Анонсы февраля-июля 2018

Базовая тема с анонсами этого года ушла слишком далеко вниз, поэтому мы её обновим. Сюда можно добавлять любую информацию о вагнеровских постановках, концертах и других событиях первой половины 2018 года. Комментариями к этой заметке можно также писать свои краткие впечатления о прошедших событиях - для комментариев больше 2000 знаков используйте, пожалуйста, возможности раздела "Рецензии".

Новая Опера

ЛОЭНГРИН
10 февраля, суббота, 18:00
Дирижер - Валерий Крицков
Оркестр и хор театра
Лоэнгрин - Александр Скварко
Эльза - Наталья Креслина
Генрих Птицелов - Алексей Антонов
Ортруда - Анастасия Бибичева
Фридрих фон Тельрамунд - Анджей Белецкий
Королевский глашатай - Михаил Первушин

ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА
31 марта, суббота, 18:00
Дирижер - Василий Валитов
Оркестр и хор театра
Состав солистов объявляется за 2-3 недели до спектакля

Специальная просьба к тем, кто пойдёт на этот спектакль: по возможности отпишитесь об общем впечатлении, а то у нас про Василия Валитова ничего нет, хотя он уже не в первый раз "Тристаном" дирижирует.

Мариинский театр

ЛОЭНГРИН
24 февраля, суббота, 18.00
Дирижер – Михаил Синькевич
Хор и оркестр театра
Генрих Птицелов – Михаил Кит
Лоэнгрин – Сергей Скороходов
Эльза – Татьяна Павловская
Фридрих фон Тельрамунд – Эдем Умеров
Ортруда – Анна Маркарова
Королевский глашатай – Александр Никитин

КОЛЬЦО НИБЕЛУНГА
Дирижёр – Валерий Гергиев
Оркестр и хор театра
Золото Рейна - 1 марта, четверг, 19.00
Состав солистов будет объявлен позднее
Валькирия - 2 марта, пятница, 18.00
Состав солистов будет объявлен позднее
Зигфрид - 3 марта, суббота, 17.00
Состав солистов будет объявлен позднее
Гибель богов - 4 марта, воскресенье, 17.00
Состав солистов будет объявлен позднее

Большой зал Консерватории (Москва)

27 февраля, вторник, 19:00

Вагнер
«Зигфрид-идиллия»
для тринадцати инструментов
Малер
Симфония № 1
(Переложение для шестнадцати инструментов Клауса Симона)

Камерата Королевского оркестра Консертгебау
Дирижёр – Алексей Огринчук

Дебюты в гергиевском "Кольце" - обновленный состав "Валькирии"

Новый состав "Валькирии" с дебютантами намечается в весеннем показе мариинского "Кольца": Евгений Никитин впервые в роли Вотана в этой опере (sic!); впервые в роли Брунгильды Ана Маркарова (не замеченная прежде в вагнеровском репертуаре,но не-вагнеровский репертуар у нее в активе значится вполне приличный); в первый (кажется) раз "дежурная Сента" Мариинки Млада Худолей поет Зиглинду, а великолепный Логе, Зигфрид и Тристан Михаил Векуа -- Зигмунда. Старожил оперы - Павел Шмулевич (Хундинг) - умница, отличный бас, актер прекрасный и "бразды не испортит", а вторично выступающая в роли Фрики Екатерина Сергеева (выпестованное в Академии молодых певцов Ларисы Гергиевой меццо-сопрано) в прошлый раз в этой партии была просто великолепна. Неужели наконец зазвучит как должно многострадальная мариинская "Валькирия"? (которая, на мой взгляд, всегда была "кляксой" в гергиевском "Кольце").

Про него же

Делая всевозможные благодарственные па за сообщение, не могу всё-таки не заметить, что Млада Худолей Зиглинду пела. Очень хорошо, неоднократно и даже здесь (в Москве). Также не могу не намекнуть, что неплохо было бы проанонсировать составы остального питерского "Кольца" ))

Да-да, так и есть, конечно,

Да-да, так и есть, конечно, Вы правы - вот я и не была уверена, что они с Векуа дебютанты (все забывается), а поленилась проверять. Млада Худолей исполняла эту партию в 2001 г., когда гергиевское "Кольцо" еще только начиналось и шло в постановке Шаафа-Пильца - тогда много писали в рецензиях и новостях о премьерной "Валькирии" с Зигмундом-Пласидо Доминго. Векуа пел Зигмунда с 2010-го, но как-то совсем нечасто. Интересно, как МХ реанимирует эту партию по прошествии стольких лет - наверное, многое должно измениться в исполнении, и тем, кто помнит, как это было еще в "старом" "Кольце" начала нулевых, интересно будет сравнить.

Болгарское Кольцо

Завтра, 17 февраля, встречаемся в очереди в Большой театр. Ленивые и иногородние приглашаются на сайт Большого в 17-30 покупать что останется

По софийскому "Кольцу"

Наверное, я ленивая, хотя считаю себя упёртой )) Не люблю основную сцену БТ и стоять очередь туда не буду ни за чем. А вопрос, собственно, для не ленивых - завтра можно будет взять билеты на весь цикл или только на "Золото"?

Сами представления Софийского театра оперы и балета состоятся в мае, аккурат к дню рождения Рихарда Вагнера.
"Золото Рейна" - 18 мая, пятница, в 19.00
"Валькирия" - 19 мая, суббота, в 17.00
"Зигфрид" - 21 мая, понедельник, в 17.00
"Гибель богов" - 23 мая, среда, в 17.00

Покупка билетов на Софийское "Кольцо"

17 февраля начало продаж на весь цикл
Updated 17.02.18 в 13-00.
Приехал к театру в 9-20, был 110-м в очереди, к 12-30 вся середина 2-4 ярусов по первым рядам была разобрана, взял 1 ярус 1 ряд 12 ложу, рядом с царской ложей, по 3600. Не каждый день в Москве "Кольцо" играют, переживу как-нибудь.
На будущее, нужно приехать к театру к 5 утра (или раньше, если это балет "Щелкунчик", браслеты выдаются или когда соберется 100 человек, или с 5 до 10 утра), получить у охранника браслет с номером, после чего ехать домой спать, потом вернуться к 10 утра, когда кассы открываются, и спокойно купить то что нужно.
Напоминаю, что в 17-30 остатки билетов выложат на сайте Bolshoi.ru.

Онлайн-продажи БТ

На сайт выкладывают не "остатки", а квоту, которая изначально для этого выделена. БТ завел онлайн-продажи в числе прочего и для борьбы с имиджем заведения, на котором сияет аршинными буквами вывеска "Только для спекулянтов" -- так что билеты на сайте продаются всегда разные, от самых дорогих и престижных мест до самых дешевых. Я вот только не уверена, надо ли идти за немалые деньги на эту сомнительную провинциальную вампуку.

Ну я не думаю, что это будет

Ну я не думаю, что это будет хуже, чем нынешний средний уровень спектаклей Мариинки, где 13 февраля в третьем действии "Града Китежа" хор слова забыл.
Да и деньги сравнимые с Мариинкой, аналог "трамвайных мест" 1 яруса мариинской новой сцены (5-6 ложа 3 яруса) стоят 1400 за штуку - столько же, сколько и в Питере на Гюттлера.
P.S. Открыли продажу. Ничего нового относительно виденного мною в 12 часов дня ожидаемо не появилось - остались только дорогие или неудобные места

ОК!

Ага. Партер - 4 тыс. Амфитеатр - 3600. Бельэтаж - 2800. Балкон - 1400-2000. Это нормально для такого шоу. Конечно же, в этом случае стоит идти. Заранее огорчалось, что на болгарское "Кольцо" сделают цены, как на МЕТовское, но раз БТ проявляет здравый смысл, это очень радостно!

Посмотрела-почитала по теме...

Не сложилось однозначного мнения, но скорее должно быть хорошо, чем плохо. Уровня Ливайна-Лепажа или Меты-Падриссы, понятно, ждать не следует. С другой стороны, это и не байройтско-франкфуртские эксперименты последнего десятилетия. По попавшимся софийским видео - без чрезвычайных удач, однако и без экстрима в вокале и оркестре. Общий вид постановки современно-стандартный, абстрактно-космический. Насколько это проработано и не провинциально, по двум нарезкам судить не возьмусь - игра в оперу в постановке, безусловно, присутствует, но, кажется, картинка в целом со вкусом сделана и не вампука. Всё динамично, оркестр певцов не забивает, темпы быстрые - и это хорошо. Хотя больше всего претензий возникло именно к симфонической части: ясной направляющей не заметила, тонкости тоже, местами смазано - в целом, уровень европейского театра третьей десятки, то есть ровно по месту. За вокал бы дала, наверное, повыше, вторую европейскую десятку.

Вообще, если на секундочку представить, что БТ собственными силами решил поставить "Кольцо", то результат вряд ли получился бы лучше - разве что в симфоническом компоненте, а в остальном-то никаких оснований для оптимизма. Так что спасибо эффективным менеджерам, думаю, они в данном случае всё правильно порешали. Единственное, грызёт сомнение насчёт обоснованности переноса именно на основную сцену БТ. Хочется надеяться, что это оправдано не только с точки зрения стрижки купонов, но уверенности нет.

Насчёт цен - да, выглядят они как будто адекватно. И, если кто думает идти, я бы не затягивала с приобретением билетов или хотя бы их части. Наиболее демократичных билетов на верхний балкон не было совсем, уже когда я отоваривалась на сайте, то есть в семь вечера в первый день - ни на одну из опер. Но если на "Зигфрида" можно было ещё покопаться и подумать в любой другой ценовой нише, то с остальными тремя операми всё было на грани "хватай мешки - вокзал отходит". Особенно - с "Валькирией": на неё почти всё разобрано из адекватных мест до 2800, да и более дорогие тоже остались уже не бестовские.

Интегративный творческий проект "Вагнер в Риге"

В июне 2018 года в Риге повторится интегративный творческий проект "Вагнер в Риге", представленный в Генеральном консульстве Латвии в Санкт-Петербурге в конце прошлого года.

Публику снова ждет сочетание разных жанров: выставка картин петербургского художника Виктора Васильева "Чувствуя Вагнера"; парафразы композитора Антона Болдырева "Святой Грааль", "Тристан - фантазия", "Воспоминания о Зигфриде"; беседы о жизни и творчестве Вагнера в Риге и презентация опубликованного на сайте международной ассоциации вагнеровских обществ моего путеводителя по вагнеровским местам в Риге.

Создатель либретто проекта, искусствовед Инна Удовиченко поможет всем прочувствовать жизнь Вагнера в 1837-1839 годах: поиск приюта от кабалы, воссоединение семьи, новые амбиции, выработка собственного дирижерского стиля и зарождение идей для собственного театра.

По этой ссылке можно посмотреть буклет проекта, путеводитель по вагнеровской Риге и статью о проекте в "Российской газете":
Материалы проекта "Вагнер в Риге"

Вопрос на засыпку

Имеет отношение Виктор Васильев к своему однофамильцу Константину (картины германского цикла которого представлены, в частности, у нас в разделе Галерея)? И по биографии, и по местности я бы сказала, что нет, но нужно удостовериться :)

Концерт 27 февраля в БЗК

Концерт 27 февраля в БЗК (Камерата Гевардхауза, за пультом - Алексей Огринчук)был, на мой вкус, не совсем удачным. Программа - Зигфрид-идиллия и 1-я Малера исполнялась составом минимум-миниморум, ну то есть дальше некуда. 13 человек играли Вагнера и 16 - Малера. Конечно, переложения и оркестровки всякие существуют, но уж это...явный перебор (вернее, недобор). Конечно, все богатство праздничной и счастливой вагнеровской музыки отразить таким составом трудно, но можно. Однако - играл только струнный квартет. Деревяшки были маловыразительны, а киксы валторны надоели так, что когда она вступала, каждый раз хотелось зажать уши. Нещадно фальшивил фагот. В общем, что сказать? - а ничего. А жаль.

О нём же

Да, в части Вагнера это было никак. Честно говоря, не заметила валторновых киксов - они же и должны там идти в диссонанс, а вот насчёт маловыразительности - мои претензии вообще всем. И, наверное, если не в первую, то во вторую очередь - самому Вагнеру. Для одиннадцати - даже не для тринадцати - инструментов был этот опус им изначально оркестрован. Теоретически можно представить себе в Идиллии супер солирующие скрипки и альт, однако практически это нежизнеспособная конструкция, имхо. Никто не сравнивает с полнооркестровой версией, но струнная группа всё-таки желательна в два раза большая, чтобы её усилий хватало на что-нибудь ещё кроме громкости. Что касается данного конкретного исполнения, оно было весьма монотонным и одномерным и само по себе, превратившись в упрощённую помесь "Мастеров" и "Лоэнгрина". Зигфридовские и тристановские мотивы сгинули в этой милой тянучке почти совершенно, прорываясь в общую музыкальную ткань простецкими механическими включениями. Кульминаций по факту не сложилось, более натужного пиано тоже давно не слышала. Если бы не предполагала подобный вариант заранее, была бы, наверное, обижена. Но я и предполагала, что будет примерно так - никто ведь не обещал нам блестящую команду амстердамских концертмейстеров под руководством сколько-то опытного дирижёра.

Зато во втором отделении на фоне первого ребята из Консертгебау порадовали. Претензии к переложению тут ещё более жёсткие - симфония Малера изначально не камерная, делать её с таким духовым перекосом неверно в принципе. И в первой части это был, имхо, полный развал. Однако потом пошло значительно лучше - и чище, и выразительнее, и сбалансированнее. На мой взгляд, адекватнее и ярче всего получилась вторая часть - по сравнению с полноценным оркестровым звучанием в такой ансамблевой камерности даже был свой более личностный кайф. И дальше обороты уже не сбавлялись - какими-то фантастическими усилиями даже финальную часть люди вытащили на вполне приличный уровень. Молодцы! То есть всё-таки могут, когда хотят - ну и когда нормально отрепетируют, конечно :) Наверное, дело отчасти и в этом - Вагнер шёл в представленной связке априори вторым номером, и если уж выбирать, то так, конечно, лучше, чем наоборот.

PS
У нас тут как-то была дискуссия по поводу акустики в БЗК. И я там, в частности, утверждала, что никакой предъявляемой оппонентами гулкости в амфитеатре нет - и была не права. Просто давно не сидела по центру и забыла, как оно там бывает. На самом деле этот эффект на Малере присутствовал. На Вагнере - нет, а вот на более современных и энергичных вещах он, наверное, и правда всегда ощущается. Это не криминально, ровность и объёмность звука в любом случае данный минус перевешивают. Но середина амфитеатра действительно не лучшее место там, не только для попы, да.

акустика в БЗК и остальное

Если речь о первом амфитеатре, то это вообще не лучшее место ни в центре, ни по бокам. В смысле акустики - да, согласна, гулко; но и в смысле того, что там всегда духота - тоже не слишком комфортно. По бокам - сидишь боком, выше первого ряда еще и ноги (у меня) не помещаются так, как удобно. В партере не люблю слушать оркестр, потому что его весь не видно. Но если видеть кому-то не обязательно, то вполне даже. Абсолютно верно, первая часть Малера была криминальна. А Вагнер Зигфрид-идиллию написал именно для такого состава? Всегда слышала ее в полновесном симфоническом исполнении, и она все же производила впечатление. А здесь - ну никакого.
И по поводу оркестра: ну как-то подразумевалось, что в Концертгебау не только концертмейстеры умеют играть. Так что могу только совершенно искренне порадоваться за тех, кто знал, на что идет. Сегодня по Меццо "Золото Рейна" из Лисеу.

Понагнетаю по "Кольцу"

Билетов на майские вагнеровские гастроли Софийского театра почти не осталось. На "ЗР" и "Валькирию" не осталось, точнее сказать, совсем. На "ГБ" - всего 11 штук в партере. Только на "Зигфрида" чуть больше - около 50 в партере и 10 в бельэтаже. Попалось их прикольное пиар-видео. У нас такое вряд ли сделают, а жаль :)

Вопрос на засыпку

Sletelena, спасибо. Виктор Васильев отношения к Константину Васильеву не имеет. Немного о Викторе:

Васильев Виктор

Родился в 1954 году в г. Лиепае (Латвия), в 1972 году закончил 23 среднюю школу в Риге, а в 1977 исторический факультет Ленинградского университета. Член творческого союза художников России. Учился живописи у петербургского художника В. Лукки. Обучался каллиграфии у китайского мастера Сяо Яо и китайской тушевой живописи у мастера Сунь-Жуя. Участвовал более, чем в 100 выставках в России и за рубежом.

Автор нескольких художественных проектов, самые известные из которых — «Сайгон. Вьетнам — 75» (СПб, 2000г.), «Белая война» (Хельсинки, 2003г.), «Тексты и образы», (СПб, 2004г.), «Война. Фрагменты…» (СПб, Хельсинки, 2005 г.), «Внутреннее видение» (СПб, 2007г.),«Драконы и Бабочки» (СПб, 2009г.)., «Война. Фрагменты… Часть 2» (Хельсинки, 2010 г.), «Попытка познания. Война.» (совместно с латышским художником И. Залансом), (СПб, «Эрарта», 2011), «Суоми и Санкт-Петербург глазами русских художников», (Хельсинки, 2012), «Забытая война» (Хельсинки, 2014 г.), «Великая война» (Санкт-Петербург, 2015 г.), «Зимняя война» (СПб, 2016 г.), «Балтийская симфония» (Нарва, Эстония, 2016 г.), «Суоми — взгляд из России» (СанктПетербург, 2017), «Моя война» (Санкт-Петербург, 2017 г.). Художник 32-х серийного документального фильма о Первой мировой войне «Великая и забытая» (режиссер В. Правдюк). В 2012 году принял участие в конкурсе изобразительного искусства, посвященного 300-летию Александро-Невской лавры, где занял первое место в номинации «За верность традициям русской иконописной школы».

Работы находятся в частных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга, США, Германии, Великобритании, Латвии, Польши, Израиля, а также в Рязанском областном художественном музее, Художественном фонде Александро-Невской лавры, Музее артиллерии и инженерных войск (Санкт-Петербург), Музее современного искусства (г. Биржай, Литва), RZ collection (Латвия).

В предыдущем комменте № 20 был ответ

на вопрос из коммента № 15 - всё это относится к проекту "Вагнер в Риге". Вообще что-то мы здесь растеклись уже мыслями по всяким-разным древам :), а на самом-то деле эта тема для анонсов. Которые и нужно по возможности далее писать. Болтать о том о сём тоже можно, но при малейшей умственной возможности сделать это отдельной страницей в Операх, Клубе или где-то ещё - именно так и нужно поступать.

Дирижировать будет

Дирижировать будет Ян Латам-Кениг.

И о чём вообще был этот вот коммент?

О "Тристане"? "Кольце"? Но, конечно, по сути -
Ян Латам-Кёниг дирижировать будет.
________

Например - "Лоэнгрином" в Новой Опере 11 мая (пятница, 19.00).

о Тристане

Написала по поводу просьбы сообщить, как будет дирижировать Василий Валитов. Там и написала, ну не попало, куда надо. Пишу под сообщением, нажимая кнопку "ответить". Думала, что там и будет коммент.

Технический вопрос

ну не попало, куда надо.
И не попадёт. На сайте есть Правила, на которые в данный момент даже есть ссылка с ГС.
И откуда информация о "Тристане"? На сайте театра, к примеру, эта замена не значится...

Анонс "Бетховен-Вагнер-гала" - Московский дом музыки 5 апреля

Московский дом музыки. 5 апреля 2018.19.00
Бетховен-Вагнер-Гала. Великие шедевры музыки.

Копирую текст афиши:

"Грандиозные концерты
200 артистов на сцене

Солисты Большого театра России
Государственная академическая хоровая капелла России им. А.А. Юрлова
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
Солист – Георгий ЧЕРКИН, фортепиано (Германия)
Дирижер – Лючиано АКОЧЕЛЛА (Италия)

Впервые бессмертные творения двух гениев собраны в одном концерте, и это уникальная возможность услышать их! Великие «Лунная» и «Патетическая» сонаты, финал Девятой симфонии («Ода к радости») Людвига ван Бетховена и грандиозные «Полет валькирий» и «Музыка волшебного огня» из «Валькирия», Траурный марш из «Гибели богов», «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера! На сцене великий маэстро Лючиано Акочелла!

Стоимость билетов: от 2 100 до 4 100 рублей".

Возбудило, в смысле - мысли :)

Не буду комментировать турбодавильные эпитеты и бестолково, на мой взгляд, составленную программу концерта. Однако вот что вздумалось на футуристической волне в плане дальнейшего развития этого маркетинга. "200 артистов на сцене" - это же вчерашний день! А по сегодняшнему круто было бы сделать для зрителей приложение, где они могли бы по окончании концерта проголосовать, кому из исполнителей достанутся их деньги. Естественно, к реальным выплатам это едва ли может иметь отношение - да и не должно, кроме как в чисто ознакомительных целях. Но вот это было бы действительно прикольно, а в турбодаве-то уже задрали состязаться, это любой нахальный идиот может.

Ага, специально скопировала

Ага, специально скопировала текст афишки. Колоритно. Законченный образчик кича. Объявление для каких-то людей,которые пойдут смотреть, как 200 чел помещаются на сцене. Особенно мне нравится утверждение, что "впервые" Бетховен и Вагнер будут в одном концерте.

Трансляция "Кольца нибелунга" из Оденсе

Исходный пост от abbegaliani:

ИЗ ГОРОДА ОДИНА

'Кольцо': прямая трансляция из Дании

Odense Simfoniorkester 29.05. - 03.06.
.

Комментарий от модератора:

Анонс и состав здесь.

Наше обсуждение и рецензии здесь.

По датам, если правильно поняла:
29.05 - "Золото Рейна"
30.05 - "Валькирия"
01.06 - "Зигфрид"
03.06 - "Гибель богов"

Начало, если опять же правильно поняла, всегда в 18.00 по московскому.

фильм о Вагнере

https://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/62246/ Кто не видел, по Культуре повтор фильма "Вагнер. Секретные материалы". Местами интересно.

Комментарий модератора:
13 июня в 23.35 будет этот повтор.

Выставка картин по мотивам вагнеровских опер в Риге 17-30 июня 2

Для тех, кто будет в Риге во второй половине июня:

В творческом пространстве «Art-refuge Alberts» начинает работу культурный проект "Вагнер в Риге"!

Этот проект был впервые представлен в Генеральном Консульстве Латвии в Санкт- Петербурге. Сейчас рижане и гости города имеют возможность увидеть серию полотен современного художника Виктора Васильева «Чувствуя Вагнера». Серия посвящена операм Вагнера.

Посетители также смогут услышать произведения Вагнера, переработанные для фортепьяно современным композитором Антоном Болдыревым, и послушать рассказ Вячеслава Власова «Воссоединение на берегах Даугавы», повествующий о жизни Рихарда Вагнера в Риге.

Этот проект посвящен 180-летию со дня занятия Рихардом Вагнером должности капельмейстера Рижского немецкого театра. Юбилей отмечался в прошлом году. Будущий реформатор оперы, а в то время молодой дирижер и начинающий композитор жил и работал в Риге с 1837 по 1839 годы. Его энтузиазм и неограниченная энергия оставили глубокий отпечаток в музыкальной жизни Риги.

Культурный проект будет работать с 17 июня до 30 июня в Риге, в творческом пространстве "Art-refuge Alberts" по адресу Jana Seta 5-3a. Часы работы - 12.00 - 20.00. Приходите! Ждем!

Больше информации на страничке мероприятия в Facebook:
https://www.facebook.com/events/337360740128469/

В современной живописи

все северные арт-философы похожи, но у Вагнера чуть прямее спина :)

Парсифаль в Мюнхене

В последнее время Бавария и без того вызывает всеобщее
недовольство у нас, а сейчас ещё и это крушение: не могу воспомнить столь уничтожающую рецензию.
Парсифаль в „Wagnerstadt“, по диким
эскизам известного 80-летнего художника Georg Baselitz называют скучным, флегматичным и без идей. Костюмы трагикомические, на сцене преобладает безделье и прохладный Петренко - сдержанный и без
эмоций как и исполнители: Kaufmann, Pape, Stemme, Gerhaher, хотя они, кажется, не всегда были заражены флегмой постановки. Невероятная
катастрофа! Так как это премьера престижного проекта Opernfestspiele, вы найдёте много международных обзоров.
Вот сама Bayerische Staatsoper говорит.

Перескажите, пожалуйста,

что там в этой "уничтожающей рецензии" - уважаемый abbegaliani или другой какой добрый человек. Ради её чтения лично я, извините, Adblocker отключать не буду. Ладно бы дали прочитать хоть треть для затравки бесплатно - я бы ещё подумала, но вопиющая фракфуртская жадность мне совсем не по вкусу.

По нарезке в принципе понятно, что там за постановка - мрачная статика, доведённая, по-видимому, до предела. Из двух Петренко я тоже всегда за Василия голосую "с закрытыми глазами", так что никакого интереса к этой мюнхенской продукции нет, даже несмотря на отличный состав солистов. Но если рассуждать концептуально - кто-то должен был в конце концов бескомпромиссно воплотить в жизнь эту "сценическую мистерию" без примеси "оперной развлекательности", поэтому любопытно, что же именно так взбеленило господина рецензента.

Банкротство самопрезентаций

Первый скандальные новости из Баварии - 30 июня Roberto Alagna
отказался от роли Лоэнгрина в премьере, назначенной на 25 июля в Байройте - у него нет времени, чтобы выучить текст. Пресса констатирует, что значение и обаяние Байройта уменьшились и что зависимость театров от певцов, скорее от звезд, увеличилась. Комментаторы рекомендуют Байройту подготовить обвинительное заключение и чтобы избежать этого, Alagna обещал спеть в следующем году.

Бешенство господина-рецензента мне вполне понятно, и это также объясняет эмоциональность критики Байройта. Деньги — ещё не все, но есть традиция и ожидания. Смотрю на этот состав заранее восторженно, а потом выясняется, что Парсифаль — это скучно?

И постановка уже компромисс с директором: «Люблю музыку. Я предпочитаю засыпать или дремлю, что, к сожалению, не всегда уместно в опере». Логический Baselitz хотел устроить черный яшик на сцене, так что постановка становится "чрезвычайно скучной".

Рецензент злой, потому что для него не было спасения: рецепт «закрывай глаза и слушай» (например на Кольцо Castorfa) тут не сработал. Безыдейная и невдохновенная инсценировка подействовала на исполнителей и дирижер не знал, как уместить музыку в этой концепции.

Я должен признать, что до сих пор ничего подобного не испытывал.
Но, должен признать - есть и другие мнения. Певцы оцениваются по-разному - но все без исключения оценили г. Stemme. Frankfurter Rundschau
описал Петренко как удивительного, рисующего подробно и разнообразно, даже обильно. Deutschlandfunk согласен с этим, хотя отметил, что он был иногда «очень громким». Примечательно, что New York Times, критикует постановку, но не так агрессивно как немецкие газеты.

В 08 июля - Live-Stream, но не знаю, будет ли он доступен к просмотру в других странах.

Банкротство классических инсценировок

тоже давно себя продемонстрировало. Максимальный с точки зрения статистики катарсис для тех, кто желает его испытать, всегда будет где-то посередине между "обанкротившимися" крайностями. И при этом никогда нельзя утверждать, что в зале не было ни единого зрителя, который свой законный катарсис именно на "обанкротившейся" постановке и словил - возможно, он таки там был, в то время как все недовольные рецензенты рвали и метали.

Что касается эффекта "Парсифаль" - это скучно?", то его можно даже назвать терапевтическим. Говорю совершенно не в защиту неудачных режиссёрских "самопрезентаций", но 95 произвольно выбранных граждан из 100 скажут, что "Парсифаль" - это скучно", даже если вы посадите их смотреть самую замечательную, с Вашей точки зрения, постановку "Парсифаля" с наилучшим составом солистов. И - это больше правда, чем шутка - случившееся у вас в Мюнхене неожиданное схождение мнений с этим "профанским" большинством есть в некотором смысле следующая, более высокая ступень понимания. Когда вы на своём, более продвинутом уровне пропускаете через себя осознание, что "Парсифаль" - это тоже может быть скучно. Потому что это не "божественное" откровение - это просто опера, сложная и неоднозначная пьеса, очень зависимая от исполнения, интерпретации, сегодняшнего самочувствия дирижёра, личных проблем солистов, эпидемии гриппа в оркестре, дождя за окном, вашего собственного настроения и ещё массы подобных вещей.

Зря потраченных денег, конечно, жалко всегда, тут можно только посочувствовать. Но театр это всегда эксперимент - просто пусть со следующим "Парсифалем" Вам повезёт!

Довелось посмотреть Парсифаля

Довелось посмотреть Парсифаля в Мюнхене 1 июля. Да, многое вызывало недоумение, да, я тоже большая поклонница Василия Петренко, да, фото с репетиций повергали в шок. НО: спектакль удался и более того, запомнился как очень качественная продукция. Сценография, декорация, костюмы - никакого отношения к опере Вагнера не имели. Ну может, разве, сиреневый свет в конце как символ воскресения - до этого все было черно-серо-коричнево-белым. Но артисты вывезли ее на себе! Оркестр был великолепен, Петренко (Кирилл) вел его очень аккуратно и бережно, поэтому кульминации получались настоящими и тутти звучали на всю мощь. Мне очень нравятся его паузы - они делают музыку воздушной и как бы интригующей. А что же будет дальше? Хотя это не его изобретение, наверное. Тилеман тоже играет с паузами. Блестяще сыграл прелюдию, так блестяще, что хотелось слушать и слушать. Дальше даю ссылку. https://lar19.livejournal.com/ Могу только сказать, что все артисты превзошли самих себя. Папе просто отлично представил свои длиннющие декламации (вообще, он давно так не пел: приходилось слышать его последние два года вживую - сплошные разочарования!) , Кауфман так спел "Амфооортас!", что весь зал замер. Нина Штемме добавила теплоты и красоты в общий ансамбль. Хороши были и Кох, и Герхаэр, который пел, правда, несколько тускло. Да, и никакой статики! Артисты старались во всю - и спектакль получился очень динамичным. Динамику создавали жест, походка, мимика, весь актерский арсенал средств.
В общем, очень и очень советую 8 июня прилипнуть к экранам в 18.00 по нашему времени.

Ага!

Вот он тот самый зритель, который получил свой катарсис, несмотря на всех недовольных рецензентов! И это здорово. В плане рационального объяснения тут можно предложить и такой простой факт, что дни просмотра были разные. Таких случаев известно великое множество, когда, например, на премьере всё идёт чёрте как и вызывает потоки негатива, а потом буквально за несколько дней музыкальная и драматическая картинка складываются - и всё меняется.

Вот он тот самый зритель

Так если бы я одна была! Там весь зал получил свой катарсис. Недовольных не было, разве что посмеивались иногда над экстравагантными "голыми" костюмами. Музыка была ошеломляющая, пели так, что дух захватывало, а Кириллу Петренко устроили настоящую овацию. А пресса - ну у прессы свои критерии и вкусы, особенно у немецкой. Кстати, лондонский "Телеграф" опубликовал вполне приличную рецензию, где очень хвалил артистов, хор и оркестр. И даже назвал спектакль событием оперного мира. А что еще надо? Очень хорошие рецензии у французов, ну это и понятно, из-за Пьера Оди. Не могу сказать, как во все дни спектаклей, но 2 из трех получилось посмотреть, один в зале и один - по стриммингу, впечатление примерно равное по своей силе. Кстати, стримминг был очень качественный, не в пример другим баварским трансляциям. Прекрасная съемка и хорошее качество звука.
Монолог "Амфортас" - это был усилиями Петренко и Кауфмана взрыв такой эмоциональной силы, после которого поменялось все - и спектакль, и артисты, их игра, и зрители. Как вспышка молнии. Словами не опишешь. Один этот монолог заставил забыть все недоразумения постановки. А какая была Кундри! Как она блестяще сыграла (и спела!) свою фатальную и мучающую ее двойственность! Нет, спектакль удался, без всяких сомнений. Кому-то даже и сценография понравилась. Мне нет - не столько из-за "женской бани", сколько из-за ее непонятности. Где Грааль, рыцари, и пр. Где смысл? Костюмы тоже не играли на постановку. Весь этот картон с рванью никак не вяжется с музыкой Вагнера.

В рамках негромких призывов к логике

не могу в который раз не выразить удивления, почему два текста уважаемой Larisy не стали полноценной рецензией на эту постановку. Конечно, просто отписаться комментом завсегда легче - только уже через несколько месяцев, когда эта тема уйдёт с Главной страницы, никому не придёт в голову искать в этих старых Анонсах что-то по обсуждаемому мюнхенскому "Парсу". А постановка-то будет идти несколько лет, и всё это время будут заинтересованные в информации о ней. Понятно, почему уважаемый abbegaliani, которому спектакль не понравился, ограничился кратким обзором в нём в общей текучке. Но отвечать на это двумя подробными позитивными выступлениями здесь, идя по пути наименьшего сопротивления, было не самой блестящей идеей. Иногда лучший ответ - асимметричный, и совсем ещё не поздно его сделать :) (на крайняк, можно по-быстренькому скомпилировать свои же тексты, дав ссылку на это начало обсуждения и объяснившись по поводу повторений)

Моби Дик

Да нет, я не хочу войти в историю как враг Мюнхена. Просто удивился
этой рецензии и представил мнение критика. Ещё пропустил половину
live-streama, и прошу, как всегда, не воспринимать мои отзывы слишком серьезно.
По большому счету, я разделяю суждение уважаемой Larisa, но не разделяю её громадного энтузиазма.

Если стану поклонником Nina Stemme, то возможно в следующей жизни.
Pape - вокально убедитедьный, но бродил по сцене как подстреляный или сонный медведь,
его трактовка роли показалась мне непроработанной. Kaufmann (как и ожидалось) выдающийся,
и интерпретация Gerhaher надолго запомнится.
Устроили Парсифаля для звёздных певцов, и возможно поэтому Петренко не смог полностью убедить меня.

Его интерпретация стала частью концепции режиссёра, чрезвычайно сдержанной и
степенно льющейся потоком, ритмизированным паузами и эффектами, служащий для производства музыкальной связи.
Мне был представлен минималистский Парсифаль, концентрирующийся на внутренних переживаниях,
буддийский и медитационный. Благодаря отсутствию режиссерской мысли, игра исполнителей
сделала возможным спросить себя: что собственно происходит в головах действующих лиц?
И касается ли всё это меня?

Это смелый и рискованный концепт режиссёра, и, может быть, Baselitz был тут лишь поводом для оправдания.
Во всяком случае, отсутствие идеи затащило нас, как черный кит, в глубокий, в омут.
Или, наоборот, как уважаемая Sletelena надеялась - потянуло на «более высокую ступень понимания».

Опять мы узнаем, что стоит читать Мелвилла, но вот рецензии?
Вероятно, для активизации метаболизма?