Концерт Михаэля Фолле и БСО п/у Сладковского (19 марта 2015, БЗК)

4
Средняя: 4 (1 голос)

(анонс и программа здесь)

После этого концерта в первую очередь хочется сказать - спасибо! За то, что его не отменили, хотя для этого были достаточные основания. Михаэль Фолле был совершенно не в голосе, однако на концерт прибыл - и таким образом познакомил с очень интересным дирижёром Александром Сладковским всех, кто прежде этого темпераментного маэстро не слышал (а я, например, не слышала). Сам по себе Большой симфонический оркестр им. Чайковского предстал в этом концерте коллективом, слегка урезанным по количеству и в отсутствие Главного, похоже, склонным уже к несколько хаотическому звучанию. Эффектнее всего из симфонической части концерта прозвучал "Полёт валькирий" - здесь сложилось и с оригинальным прочтением, и с драйвом, и с красивым балансом. Даже медные с появлением валторн зазвучали грациозно и чётко. Также весьма вдумчиво и усиленно симфонично была проведена Увертюра к "Силе судьбы", а закрывавшее первое отделение Вступление к 3 акту "Лоэнгрина" порадовало искристой классической ясностью. Во Вступлении к "Тристану и Изольде" отчётливо не хватало отсутствующих виолончелей, негармонично звучали медные духовые, вообще было такое ощущение, что дирижёр тащит оркестр прямо-таки физическим усилием (впрочем, отчасти через свои же супер медленные в начале темпы). Шедшая затем в связке "Смерть Изольды", однако, вырулила к эффектной волнообразной динамике и к хорошему насыщенному звуку. Примерно то же самое было и на Увертюре к "Травиате" - медленное, излишне расплывчатое и громковатое начало перетекло в полнозвучное убедительное продолжение. Словом, универсальным дирижёром я бы Сладковского не назвала, но стиль у него определённо есть, харизма тоже, и это впечатляет. Как и то, что человек, явно заботящийся о своей внешности, реально дирижирует, мало заботясь о красоте своих жестов для публики. Хотя громкие прыжки по подиуму, по-моему, всё-таки следует в таких случаях нивелировать соответствующей обувью. Возможно, оркестрантам и солисту это не мешает, но слушателям мешает точно.

Про Михаэля Фолле в основной части программы особо рассказывать нечего. По большей части он откровенно (и правильно в данной ситуации) тихушничал и берёгся, а почти всякая попытка попеть полным голосом заканчивалась лёгким срывом, что, между прочим, весьма нервно для сочувствующего зрителя - во втором отделении с Верди просто хотелось попросить уже больше этого не делать. Может быть, кому-то такая работа через "не могу" кажется ценной, но, на мой взгляд, мастер-класс на тему "как вытаскивать на выразительности концерт, в котором голоса нет и не предвидится" был ценнее. Монолог Голландца и арию Позы певец реально вытащил на вполне приличную убедительность на одной лишь приглушённой демонстрации палитры эмоций. Ну а Вольфрама и Жермона нужно петь, тут уж по-другому никак. В целом первое вагнеровское отделение удалось лучше вердиевского, и так было бы, наверное, и без вокальных напрягов. Драматической убедительности в голосе Фолле всё-таки больше, чем гибкости и точности акцентов. Хотя, надо думать, в хорошей форме он отлично смотрится и в итальянском репертуаре, потому что как раз смотрится-то он всяко отлично - на пол-головы выше всех окружающих, уверенный, подтянутый, настоящий артист.

Вопрос "Что будем делать с этим фактически слитым концертом - гордо уйдём или всех перехитрим?" маячил на горизонте с середины второго отделения. Михаэль Фолле выбрал второй вариант - и даже, вероятно, не выбрал, а просто проследовал своей стандартной жизненной установке. Я в такие заходы несмотря на принципиальный одобрямс на самом деле нечасто верю, но когда господин Фолле начал признаваться в любви к русской музыке - поверила практически сразу. Это было абсолютно достоверно для личности вот именно такой широты. И - удивительно, но факт - онегинская "Вы мне писали" была спета практически без проблем и стала однозначно лучшим вокальным номером всего концерта. Конечно, был и небольшой акцент и линия, идущая чисто от музыки не всегда вровень со смыслом, но все слова были понятны и общая подача тоже была понятна и звучала в основном убедительно. И без того имевшее место быть недоумение по поводу программы концерта такой поворот только усилил. Почему нельзя было заменить хотя бы арию Форда или Жермона ещё одним Онегиным или Елецким? Кто здесь мог предпочесть плохого Верди хорошему Чайковскому? Порядок - необходимая вещь, но почему, интересно, исполнителей можно заменять при необходимости, а однозначно не подходящую к оперативной обстановке программу - нельзя хотя бы на 10%? Была же, наверное, репетиция с оркестром, где всё это можно было согласовать... Хотя вот как раз насчёт репетиции я несколько раз по ходу концерта начинала сомневаться. Нет, никто ни с кем не расходился и мимо не вступал, однако странно было, что Сладковский считал возможным загонять Фолле с его проблемами за оркестр даже в вердиевской части, где с великим симфонизмом, кажется, можно и подвинуться. Вообще-то такие номера и в исполнении Гергиева смотрятся совсем не здорово, и подражать тут нечему - удивительно, что многим маэстро это не приходит в голову.

Наконец-то от души нааплодировавшись Фолле после Онегина, мы получили и второй бис - опереточную арию про Фру-Фру-Жу-Жу из "Весёлой вдовы" Легара. Причём она тоже была наполовину слита! Но это уже никого не волновало - Фолле бойко пританцовывал, оркестр рысью поспевал за ним, публика радостно отхлопывала танцевальный ритм - в итоге расходились все совершенно довольные и счастливые. Конечно, если бы билеты стоили сколько-нибудь дорого, такие лихие хитрости были бы восприняты неоднозначно, но когда получаешь по-любому больше, чем заплатил... Браво маэстро, браво оркестр, браво мастер Фолле! Ваш музыкальный перфоманс удался!

Оценка и важное сообщение

4

Пятёрку всё-таки нельзя ставить за такой объективно неудачный в вокальном отношении концерт, поэтому четыре балла.

Важно: прошу всех обратить внимание, что в Рецензиях заведён новый раздел "Концерты". Вагнер Концертов не писал, но после трёхлетних раздумий )) я всё же решила, что будет правильно выделить отдельным пунктом рецензии на сборные концерты, в которых вагнеровская музыка представлена отдельными номерами. До этого такие рецензии оказывались то в комментах к статьям на ГС, то в рецензиях на оперы - отныне разброд и шатания прекращаются, рецензии на концерты пишем в этом разделе. В заголовке нужно указывать исполнителей, место и время - по желанию. В одной рецензии можно рассматривать и несколько выступлений одного исполнителя, или сравнивать нескольких исполнителей между собой. Также в этот раздел можно помещать заметки о состоявшихся представлениях нестандартных форматов, например, объединяющих отрывки из нескольких вагнеровских опер в один сюжет.

Рассказ о событии, не уступающий самому событию

Большое спасибо за подробный и "кинематографичный" рассказ -читая, живо представляешь себе,как все это было. А все-таки пожелание Ваше, уважаемая Sletelena, чуткий артист исполнил: "потрафил" зрителю, объяснившись в любви к русской музыке и исполнив Чайковского! Очень смешно про прыжки по подиуму "темпераментного маэстро". У Вагнера в либретто встречаются ремарки типа "Вотан бурно уносится","валькирии быстрыми прыжками занимают сторожевой пункт", "Ортлинда и Гримгерда кличут влево". Можно представить себе ремарку "дирижер бурно машет руками, стремительными прыжками передвигаясь по пульту, солист кличет из-за оркестра". Право, как жалко, что не получилось насладиться этим потрясающим перформансом.

В Большом перфоманс был уж

В Большом перфоманс был уж всяко покруче, о чём жалеть? Хотя интрига, наверное, получилась поживее у нас в БЗК )) Отличную ремарку Вы сделали с солистом, кличущим из-за оркестра - очень точно она передаёт диспозицию на вагнеровских выступлениях с некоторыми темпераментными маэстро! В описании кульминации можно даже и ещё драматизма подпустить: "В последней надежде кличет солист к стремительному маэстро из-за бушующего оркестра. Ещё вчера сей кликальщик был звездой Метрополитен, но ныне глас его тонет в экзистенциальности момента - бурно осеняя крылами струнные окрест, маэстро в решительной атаке на подиум наращивает амплитуду прыжков, дабы под рёв духовых проломно исполнить вековую дирижёрскую мечту - "Путь в Подвалу"". ..ᄬ..

На самом деле мне понравился Сладковский. Помимо того, что киксов не было вообще и многое он сыграл ярко и нестандартно, мне и такой стиль дирижирования более симпатичен, чем показательно красивый "контролируемый экстаз", если уж выбирать из широких жестов. Некоторые вещи он как-то не чувствует, зато то, что чувствует, делает здорово. И это же совсем не его оркестр, между прочим, а выстроил он их очень достойно.

А насчёт выполненного пожелания - странно было бы человеку с таким успешным опытом и сценической харизмой, как у Фолле, не попытаться нас продавить - ну объективно говоря )) И, кстати, подхалимаж-то был весьма дозированный. В любви к русской музыке немец признался по-английски. Хорошо, что публика была не возрастная и все всё поняли. А случись там более типичная консерваторская аудитория, где примерно четверть составляют люди 60+, бабушки могли бы такой подхалимаж и не засчитать ))