(2 голосов) Heimat, wie leuchten deine Sterne! Если новосибирский Тангейзер стал режиссёром, почему бы не посмотреть Тристана в гамбургском кинозале за 30 евро? Дворец фестивалей в Байройте. В зале +38. Дамен унд Херрен напряжённо сидят, как шпроты в банке без движения, воизбежание нежелательных испарений и напоминают скорее встречу пенсионеров в сельском кафе за чашкой кофе - без жакетов и галстуков. Даже ведущий снял свой смокинг, оставшись квази в чем мать родила – в штанах и бабочке. И как приятно наблюдать за вспотевшими буржуями в Байройте, развалившись в кресле прохладного кинозала в Гамбурге, потягивая ледяной Рислинг. Широкий экран, крупные планы артистов, интервью. Немецкая пресса одногласно оценила премьеру Катерины Вагнер: хвалила дирижёра Тилеманна и исполнителей, лёгкой критики удостоилась Изольда и даже постановка была не совсем разнесена в клочья. Кинопросмотр оставил похожее впечатление. Ну а голоса – дело вкуса. Но журналисты слишком деловито дистанцируются от действа.Они трактуют „Тристана“ по Тилеманну как „Parabel aller Exzesse“.Хотят, как Тилеманн „ Держать тигра в клетке“. Мы же не должны недооценивать градус реакции (как говорит Вагнер). Видение режиссёра и что каждый в конечном счете находит для себя может очень различаться. Постановка госпожи Вагнер содержит скорее 1. Пример. Первый акт. Хаос, как у Пиранези : неведомо куда ведущие дороги, лестницы, лифты. Брангене и Курвеналь делают всё для того, чтобы влюблённые не столкнулись друг с другом: они хотят встретиться, 2. Пример. Второй акт удостоился критики всей прессы. Металлические скобы для пристёгивания велосипедов – по-моему это часть геометрического пространства сцены. Все три акта действие происходит в пространстве, ограниченном треугольником: в носовой части корабля, Если приблизиться, появляются наши скобы, круги и обручи. Они олицетворяют то венок невесты, то становятся рёбрами, цепями, спасательными лестницами, пыточными инструментами и пещерой - и вечное вращение жизненного цикла в котором мы пленены и из которого хотим бежать. Треугольники и круги многозначны, амбивалентны и не ограничевают свободу мысли каждого зрителя при восприятии сценического действа. Чего ж ещё можно желать от постановки, от языка сцены? 3. Пример. Господин Марке представлен как циник с неограниченной властью, который хладнокровно инсценирует и наблюдает эманацию „Воли“ - Шопенгауер в действии – не сомневающийся в своей власти завладеть женщиной. Что собственно мы знаем о господине Везендонке? Мы видим такого Марке, которому (эта) любовь непонятна, как идея её трансцендентности или даже как избавление, как воображал Вагнер. 4. Как четвёртый пример - звёзды, которые сияют во II акте во время разговора дня и ночи – дихотомия и в эпизоде грёз в III- ем. Не совсем ясно что этим хочет сказать режиссёр - с девятого ряда едва различимо. Неожиданно помогли и субтитры при прямой трансляции. Небольшое разочарование доставили крупные планы – банальность некоторых режиссёрских идей становится к сожалению выпуклее. Если этот Тристан и убедителен, то только благодаря исполнителю, несмотря на некоторую критику. Перед фестивалем пресса подшучивала об интригах во время репетиций, о Тилеманне, о том как он узурпировал власть, о его замашках, о его личной парковке около театра и о его якобы связи с Катариной. И всё-таки эта работа Тилеманна вызвала, да, восторг! Тесный контакт с режиссёром, его интерпретация подчеркнула психологические тонкости - Так мы следуем вместе с Тристаном за Матильдой, женщиной высшего света, интеллектуально доминирующей Изольдой-врачом, глубоко религиозной, вЕдущей Мадонной дель Парто по её пути в безграничность и её желание трансцендентности. В самых сильных моментах спектакля у нас возникает тоска по местам, куда мы все стремимся, и где ещё никто не бывал. http://www.br.de/radio/br-klassik/themen/bayreuther-festspiele-richard-w...
|
|||
видео
Теперь продукцию можно увидеть здесь
Спасибо за ссылку!
(по теме этого "Тристана" также комментарии здесь)
Хотела посмотреть этого "Тристана", по аудиотрансляции он впечатлил. Видео, честно говоря, впечатлило меньше. Хотя есть и явные плюсы, Херлициус тут в нормальной форме, все верхи у неё прозвучали, по крайней мере, звонко и ярко. Не знаю, когда это записывали, точно не с премьер - помимо изменившихся характеристик вокала, постановочная команда к зрителям не выходила. Вообще мне, наверное, неправильно сравнивать в данном случае аудио и видео впечатления - за прошедшие два с половиной года я дошла практически до ручки в нежелании слушать старую добрую классику. И Вагнера мне теперь подавай, чтобы ни одной ноты не было сыграно в простоте. С этой точки зрения недочётов в игре оркестра под руководством Тилеманна - минимум. Суммарно минут пятнадцать за весь спектакль слегка коробит однозначность акцентов или отсутствие динамики, а в целом всё плывуче, летуче, многомерно, метафизично. Проявились детали, которые не оценишь без постановки. Например, в третьем акте, когда тусовка Марка приобретает подчёркнуто прафашистский вид и берётся хоронить Тристана, этот прафашизм в нескольких аккордах появляется и в музыке. Откуда, казалось бы? А вот получилось его достать и прорисовать - так что кроме общего отличного исполнения ещё и фишечек довесили, это здорово.
С постановкой сложнее. Местами - увлекательно, местами - интересно, но простовато, местами - обычно и слушать не мешало, местами - мешало. В начале хорошая идея с разводящей героев друг от друга декорацией, но сама конструкция перегружена (в отличие от ньюйоркской постановки, где не было ни одной лишней ступеньки). Со скляночками слишком банально и много возятся, прежде чем победительно вылить проклятый напиток к чёрту. В первом и в третьем акте четверо главных героев по очереди занудно и малоосмысленно рвут всякие тряпочки - сперва фату, потом платье виртуальной Изольды. Причём фата в этой картинке вообще чужеродный элемент, а с виртуальными Изольдами, являющимися агонизирующему Тристану, реализован ряд других стильных решений. Сами пресловутые треугольники, в которых появляется Изольда, лично мне показались слишком правильными, но происходившее в них было по большей части эффектно и вкупе с высоким классом гульдовского вокала вполне позволяло убрать из этих моментов второстепенные мельтешения.
Наиболее концептуальный персонаж постановки - Марк. С самого начала второго акта он, не особо скрываясь, наблюдает в компании приближённых за Изольдой, Брангеной, Тристаном и Курвеналом. И не только наблюдает - мафиозный клан Марка перманентно терроризирует подопытный квартет прожекторами и прочими садистскими примочками. Больше всего террора логично достаётся Курвеналу. Но логика не обязательно переводится в хронометраж в пропорции 1:1! Зачем верный боец, явно обдолбанный каким-то психотропом, мотается половину любовного дуэта по периметру в упорных попытках убиться об стену и куда-то залезть? Будь реализация этой идеи в два раза короче, могло получиться ритмично и доходчиво, а так она превратилась в растекание мысли по сцене. Справедливости ради, в третьем акте роль Курвенала, видящего близкий конец Тристана, прописана оригинально и цельно. А возвращаясь к Марку - этому Большому Боссу в трактовке Катарины Вагнер Изольда определённо важнее Тристана. При этом сам он как бы тоже не благополучный коронованный буржуа - и ножичком не прочь поцарапаться, и вообще недвусмысленно хочет быть участником, а не зрителем на празднике ночной жизни. По мнению многих, это аллюзия на Отто Везендонка - возможно, однако у Отто была понятная причина не допускать скандала с матерью своих троих детей. У Марка никакой разумной причины нет, и там, где 99 мужчин из 100 обделались бы и по-быстренькому драпанули от такой едва знакомой, но уже слетевшей с катушек Изольды, этот главарь прикладывает все усилия, чтобы вытащить её на свою сторону. Сдаёт Тристана без особой охоты, затем Мелота с видимой охотой, подыгрывает, произносит уместные речи - он успел в неё так влюбиться, что ли? Или переклинило на невозможности отдать даже условно свой кусок? Или в этом треугольнике ниспровергателей общественного порядка действительно любые два сапога - хорошая пара?
Если это было программное феминистическое высказывание, то оно, имхо, не удалось, ибо по многим пунктам противоречит не только Вагнеру, но и правде жизни, то есть заменяет одну утопическую конструкцию другой, ещё менее реальной. Если же хотелось сделать совсем нестандартный интригующий образ, то всё равно остаётся ряд нестыковок, хотя не столь бросающихся в глаза. Впрочем, возможно, кто-то понял режиссёрскую мысль про Марка точнее, а я просто не догнала. Помимо странного Марка и интересного Курвенала в этой постановке есть ещё яркий Мелот без вопросов и выразительная Брангена с небольшой склонностью к самоповторам. Вокально исполнители всех трёх значимых партий выступили хорошо, Мелот отлично - на трансляции, кажется, было так же.
Что касается главных героев, они практически не подвергнуты переосмыслению, за исключением некоторых деталей в первом акте - на самом деле несущественных в общем музыкально-постановочном массиве. Гульд чуть лучше вокально и чуть лучше смотрится в третьем акте без Изольды, Херлициус вытаскивает многое на внешности и игре - в целом они вполне достойная пара. Да и постановка в целом-то неплохая. Просто кажется, что в ней многовато необязательного и эпизодически прямолинейного в ущерб гезамтовому эффекту. Но есть оркестр и общая музыкальная ткань, сводящие историю воедино, так что результирующей я бы поставила этой продукции четвёрку. Просто, если буду пересматривать, теперь уже заранее знаю, где надо и смотреть и слушать, а где только слушать (кстати, тем, кто только собирается, сразу дала бы совет - вот увертюру смотреть точно не надо, это одно из самых визуально неудачно смонтированных мест в этой записи).
К этому бы оркестру солистов
К этому бы оркестру солистов и постановку Трелинского, был бы по крайней мере современный эталонный "Тристан". А так, извините, ни рыба ни мясо. Постановка никакая и певцы довольно средние. Разве что Гульд повыше общего уровня. Я смотрела это видео примерно год назад. Не запомнила ничего, кроме пресловутых треугольников и вымученной неудачной концепции для Марка. Если это феминизм, то я против такого феминизма, хотя обычно считаю себя за. Три балла ставлю только благодаря сильному оркестровому компоненту. Тилеманн в этой работе действительно показал себя большим Мастером, режиссура этому уровню не соответствует.