Р. Вагнер. Феи. Синопсис

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Король фей (бас)
Ада, фея (сопрано)
Цемина, Фарцана, феи (сопрано)
Ариндаль, король Трамонда (тенор)
Лора, его сестра (сопрано)
Моральд, ее возлюбленный (баритон)
Гернот, друг Ариндаля, на службе (бас)
Дролла, спутница Лоры (сопрано)
Гюнтер, придворный в Трамонде (тенор)
Харальд, полководец в армии Ариндаля (бас)
Грома, добрый волшебник (бас)
Вестник (тенор)
Двое детей Ариндаля и Ады

Хор фей
Хор спутников Моральда
Хор народа
Хор воинов
Хор земных духов
Хор железных мужчин
Хор невидимых духов Грома

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Акт 1

Феи Цемина и Фарцана переживают за свою подругу Аду, которая из-за любви к смертному мужчине решила отказаться от своего бессмертия. Они обращаются к другим феям, и те обещают помочь разлучить её со смертным мужчиной.

Этот мужчина – Ариндаль, король Трамонда. Когда-то на охоте он погнался за оленем, который превратился в прекрасную женщину. Напрасно Гернот, друг Ариндаля, отговаривал его от брака с Адой, они поженились и стали жить в уединении, забыв обо всём. Ада родила Ариндалю двоих детей. После восьми лет совместной жизни Ариндаль спросил у Ады, кто она такая и откуда, и тут же его супруга исчезла. Теперь безутешный король ищет Аду, забросив государственные дела. Тем временем Трамонд бедствует: враг практически опустошил страну. Чтобы король вспомнил о своих обязанностях, друзья Ариндаля Гернот и Моральд переодеваются в проповедника и духа покойного отца Ариндаля и рассказывают ему про страдания его народа. Это помогает: Ариндаль отправляется на помощь своей сестре, держащей оборону.

Ада является Ариндалю и его друзьям, чтобы предупредить короля о том, что его ждёт испытание. Вскоре они снова увидятся, и Ариндаль должен поклясться, что ни при каких условиях не проклянёт Аду. Цемина и Фарцана довольно потирают руки: они знают, какие испытания предстоят Ариндалю, и понимают, что ему не выполнить этой клятвы. Друзья Ариндаля подозревают, что эта клятва скрывает какую-то страшную тайну.

Акт 2

Лора из последних сил пытается руководить обороной города от вражеских войск. Наконец-то возвращается Ариндаль со своими друзьями, Лора ждёт их как спасения. Но король не ожидал, что в его стране дела так плохи, и пребывает в подавленном состоянии. Лишь двое сохраняют бодрость духа: друг Ариндаля Гернот и его возлюбленная служанка Лоры Дролла, они очень рады встрече после долгой разлуки.

Тем временем Ада мучается от выпавшего ей жребия: она сама должна наполнить Ариндаля ужасом, чтобы спровоцировать его на то, чтобы он её проклял. Если он это сделает, она на сто лет превратится в камень. За это время он умрёт, а она останется бессмертной, и больше они никогда не будут вместе. Но если он выдержит испытание, Ада станет смертной женщиной, и разделит с ним счастье. Вот она является перед Ариндалем и начинает наполнять его ужасом. Сначала она при всех сбрасывает в огненную пропасть их детей. Затем выясняется, что друг Ариндаля Моральд пал в бою, а подмога из соседней страны была побеждена каким-то войском женщин под предводительством Ады. Ариндаль не в состоянии выдержать позора и проклинает Аду. Она открывает ему смысл только что нарушенной им клятвы и рассказывает о том, что подмога, уничтоженная её войском, хотела переметнуться на сторону врага, его друг Моральд не погиб, а скоро придёт с победой; дети тоже возвращаются к Ариндалю живые и здоровые.

Акт 3

Народ славит Моральда, победившего врагов. За его заслуги ему пожалован королевский титул. Ариндаль тем временем без ума от горя. Ада, превращённая в камень, обращается к доброму волшебнику Громе, чтобы он помог ей вернуть любимого. Грома вручает Ариндалю три волшебных артефакта: щит, меч и лиру. Не зная об этом, Цемина и Фарцана решают провести Ариндаля через испытания к Аде, ожидая, что он потерпит поражение и погибнет. Но Грома помогает Ариндалю пройти испытания. Щит помогает отразить атаку земных духов, меч повергает железных мужчин, а звуки лиры снимают заклятие с камня, в который превращена Ада. Пройдя испытания, Ариндаль сам стал бессмертным, и Король Фей благословляет их союз с Адой.

Эволюция

Всё-таки она продолжает казаться мне довольно неприятной и печальной. От "чтобы получить женщину, нужно пройти испытания" до "женщина это и есть испытание" за 50 лет... Поневоле задумаешься, а стоит ли?... Сам по себе сюжет "Фей", конечно, по-детски милый и бестолковый. Думаю, Вагнер потому и "отказался" так быстро от первых своих трёх опер, что разочаровался в самом их сюжетном построении. В этом смысле водораздел "Голландец - Риенци" логичен, хотя по музыке всё не так однозначно. В ней такого чёткого скачка в этом месте нет. Движение вверх довольно ровное и поступательное примерно до "Лоэнгрина", как мне кажется. Я послушала из "Фей" Увертюру и Романс - это, конечно, не серьёзно. Упражнение в самой простой оркестровке и ничего больше. Но уже в "Запрете любви" другая картина. Если и был какой-то явный музыкальный взлёт, то, наверное, именно между этими двумя операми он и случился, дальше уже скорее переход количества в качество.

PS: Спасибо за материал!

да

На мой взгляд, как раз романс Гернота - это лучшее место в опере. И, в принципе, его как раз можно исполнять отдельно. Что касается остальных номеров, то у меня создалось впечатление, что хоры звучат хорошо, там всё гармонически достаточно просто, но складно, а вот партии солистов по большей части написаны грубо и коряво (хотя довольно похоже звучит большая часть "Парсифаля", но там это явно осознанное решение автора, а не недостаток мастерства).

Насчёт "Запрета любви" и "Лоэнгрина" я согласен. В "Запрете любви" уже нет корявости в вокальных партиях, и оркестровки, хотя и не такие шикарные, как в "Парсифале", но уже звучат вполне по-взрослому. Несколько топорно сделаны каденции, но от этого Вагнер вообще избавился только где-то начиная с "Тангейзера". Я бы сказал, что "Лоэнгрин" - это последняя именно опера Вагнера, а не музыкальная драма.

Список действующих лиц поправил. А какова судьбы исправлений в синопсис "Запрета любви"?

Поменяла на Ваш

Просто руки не доходили. Вообще вагнерианцы, конечно, не перестают удивлять - что ни человек, то эксклюзивный разворот мозга. Вот тут, к примеру, удлинять синопсис к короткой опере взялся у нас не кто-нибудь, а убеждённый сократитель вагнеровских длиннот... )))

Ну, если уважаемый Модус -

Ну, если уважаемый Модус - вагнерианец, то я - панк-звезда.

Вот прямо так

я Вас и вижу! )))

Тогда пора заказать

Тогда пора заказать уважаемому Модусу хагиографический берет.

ТБ

Думаю, сначала нужно прописать общие правила ношения, особливо по времени - и чтобы все расписались за технику безопасности! А то сейчас некоторые злоупотребляют и в своих бегетах прямо-таки спят ᄬ