Итоги 2014 года и Живописный опрос

NewY TanneДорогие друзья, всех-всех-всех с Новым Годом! Всем здоровья, любви, счастья, удачи в поиске прекрасных впечатлений, открытия новых увлекательных тем и разрешения всех старых проблем!

Прошедший год, как ни странно, не стал годом всеобщего постюбилейного отдыха от Вагнера. Ранее поставленные спектакли продолжали играть с более чем приличной частотой, немного уменьшилось количество трансляций (что закономерно), зато в концертах Вагнера, по моим ощущениям, стали исполнять даже несколько чаще. Декабрьская же новосибирская премьера явилась вообще очень приятной неожиданностью, доказывающей, что тема пустила глубокие корни на наших просторах. Хотелось бы надеяться, что кто-нибудь всё-таки напишет про эту постановку - если она сделана на хорошем, не провинциальном профессиональном уровне, то это, конечно, прорыв, причём не только для Новосибирского театра оперы и балета. Ещё замечена любопытная закономерность на сайте - мы стали значительно менее жёстко дискутировать по поводу постановок. С одной стороны, это не очень хорошо для самого сайта, но с другой, возможно, некое расширительно-компромиссное мнение о постановочном каноне таки начало вырабатываться, и это не может не радовать.

Тут же хочу всем напомнить, что в теме "Арии" у нас осталось 5 недосоставленных опросов, и туда можно потихоньку накидывать свои предложения. Сами опросы по ариям закончены, обзор по последнему и вообще по всему "арийскому" циклу напишу в ближайшие дни в той же теме. Что касается Клуба - заведение, основывавшееся на предположении об общности интересов вагнерианцев, на деле больше продемонстрировало различие этих интересов, но оказалось, однако же, весьма живым и привлекательным. За что всем активным участникам Клуба объявляется большущая благодарность с крупно набранным девизом "Так держать!" А пока ещё не активных участников я призываю даже не столько писать в имеющиеся темы, сколько создавать новые. Любые! От обсуждения всякого рода событий до каталогизации использования вагнеровской музыки в театре и кино. И пусть никого не смущает отсутствие немедленного отклика и эффекта - в будущем большинство созданных сейчас тем наверняка выстрелит. Технически начинать дискуссию можно как угодно - например, с комментария или сразу запросить расширенные права для создания новых тематик.

Ну и наконец - о нашем традиционно фантазийном новогоднем опросе, на этот раз - живописном. Моё личное мнение на сей счёт таково, что сделать визуальную проработку оперной постановки лучше, чем это уже сделано мастерами живописи, практически невозможно. Особенно - если вести речь о постановках достаточно классических. И в большей части хороших спектаклей элементы живописных (или опосредованно - дизайнерских) работ так или иначе используются. Но делается это чаще дозированно и не комплексно - оформляются какие-то детали декораций, или костюмы, или освещение, или используется общий принцип организации пространства и распределения цветов того или иного художника. Режиссёров, способных задвинуть себя на второй план "ради искусства", чрезвычайно мало. Это ни в коей мере не упрёк, просто констатация факта - немного печального, потому что чётко выраженные "живописные" постановки это чудо в квадрате! Визуальный мастервек, наложенный на музыкальный мастерверк - и, как результат, перфектный кунстверк даже там, где особой общности между этими составляющими на первый взгляд нет.

В предлагаемом опросе каждой вагнеровской опере сопоставлена эстетика определённого художника - из списка нужно выбрать лучшую на ваш взгляд пару. Живописные направления представлены совершенно разные, от экспрессивного барокко и мистики до суперматизма. Что характерно, вся наша тройка - Врубель, Коровин, Малевич - в постановках опер, преимущественно русских, действительно участвовала. Но для опроса лучше ориентироваться не на их театральные эскизы, а на живописные работы, как и у всех остальных. Здесь сделаю небольшое пояснение про Малевича, что конкретно имелось в виду в опросе - не абстракции (типа "Чёрного квадрата"), и не постимпрессионистские работы, а суперматические картины с людьми в пейзажах типа "Спортсменов", "Девушки с гребнем в волосах", "Автопортрета", "Лесоруба", "Сбора урожая" и т.д. Кому больше нравятся абстракции, рада бога, голосуйте за абстракции, только учтите, что в эти абстракции не предполагается помещать людей в обычных современных костюмах или, наоборот, в белых хитонах. То же самое, кстати, всех касается - от Эль Греко до Маке. Положим, испанские воротники персонажам "Валькирии" не нужны, это понятно. И Брунгильда в "Зигфриде" по Руссо не обязательно должна лежать голой на диване среди леса; однако упаковать её в какие-то натуралистические доспехи в этой стилистике никак нельзя. Выбранная эстетика должна в достаточно большой степени распространяться и на костюмы тоже. В какой точно степени, каждый определяет себе сам - главное, чтобы визуальное решение для постановки было всё-таки комплексным.

Если кто-то ничего из перечисленной живописи толком не помнит, сейчас как раз очень удачный момент для вспоминания. Каникулы - Пушкинский, Эрмитаж, Третьяковка в количестве двух штук, Русский музей - всё к вашим услугам. В интернете тоже можно всё посмотреть, тем более что с Блейком и Маке в постоянных экспозициях российских музеев, прямо скажем, никак, да и с Фридрихом и Делакруа в Москве не очень (в Питере получше). Как в других городах нашего вагнерианского представительства, я, честно говоря, не знаю, так что и здесь интернет по ряду позиций, возможно, будет лучшим решением для знакомства или освежения памяти. Одним словом, смотрим, прикидываем, осуществляем небольшой творческий мыслительный или переосмыслительный процесс, сопоставляем - и выкладываем свои соображения, восторгаемся, возмущаемся, недоумеваем, ну и голосуем, конечно. Цель этого опроса, как несложно догадаться, не в выдаче на гора методического списка для режиссёров-постановщиков, а в том, чтобы пораскинуть мозгами и воображением в первую очередь для себя и поделиться своими мыслями.

P.S. Уважаемой Multilinguе - персональная благодарность за оппонентскую помощь с опросом.

Задачка, однако

Если говорить о стиле оформления спектакля, то мне лично трудно выбирать, в конце концов, каждой из драм Вагнера, в общем-то, "подходит" свой, особый стиль оформления, который может смотреться нелепо в другом случае, а выбирать надо только одно, наиболее привлекательное...

Если ориентироваться только на представленные в опросе варианты, то стилистика Эль Греко мне кажется наиболее подходящей для вагнеровских драм. Не знаю, почему, возможно потому, что я просто люблю творчество этого художника. Посему, голосую за толедского грека. Возможно, потом в мою голову придут более рациональные аргументы в его пользу...

Голосовать за своего любимого

Голосовать за своего любимого художника в этом опросе вполне естественно, хотя, конечно, и рациональные аргументы интересно было бы послушать ))... Насчет общей подходящести стилистики Эль Греко для вагнеровских опер не совсем согласна. Для "Кольца" - да, она, на мой взгляд, подошла бы для всех частей кроме "Зигфрида". Для оформления этой оперы в экспрессии Эль Греко недостаёт декоративности, внимания к бытовым и характерным деталям. Из остальных - однозначно да для "Парсифаля", частично и с оговорками - для "Тристана" и "Тангейзера". Для остальных - опять же на мой взгляд - однозначно нет. Собственно, я вообще не вижу эстетики, в которой можно было бы удачно поставить все драмы Вагнера. Ближе всех к "максимальному охвату", наверное, разнообразный романтизм Делакруа и изначально театральный символизм Врубеля, но и для каждого из них есть неподходящие исключения. Вообще живопись - любопытная тема, на которой различия и линии раздела между вагнеровскими операми обозначаются в довольно-таки неожиданной плоскости. Однако это, подчёркиваю, просто возможная тема для обсуждения - голосуем же мы за лучшие пары, а не за некие концептуальные общности и теоретически максимальные охваты. В конце концов, наверное, все согласятся с тем, что каждая опера Вагнера достойна собственной визуальной эстетики! ))

C последним утверждением

C последним утверждением нельзя не согласиться в принципе, хотя оперы "Кольца" хотелось бы видеть если не в одной, то в похожей эстетике. Но раз сказано в теоретическую многоохватность не вдаваться, то я задался вопросом многоохватности практической, то есть цветовой (которой у современных режиссеров, согласитесь, часто не хватает). Для исправления этой ситуации в опросе подходят три француза - Сезанн, Делакруа, Руссо, и один продвинутый немец - Маке. Пара "Делакруа - Золото Рейна" лично у меня не совсем укладывается в голове, хотелось бы поменять его местами с Врубелем, такое распределение было бы, ИМХО, более правильным.

Что касается Руссо и Сезанна, то менять их потребности нет, но по ходу возникает другая небольшая неувязочка: И в "Тангейзере" и в "Зигфриде, на предложенные стилистики отлично ложится начало, а потом встаёт проблема костюмов. И у того и у другого художника люди на картинах либо обнажённые, либо плохо одетые бюргеры. Таким образом с Венерой в сен-виктуарских пейзажах всё прекрасно, для отрицательных персонажей вроде Альбериха и Миме стилистика тоже подходит, но непонятно, как должны выглядеть положительные.

А в разноцветном мире Маке с его парками, домами, витринами и облагораживающими пейзаж элегантными дамами всё понятно. Бюргеры в чёрном и сером, Вальтер в жилетке без пиджака и соломенной шляпе, Ева в новом стильном наряде в каждом акте (эдакая радость для певицы!) и Закс в кирпично- или светло-коричневой гамме. Конечно, этот гражданин начала двадцатого века уже не башмачник - он, так сказать, кутюрье, владелец модного обувного магазина и в каком-то смысле художник-акционист, готовящий некую креативную рекламную акцию во втором акте. И в декорациях Маке суть происходящего совершенно ясна, потому что вот она, та красота, которую не видят люди в сером, но которую видит и воспевает предприниматель-художник-поэт. За что и голосую, и призываю всех поддержать яркое современное решение проблемы, поставленной Вагнером :)

PS: Спасибо за поздравления и добрые пожелания. И Вам,уважаемая Sletelena, и всем вагнерианцам тоже всех благ в новом году!

А что насчёт Бенуа?

Помнится, Бенуа много работал над вагнеровскими постановками, да и Мейерхольд мимо не прошёл. Сохранились ли хотя бы эскизы их работ?

Насчёт Мейерхольда - не знаю,

Насчёт Мейерхольда - не знаю, сохранились ли где-нибудь эскизы к его вагнеровским постановкам, но я почему-то всегда думала, что он их рисовал не сам, он только ставил. Возможно, я ошибаюсь. Возможно также, имеет смысл слазить в музей им Бахрушина, посмотреть, что там есть.

Бенуа один нарылся в чёрно-белом варианте. Заодно туда же, в галерею, закинула эскизы Н. Рериха к непоставленному "Тристану" 1912 года. Предваряя все вопросы, почему Рерих отсутствует в списке для голосования, поясняю:
1) Опрос по живописи, а не по эскизам, и художники отбирались в него, в том числе, по формальным признакам. У них (у обоих Рерихов) на картинах отсутствуют люди и интерьеры - вот по этому формальному признаку они в список и не попали, хотя эстетика у них вполне для Вагнера, конечно.
2) Не буду утверждать категорично, поскольку лично спектакля не видела, но, судя по картинке на сайте, постановка Вагнера в декорациях по Рериху уже некоторым образом существует - это мариинский "Лоэнгрин".

Ogneru:
Пара "Делакруа - Золото Рейна" лично у меня не совсем укладывается в голове, хотелось бы поменять его местами с Врубелем
Тасовать Эль Греко, Делакруа и Врубеля на этих трёх операх можно бесконечно - они и менялись в процессе составления опроса. Финальный вариант был выбран, потому что показалось, что так наиболее ровно и наименее однозначно. Но пока что "Валькирия" всё равно перетягивает голоса на себя - возможно, это действительно было не оптимальное распределение ))

Насчёт Сезанна - мне кажется, что у него персонажей для "Тангейзера" как раз хватает. Дам и девушек в белом и синем вообще сколько угодно - пожалуйста, готовая Элизабет для обоих актов, даже придумывать ничего не нужно. Вполне симпатичных, богемных художников достаточно и для положительных мужских персонажей, хотя здесь можно и придумать ещё что-нибудь под стать декорациям.

У Руссо - да, придумывать не только можно, но и весьма желательно. Вы верно заметили, что его жутковато упакованные люди на Зигфрида и Брунгильду не тянут )) Но ведь никто и не говорил, что все герои должны быть непременно срисованы с картин. Можно, например, включить логическую часть мозга и сообразить, что Миме с Зигфридом даже и не могли быть одеты по-людски, то есть в тканевую одежду - им неоткуда было её взять. Соответственно, можно прописать им что-то условно-природное, выполненное в стилистике окружающего пейзажа. Или какие-то шкурки всем придумать характерные, благо зверей на картинах хватает, и они там, в сущности, вместо людей. Ну а Брунгильде - просто что-то эффектно-абстрактное сделать без лишних реалистических деталей. Облагородить некоторых персонажей с картин тоже можно, если хочется, хотя лично я в этом чудесном лесу пошла бы по другому, более абстрактно-сказочному пути ))

этот гражданин начала двадцатого века уже не башмачник - он, так сказать, кутюрье, владелец модного обувного магазина... За что и голосую, и призываю всех поддержать яркое современное решение проблемы, поставленной Вагнером!
Чтобы проблема, поставленная Вагнером, была таки решена, Вам нужно ещё оформить Бекмессера, чтобы всякому, глядя на него, было ясно - вот он, враг всего хорошего, продавшийся конкурирующему французскому модному дому "Луи Виттон" )) На самом деле идея с креативным владельцем модного магазина мне нравится, вообще люблю тему бурного развития промдизайна и рекламы в начале двадцатого века. Правда, едва ли её любят все... но кто-нибудь всё-таки должен оценить Ваш "Маке-Концепт", как мне кажется.

Хочу также поинтересоваться у почтенной публики: а что за графичность концептуально-бюргерская у нас образовалась? Всех уже разобрали, кроме первого и последнего варианта. Они действительно чем-то хуже других? Или просто "запылились лёжа с краю"?

В продолжение темы оформления

В продолжение темы оформления спектаклей добавлена статья Мейерхольда в связи с его постановкой "Тристана и Изольды". Но речь он там в основном ведёт не о себе и не об этой постановке, а о том, как должно быть вообще. Интересно на самом деле - много странных на сегодняшний взгляд идей, но много и такого, что сейчас уже воспринимается классическим стандартом. А ведь так было не всегда...

Слегка отклоняясь от темы

Уважаемая Стетелена наверняка помнит мои инвективы по поводу "Кольца" в постановке Шеро. Однако всё течёт и всё изменяется. В праздничные дни меня как-то потянуло на то, чтобы пересмотреть/переслушать сие творение. Надо сказать, что некоторые мнения кардинально изменились. Режиссура Шеро, конечно, на грани фола, но не могу не признать того, что это всё-таки талантливо (пусть и не совсем моё). Мнение о дирижировании Булеза изменилось на диаметрально противоположное, хотя некоторой отвлечённости и непринадлежности к вагнеровской традиции у него и не отнимешь. Возможно, знакомство с очень интересными малеровскими записями Булеза повлияло.

Единственное, в чём я по поводу "Кольца"-76 stehe und kann nicht anders, так это в том, что состав солистов крайне слаб.

"Слегка отклоняясь от темы"

"Слегка отклоняясь от темы" можно было и в рецензию на это "Кольцо" зарулить, она же есть на сайте )) Я Вам лучше там отвечу - здесь, собственно, нечего. По части именно сценографии я в той записи ничего особенного не помню, кроме общего сероватого колорита, стильного маятника в "Валькирии", нелепой кантовки трупов там же и.столь же нелепого дракона в "Зигфриде" ))

Демон на Рейне

Они сошлись, две тетралогии – история Демона Врубеля и Нибелунгов Вагнера. Любой части «Кольца» можно было бы назначить своего Демона, однако пару к «Гибели богов» гармонично составил бы и каждый из них – и скульптурная голова в скалистом лесу волос, и Демон Летящий, и Сидящий, и Поверженный. Впрочем, стоит ли искать точные соответствия у двух великих символистов только потому, что в их искусстве и жизненных путях много совпадений? Новаторство с десятилетиями непризнания, любовь к легендарным сюжетам со сказочным антуражем, масштабность формы с выточенными деталями. Всё это так, но не меньше и различий. Михаил Врубель начинал как церковный живописец и реставратор – богоискателем он не был, но в блистательной декоративности его модернистских работ навсегда сохранилась не только глубина образов, но и их загадочность. То есть то, чего не могут дать в вагнеровских постановках ни строгая классичность, ни современная концепция. И, возможно, именно подобной не проговариваемой до конца идеи, тайны этим постановкам и не хватает. Даже преобладающая в картинах Врубеля холодноватая, сиреневато-сине-чёрная цветовая гамма подспудно поддерживает горение этого мистического огня, смыкающегося с небом. И ещё фигуральность – в отличие от диагональных композиций большинства других художников, многие работы Врубеля закольцованы вокруг некоего центрального элемента. Эта дополнительная символистская грань особенно притягательна именно в вагнеровском «Кольце» – а у нас тут ещё и по опросам круг замкнулся. В прошлогоднем литературном голосовании, если кто помнит, лучшим русским сюжетом для Вагнера был признан тоже «Демон», так что народ по этой системе символов высказался уже фактически дважды.

Второе место в опросе заняла «Валькирия» в стиле Эль Греко– чрезвычайно эффектная и тоже совсем не «земная» образная система. Такой яркий, экспрессивный визуальный ряд, наложенный на столь же экспрессивную музыку, имеет шанс вынести мозг даже многим из тех, кто о Вагнере дотоле не помышлял. Правда, слабо представляю, как это можно реализовать технически. Сценография по разноплановому испанцу, надо думать, не составила бы проблемы. Но, во-первых, современные певцы не очень приучены играть подобную «надземность», а во-вторых, выразительности людей, как на картинах Эль Греко, по-моему, в принципе нельзя добиться дальним театральным светом, только ближним. Однако, если бы кому-то всё же удалось сделать постановку в такой эстетике «гламурного космоса», этот человек вписал бы своё имя в историю оперы.

Но самый интересный результат этого опроса – третье место, на котором уселись рядышком Каспар Давид Фридрих и Казимир Малевич. Спокойный, классичный романтизм с лёгким налётом сюра и графичный авангард с лёгким налётом соцреализма – более полярно-противоположной пары найти было невозможно. Тем не менее они встретились в чаяниях наших пользователей, и вот здесь, похоже, действительно есть проблема – естественно, не в пользователях и не в художниках, а в имеющихся постановках «Тристана» и «Лоэнгрина». За последние пятнадцать лет режиссёры явно перестарались с минимализмами, геометризмами, концептуализмами и прочими малоосмысленными «измами» в постановках «Тристана и Изольды». Иначе нечем объяснить, что самую не зависящую от декора оперу Вагнера зрители настойчиво желают смотреть в классическом виде. При этом под классикой разумеется, по сути, абстрактный перенос в 19 век, другую мало кто видел. Поэтому Фридрих воспринимается как сугубо традиционный вариант с возвышенно-трагичными пейзажами, только наконец-то не в серых и не сине-песочных тонах (которые, вообще-то говоря, и есть классика для этой оперы, но её уже успели основательно «обесчестить» всевозможные концептуалисты).

Кстати говоря, постановка отчасти фридриховская уже существует – это тот самый любимый большинством поннелевский «Тристан» с центричной сценографией, символичными деревьями-камушками и специфично розоватыми цветами-светами. Но на полотнах Фридриха символичных деталей, воздуха и света больше – и вот оно, кажется, совершенно понятное направление постановочного движения (по крайней мере, одно из). Однако никто не двигается. Все поглощены концепциями? Нет, на самом деле всех съел ещё более ранний минимализм, в общей массе выхолостившийся до комнатно-дворового. «Зрелище гордости человеческой ни с чем не сравнимо. Тщетны попытки её умалить», – сказал Альбер Камю и, к сожалению, был не прав во второй части этого утверждения. Попытки умалить человеческую гордость не тщетны, если все дружно начинают подменять бой с небом боем со стенами. Это сложно, но ау, великие профи! – кто-нибудь дайте людям света, масштаба и перспективы! И Фридрих вам в помощь.

С «Лоэнгрином» другая история. Этот сюжет по многим причинам плохо воспринимается современным человеком, мотивация и действия главных героев вызывают, по меньшей мере, недоумение, поэтому классические постановки мало кого цепляют. Но и бесконечные грубоватые актуализации раздражают тоже, из чего делается логичный вывод: эту оперу нужно ставить максимально абстрактно. И суперматизм Малевича тут как нельзя кстати. Ясно и графично представляются в нём все герои-идеи «Лоэнгрина». И уже понятна Эльза, выступающая со смелым молодым кличем к новой жизни, но, запутавшись, не удерживающаяся на этой высоте. И почему герой Малевича выводит жену на суд народа, тоже понятно. Много веков молился этот народ на богов войны, и снова взлетит его восторженное заклинание про немецкую землю и оружие, но у народа Малевича главное оружие за спиной – это сине-зелёное поле, и дальше него сторожевые отряды народа «освобождаться» не пойдут. С Лоэнгрином они пошли бы, однако высшим разумом было решено предотвратить войну и смуту ценой счастья Эльзы. Кто хотел демилитаризации и денацификации «Лоэнгрина»? Их есть у Казимира Севериновича! И много чего другого тоже есть.

На четвёртом месте у нас тоже обосновалась парочка – и тоже любо-дорого глядеть, Блейк + Сезанн, – а вообще результаты опроса можно посмотреть здесь. Спасибо всем поучаствовавшим, особенно – оставившим комментарии. Дальше будем полгода разделять Гезамткунстверки на музыкальные дольки, не отвлекаясь ))