Гибель богов в Софийской опере

3.5
Средняя: 3.5 (2 голосов)

Сразу скажу, что шла на спектакль с некоторым трепетом. Ожидала в лучшем случае добротной средней постановки. Но постановка впечатлила! Сценографическое решение спектакля было на высоте: два огромных белых полукольца организовывали сцену, костюмы артистов делали их инопланетянами - очевидно было, что они из другого мира. Прописанные Вагнером латы и доспехи успешно заменяло обилие металлического блеска на сцене - это и разные конструкции, и детали в костюмах, и световое решение. Очень понравилось огненное кольцо и всепожирающее пламя в конце спектакля, которое постепенно заполонило весь задник сцены. Сильно!
Довольно прямолинейно сценически была решена проблема противостояния главных героев и их окружения: Зигфрид и Брунгильда были в белом, остальные - в пестром и черном. Оркестр играл очень даже. Иногда, как полагается, киксовала медь, но в целом, все было хорошо, а голос тубы был могуч и тягуче-прекрасен. Но если поначалу к звучности оркестра еще могли быть какие-то претензии (вполне возможно, он просто щадил вокалистов, которые долго распевались и приходили в форму), то в Смерти Зигфрида коллектив добился такого мощного звучания и таких трагических красок, что за эту часть можно было простить ему абсолютно все!
Пресловутые прыжки на батуте дочерей Рейна мне понравились - остроумно, хотя очень неудобно для артистов. Даже трудно представить, как они, бедные, пели, исполняя гимнастические номера! Но в целом получилось. Вокал, конечно, был послабее, чем оркестр, но блестяще было спето единственное в опере (и вообще, редкое у Вагнера) трио, а Зигфрид к концу спектакля распелся и подарил зрителям несколько волшебных минут. Хотя при звучных и прекрасных верхах, у него начисто отсутствовала серединка и местами проваливались низы. Но какие претензии - тут приглашенные артисты не всегда справляются - а Софийская опера обошлась своими силами. Звучный баритон был у Хагена, но местами подводила вокальная техника. Оценка - твердая четверка.

Болгарский Хаген

У Хагена бас. Кстати, исполнитель Хагена и Хундинга Ангел Христов -- довольно заметная оперная величина. Хотя, конечно, не Борис Христов.

Хаген

Ну вот он и пел заметно. :) а голос у него звучал довольно высоко для баса.

Совсем другие впечатления

3

остались у меня от тех частей этого "Кольца", на которых была, а именно, от "Золота Рейна" и "Зигфрида". Постановка в первой части тетралогии откровенно провинциальна - замах на космичность в силу своей дешевизны абсолютно не проканал. Кордебалет русалок выглядел довольно посредственно, остальные перемещались по сцене ещё более невнятно. Также разностильны и маловпечатляющи, несмотря на обилие деталей, были и костюмы у всех кроме, пожалуй, Вотана. Свет и проекции были использованы процентов на 20 желательного в такой инсценировке. Женский состав солисток не понравился целиком, в мужском на нормальном уровне спели Логе, Вотан и Фазольт - остальные откровенно слабо. Единая музыкальная линия отсутствовала. Выделились четыре яркие оркестровые кульминации, особенно - с наковальнями, которая и визуально была эффектно оформлена. Но - к моему большому удивлению - этот эффектный момент не был развит вообще, красивая наковально-матричная инсталляция просто статично простояла на сцене всю нибельхаймовскую часть, никто её ровным счётом никак не использовал. Как итог - гезамткунстверк не сложился совершенно. И я даже вовсе не расстроилась, когда не смогла пойти на следующий вечер на "Валькирию", хотя потом сказали, что там всё было уже лучше.

"Зигфрид" убедил почти на четвёрку. Не считая последнего дуэта, музыкально это было динамично и стройно. Не особо раздражало даже то, что Зигфрид периодически петушил мимо нот. Хитрость с разделением визуала и вокала у Фафнера и Птицы в данном случае была действительно оправдана гезамтовым эффектом. А вышедший в третьем акте эмоциональный мелодичный Вотан вполне стёр тусклое впечатление от своего предшественника в первых двух актах (если кто напишет фамилию этого "Вотана № 3" - заранее спасибо, сама, извиняюсь, не запомнила). В "Зигфриде" мне понравился и мрачный Альберих, которому в "Золоте" напора и силы явно не хватало. В целом и визуально-декоративный компонент в этой части "Кольца" был продуманнее и сильнее, чем в "Золоте". А в третьем акте было использовано даже очень красивое сценическое решение с некой условно-космической ладьёй для дуэтов Вотана-Эрды и Зигфрида-Брунгильды. Особенно кстати оно было в финальном дуэте, сообщая диалогу героев подобающую тексту отдельность от мира. Если бы они ещё спели его хорошо... впрочем, такое вообще редко случается, чтобы кто-то собрал в цельную музыкальную конструкцию этот вагнеровский тугодумный диспут как бы о любви, так что бессмысленно каждый раз выставлять это как отдельную претензию. А голоса - ну уж какие есть. Конечно, это была вообще не Брунгильда, ни лирическая, ни драматическая, ни героическая, но по крайней мере Зигфрид присутствовал несмотря на мелкие косяки, что уже хорошо.

В общем, по этим двум частям "Кольца" у меня естественным образом выходит средняя между двойкой и четвёркой троечка. Кто смотрел остальное, играйте на повышение, если возможно :)
(На всякий случай напоминаю, что для выставления своей оценки звёздочками нужно написать мало-мальский комментарий - не ответ на другой, а именно свой коммент к основной рецензии)

Болгарские Вотаны

Хорошего Вотана, который был в "Золоте.." и в третьем действии "Зигфрида", зовут Мартин Цонев, а так-себе-Вотана спел Николай Петров, который, судя по всему, в Софии считается почтенным заслуженным ветераном.

звездочки

А почему у меня три звездочки получились, когда я четверку поставила? Так и не поняла, как их ставить. Они сами поставились. Извините за тупость.

Должно быть вот так

4

Larisa:
А почему у меня три звездочки получились, когда я четверку поставила? Так и не поняла, как их ставить. Они сами поставились. Извините за тупость.

Ответ модератора:
Есчо раз. Чтобы поставить оценку звёздочками, нужно с помощью кнопки "Добавить комментарий" оставить комментарий непосредственно к основной рецензии - в данном случае, своей же. Не к другому комменту! а именно к основной рецензии. В противном случае Вы будете только повторять уже имеющуюся среднюю оценку, которая как раз в основной рецензии и выводится. Здесь я поставила Ваши четыре звёздочки от Вашего имени, всё, больше тут ничего делать не нужно. В следующий раз Вы сможете поставить оценку сами, действуя по описанному алгоритму.

Ну, наконец-то дошло.

4

Ну, наконец-то дошло. Попробовала. Спасибо. Может, я зря это сделала, но надо же было затвердить правило, а то в следующий раз опять будет вопрос...