Тристан и Изольда, Мариинский театр, 2 марта 2015 года

4
Средняя: 4 (2 голосов)

Тристан и Изольда. Мариинский театр, новая сцена, 2 марта, 2015 год.

Я пролистал все размещенные на сайте рецензии на «Тристана и Изольду», и с удивлением обнаружил, что никто не оставил отзыва на этот спектакль, шедший в Мариинке с 2005 по 2010 год, и возобновленный на новой сцене 2 марта 2015 года. Ну что же, буду первым.

Режиссер-постановщик – Дмитрий Черняков.

Исполнители:

Дирижер – Валерий Гергиев
Тристан – Леонид Захожаев
Король Марк – Михаил Петренко
Изольда – Лариса Гоголевская
Курвенал – Андрей Спехов
Брангена – Екатерина Губанова

Первый звонок дали за 10 минут до назначенного времени начала спектакля. Третий – минут через 15 после назначенного времени. Маэстро появился еще минут через пять. Впрочем, завсегдатаи Мариинки знают: если дирижирует САМ – начало спектакля задержится минут на 15 минимум, исключений почти не бывает.
Итак, свет плавно гаснет, под аплодисменты появляется Гергиев, приветствует публику, оборачивается к оркестру, поднимает руки для первого взмаха, и… тишина. Полная! Абсолютная! Секунд 10 абсолютной тишины. Я никогда, ни в одном театре, не слышал такой тишины перед первыми тактами увертюры. Взмах – и вступают скрипки. Как мне показалось – в очень замедленном темпе. Ну и дальше – знаменитая увертюра «Тристана», исполненная всей грандиозной мощью огромного (в оркестровой яме яблоку негде упасть) оркестра.

На последних тактах увертюры поднимается занавес – и… на сцене ящик, шириной во всю сцену и высотой метров 5, призванный изображать каюту то ли крейсера, то ли лайнера. Причем не пассажирскую каюту – на столе стоит компьютер а-ля 90-е, в углу светятся круглые зеленые экраны навигационных приборов, по дизайну относящихся к 70-80 годам 20 века, офисный кулер с надетой сверху бутылью с водой, ну и тд., и тп. Все остальное пространство сцены затемнено, все действие происходит в этом широком низком пространстве, как в кино.

Изольда в брючном костюме с растрепанными волосами неподвижно стоит около открытого иллюминатора, Брангена мается от безделья, хаотично перемещаясь по каюте, потом садится за стол, втыкает в уши наушники, подцепленные с дисковому карманному CD-плееру. Весь хор «экипажа корабля» разместился (точнее втиснулся) в оркестровой яме. Ну и дальше все буквально и по сюжету: истерика Изольды, Курвенал принес чай в железной посуде на железном подносе, «ларец с заветными снадобьями» - дюралевый чемоданчик с картонными коробочками, Тристан – пожилой, лысенький, в очочках – один в один бухгалтер какого-нибудь рядового советского «Главпромснабтухрыбтреста». Меч Тристана оказывается пистолетом, который Изольда держит, уперев в затылок хозяина, а потом убирает в ящик стола. «Чашу на двоих» Тристан и Изольда распивают из пластикового стаканчика, налитого Брангеной из кулера. После распития оба становятся абсолютно невменяемыми (как у Стругацких: «Был сигнал – не чай они там пьют»), и под хор матросов из оркестровой ямы, возвещающих о прибытии к берегу, Курвенал и Брангена, распределившись по углам каюты, пытаются привести своих невменяемых подопечных в порядок, спешно натягивая подобающую одежду и орудуя расческой и лаком для волос. Конец первой части.

Вторая часть – тот же «широкоэкранный ящик», изображающий гостиничный номер с двуспальной кроватью и большими электронными часами на тумбочке. Сначала из номера выходит тетка в юбке, таща за собой пылесос, после чего туда входят Изольда и Брангена. Изольда у окна вслушивается в звуки охотничьих рогов, потом прибегает Тристан. Весь диалог происходит в хаотичном перемещении героев по этому номеру, в одежде, и ногами в обуви по двуспальной кровати. В какой-то момент занавески на заднем плане раздвигаются, за ними оказываются экраны, изображающие окна. В этих окнах - вид на ночной город с высоты минимум этажа тридцатого, огни освещенных улиц. Несколько беззвучных взрывов на экране, после каждого из них часть улиц погружается во тьму, и наконец за «окнами» настает полная тьма. Не прекращая своего любовного диалога, герои перемещаются вплотную к оркестровой яме, декорации разворачиваются к зрителям задом, показывая всю их изнанку, через минуту поворачиваются в исходное положение, и гостиничный номер оказывается заполненным людьми. Это король Марк со свитой – большой босс с толпой секьюрити. Монолог Марка, потом Тристан сцепляется в драке с Мелотом, и тот в него стреляет из пистолета. Конец второго акта.

Во втором антракте в гардеробах было заметное оживление. К началу третьей части народу в зале заметно поубавилось, видимо остались только те, кто пришел послушать Вагнера в исполнении Гергиева, а остальные, пришедшие посмотреть спектакль Чернякова, увидели все что хотели, и решили, что на сегодня достаточно. Третья часть – «замок предков», представляющий собой квартиру в доме сталинской постройки. Напольные часы в углу, резной буфет, диван, люстра с вентилятором, кровать за занавеской. На диване лежит обмотанный кровавыми бинтами Тристан. Пастухов аж две штуки, один играет, другой поет. По квартире ходят «духи предков», изображающие отца и мать Тристана. Потом появляется Изольда, застающая еще живого Тристана. Увидев ее, он падает, обрушив занавеску, она падает рядом с ним. Потом беготня, суета, перестрелка, на полу трупы Курвенала, Мелота, Тристан оказывается на кровати, рядом садится растрепанная Изольда, и поет свой финальный монолог. С последними тактами финала гаснет свет. И вновь - мертвая тишина через несколько секунд взрывается бурей аплодисментов, не ослабевавших все время, пока на сцену выходили исполнители. Почти никто не покидал зал до закрытия занавеса, несмотря на позднее время – почти полночь.

По исполнению: оркестр был превосходен!!! Тристан – Леонид Захожаев - выступил отлично, хотя местами было видно, как тяжело ему дается эта непростая партия. Король Марк – Михаил Петренко - просто эталонный. Изольда Лариса Гоголевская – в своем неповторимом стиле, который я бы назвал «истеричным сопрано», что впрочем с этой ролью вполне гармонирует. Брангена – Екатерина Губанова, ничем не выделялась, но пела ровно, не затмевая собой Изольду. Слабее всех выглядел Курвенал.

Общее впечатление очень неоднозначное. Мне наверное впервые в жизни хотелось сидеть закрыв глаза, или смотреть куда угодно – в оркестровую яму, в зал, на потолок, на дирижера – но не на сцену. Волшебная музыка, гениальное исполнение шикарным оркестром, хорошие певцы – и такой откровенный бред на сцене. Причем сколько я видел постановок Чернякова – везде эти «ящики», везде железные ведра-тазы, советские люстры-комоды-буфеты, обои в цветочек, нагромождение каких-то сверкающих лампочками и циферками приборов, и полное, просто вакуумное, отсутствие режиссуры!!! Хоть берлинская «Царская невеста», хоть метовский «Князь Игорь», хоть мариинская «Жизнь за царя» - везде одни и те же люстры-комоды-буфеты. Одним словом – халтура низкопробнейшая. И сочетание этой халтуры с шикарным исполнением гениального произведения великого композитора – удручает.
За исполнение ставлю пять, за "видеоряд" - кол с минусом. Но поскольку исполнение важнее, в среднем четыре.

Тристан и Изольда, Мариинский театр

4

Исполнение - "отлично", режиссура - "отвратительно". В целом - "хорошо".

Вот спасибо, kineskop

4

Вот спасибо, kineskop - я уже много лет никак не могла собраться с духом написать на эту постановку рецензию - как хорошо, что Вы меня от неё избавили :-). Теперь с чистой совестью могу ограничиться комментарием - разве что, добавив картинку с мариинского сайта:

По правде говоря, поначалу я даже немного расстроилась, увидев в предполагаемом составе опять Гоголевскую - что-то мне последние несколько раз не везло с ней в разных партиях. И в начале тембр её голоса таки резал мне слух - особенно в контрасте с глубоким голосом Губановой, который звучал не в пример лучше. Но все-таки есть в живом исполнении (или, во всяком случае, бывает) некая необъяснимая магия - уже к середине акта энергетика, которую певица вкладывает в свое исполнение (видимо, та самая пресловутая "харизма") заставила слушателей позабыть и далеко не модельную, увы, внешность и резкий тембр артистки, но увидеть и услышать страдающую Изольду. И да, соглашусь с Кинескопом - по сравнению с этой надрывной самоотдачей Брангена Губановой в конечном счете выглядела довольно бледно - хотя звучала хорошо, очень качественно.

Исполнение партии Тристана Леонидом Захожаевым каждый раз вызывает у меня в голове термин "героическое" - не по отношению к создаваемому образу, (в котором подчеркнуто нет ничего героического), а к тому почти самопожертвованию, которое требуется от артиста, чтобы благополучно допеть до конца, и которое он героически каждый раз проявляет. Но, видно, тренировка даром не проходит - во всяком случае, по моим впечатлениям, он справляется раз от раза все лучше и лучше. Если в первые пару раз, когда я его в этой партии слышала, голос совсем кончался в середине третьего акта, то сейчас Тристан начал слегка похрипывать только в конце второго, но за антракт успешно отдохнул и весь третий акт был в полной форме. Бог даст, когда-нибудь мы доживем и до состава, который можно будет слушать, не зажимая кулаки на счастье перед особо трудными нотами :-). Во всяком случае, Петренко уже сейчас слушать - одно удовольствие, да и, собственно, к остальным молодым участникам спектакля нет претензий - но у них, конечно, далеко не такая марафонская дистанция, как у Тристана. Пока, похоже, Захожаев по-прежнему остается нашим единственным Тристаном, так же как Лариса Гоголевская, при всех к ней периодических претензиях - единственной Изольдой и Кундри (я разок слушала в партии Изольды Сергееву, но увы :-(... )

Маэстро вчера был в ударе, факт! Так, увы, бывает не всегда - и тогда все разваливается, и на первый план вылезает дурацкая постановка, осипшие голоса, лишний вес и прочие огорчения. Но вчера все сложилось - и зал, действительно, замирал, затаив дыхание, в паузах и на пиано, и все режиссерские глупости и технические трудности казались пренебрежимо мелкими перед великой драмой и великой музыкой... И, кстати, довольно редкий случай, оперу не прервал ни один телефонный звонок, зал послушно ждал даже после полного замирания последней ноты, пока маэстро не опустит руки, чтобы начать аплодировать... И даже замеченное Кинескопом поредение (весьма незначительное) зрителей во втором антракте говорит, скорее, о воспитанных, но печально опытных зрителях: "Тристан" и другие оперы с маэстро Гергиевым не раз заканчивались уже после закрытия метро, и люди, которым далеко ехать, предпочли пожертвовать всем третьим актом, чем рисковать выходить во время действия.

Может, я просто привыкла - но по пятому разу даже постановка перестала меня так раздражать, как когда-то - просто проходит мимо сознания :-). Однако, я не могу согласиться с Кинескопом, что режиссура там вообще отсутствует - во всяком случае, во втором акте режиссерский мессадж считывается довольно отчетливо (ну, когда привыкаешь и перестаешь отвлекаться на пылесосы, часы и тв-пульты). Пара перемещается совсем не хаотично, а вполне заметно избегая не то что дотрагиваться, но даже приближаться друг к другу - они поют любовный дуэт на расстоянии нескольких метров друг от друга, в пальто, не вынимая рук из карманов, почти не глядя друг на друга - пребывая в каком-то самодостаточном трансе... По моим впечатлениям, режиссер в понятии liebestod решил выделить и подчеркнуть только tod - маниакальное стремление к смерти, которое, по сути, любовь отрицает - а физической любовью отрицается, почему его герои-любовники и используют кровать только чтобы побегать по ней в обуви :-). Вообще-то, я в вагнеровском либретто этот мотив и сама однажды вычитала - однако, по моему глубокому убеждению, гезамткунстверк - не гезамт :-), а композитор Вагнер был много гениальнее Вагнера-теоретика и даже Вагнера-драматурга, отчего музыка второго акта такое прочтение, на мой взгляд, исключает. А режиссер, думаю, все-таки не имеет права игнорировать музыку ради своих сколь угодно умных теорий... Что же касается комодов-люстр-буфетов - насколько я понимаю, именно мариинский Тристан был первым образцом этой стилистики, а все прочие - уже самоповторы. Что, впрочем, не отменяет моего впечатления, что излишняя бытовая детализация режиссуре только вредит и зря отвлекает внимание зрителя.

Тем не менее, с оценкой соглашусь - во всяком случае, вчерашний спектакль был на твердую четверку.

re

Хотел бы добавить к комментарию первого оратора, что тишина-то перед вступлением была совсем не полной - было четко слышно как где-то в репетиционных залах кто-то разыгрывается на фортепиано. Это было и во всех тихих моментах пьесы. Во время форте в оркестре, наоборот, был какой-то гул, словно фонит аппаратура или некто подвывает в оркестровой яме. Честно говоря в первый раз в нашем театре такое встречаю. В целом прелюдия была сыграна безэмоционально и невыразительно, на троечку. В дальнейшем, однако, именно оркестровая игра являла лучшую часть спектакля, и вовсе не потому что были ужасны остальные, нет, просто оркестр играл действительно качественно и эмоционально. Совершенно замечательно, к слову, был сыгран любовный дуэт во втором акте (хоть я его и вообще не люблю), да и весь третий был сыгран просто здорово.
Дико медленный темп игры в Вагнеровских операх оркестром МТ под руководством САМого (как здесь принято его называть) уже привычен, хотя большей динамичности в темпах мне все же хотелось бы (что несбыточно, видимо).
Постановку особо комментировать нет желания, уж какая есть. Скажу только что наряду с провальными или просто нелепыми моментами в сценографии (как то приглашение Тристана Брангеной, сцена распития напитка в первом, "внезапное" прибытие короля со Марка со свитой в момент кульминации любовного дуэта во втором актах, нелепо валяющийся труп Тристана в самом конце третьего акта), были и откровенно удачные (галлюцинации Тристана в третьем акте, да и почти весь этот акт целиком, это даже несмотря на такие режиссерские шалости, как родовой замок Тристана, на поверку оказавшийся комнатой в коммуналке, на то, как выходит перекурить и заваривает себе чаек Курвенал и т.п). Короче, я уже к таким вещам, видимо, привык и даже почти доволен, потому как ожидал гораздо бОльшей дичи.
Певцы - ну что сказать, их в чем-либо упрекать, думаю, глупо, поют как могут. Первые два акта Тристан-Захожаев, мне показалось, пел замечательно, но в третьем он выдохся примерно сразу и в дальнейшем его было почти или вообще не слышно, хотя мы на третий акт переселились на 10й, где-то, ряд партера. Гоголевскую комментировать не буду, только возникает вопрос почему никто из других местных Брунгильд не поет эту партию? Да и потом - это же единственный за ТРИ года спектакль, могли бы под это дело пригласить певицу из за рубежа (хотя...может санкции коснулись и этого тоже?))) Петренко не порадовал - первые несколько своих фраз он спел оочень убедительно, но затем (после того как зашел в ванную) неожиданно потух. Брангена и Курвенал держались молодцом, мне они очень понравились.
В целом спектакль мне показался очень неоднозначным, но самое главное - сама музыка и то как она передала этот дух не то любви, не то сумашествия, эту взвинченность чувств второго акта и умирающий дух Тристана в начале третьего акта, в общем все это присутствовало, кажется. Сужу, кстати, не только по себе, но и по друзьям, которые Тристана до этого вообще не слыхали.
Поставил бы: постановке 4-, оркестру 4, пению 4-.
Итого - 4 с минусом.
П.С. Все-таки поэтически у Вагнера это самая слабая вещь, IMHO

Во время форте в оркестре,

Во время форте в оркестре, наоборот, был какой-то гул, словно фонит аппаратура или некто подвывает в оркестровой яме. Честно говоря в первый раз в нашем театре такое встречаю
Я думал, что мне это приглючилось. Тоже сильно удивился, все выискивал с биноклем в оркестровой яме, что же это может такие звуки издавать? Мож дирижер насвистывал? :)))
Послушаем сегодня-завтра..