистов сказать особо нечего: никто не провалился и не блеснул. Описание постановки тоже ярких эмоций не вызвало - местами вроде интересно, но общее впечатление - как-то всё плосковато и несвязно. "Валькирия" по крайней мере работала на нас, и не важно, в каком ключе - главное, чтобы о нас вспоминали почаще, а то мы какие-то не шибко популярные, во втором десятке плетёмся, это непорядок. Так что за эту часть товарищу Касторфу спасибо - несмотря на, так сказать, отдельные перегибы )). Зигфрид с мечом и автоматом одновременно, это, конечно, тоже очевидный перегиб - но! Опытным путём зато было доказано, что и непосредственно в опере звук автоматной очереди ложится на музыку Вагнера лучше звука пистолетного выстрела. Вообще-то до этого можно было додуматься и логически, однако логика не самая сильная сторона большинства современных режиссёров. И теперь им уже не надо с ней маяться, а можно просто запомнить как факт: Вагнера со стреляющим автоматом уже ставили, повторять этот броский масскультовый заход не комильфо - а пистолеты и вовсе надо оставить Чайковскому, они под Вагнера вообще не катят!

К сожалению, вышло так, что и

К сожалению, вышло так, что и из "Гибели богов", и из "Тангейзера" я прослушала лишь по половине последнего акта, а "Лоэнгрина" не слушала вовсе. Так что высказывания более удачливых пользователей, для которых завершение байройтского фестиваля 2013 получилось нормальным, внятным и нескомканным, были бы тут весьма актуальны. От себя могу сказать коротко. Первое: Брунгильда Кэтрин Фостер прозвучала в финале поразительно не только по сравнению с тем, что было продемонстрировано в предыдущих операх - это было вообще замечательное, ни на что не похожее, свежее и ясное прочтение Вагнера. Предыдущие вокальные попытки из серии "Брунгильда - молодость мира" обычно заканчивались задолго до "Гибели богов", здесь же, похоже, всё только в последней части и началось. Результат действительно впечатляющий, осталось - всего-то )) - доработать "Валькирию" и "Зигфрида". Честно и абсолютно заслуженно - половина успеха певицы принадлежит Кириллу Петренко и оркестру. Тонкая и грамотная работа. Какой-либо мысли в "Смерти героя" оркестр до меня, правда, не донёс, и вообще по итогам цикла чисто симфоническую составляющую хотелось бы усилить. Но в целом - критических просчётов в выборе основных фигурантов музыкальной части "Кольца", получается, не было - только энное количество недоработок молодой команды, и это внушает надежду.

А вот с "Тангейзером" такая устремлённость вперёд, к сожалению, отсутствует. Кобер после Тилеманна у меня не пошёл совсем, опера просто расслоилась на две части. Оркестр играл либо тихо+нежно, либо громко+быстро - причём последний вариант отбивался очень жёстко, без всяких нюансов и невзирая на певцов. Надь показался мне вроде бы таким же хорошим Вольфрамом, как в прошлом году, Керль добавил отдельных эффектов, но общее впечатление не изменилось - местами чудесно и восхитительно, в остальном интересно и... всё-таки недоделано. Это притом, что сам по себе его голос ложится для меня на эту партию отлично. Ну ладно, обождём ещё...

Но, кстати, ждать тут можно не следующего "Тангейзера", а совсем другого события. Анонс здесь. Предположений по поводу этого "продолжения английского эксперимента" у меня сразу возникла масса, и хотя превалируют из них условно-оптимистичные, в цельную картину они пока как-то не складываются. Очень люблю и уважаю Юровского, но вагнеровских его работ его не слышала и даже не могу представить, как он играет такую доминантную и категоричную музыку. Для меня он всё-таки малеровско-штраусовско-прокофьевский дирижёр. После успеха Зиглинды Ани Кампе в нынешнем байройтском "Кольце" мысль перепеть второй акт "Тристана" выглядит весьма логичной. То есть объективно всё вроде бы "за", однако при всех объективных достижениях лично мне её "Зиглинда в Перманентной Истерике" не понравилась - и Изольда, если она будет такой же, боюсь, не понравится тоже. А Торстен Керль... вот тут как раз всё субъективно "за", действительно назревшее развитие темы, но с такой ли Изольдой?.. И надо же было ещё устроить этот концерт в КЗЧ! Когда выбираю абонементы, даже не смотрю на этот зал - настолько не люблю его акустику. И вот вам здрасьте - прямо-таки проверка на прочность вагнерианских убеждений...