Barrie Kosky ставит Вагнера к стенке

2
Средняя: 2 (1 голос)

Нынешняя премьера в Байройте снискала успех публики, но не критиков.
Спектаклем можно насладиться здесь, об этом позаботился Bayerischer Rundfunk:
Я думаю, это стоит посмотреть.

Дирижер радует нас не во всем - быть может, на роль Eva не совсем удачно выбрана исполнительница, но остальные партии и вокально и театрально сыграны восхитительно: Marke und Molly - изумительны, гомосексуал Meistersänger очень нежный и ранимый, в то время как его коллеги будто сошли с полотен Гольбейна или Дюрера - и если бы они были в татуировках, то могли бы сойти за звезд какой-нибудь Heavy-Metal группы. Картину дополнил великолепный хор.

Может быть Kosky не удалось в каждую сцену привнести какое-то зерно,
но большинство критиков не нашли в его режиссуре глубины, вероятно в связи с его деятельностью в берлинской 'Komischen Oper'. Kosky, как и всем нам, было трудно найти подход к произведению, которое не является особенно веселым. Решение пришло через личность cамого автора. Он видит Вагнера как пророка, предрекающего нового музыкального мессию,которым - вот сюрприз! - сам Вагнер и является. В этой опере речь идет опять о проблеме отношений художника и общества, Вагнер отождествляет себя с некоторыми персонажами - в переписке с женой они часто подписываются 'Hans' и 'Eva'.

Kosky выстраивает игру в глубину, в нескольких плоскостях: Вагнер сам инсценирует свою оперу и на роль Beckmesser определяет дирижера Levi.
Конечно же эта роль (в оригинале) не является антисемитской карикатурой, мы видим инсценировку, которая критикует трактовку оперы в прошлом. Перед судом стоит Вагнер не 1862 года, а, скажем 1945, испуганный тем, каких химер родили его идеи, какие пугала благодаря ему были надуты. Было ли это его намерением?

Безжалостно, но с юмором выявляет Kosky двойственность Вагнера: его творчество и его личность. Мы также видим оперу не из 1868 года, а сегодня и мы не властны над своими ассоциациями. В конце концов не должны ли зрители, не должны ли мы сами защитить нашу любовь к Вагнеру? Ну, fanget an. Aber bewahrt euch vor Gespenstern und Spuk/dass kein böser Geist eu'r Seel beruck.

По версии W.C.Fields - человек, ненавидящий детей, может быть не совсем плохим. По-моему, это относится и к людям, которые любят собак.
Вагнер любил своих ньюфаундлендов, а Гитлер все-таки был фанатом Вагнера.
'Heil with a smile' - как требует Kosky.

Спасибо,

обязательно посмотрю. Звук по пяти минутам прослушивания просто отличный.
Байройтская премьера этого года уже обсуждалась в статье с анонсом, но мнения по постановке лучше писать комментами к этой рецензии - так они не потеряются после ухода статьи с ГС.

Не могу сказать, что понравилось.

2

"Мейстерзингеры"- моя любимая опера Вагнера, и именно поэтому эксперименты Коски не произвели на меня положительного впечатления. Нет, я вовсе не замшелый консерватор и к опытам (будь то на сцене или в кинематографе) отношусь в целом хорошо. Но то, что создал Коски, вовсе не напоминает эксперимент, а скорее провокацию и скандал.
Про антисемитизм Рихарда Вагнера слышали, наверное, все. Даже те, кто с творчеством композитора знаком очень поверхностно или незнаком вообще. Да-да, все это мы уже читали у классика: "Никанор Иванович произведений поэта Пушкина не знал, но его самого знал очень хорошо". Стоит ли лишний раз привлекать внимание общественности к взглядам творца, тем более, что на произведениях Вагнера еврейская тема никак не отразилась? Стоит ли превращать Леви в Бекмессера и устраивать на сцене маленькое подобие погрома? Зачем это? Лишний раз напомнить публике о событиях 20 века? Так об этом только ленивый не говорил. А не проще ли было бы не гнаться за сенсациями и показать зрителю не Нюрнберг партийных съездов и того самого процесса, а Нюрнберг времен Ханса Закса, Нюрнберг Ренессанса и Реформации? В конце концов, историю Германии, историю немецкого народа не вместишь в те пресловутые 12 лет, как бы этого ни хотелось людям, падким на скандал.
Вагнер, покинувший этот мир в 1883, не нуждается в судебном процессе, адвокатах и оправданиях. Не он придумал антисемитизм, это явление существовало задолго до него. За "пугала" и "химеры" 20 столетия он никакой ответственности не несет.
И "шуточный" Нюрнбергский трибунал над Вагнером вовсе не вызывает у меня желания улыбнуться. Некоторые шутки пахнут очень дурно и напоминают мелкую месть, попытку свести счеты. Тут не важен оправдательный вердикт (при другом решении комедия превратилась бы в трагедию), важен сам факт присутствия композитора на скамье подсудимых.
И после таких "Майстерзингеров" мне захотелось поставить диск с постановкой 1981 года и вновь услышать Вайкля, Прея, Ерузалема. Человеку с именем Зигфрид как раз пристало воплощать на сцене вагнеровских персонажей. ) Судьба)
А уж вагнерианцы вообще никому ничего не должны :) Объяснять праздной публике, почему ты любишь "Мейстерзингеров", "Кольцо" или "Голландца" - пустая, в общем-то, трата времени. Не стоит и стараться.

Маленькая ремарка вдогонку.

2

К дирижеру и солистам никаких претензий. Они молодцы. А Йоханнес Мартин Кренцле - молодец вдвойне и втройне. Сил ему и здоровья. Пусть все будет хорошо.

Незыблемо возвышающиеся пьедесталы

на самом деле совсем не полезны. Независимо от того, кому они принадлежат. Сакрализация власти искусства в этом смысле ничем не лучше сакрализации любой другой власти. Периодически пьедесталы его творцов (особенно - таких, как Вагнер, нарывавшихся явно и конкретно) надо шатать и подрубать, чтобы не врастали мхами в поднебесье - а потом снова холить и наращивать. Так и для отдельной психики, и для общего маркетинга полезнее )) Со вкусом это делается или нет - другой вопрос. То, что у Коски к Вагнеру может быть свой личный национальный счёт - в данном случае деталь, придающая дополнительный интерес. И почему бы нет? Стоит ли чего-то личное прощение Барри Коски, каждый может решить для себя сам. ТС вот счёл, что стоит, Вы - что не стоит. Качество продукции обсуждаемо, но не сама постановка вопроса.

Надоесть зрителю до скрежета зубовного за полвека могут и однообразная традиционность, и однообразные актуализации - это определяется его, зрителя, текущей установкой, которая опять-таки ещё пять раз поменяется (ну то есть, если зритель сам в себе ещё не умер )) А сделать что-то реально оригинальное без политизации художественного высказывания трудно. И особенно досадно, что, даже когда это удаётся, такое аполитичное высказывание без блеска и шума обычно проходит (во времена Вагнера, кстати, его злободневные, национально направленные Миме и Бекмессеры тоже вызывали у публики большую ажиотацию, так что это не какое-то современное веяние). А если учесть, что политика по сравнению с технологичностью и перфекной художественностью ещё и существенно дешевле в производстве... В общем, мы и дальше будем это кушать, и причина этого, в первую очередь, в нас же. И если у кого-то есть горячее желание сдвинуть этот вектор хотя бы на сотую градуса, начинать надо с себя. Например, не полемизировать развёрнуто с Коски, выставляя ему в пику вполне себе прекрасные, но уже слегка одеревенелые старости, а повосторгаться чем-то живым и сегодняшним. Благо Вагнера у нас не только в Байройте ставят, включая "Мастеров". Но полемизировать приятнее и удобнее, да? Ну так и пенять, значит, не на что, раз Коски именно нужного эффекта от Вас и добился, а не кто-то другой, более гезамткунстверковый и менее политичный.

Производство удовольствия

Ой, как оскорбительны, наверное, подобные слова для любителей чистоты стиля. Искусство (правильное) работает так. Кто-то придумал что-то крутое и хочет этим поделиться. Если он обладает достаточным количеством навыков, это получается, и у произведения появляется аудитория. В то время, как автор хочет поделиться своими находками, публика хочет получить удовольствие от того крутого, что вложил в своё произведение автор. А творцы режоперы лишают публику этого удовольствия, изобретая для театра способы сэкономить на декорациях. В результате публика просто не получает того продукта, на который у неё есть запрос, она фрустрирована. И тут ей говорят, что раз вы недовольны тем, что вам вместо воплощения замысла того, кто придумал что-то крутое, дают фальшивку, значит режиссёр добился чего хотел. Т.е. намерение режиссёра - разрушить симбиоз автора и аудитории, лишив публику возможности получать удовольствие от произведения, на которое она имеет законное право, заплатив деньги за билеты. Т.е. режиссёр и не ставил себе задачи сделать что-то крутое. Т.е., то, чем он занимается - это не искусство, а паразитирование на чужом авторитете.

В данном случае даже не в чистоте стиля дело. Дело именно в режоперных тенденциях. То, что описано в данной рецензии - это общее место для современной оперной режиссуры. Т.е. это явно не находка конкретного режиссёра, а именно шаблонная халтура. Коски просто разбавляет бензин ослиной мочой. Это именно что низкая культура производства в сфере культуры. Можно сформулировать это так: старые банальности лучше новых.

В чемпионате по передёргиваниям

не участвую и другим, если времени лишнего нет, не советую. Один "симбиоз автора и аудитории" чего стоит - я так понимаю, его разрушение режоперным наймитам "Лигой кладбищенских червей" было заказано. Любимое тут некоторыми "Содружество ПЗОЖей за академический кич" самостоятельно до такой псилоцибиновой концепции вряд ли могло додуматься... ))

Начинать с себя, конечно, важно

Безусловно, легко давать советы собеседнику, с которым никогда не был знаком лично:) Далеко не все живут в столицах и имеют возможность посещать все постановки любимых опер. Такому поклоннику опер Вагнера остаются только диски с любимыми спектаклями и записи на Youtube. Вот и приходится довольствоваться.

Подрубать пьедесталы - занятие, скажем так, на любителя. С некоторыми особо рьяными борцами судьба шутит весьма зло: они сами переходят в разряд классиков. Футуристы призывали "бросить Пушкина с Парохода Современности", а потом их самих включили в школьные хрестоматии. Больше всех здесь, конечно, не повезло Маяковскому :)

Наскучить зрителю может очень многое. Мне вот, например, уже давно успели надоесть бесконечные пережевывания жвачки про антисемитизм Вагнера и постановка знака равенства между понятиями "немецкая культура" и "национал-социализм". Есть ярлыки, которые нужно сдирать без сожаления. Есть штампы, с которыми стоит бороться. Так что пусть постановки Коски "кушает" кто-то другой. Мне и одного раза хватило.