Новогодние матрёшки

2019Дорогие друзья, всех с наступившим Новым Годом и приближающимся Старым Новым! Всем здоровья, удачи, любви без границ и позитива без "чега"!

Завершившийся 2018 год по вагнеровской теме эпохалками у нас отмечен не был, однако любопытного и обнадёживающего произошло достаточно. Помимо возобновления питерского "Парсифаля" с интересными дебютами, стоит отметить мариинские дебюты в "Кольце" не только интересные, но и удачные. Наращивает вотано-гунтеровское присутствие Евгений Никитин, рекордно нарастил свой список до главных теноровых партий во всех четырёх операх тетралогии Михаил Векуа, и сразу две Брунгильды - Млада Худолей и Татьяна Павловская - отлично дебютировали в разных частях цикла. И это ещё не все, а только основные двигатели мариинской эпопеи.

В кои-то веки - вот ведь и вправду старожилы не упомнят - случилось своё "Кольцо" и в Москве. Гастрольное софийское. Совсем провальным этот привоз не назовёшь, были в нём моменты и духоподъёмные, однако в целом его вряд ли стоит ставить вровень с постановкой, доступной питерцам уже больше десяти лет. В особенности это касается музыкальной части, по которой кроме одного эффектного Вотана из трёх толком вспомнить нечего. И буквально тут же, через неделю, нам дали в интернет-трансляции ещё одно "Кольцо" из мало кому известного датского города Оденсе, которое как раз можно было бы считать музыкальной продукцией одного класса с мариинской. Поставил этот замечательный цикл бывший главный дирижёр Большого Театра Александр Ведерников, в Москве из Вагнера успевший сделать только "Голландца" - с чем я всех местных уже поздравляла. И поздравляю ещё раз, ибо теперь Ведерников будет руководить Михайловским театром в Петербурге.

Но - любовь, да - когда ж нам было чего жалко для наших дорогих северных гешвистеров, как, впрочем, и им для нас. Жаль только, нельзя вернуть состояние с их подарками на 1997 год... однако не будем о грустном. Ныне у нас вроде как наступил год Жёлтой Свиньи. Я, убей бог, не знаю, что это значит и как играть в такую "золотую копилку" на сайте, посвящённом разработчику собственной теории борьбы с властью золота. Потому сыграем мы в первом месяце этого года во что-нибудь более понятное, а именно

В НОВОГОДНИХ МАТРЁШЕК

Что общего между операми "Пиковая дама", "Ариадна на Наксосе" и "DIDO"? Все они так или иначе включают темы вставного номера, театра в театре, оперы в опере. Музыкально это можно реализовать по-разному - сквозным лейтмотивом, отдельным дивертисментом, сценой, актом, прибегая или не прибегая к прямым цитатам. Совсем бесцитатный вариант под условия нашей игры в матрёшки, понятно, не подходит. А для цитирования композитору нужно обладать особого рода смелостью и самоуверенностью, подкреплённой точным расчётом. При сколь угодно кратком и изящном использовании чужой известной музыки придирчивость публики-критики на предмет: "А сам-то ты что написал? Твоё личное-неповторимое тут где?", - возрастает многократно. Однако примеры удачного, принимаемого публикой-критикой цитирования при наличии ярко выраженного своего всё же встречаются. Будем считать, что применительно к цитированию Вагнера мы рассматриваем как раз такой удачный случай в отношении некоего гипотетического современного композитора. И с помощью музыкальной, драматической либо музыкально-драматической своей фантазии вам нужно выбрать пункт в опросе, представляющийся предпочтительным для реализации такого проекта или просто наиболее увлекательным в общем смысле.

Принцип "сёстры-серьги" вроде бы соблюдён, голосовать можно как на серьёзе, так и по приколу, рассуждения-предложения приветствуются. Опрос продлится до 20 февраля, после чего будет запущена новая серия в новой теме - объявление о ней постараюсь сделать заранее.

"Пепелушка"

Так можно было бы назвать современную оперу о современной Золушке - с использованием "Летучего Голландца", конечно. Если смотреть со стороны Золушек, вагнеровская история о них и для них. Была хорошая, неоцененная, ждала, дождалась - видного, богатого, желанного, но всё пошло не так... Хорошая современная пьеса одним словом.

С "Лоэнгрином", имхо, тоже можно было бы придумать что-нибудь повеселее. "Тихая Лена" вообще про другое, насколько я помню (не настаиваю, потому что помню на самом деле плохо). Но можно было бы взять для оперы "с лоэнгриновым Вагнером" какой-нибудь более современный и провокационный сюжет с каким-нибудь "спасателем человечества".

Варианты и контексты

С использованием "Лоэнгрина" в "Тихой Лене", естественно, имелись в виду не "спасатели человечества", а тема "но они были немцы". Из набора национально культивировавшихся качеств Стайн взяла одно и показала его докультивированным до полного аута. Вагнер в своей наиболее немецкой опере мифологизирует и прославляет другие из этого же набора, без малейшей критичности или иронии, то есть нисколько не пытаясь подумать, к чему это может привести. Это две стороны одной медали, и тема сентиментального вздоха над основным, очень национально романтическим лейтмотивом Лоэнгрина, по-моему, легла бы в "Тихую Лену" вполне гармонично.

На самом деле я люблю "Лоэнгрина", но в то же время хорошо представляю реакцию на него зала, по большей части состоявшего из людей в форме. В опере есть несколько сцен, на которых эти арийские подбородки гордо вздёргивались совершенно автоматически, непроизвольно, это работает только так и больше никак. При этом нет ни одной сцены, где предлагалось бы слегка охолонуться и самокритично сказать себе, что с арийскостью всё далеко не так однозначно.

Здесь, наверное, не тема для обсуждения, как нивелировать такое воздействие и нужно ли в принципе делать это сейчас, когда немцы от своих националистических заскоков избавились, по крайней мере, на 80% и являют одну из наиболее толерантных европейских демократий. Что касается "Тихой Лены" - конечно, я не думаю, что показательный Ordnung настолько заполнял существо среднего немца 100 лет назад. И уж, тем более, не может быть речи об этом теперь. Тем не менее, эти две темы остаются взаимосвязанными, важными и актуальными. И, к сожалению так получается, что здесь и сейчас - особенно. Хотя у нас понятие порядка сильно смещено в сторону дремучего традиционализма с его категорическим нежеланием воспринимать сколько-то новые, рациональные и многофакторные объяснения окружающей действительности.

Не всем ясна даже такая несложная мысль, что искусство всегда говорит об общечеловеческом. Если в произведении искусства и используются для обозначения проблемы какие-то национальные идентификаторы, то это лишний повод подумать для идентифицируемых, но никогда не повод успокоиться всем остальным: "Ну, это там у них, нас не касается". Касается всех! Утверждать, что Вагнер с его вызревшей великодержавностью это только про немцев, такая же глупость, как истерить, что Звягинцев снял кино, очерняющее Россию. Точнее говоря, это две ипостаси одной глупости, не желающей ничего про себя понимать ни на каких примерах. Оно так и работает в связке - с минимальным расхождением по пункту, а созрел ли конкретный индивид для понимания хотя бы общечеловеческого положительного аспекта написанного 160 лет назад или и это для него тёмный лес.

Однако здесь предполагаемо иногда ходят люди, воспринимающие, рассуждающие и одолевающие собственные комплексы иначе. Им, кажется, можно сказать что-то посложнее, чем "дважды два четыре", и закинуть удочку с небанальной пищей для ума, на которую они - как Вы, уважаемая Вилы Виолы, и поступили - могут нарастить собственное мясо в любом интересном им направлении.

Насчёт того, что с "Лоэнгрином" можно было бы придумать что-нибудь повеселее - безусловно, можно. Можно было бы даже предложить оперу по "Братьям Карамазовым", где основной лейтмотив "непонятого героя" сентиментально наигрывал бы одним пальцем на фортепьянах Смердяков. Однако ныне термин "смердяковщина" получил и так уже до зевоты тупое и однобокое развитие в писаниях всевозможных "точильщиков скреп" - это во-первых. А во-вторых, у опроса немного не тот формат, чтобы отрываться в каждом пункте. Это не летний трэш, а вполне милая новогодняя игрушка, где предлагается скорее немного пофантазировать, чем лихо повеселиться. Варианты для веселья тоже есть, но не для лихого, это тут незачем.

По поводу "Пепелушки, у которой всё пошло не так..." - идея понравилась. Жаль, что Вы не предложили её пораньше, можно было бы включить. А так только спасибо - любопытно и улыбнуло ))

Итог

Итоги опроса здесь, комментарий здесь.