О Родина, сияют твои звёзды!

3.5
Средняя: 3.5 (2 голосов)

Heimat, wie leuchten deine Sterne!
Тристан из Байройта в кинозале.

Если новосибирский Тангейзер стал режиссёром, почему бы не посмотреть Тристана в гамбургском кинозале за 30 евро?

Дворец фестивалей в Байройте. В зале +38. Дамен унд Херрен напряжённо сидят, как шпроты в банке без движения, воизбежание нежелательных испарений и напоминают скорее встречу пенсионеров в сельском кафе за чашкой кофе - без жакетов и галстуков. Даже ведущий снял свой смокинг, оставшись квази в чем мать родила – в штанах и бабочке.

И как приятно наблюдать за вспотевшими буржуями в Байройте, развалившись в кресле прохладного кинозала в Гамбурге, потягивая ледяной Рислинг. Широкий экран, крупные планы артистов, интервью.

Немецкая пресса одногласно оценила премьеру Катерины Вагнер: хвалила дирижёра Тилеманна и исполнителей, лёгкой критики удостоилась Изольда и даже постановка была не совсем разнесена в клочья.

Кинопросмотр оставил похожее впечатление. Ну а голоса – дело вкуса.

Но журналисты слишком деловито дистанцируются от действа.Они трактуют „Тристана“ по Тилеманну как „Parabel aller Exzesse“.Хотят, как Тилеманн „ Держать тигра в клетке“.

Мы же не должны недооценивать градус реакции (как говорит Вагнер). Видение режиссёра и что каждый в конечном счете находит для себя может очень различаться. Постановка госпожи Вагнер содержит скорее
феминистский взгляд и ставит акцент на репрессиях. Несомненно. Но я могу также сказать, что она очень близка к Вагнеру не только в том, что касается текста, но и в его идеях, в его философии и, кто знает, в потёмках
его души.

1. Пример. Первый акт. Хаос, как у Пиранези : неведомо куда ведущие дороги, лестницы, лифты. Брангене и Курвеналь делают всё для того, чтобы влюблённые не столкнулись друг с другом: они хотят встретиться,
но не могут и все мизансцены хорошо это передают. Мы читали Фрейда и знаем, что „Любовный напиток“ уже у Доницетти вызывал иронию.Только наша Адина вечно сознавала, что любит Неморино и выплескивает любовный напиток.

2. Пример. Второй акт удостоился критики всей прессы. Металлические скобы для пристёгивания велосипедов – по-моему это часть геометрического пространства сцены. Все три акта действие происходит в пространстве, ограниченном треугольником: в носовой части корабля,
в треугольном помещении тюрьмы или подвале для пыток,
в крепости.
В бреду Тристан видит Изольду несколько раз и каждый раз она является в треугольнике. Собственно, все состоит из любовных треугольников, как сам Вагнер должен был бы признаться.

Если приблизиться, появляются наши скобы, круги и обручи. Они олицетворяют то венок невесты, то становятся рёбрами, цепями, спасательными лестницами, пыточными инструментами и пещерой - и вечное вращение жизненного цикла в котором мы пленены и из которого хотим бежать. Треугольники и круги многозначны, амбивалентны и не ограничевают свободу мысли каждого зрителя при восприятии сценического действа. Чего ж ещё можно желать от постановки, от языка сцены?

3. Пример. Господин Марке представлен как циник с неограниченной властью, который хладнокровно инсценирует и наблюдает эманацию „Воли“ - Шопенгауер в действии – не сомневающийся в своей власти завладеть женщиной. Что собственно мы знаем о господине Везендонке?

Мы видим такого Марке, которому (эта) любовь непонятна, как идея её трансцендентности или даже как избавление, как воображал Вагнер.
Исполнитель- вокальная вершина спектакля - он обыкновенный преступник, который посылает своих солдат отхватить кусок от соседнего государства, расправляется с нежелательными элементами и, наверно. с лёгкостью отправлял бы продукты питания тоннами в печь.

4. Как четвёртый пример - звёзды, которые сияют во II акте во время разговора дня и ночи – дихотомия и в эпизоде грёз в III- ем. Не совсем ясно что этим хочет сказать режиссёр - с девятого ряда едва различимо.
Сначала мы думаем, что Тристан и Изольда не должны оставаться недвижимы -: а всё-таки это очень многозначительно и вызывает чудесные ассоциации. Как свет в ночи их ненавидят. Противоречие и двойное значение, они освещают сцену и текст неожиданно.

Неожиданно помогли и субтитры при прямой трансляции. Небольшое разочарование доставили крупные планы – банальность некоторых режиссёрских идей становится к сожалению выпуклее.

Если этот Тристан и убедителен, то только благодаря исполнителю, несмотря на некоторую критику.

Перед фестивалем пресса подшучивала об интригах во время репетиций, о Тилеманне, о том как он узурпировал власть, о его замашках, о его личной парковке около театра и о его якобы связи с Катариной.
Косвенно всплыло его имя в связи с антисемитским скандалом разразившимся в прессе против назначения Кирилла Петренко главным дирижером Берлинского оркестра, музыканты которого проголосовали против Тилеманна.

И всё-таки эта работа Тилеманна вызвала, да, восторг! Тесный контакт с режиссёром, его интерпретация подчеркнула психологические тонкости -
эмоционально, хотя часто сдержанно, интеллектуально элегантно и транспарентно. Это был его Тристан: в конце он отпустил поводья и оркестр понёсся на пределе эмоциональных возможностей, ведомый дирижёром, в полосатой регби-футболке.

Так мы следуем вместе с Тристаном за Матильдой, женщиной высшего света, интеллектуально доминирующей Изольдой-врачом, глубоко религиозной, вЕдущей Мадонной дель Парто по её пути в безграничность и её желание трансцендентности. В самых сильных моментах спектакля у нас возникает тоска по местам, куда мы все стремимся, и где ещё никто не бывал.

http://www.br.de/radio/br-klassik/themen/bayreuther-festspiele-richard-w...

видео

Спасибо за ссылку!

4

Хотела посмотреть этого "Тристана", по аудиотрансляции он впечатлил. Видео, честно говоря, впечатлило меньше. Хотя есть и явные плюсы, Херлициус тут в нормальной форме, все верхи у неё прозвучали, по крайней мере, звонко и ярко. Не знаю, когда это записывали, точно не с премьер - помимо изменившихся характеристик вокала, постановочная команда к зрителям не выходила. Вообще мне, наверное, неправильно сравнивать в данном случае аудио и видео впечатления - за прошедшие два с половиной года я дошла практически до ручки в нежелании слушать старую добрую классику. И Вагнера мне теперь подавай, чтобы ни одной ноты не было сыграно в простоте. С этой точки зрения недочётов в игре оркестра под руководством Тилеманна - минимум. Суммарно минут пятнадцать за весь спектакль слегка коробит однозначность акцентов или отсутствие динамики, а в целом всё плывуче, летуче, многомерно, метафизично. Проявились детали, которые не оценишь без постановки. Например, в третьем акте, когда тусовка Марка приобретает подчёркнуто прафашистский вид и берётся хоронить Тристана, этот прафашизм в нескольких аккордах появляется и в музыке. Откуда, казалось бы? А вот получилось его достать и прорисовать - так что кроме общего отличного исполнения ещё и фишечек довесили, это здорово.

С постановкой сложнее. Местами - увлекательно, местами - интересно, но простовато, местами - обычно и слушать не мешало, местами - мешало. В начале хорошая идея с разводящей героев друг от друга декорацией, но сама конструкция перегружена (в отличие от ньюйоркской постановки, где не было ни одной лишней ступеньки). Со скляночками слишком банально и много возятся, прежде чем победительно вылить проклятый напиток к чёрту. В первом и в третьем акте четверо главных героев по очереди занудно и малоосмысленно рвут всякие тряпочки - сперва фату, потом платье виртуальной Изольды. Причём фата в этой картинке вообще чужеродный элемент, а с виртуальными Изольдами, являющимися агонизирующему Тристану, реализован ряд других стильных решений. Сами пресловутые треугольники, в которых появляется Изольда, лично мне показались слишком правильными, но происходившее в них было по большей части эффектно и вкупе с высоким классом гульдовского вокала вполне позволяло убрать из этих моментов второстепенные мельтешения.

Наиболее концептуальный персонаж постановки - Марк. С самого начала второго акта он, не особо скрываясь, наблюдает в компании приближённых за Изольдой, Брангеной, Тристаном и Курвеналом. И не только наблюдает - мафиозный клан Марка перманентно терроризирует подопытный квартет прожекторами и прочими садистскими примочками. Больше всего террора логично достаётся Курвеналу. Но логика не обязательно переводится в хронометраж в пропорции 1:1! Зачем верный боец, явно обдолбанный каким-то психотропом, мотается половину любовного дуэта по периметру в упорных попытках убиться об стену и куда-то залезть? Будь реализация этой идеи в два раза короче, могло получиться ритмично и доходчиво, а так она превратилась в растекание мысли по сцене. Справедливости ради, в третьем акте роль Курвенала, видящего близкий конец Тристана, прописана оригинально и цельно. А возвращаясь к Марку - этому Большому Боссу в трактовке Катарины Вагнер Изольда определённо важнее Тристана. При этом сам он как бы тоже не благополучный коронованный буржуа - и ножичком не прочь поцарапаться, и вообще недвусмысленно хочет быть участником, а не зрителем на празднике ночной жизни. По мнению многих, это аллюзия на Отто Везендонка - возможно, однако у Отто была понятная причина не допускать скандала с матерью своих троих детей. У Марка никакой разумной причины нет, и там, где 99 мужчин из 100 обделались бы и по-быстренькому драпанули от такой едва знакомой, но уже слетевшей с катушек Изольды, этот главарь прикладывает все усилия, чтобы вытащить её на свою сторону. Сдаёт Тристана без особой охоты, затем Мелота с видимой охотой, подыгрывает, произносит уместные речи - он успел в неё так влюбиться, что ли? Или переклинило на невозможности отдать даже условно свой кусок? Или в этом треугольнике ниспровергателей общественного порядка действительно любые два сапога - хорошая пара?

Если это было программное феминистическое высказывание, то оно, имхо, не удалось, ибо по многим пунктам противоречит не только Вагнеру, но и правде жизни, то есть заменяет одну утопическую конструкцию другой, ещё менее реальной. Если же хотелось сделать совсем нестандартный интригующий образ, то всё равно остаётся ряд нестыковок, хотя не столь бросающихся в глаза. Впрочем, возможно, кто-то понял режиссёрскую мысль про Марка точнее, а я просто не догнала. Помимо странного Марка и интересного Курвенала в этой постановке есть ещё яркий Мелот без вопросов и выразительная Брангена с небольшой склонностью к самоповторам. Вокально исполнители всех трёх значимых партий выступили хорошо, Мелот отлично - на трансляции, кажется, было так же.

Что касается главных героев, они практически не подвергнуты переосмыслению, за исключением некоторых деталей в первом акте - на самом деле несущественных в общем музыкально-постановочном массиве. Гульд чуть лучше вокально и чуть лучше смотрится в третьем акте без Изольды, Херлициус вытаскивает многое на внешности и игре - в целом они вполне достойная пара. Да и постановка в целом-то неплохая. Просто кажется, что в ней многовато необязательного и эпизодически прямолинейного в ущерб гезамтовому эффекту. Но есть оркестр и общая музыкальная ткань, сводящие историю воедино, так что результирующей я бы поставила этой продукции четвёрку. Просто, если буду пересматривать, теперь уже заранее знаю, где надо и смотреть и слушать, а где только слушать (кстати, тем, кто только собирается, сразу дала бы совет - вот увертюру смотреть точно не надо, это одно из самых визуально неудачно смонтированных мест в этой записи).

К этому бы оркестру солистов

3

К этому бы оркестру солистов и постановку Трелинского, был бы по крайней мере современный эталонный "Тристан". А так, извините, ни рыба ни мясо. Постановка никакая и певцы довольно средние. Разве что Гульд повыше общего уровня. Я смотрела это видео примерно год назад. Не запомнила ничего, кроме пресловутых треугольников и вымученной неудачной концепции для Марка. Если это феминизм, то я против такого феминизма, хотя обычно считаю себя за. Три балла ставлю только благодаря сильному оркестровому компоненту. Тилеманн в этой работе действительно показал себя большим Мастером, режиссура этому уровню не соответствует.