Из города Одина

О пользе периодического получения по морде

Сначала технический комментарий.
Уважаемые господа и товарищи, давайте не путать один божий дар с другим. Это раздел для рецензий - для анонсов есть свой, здесь. Туда и продублирую основной пост уважаемого abbegaliani. Честно говоря, не совсем я разобралась в формате этого мероприятия и его трансляций, так что не взыщите, если что не так.

Теперь, собственно, к морде и получению по ней - по результатам просмотренного только что датского "Золота Рейна". Наверное, не все согласятся, но я восприняла эту постановку под руководством Александра Ведерникова именно так. После неделю назад прошедшего у нас, в Москве, гастрольного софийского "Кольца", бывший главный дирижёр Большого Театра сделал именно этот изящный жест - и поделом. Относилось это, конечно, большей частью не к нам, зрителям, но поделом всё равно всем. На ровном месте, в мало кому известном театре, с оркестром, не входящим по официальному рейтингу даже в тридцатку ведущих европейских оркестров, была представлена продукция очень приличного уровня, чего о привезённом к нам софийском Вагнере я бы всё-таки не сказала. И лучшее, что было в этом датском "Золоте", это именно оркестр и общее музыкальное руководство. Единственная претензия - кое-где было слишком прямолинейно. Аллес, других претензий к маэстро и оркестру нет. Слушалось с восторгом и на одном дыхании - и при этом бесплатно, то есть даром. Спасибо театру Оденсе, спасибо маэстро - вашего "Голландца" мы тоже помним, не сомневайтесь.

Сама по себе постановка минималистичная, бюджетная (но не провинциальная, вполне грамотная), с переносом непосредственно в наше время. Джеймс Джонсон - Вотан уже скорее не поющий, а "допевающий" последнее. И постановка подстроена под этот факт. Наименее симпатична в ней компания богов - типичных попсовых обывателей, с неплохо кое-где обыгранными приколами. На их фоне даже "конкретные" нибелунги смотрятся выигрышно, не говоря уже о хипхоперах-великанах. Поначалу было чёткое ощущение, что ставил кто-то наш. И не из-за узнаваемых социальных реалий, которые, наверное, везде похожи, а исключительно из-за Логе, Всеволода Гривнова. Это не Логе, не - это такой натуральный Кот-Бегемот в очень подходящем потрёпанном прикиде швейцара. Сам по себе вокал у него для этой партии не бест, но общий образ получился великолепный. Блистал во всех отношениях Павло Гунька в роли Альбериха. Хороши были также Лиоба Браун (Фрика), Любовь Петрова (Фрейя), Герхард Зигель (Миме) и две из трёх русалок (уже сейчас не вспомню, извиняюсь, кто именно). На самом деле и про остальных солистов плохого не скажешь - кто не совсем дотягивал вокально, компенсировал внешностью и игрой. Вот только Вотан... пока слабо представляю, на каких кондициях и эмоциях он будет вытягивать "Валькирию". Впрочем, поглядим...

Валькирия

Героями этого вечера однозначно были двое: финка Миина-Лииза Варела, прекрасно исполнившая звонкую, нервную, драматичную Зиглинду, и - человек, имени которого я, к сожалению, не могу назвать, сделавший яркого, звучного, эмоционального Вотана. Это была замена, её обозначили один раз в чате, но чат к концу трансляции свернулся. Единственное, что успела запомнить - то ли звали этого замечательного человека Джон, то ли фамилия у него была тоже от этого корня. Смутно шевелится какая-то тоже вагнеровская ассоциация с ним, но не буду рисковать и строить догадки, просто скажу, что такой супер замены никак невозможно было ожидать после "Золота Рейна", где Вотан был как раз самым слабым звеном. Единственным не очень удачным моментом с участием этого "Вотана № 2" был длинный монолог во втором акте, который совместными усилиями попытались прогнать на максимальной скорости, и получилось это не очень убедительно. В остальном - блеск, красота и браво-браво.

Хорошо, но не феерично выступили Кристиан Бенедикт (Зигмунд) и Андреас Хёрль (Хундинг). Браун (Фрика) не произвела в этой части какого-то особенного впечатления, хотя в образ вписалась. Не вписалась для меня ни вокально, ни визуально только Дженнифер Уилсон в роли Брунгильды, хотя, справедливости ради, визуальное непопадание было сильнее, а это претензии уже не к певице, а к режиссёру, костюмеру, визажистам и т.д. Вообще я эту "Валькирию" больше, наверное, не смотрела, а слушала - сначала свалилась куча неотложных дел, и я фоном отслеживала картинку краем глаза, зависая минут по пять лишь в самых кульминационных моментах. А когда в третьем акте собралась-таки включиться по полной, в трансляции вышел технический сбой, звук и видео слегка разъехались, так что смотреть на это стало возможно только на дальних планах и в оркестровых частях. Ну, финал был красивый, классически-абстрактный, весь в огненных проекциях, а так - особого криминала по ходу не было, минимализм остался минимализмом, со светом всё было путём - ничего другого точно не скажу.

Оркестр был по-прежнему на высоте, за исключением уже указанной попытки проскока нахрапом во втором акте. И вообще сам факт, что отсутствие картинки в основном совершенно не мешало, говорит в пользу высокого именно музыкального класса этой продукции, с чем всех участников ещё раз и поздравляем. Чисто за эту часть тетралогии поставила бы, наверное, четвёрку даже с небольшим плюсом, но пока надеюсь посмотреть и две оставшиеся.

Вчерашний Вотан и Ко

Вчерашний Вотан -- небезызвестный немецкий баритон Томас Йоханнес Майер (Thomas Johannes Mayer). Костюм, да и весь образ Вотана, сценическое движение, мимика, мне кажется, во многом были сделаны с Вотана сэра Джона Томлинсона (Байройтское "Кольцо" 1988 г. Гарри Купфера). Майер, кстати, также отличный Голландец. Декорации в этой постановке "Кольца", по-моему, отсылают к Адольфу Аппиа, к его классическому дизайну (точнее даже к его архитектуре) вагнеровской сцены. Насчет Дженнифер Уилсон - чувствуется класс именитого вагнеровского сопрано. Но лишний вес мешает ей, конечно, дыхание тяжеловато. Фрика решитеьно не понравилась мне - не жалую вокалистов с таким тряским вибрато.

Увы,

4

и "Зигфрид", и "Гибель богов" из датского цикла пролетели мимо меня. Особенно досадно с "Зигфридом", там Фостер Брунгильдой обещали, интересно было посмотреть, как она сейчас. Если кто видел эти две части, отпишите, пожалуйста, впечатления, хотя бы коротенько. А от себя ставлю за первые две части четвёрку с некоторым даже условным плюсиком (по гамбургскому счёту его бы не полагалось, конечно, но с учётом нераскрученности места - да).

Вагнер как наркотик

Внезапно и быстро, уже в течение 4 дней развиваетcя зависимость от этой трансляции, не только у меня, но и у аудитории, чьи аплодисменты переходили в шторм, хотя Вагнер, очевидно, не очень близок этой публике и поведение её можно было назвать неуважительным или скандинавски-неформальным.
Ну пусть, нам всем понравился этот интересный, амбициозный проект на высоком художественном уровне.

Оркестр мне показался, конечно, тоньше, чем в Байройте, и часто звучал прозрачно, понятно и иногда странно. Ведерников превосходно постиг, как отражать магию музыки в ритме и потоке, иногда с большим эффектом, и (к сожалению) он пытался добиться большого эффекта. Ну пусть.

Певцы были практически все на высоком уровне - дивные голоса.
Мы можем только спорить: пели ли они в стиле Вагнера. Это было заметно у Альбериха (Pavlo Hunka), выдающегося актера: исполнение, как должно петь Вагнера. По сравнению с ним можно было подметить слабости его партнеров, особенно в отношении вибрато. Это все, что можно сказать о Фрике. Оба Вотана выглядели немного бледно, как и Гунтер, хотя у него есть голос, в который можно влюбиться. Хаген впечатлил, но он скоро стал слабее.

В Золотым Рейне я не cмог уловить режиссерского замысла - Зигмунда, Зиглинду и Хундинга я полностью пропустил, и только в Зигфриде, казалось, стал понимать идею режиссёра. Она воплотилась в минималистской концепции с тщательно проработанной психологией и осмотрительной интерпретацией. - т.е. не нарушила и не обезобразила пьесу. Это уже неплохо. Здесь становится важнее влияние актеров. Вследствие этого Зигфрид мне понравилось больше: Миме я принял отлично, а на Зигфрида сначала нахмурился, но скоро поверил в его наивность и наглость. Torsten Kerl, по-моему, превосходный героический тенор, идеальный Зигфрид и прекрасный актер. (Кроме того я влюбился в Лесную птичку).

Обе Брунгильды (Jennifer Wilson и Сatherine Foster) действуют опьяняюще, но у Йлсона мне недоставало игры и эмоций ненависти и отчаяния.
Foster в Зигфриде: really great performance.
(отрывки здесь)

В целом, этим театральным проектом можно восхититься — тем более, что в довольно короткие сроки произошла замена Вотана и Гунтере. Спасибо также датским налогоплательщикам. Мне было интересно смотреть все спектакли в быстрой последовательности и в живой атмосфере: я мог перекусить, сварить кофе и посетить туалет только во время антракта.

Мы знаем, что старые боги и цари пока не мертвы, но уже странно пахнут: поэтому оптимистическая опера закончена режиссером прекрасным видением (женской) солидарности и союза свободных людей с природой.
Вот такая красивая мысль Вагнера.
Выключил монитор и счастливый, долго смотрел на черный квадрат.

Зигфрид

Сценография этой оперы, на мой взгляд, заметно отличалась от остального цикла. Аскетизм и классичный минимализм сменила гораздо более богатая фактура и цветовая палитра - в основном за счет светоэффектов. Мне очень понравился во втором акте световой лесной "мираж" с богатым каскадом отенков зеленого и Фафнер-змей в виде опять же световых проекций. Кстати, в сцене смерти он становится человеком - бас Андреас Хёрль вышел умирать в своем натуральном обличье. Такого решения что-то не припомню я в других постановках. По-прежнему была на высоте актерская игра.Некоторые солисты показали незаурядное комическое дарование: австрийский тенор Волфганг Аблингер-Шперхаке был просто ве-ли-ко-лепен в роли Миме - и вокально, и драматически. Исключительно смешной получилась сценка, где Зигфрид фальшивит на дудке, пытаясь привлечь птичку, - благодаря забавным рожицам, которые корчила Waldvogel Нина Лундгрен. Наверняка уважаемая Слетелена тоже пожалела бы вместе со мной, что Вотана снова "планово" пел Джеймс Джонсон - особенно по контрасту с еще свежей в памяти "Валькирией". Любимцем публики (судя по чату) был Павло Хунка-Альберих в очках, красных трениках и кроссах. Бурных восторгов не разделяю, хотя исполнение качественное и высокопрофессиональное. Прославившаяся профессиональным героизмом травмированная прошлогодняя байройтская Брунгильда-Кэтрин Фостер звучала впечатляюще - разве что, на мой вкус, местами резковато. Но безусловный корифей второй половины "Кольца" (если не всей постановки) - конечно же "mein junger Held" Зигфрид-Торстейн Керль, который звучал так же ярко, свежо, звонко, играл так же раскованно и вдохновенно в самом конце обеих опер, как и в их начале. Практически безупречное вокальное исполнение - и технически, и эмоционально. Главное, все время было ощущение, что петь столько часов кряду сложнейшую партию ему не составляет никакого труда - "поет, как дышит", так же естественно, да еще и радостно, с явным удовольствием. Может, меня и осудят строгие ревнители вагнерианских традиций, но рискну сказать,что Керль - современный Лауриц Мельхиор. Словом, "Зигфрид" совершенно удался - чего, увы, не скажу о Gotterdammerung'е.

Извините

Я надеюсь, что обзор не звучал слишком негативно - это было самое вдохновляющее представление, которое я знаю о Кольце. Действительно все замечательные певцы, Hunka и Kerl идеально, и Миссис Фостер была абсолютной highlight.
Тилеманн, по сравнению с Ведерниковом, производит просто кашу.

Да нет,

совсем не негативно и вполне по делу прозвучал ваш обзор, уважаемый abbegaliani. Вкупе с отзывом уважаемой Olgy, вызвал большое сожаление, что не видела этого "Зигфрида". Ну, может, его ещё где-нибудь выложат после - или даже удастся случаем в нужный момент зарулить в Данию :)
Вообще в последнее время наметился любопытный тренд - во многих постановках "Кольца" пиком с точки зрения и постановочной, и оркестрово-вокальной оказывается именно "Зигфрид". Случайность это или современные дирижёры и режиссёры действительно нащупали наконец правильный подход к этой самой проблемной и неровной опере цикла - не знаю...

Olga

Olga
"Керль - современный Лауриц Мельхиор"

Я бы по этой постановке сказала даже, что лучше. Может, не так классично правилен во фразировке, зато живее и мелодичнее. Но при таких сравнениях нужно учитывать, кто из них, где и что поет. В Оденсе Торстену Керлю действительно не о чем было напрягаться, там же зал совсем небольшой. А в Байройте, например, "петь как дышать" у него не совсем и не всегда так легко получается. Я бы сказала пока, что для таких сравнений Керлю стабильности и опыта не хватает. А то, что он один из двух самых перспективных сейчас Зигфридов на любой сцене, вопросов действительно не вызывает.

Гибель богов

На мой взгляд, самая слабая часть этой в целом великолепной постановки. Очень разочаровал исландский Хаген - Руни Браттаберг, который был решительно не в голосе: пел с натугой, часто мимо нот. Совершенно согласна с уважаемым abbegaliani: альпийский Гунтер-Alejandro Marco-Buhrmester и отечественно-импортная Гутруна-Любовь Петрова, обладатели иключительно красивых тембров, выглядели все же чужеродным элементом в вагнеровском мире, особенно Lyubov Petrova - как и в случае с мадам Нетребко, поющей Эльзу, даже жаль, когда такое красивое лирическое сопрано вынуждено напрягать свой вокальный аппарат для вагнеровской партии (хорошо, хоть небольшой). Так и вспоминается пародия Анны Рассел "Schreeeehrauf!!" - инструкция, как стать драматическим вагнеровским сопрано ("если у Вас красивый голос, петь партии на децибелах, от которых дохнут рыбки в аквариумах, - это бесцельная трата сил"). Зигфрид был так же блистателен, как и в предыдущей части, а вот Дженнифер Уилсон выступила послабее, чем в "Валькириии" - голос не всегда ее слушался, чувствовалось, что партия дается ей с усилием, особенно в начале длинного финального монолога. Кстати, в этой самой сцене самосожжения Брунгильды режиссерской волей случились полное взаимопонимание двух жен Зигфрида, их дружеское примирение над прахом героя и рождение их нежной дружбы с объятиями-рукопожатиями, так что именно Гутруна вкупе с русалками провожает Брунгильду на костер. Добавлю, что мужской хор был очень хорош, и снова была возможность насладиться практически безупречной игрой настоящего вагнеровского оркестра (браво, маэстро Ведерников!!) - в том числе и в главном хите заключительной части. "Траурном марше". Очень порадовало, что в этой постановке Зигфрида не носили с процессией по всй сцене (терпеть этого не могу): он остался лежащим на возвышении, и весь финал строился таким обраом, что все остальные события раворачивались вокруг его неподвижного тела, возвышавшегося над сценой и окруженного суетящимися внизу остальными персонажами, так что убитый Зигфрид оставался центром - и всех дальнейших событий, и осиротевшей, измельчавшей без него вселенной.

Качественное общеевропейское Кольцо

4

Мне, в отличие от уважаемой Ольги, не кажется, что Вагнера нужно петь всегда как-то специально по-вагнеровски. Поэтому и Павло Хунька, и Любовь Петрова, и Мина-Лиза Варела в своих партиях мне понравились и очень украсили этот спектакль. Из записных вагнерианцев на высоте были Фостер, Керль и, конечно, Майер, в своей вотановской части "Кольца" (кстати, в его вокале с Томлинсоном я мало общего нахожу, а постановку Купфера, честно говорю, мало помню). Вторую Брунгильду обсуждать не хочется, как и второго Вотана. Не везде понравились современные костюмы, где были излишне натуралистичны. В остальном - хорошая постановка, больше абстрактная на самом деле, хотя с некоторыми современными "Фишками". Ну и Маэстро Ведерникову с оркестром - отдельное спасибо. На 60% это "Кольцо", конечно, составили они. Всё было грамотно, тонко, без увлечения отдельными броскими эффектами, но тем не менее в целом очень эффектно.