"Саломея" в Новой Опере

Справедливо уели меня уважаемые Olga и kineskop за очередное собственноручное попрание правил и обсуждение этой постановки в другом разделе. Собственно, мне не хотелось писать именно рецензию с раскладыванием отрицательных моментов по конкретным фамилиям. Но по коллективному итогу обсуждения фамилий и мнений набралось достаточно для отдельной темы, так что пусть будет. Завязка сюжета была такая:

kineskop
... в результате выбрал пойти на "Саломею" Рихарда Штрауса в Новую Оперу. Кстати, настоятельно советую посетить эту постановку всем нашим московским вагнерианцам - потрясающая вещь, отличная постановка и отличное исполнение.
Ближайшее исполнение 10 марта, билеты смотрите на сайте театра и у партнеров - бигбилет, тикетлэнд... У партнеров выбор больше, и цены почему-то ниже.

Sletelena
???
Просто не могу в это поверить. Билеты на 10 марта взяты уже давно, жду его с ужасом. "Саломея" - одна из моих любимых опер, я очень придирчива в ней к исполнительнице главной партии. Скажем, Биргит Нильссон меня в этом качестве не устраивает. И это может быть спето хорошо в Новой Опере? Кем??? Могу поверить в хорошую постановку, почему нет, могу поверить в хорошую игру оркестра - обычно тоже нет к нему особых претензий, а на "Дидо" он меня просто очаровал. Но Саломея... кто исполнял её на Вашем спектакле, что это прямо-таки отлично? Объяснитесь, пожалуйста, а то я уже нервничаю ))

kineskop
??? :) 10 марта
Как впечатления от "Саломеи"?

Дальше перемещённые комменты, как они шли - и новые, соответственно, пишем здесь же.

Впечатления от "Саломеи"

двоякие. С одной стороны, оркестр отыграл блестяще, лучше, чем я ожидала (даже после Вашей восторженной рекомендации )) Это вообще, наверное, максимум возможного в таком составе - все молодцы, Латам-Кёниг герой. Хороша и постановка: мне в принципе не очень нравится, когда так продавливают поверхностно-сексуальную тему, но всё было эффектно, доходчиво, со вкусом, с юмором, где нужно - и сценография, и собственно режиссура, и образы-костюмы. Отличная игра почти всех основных персонажей (Ирода, Саломеи, Иродиады) и бонусом - инфантильных христианчиков из эпизода. Прекрасная динамика на протяжении почти всего спектакля - спасибо опять же музыкальному руководителю и режиссёру Одеговой. Единственное, мне не совсем понравился финал - и ария, и преждевременное нудноватое удушение. Но подвисшая ария - это скорее уже с другой стороны, с вокальной, которая не устроила совсем. За исключением Ирода, который не только сделал великолепный образ, но и неплохо спел (кажется, это был Попов - извиняюсь, не покупаю программу, когда результат не устраивает). Более или менее нормально прозвучал Иоканаан, но то понотное вопление, которое выдавали главные женские героини, лично у меня не проходит по разделу пения. Оно может быть безкиксовым и драматически убедительным, как это и было в данной постановке, так что гезамтовый эффект сложился. Просто Штрауса, который писал для сопрано как никто, для меня ещё нужно петь )), хотя это, понятно, сопряжено с реально большими сложностями.

Постановку, на мой взгляд, в любом случае стоит посетить. В целом уровень этого спектакля более чем приличный для наших широт - и по игре оркестра, и постановочно он намного выше "Кавалера розы" в Большом. Просто тем, кто "Саломею" знает и любит, нужно быть готовыми к типично новооперному женскому вокалу. Я знаю, что там два состава, и в другом Саломея теоретически должна быть попевучее, но лучше уж иметь заниженные ожидания, чем завышенные ))

Нетанцующая Саломея

Согласна со всем, что отметила уважаемая Sletelena. Браво оркестр и маэстро Латам-Кёниг. Молодец Артем Гарнов (Иоканаан). Его, кстати, всегда было хорошо слышно, даже когда он пел "из подвала". Чего не скажешь об остальных. В любимой игре вагнерианских дирижеров/оркестров и солистов "кто кого" на сей раз "сборная вокалистов" регулярно проигрывала "сборной инструменталистов", особенно в первой половине спектакля. Очень разочаровало то,что придумали вместо "танца семи покрывал". Но, пожалуй, елозенье по столу все же более оригинально, чем, скажем, стриптизерский шест. По контрасту со стандартно-предсказуемой "черно-желтой Иудеей" в первой сцене, бесспорной удачей стало решение Иродова пира - вымороченного, пышного и унылого инферно. Великолепно во всех деталях, от цветовой гаммы до жуткого образа Иродиады (Маргарита Некрасова). И впрямь отличный Ирод (Дмитрий Пьянов) - смесь Гитлера, учителя Унрата и замученного невротика Пилата из "Jesus Christ Superstar". Да, актерская игра действительно в целом явно превосходила вокальное исполнение. Вот только никак не обыграли луну, назойливый лейтмотив уальйдовского текста. Хотя,впрочем, шарообразный набеленный купол Иродиады...

А может, мы зря про "Саломею" в анонсах и вагнеровских событиях пишем? Может, надо в "Клубе"?

А может, мы зря про "Саломею"

А может, мы зря про "Саломею" в анонсах и вагнеровских событиях пишем? Может, надо в "Клубе"?

Именно там и надо! Как уважаемая Sletelena нас терпит - не понимаю. Но надеюсь, что в этот раз она перенесетт эти сообщения по назначению.

Мне кстати этот спектакль тоже очень понравился, но руки не дошли про него написать - я его 31 января слушал.
Отмечу только отчетливые ассоциации на протяжении всего действа, что все происходит в фойе Мариинского-2 - такой же подсвеченный янтарный оникс на стенах, и такие же хитрые переходы вверх-вниз

Вот это, между прочим, и есть показатель

хорошей постановки. Каждый увидел своё - предсказуемая Иудея, Мариинский, Климт, Гитлер, Пилат, Повар с чьей-то женой - но всё легко считалось и сложилось в цельное впечатление. А насчёт отсутствия танца - знаете, я видела "Саломею" с танцем, это было прекрасно, но нет ни малейшего желания устраивать конкурс "кто станцует лучше Деноке". Визуально эта сцена в НО была решена и проработана Одеговой грамотно, смотрелась эффектно, хорошо вписалась в концепцию и в музыку. На мой вкус, можно было добавить побольше Иродиады или кого-то ещё из второстепенных - но нет так нет, всё и так удачно получилось. Если говорить об исконности-посконности, тогда вообще надо делать, как Штраус задумывал 110 лет назад - певица отдельно, балерина отдельно. Этот тонкий момент перехода, мне кажется, очень непросто поставить так, чтобы он современного зрителя универсально убедил. Ну и зачем такие неоправданные сложности?

Я понимаю, что для кого-то этот танец - вещь в себе и без него полоперы насмарку. Но представьте на минуточку такую блистательную замену: в постановку с танцем приезжает спеть некая новая Кабалье - Вам ещё нужен танец или уже не надо? )) Ползанье по столу с красивой лодыжкой тут тоже, конечно, не прокатит, но его ради такого случая легко заменить, например, хождением вокруг стола с красивым запястьем, потому что ключевые элементы в данном случае ремень и стол. А танец действительно вещь в себе, заменить его нечем - постановка же должна быть рассчитана на какую-то жизнь и в идеале иметь запас "солистоустойчивости".

"Саломея" Р.Штрауса в "Новой Опере" 23 мая

Билеты в продаже на сайте театра
http://www.novayaopera.ru/?repertoire=salomeja

Грабёж средь бела дня

Раз уж мы тут разговорились про Штрауса, поделюсь. В следующем сезоне 16/17 есть такой филармонический абонемент с двумя операми в концертном исполнении в КЗЧ. "Фауст" Гуно и "Ариадна на Наксосе" там будут соответственно 25 декабря и 4 февраля. "Фауста" будут делать нашими силами (БСО, Федосеев, Абдразаков, Ладюк), "Ариадну" - совместными (ГАСО, Юровский, Динер, Скороходов, Алексюк, Аллен). Ну сколько на круг нужно прибавить за Динер, Алексюк, Абдразакова и Ладюка к стандартной цене билета? Тысячу, подумала я, тем более в КЗЧ, где всего штук сто мест, с которых одинаково хорошо слышно солистов и оркестр - и жестоко просчиталась. По 4500 мы взяли две недели назад буквально последние абонементы по этой цене - во второй амфитеатр, шестой ряд!! Если бы месяц назад кто-то сказал мне, что я буду сидеть там за такие деньги на таких местах, я бы ответила, что это бред и я ещё в своём уме. Но, видимо, уже нет, если из-за тоски по "Ариадне" готова поддерживать такой филармонический разбой с кризисно-отягчающими обстоятельствами (( Номер абонемента пятый, если кто тоже готов рехнуться.

"Ариадна на Наксосе" 4 февраля

Поскольку речь не о репертуарном спектакле, а об одноразовом концертном исполнении, не вижу смысла заводить под это отдельную тему. Вообще подумалось, можно бы в этом разделе тоже как-то проструктурироваться - то ли по композиторам, то ли по театрам, то ли и так и эдак. Ведь ещё десяток рецензий - и получится уже бардачина, в которой придётся реально копаться и напрягать глаза. И уж, во всяком случае, Штрауса, наверное, стоило бы выделить в отдельный подраздел, как, впрочем, и Мусоргского, и Римского-Корсакова, которых уже набралось по несколько. С другой стороны, сюда уже нечасто пишут - может, этих десять рецензий ещё и за два года не наберётся, а может, и вообще ишак помрёт раньше падишаха - чего тогда и париться с лишней работой... В общем, комментами здесь пока лучше собирать всё эпизодически-штраусовское, если оно на отдельную страницу не тянет, а дальше поглядим.

С "Ариадной" для меня всё, в сущности говоря, очень просто. Есть ария "Es gibt ein Reich", которая (наряду с тремя "цветными" обращениями Саломеи) моя любимая - не в этой опере, и не у Штрауса, и не для сопрано, а любимая женская ария вообще. И вот если она исполнена (преимущественно солисткой) так, что пробивает и уносит туда, куда должна уносить, на всё остальное я готова смотреть сквозь пальцы. Мелкие недостатки не могут перебить столь существенного достоинства. "Ариадна на Наксосе" не опера одной арии, совсем нет, там масса замечательного и помимо самой Ариадны - колоратурные танцы Цербинетты, юмористические меломурчания её спутников, шмальц-выступления Арлекина, очаровательные запевы нимф, явление Вакха, в конце концов оркестр, в разливах которого всё это плывёт и блистает. Но высшая музыкально-смысловая кульминация этого кунстверка (для меня опять-таки) одна. Либо она есть, и тогда всё осмысленно - либо её нет, и тогда всё остальное может в лучшем случае музыкально порадовать без претензий на гезамтовый эффект.

В этом концертном представлении она была. Мелани Динер - восхитительна! Сперва, когда она в начале основного акта этим своим удивительно насыщенным и в то же время удивительно подвижным голосом не дотянула слегка пару верхних ноток, я даже подумала, господи, красота какая, но только почему же сопрано, когда это совершенно идеальное меццо - звучное, глубокое, текучее. Однако уже к концу первого монолога все вопросы ушли. Это практически тот самый абсолют, который незачем с чем-то сравнивать. Не знаю, что она ещё поёт - на эту партию голос ложится идеально (там был на самом деле срыв, но не на кульминации - на "мягком")) в самом конце арии, где как бы уже можно себе это позволить и чисто на эмоциональной игре прорваться, поэтому плюх не считается). В целом, фантастический глубоководный заплыв на грани реальности - вот что это такое было. Перед глазами у меня сейчас запись с Томовой-Синтов, очень хорошая в своём классе, но в чём разница помимо фактуры голосов - Томова больше смысл продавливает, а Динер только музыку поёт, ничего не продавливая - и наверное, мне так больше нравится, хотя, ещё раз повторю, это тот случай, когда незачем что-то с чем-то сравнивать и выценивать. Никто не спорит, что Норман фееричнее и круче была Ариадна, а Чеботарь - по-честному трагичнее и тоже круче (насколько можно судить по ремастерингу), но, опять же, это когда всё было. На данный момент исполнение Динер по-любому топовое и, пусть и не идеальное технически, но чрезвычайно впечатляющее, в особенности - переливающимися глубокими низами и серединой.

Об остальном. На Цербинетте, Ульяне Алексюк, мнения граждан в зале полярно разошлись. Большинство горячо аплодировало, ценительское меньшинство кривилось. Знаете, я тоже слышала Натали Дессей, и с такой базы все недовольства понятны. Но, с другой стороны, и аплодировать тоже было чему. Все колоратуры Алексюк своим не колоратурной лёгкости голосом, тем не менее, сделала, некоторые - даже очень ярко и красиво, на кураже. Всё драматическое сыграла и спела отлично - именно для своих кондиций, то есть с минимальным количеством минимальных провалов непосредственно перед штурмом высот. Она же совсем ещё молодая певица, а партия труднейшая. Да, её Цербинетта получилась несколько смещена в Мюзетту, но само по себе это же не криминал, просто такая вариация. В общем, исполнение не блестящее, но для "второго номера программы с примадонной" тоже более чем достойное и лично мне ничего и не испортившее.

Вакх, Сергей Скороходов, был явлен нам в пространстве. Свои обращения к Цирцее он пел из зала, поочерёдно со второго яруса, с первого и из партера, откуда затем проследовал на сцену. Прекрасное решение, и выглядевшее и прозвучавшее очень убедительно. Далее всё было чуть менее убедительно, по ощущению - человек то ли слегка приболел, то ли слегка подустал - в общем, это было хорошо, но несколько однообразно. Не в пример Вагнеру, у Штрауса-то тенору не разгуляться в многоходовых лирико-героических построениях. Всякую мелочь надо выпевать сразу с максимальной точностью, и это не на сто процентов сложилось. Хотя в целом исполнение было по любой мерке конкурентоспособное и для разового ненакатанного проекта даже весьма удачное.

Вообще теноры порадовали в этом концерте - пусть не ансамблями, которые были, конечно, не идеально отрепетированы. Но сольно участники "Танцевального шоу мисс Ц", Сергей Радченко и Юрий Ростоцкий, прозвучали отлично. Не уступал им и бас Труфальдино в исполнении Григория Шкарупы. А вот с нимфами как-то не сложилось. И дело тут не в паре отдельных киксов, и не в спетости, которая у них-то, кстати, в основном присутствовала, и слышно их тоже было куда как хорошо. Но, имхо, с такой типично "русской голосистостью" петь Штрауса в принципе не стоит. С акустикой КЗЧ, конечно, ничего нельзя утверждать наверняка, но это дружное стилистическое смещение выглядело едва ли не концепцией. Лично я так и не догнала, как следует таких нимф понимать ( тут явно не хватало небольшого режиссёрского трэшика )) Здорово выступила Сесилия Холл в роли Композитора, очень украсив своим выразительным вокалом первый акт.

Он и в целом получился очень динамичным и удачным. За этот обычно проблемный даже при бодром визуальном сопровождении компонент - маэстро Юровскому большое браво. А вот второй акт нам, напротив, решили сыграть прямо-таки по-вагнеровски идейно, где это только возможно. То есть и под тех же нимф, и во всех чисто симфонических фрагментах тоже. В итоге, на мой вкус, замедленных темпов оказалось многовато. И ещё на последних 10-12 минутах лично мне не хватало пиано. В остальном к ГАСО и музруководителю постановки никаких претензий. Всё прекрасно и впечатлительно, и очень хочется надеяться на продолжение счастливого романа маэстро с лучшими операми двадцатого века, от которого нам ещё что-нибудь перепадёт ))